МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС УРБ ZBT-600 ДЛЯ ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ИЗЫСКАНИЙ Российский патент 2016 года по МПК E02D1/02 

Описание патента на изобретение RU2601350C1

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к комплексу для проведения инженерно-геологических исследований грунтов в условиях его естественного залегания с помощью методов статического и динамического зондирования и бурения инженерно-геологических, изыскательских и технических скважин.

Известна мобильная буровая установка, включающая самоходное шасси с навесным оборудованием, состоящим из мачты, каретки, вращателя, штанги, механизма перемещения штанги, механизма подачи, бурильного инструмента, обсадного оборудования, RU №2538550 C1, Е21В 7/02, 10.01.2015; RU №2522472 С2, Е21В 7/02, 20.07.2014; RU №2521264 С2, Е21В 7/02, 27.06.2014; RU №2420646 С2, Е21В 7/02, 10.06.2011; RU №2392409 C1, Е21В 7/02, 20.06.2010; RU №2387785 C1, E21B 7/02, 27.04.2010; RU №2371564 C1, E21B 7/02, 27.10.2009; RU №2362868 C1, E21B 7/02, 27.07.2009; RU №2362867 C2, E21B 7/02, 27.07.2009; RU №2360093 C2, E21B 7/02, 27.07.2009; RU №2337227 C1, E21B 7/02, 27.10.2008; RU №2337226 C1, E21B 7/02, 27.10.2008; RU №2310731 C1, E21B 7/02, 20.11.2007; RU №2248437 C1, E21B 7/02, 20.03.2005; RU №2247213 C1, E21B 7/02, 27.02.2005; RU №2190076 C1, E21B 7/02, 27.09.2002; RU №152186 U1, E21B 7/02, 10.05.2015; RU №138518 U1, E21B 7/02, 20.03.2014; RU №136077 U1, E21B 7/02, 27.12.2013; RU №116561 U1, E21B 7/02, 27.05.2012; RU №95729 U1, E21B 7/02, 10.07.2010; RU №85539 U1, E21B 7/02, 10.08.2009; RU №65091 U1, E21B 7/02, 27.07.2007.

Известен вышечно-лебедочный блок мобильной буровой установки, включающий буровое основание, буровую вышку, мобильный модуль буровой лебедки, несущую конструкцию, выполненную из последовательно соединенных рам, нижней рамы и рамы-аппарели, при этом продольные балки нижней рамы и рамы-аппарели несущей конструкции установлены на направляющих и имеют ответные поверхности скольжения, RU №122686 U1, Е21В 7/02, 10.12.2012.

Известно устройство опорной направляющей буровой установки, содержащей раму, направляющую, соединенную с рамой шарнирной осью и повернутую под заранее заданный угол, рабочую часть, расположенную с возможностью подъема по направляющей при бурении, поворотный направляющий корпус, соединенный с рамой буровой установки шарнирной осью, направляющую штангу, выполненную шарнирно соединенной с возможностью поворота с направляющей, RU №2554985 C1, Е21В 7/02, 10.07.2015.

Известные мобильные буровые установки не содержат оборудования для проведения статического и динамического зондирования.

Известно устройство для динамического зондирования грунта, предназначенного для исследования физико-механических характеристик грунтов динамическим зондированием, и способ проведения динамического зондирования, RU №114066 U1, E02D 1/00, 10.03.2012; RU №2507341 С2, E02D 1/00, 20.02.2014.

Известен способ испытания грунтов статической нагрузкой при проведении инженерно-геологических изысканий полевыми методами для определения деформационных и прочностных характеристик грунтов, RU №2422588 С2, E02D 1/00, 27.06.2011; RU №2252297 C1, E02D 1/00, 20.05.2005; RU №2212494 C1, E02D 1/00, 20.09.2003.

Известна установка для статического зондирования грунта, характеризующаяся наличием транспортного средства с салоном, в котором размещены пульт управления, связанный с устройством статического зондирования, и функциональное оборудование, RU №83778 U1, E02D 1/00, 20.06.2009.

Известен способ испытания грунтов на сжимаемость статическими нагрузками при проведении инженерно-геологических изысканий, заключающийся в нагружении подготовленной поверхности грунта ступенчато возрастающей стабилизированной во времени статической нагрузкой, RU №2419706 С2, E02D 1/00, 27.05.2011.

Известна установка для статического зондирования грунта для определения физико-механических свойств грунта, включающая буровую машину, зонд с механизмом для его погружения, винтовой анкер, RU №2186903 C2, E02D 1/00, 10.08.2002.

Известна установка для статического зондирования грунта, содержащая установленные на транспортном средстве гидроцилиндры вдавливания, гидрозажим с гидроклапаном, рабочую штангу с зондом, регулятор потока и гидросистему, RU №2026920 C1, E02D 1/00, 20.01.1995; RU №2026919 C1, E02D 1/00, 20.01.1995; SU №1826558 A1, E02D 1/00, 20.08.1995; RU №2020204 C1, E02D 1/00, 30.09.1994.

Известные установки и способы проведения статического и динамического зондирования имеют индивидуальное исполнение и использование этих устройств для проведения статического и динамического зондирования в составе одного мобильного комплекса не предусмотрено.

Известен мобильный буровой комплекс, содержащий автомобильное шасси, раму, установленную на шасси, мачту, выполненную с возможностью установки в горизонтально-транспортное и вертикально-рабочее положения, пульт управления и регулирования комплексом, установленный на раме автомобильного шасси, грузовую лебедку, установленную в верхней части мачты, каретку вращателя, выполненную с корпусом в виде сварной рамы и ползуном, с установленным на нем вращателем, имеющим возможности перемещения по каретке вращателя посредством гидроцилиндра, управляемого с пульта управления и регулирования, и взаимодействия с грузовой лебедкой при выполнении бурильных работ, устройство подъема обсадной колонны, установленное в нижней части мачты и имеющее возможность взаимодействия с кареткой вращателя и с пультом управления и регулирования, гидравлические приводы, бурильное и вспомогательное оборудование, установленные на раме автомобильного шасси, RU №145811 U1, Е21В 7/02, 27.09.2014.

Данное техническое решение принято в качестве ближайшего аналога настоящего изобретения.

Мобильный буровой комплекс ближайшего аналога имеет высокие эксплуатационные качества за счет увеличения хода гидроцилиндра подачи, ускорения операций по спуску и подъему, выполнения ударно-канатного бурения, улучшения эксплуатационных характеристик грузовой лебедки, увеличения прочностных характеристик мачты, возможности выполнения дополнительных операций при проведении бурильных работ, а также возможности проведения дополнительных операций по подъему обсадной колонны.

Однако при эксплуатации ближайшего аналога не предусмотрено статическое и динамического зондирование для проведения инженерно-геологических исследований грунтов.

В основу настоящего изобретения положено решение задачи, позволяющей повысить эксплуатационные качества и расширить функциональные и эксплуатационные возможности комплекса.

Технический результат настоящего изобретения заключается в оптимальной комплектации оборудования для проведения инженерно-геологических исследований грунтов, в управлении и регулировании основными и вспомогательными процессами во время бурения, зондированием грунтов и дополнительными операциями по подъему обсадной колонны, в улучшении конструктивных элементов мачты с грузовой лебедкой и каретки с вращателем, в расширении функциональных возможностей комплекса.

Согласно изобретению эта задача решается за счет того, что многофункциональный комплекс для инженерно-геологических изысканий содержит автомобильное шасси, раму, мачту, пульт управления и регулирования комплексом, грузовую лебедку, каретку вращателя, устройство подъема обсадной колонны, гидравлические приводы, бурильное и вспомогательное оборудование.

Рама установлена на шасси. Мачта выполнена с возможностью установки в горизонтально-транспортное и вертикально-рабочее положения. Пульт управления и регулирования комплексом установлен на раме автомобильного шасси. Грузовая лебедка установлена в верхней части мачты. Каретка вращателя выполнена с корпусом в виде сварной рамы и ползуном, с установленным на нем вращателем, имеющим возможности перемещения по каретке вращателя посредством гидроцилиндра, управляемого с пульта управления и регулирования, и взаимодействия с грузовой лебедкой при выполнении бурильных работ. Устройство подъема обсадной колонны установлено в нижней части мачты и имеет возможность взаимодействия с кареткой вращателя и с пультом управления и регулирования. Гидравлические приводы, бурильное и вспомогательное оборудование установлено на раме автомобильного шасси.

Комплекс содержит установку статического зондирования, размещенную в кузове-фургоне. Кузов-фургон установлен на платформе рамы автомобильного шасси и имеет функциональное оборудование. Функциональное оборудование включает устройство статического зондирования, выполненное с возможностью управления зондированием с пульта управления и регулирования установки статического зондирования.

Комплекс содержит установку динамического зондирования, установленную в задней части рамы. Установка динамического зондирования выполнена с возможностью управления зондированием с пульта управления и регулирования комплексом. Установка динамического зондирования выполнена с возможностью перемещения по профильным направляющим, которые крепятся к профилю мачты при помощи сварки и обеспечивают перемещение каретки вращателя с возможностью перемещения мачты по ее основанию при подъеме.

Для перемещения каретки вращателя в нижней части ее корпуса выполнены нижние прижимные антифрикционные планки, обеспечивающие перемещение каретки вращателя по профильной направляющей каретки и выполненные с регулируемым зазором с помощью нижних регулировочных подкладок. В верхней части корпуса каретки вращателя выполнены верхние прижимные антифрикционные планки с верхними регулировочными подкладками для крепления ползуна к корпусу каретки вращателя. Каретка вращателя выполнена с возможностью обеспечения периодического спуска ее с установкой динамического зондирования по мере погружения колонны штанг в грунт посредством автоматизированной системы. Каретка вращателя выполнена с возможностью управления ее движением с пульта управления и регулирования. Каретка вращателя выполнена с возможностью перемещения посредством приводной цепи привода подачи.

Привод подачи установлен на верхнем торце мачты. Мачта выполнена с возможностями управления ее движением и взаимодействием с грузовой лебедкой с пульта управления и регулирования. На корпусе каретки вращателя закреплены резьбовые регулировочные проушины для крепления к приводной цепи привода подачи.

Кроме того, пульт управления и регулирования установки статического зондирования содержит рукоятки управления зондированием устройством статического зондирования.

Кроме того, на пульте управления и регулирования установкой статического зондирования размещен регулятор скорости рабочего хода устройства статического зондирования.

Кроме того, пульт управления и регулирования комплексом содержит рукоятку включения и переключатель включения установки динамического зондирования.

Кроме того, на пульте управления и регулирования комплексом размещены регулятор частоты и счетчик количества ударов установки динамического зондирования.

Заявителем не выявлены источники, содержащие информацию о технических решениях, идентичных настоящему изобретению, что позволяет сделать вывод о его соответствии критерию «новизна».

За счет реализации отличительных признаков изобретения (в совокупности с признаками, указанными в ограничительной части формулы) достигаются важные новые свойства объекта.

Наличие у комплекса установок статического и динамического зондирования, а также устройства подъема обсадной колонны расширяет функциональные и эксплуатационные возможности комплекса.

Наличие установки статического зондирования, размещение ее в кузове-фургоне, наличие функционального оборудования, в том числе, устройства статического зондирования с возможностью регулирования его работой с пульта управления повышает эксплуатационные качества и расширяет функциональные возможности комплекса.

Наличие установки динамического зондирования и возможности регулирования ее работой на пульте управления и перемещения по профильным направляющим повышает эксплуатационные качества и расширяет эксплуатационные возможности комплекса.

Выполнение мачты с профильными направляющими перемещения мачты по основанию и перемещения каретки вращателя, приваренными к профилю мачты, выполнение мачты с возможностями управления ее движением и взаимодействия с грузовой лебедкой с пульта управления и регулирования позволяет осуществлять основные и вспомогательные операции и повышает эксплуатационные качества.

Выполнение каретки вращателя с корпусом в виде сварной рамы и ползуном, имеющим возможности перемещения по каретке, выполнение каретки вращателя с нижними прижимными антифрикционными планками, обеспечивающими перемещение ее по профильной направляющей перемещения каретки вращателя, выполненными с регулируемым зазором с помощью нижних регулировочных подкладок, выполнение каретки вращателя с верхними прижимными антифрикционными планками для крепления ползуна к корпусу каретки вращателя, и выполнение на корпусе каретки вращателя резьбовых регулировочных проушин для крепления к приводу подачи позволяет улучшить конструктивные элементы каретки вращателя и повышает эксплуатационные качества.

Выполнение каретки вращателя с возможностями управления ее движением с пульта управления и регулирования и перемещения по профильным направляющим с помощью приводной цепи привода подачи позволяет проводить работы совместно с грузовой лебедкой, выполнять основные и вспомогательные операции во время бурения и расширяет эксплуатационные возможности.

Наличие у установки статического зондирования системы управления и регулирования повышает эксплуатационные качества при проведении инженерно-геологических исследований грунтов и эксплуатационные возможности комплекса.

Наличие у комплекса системы управления и регулирования установкой динамического зондирования, кареткой вращателя, мачтой и грузовой лебедкой повышает эксплуатационные качества и эксплуатационные возможности комплекса.

Заявителю не известны какие-либо публикации, которые содержали бы сведения о влиянии отличительных признаков изобретения на достигаемый технический результат. В связи с этим, по мнению заявителя, можно сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения критерию «изобретательский уровень».

Сущность изобретения поясняется чертежами:

на фиг. 1 - многофункциональный комплекс, транспортное положение, общий вид со стороны правого борта;

на фиг. 2 - многофункциональный комплекс, рабочее положение, общий вид со стороны левого борта;

на фиг. 3 - многофункциональный комплекс, рабочее положение при бурении, общий вид со стороны заднего борта;

на фиг. 4 - многофункциональный комплекс, рабочее положение при динамическом зондировании, общий вид со стороны заднего борта;

на фиг. 5 - узел А на фиг. 2, устройство статического зондирования, общий вид спереди;

на фиг. 6 - узел А на фиг. 2, панель пульта управления и регулирования установкой статического зондирования, общий вид;

на фиг. 7 - многофункциональный комплекс, панель пульта управления и регулирования комплексом, общий вид;

на фиг. 8 - узел Б на фиг. 7, пульт электроуправления комплексом, общий вид;

на фиг. 9 - многофункциональный комплекс, мачта, общий вид спереди;

на фиг. 10 - разрез В-В на фиг. 9, мачта, поперечное сечение;

на фиг. 11 - вид Г на фиг. 9, мачта, вид сбоку;

на фиг. 12 - корпус в виде сварной рамы.

На чертежах представлено:

автомобильное шасси - 1,

рама (на шасси 1) - 2,

платформа (на раме 2) - 3,

кузов-фургон для установки статического зондирования (на платформе 3) - 4,

устройство статического зондирования (установки 4) - 5,

пульт управления и регулирования (установки 4) - 6,

установка динамического зондирования (в задней части рамы 2) - 7,

мачта (в задней части рамы 2) - 8,

профиль квадратного сечения (мачты 8) - 9,

профильная направляющая для перемещения мачты по основанию (на профиле 9) - 10,

каретка вращателя (перемещается по мачте 8) - 11,

профильная направляющая для перемещения каретки вращателя (на профиле 9) - 12,

грузовая лебедка (в верхнем торце мачты 8) - 13,

привод подачи (на мачте 8 для взаимодействия с лебедкой 13) - 14,

корпус в виде сварной рамы (каретки 11) - 15,

нижние прижимные антифрикционные планки (на корпусе 15) - 16,

нижние регулировочные подкладки (для планок 16) - 17,

верхние прижимные антифрикционные планки (на корпусе 15) - 18,

нижние регулировочные подкладки (для планок 18) - 19,

резьбовые регулировочные проушины (на корпусе 15) - 20,

ползун для установки вращателя (каретки 11) - 21,

гидроцилиндр (каретки 11) - 22,

устройство подъема обсадной колонны (в нижней части мачты 8) - 23,

пульт управления и регулирования комплексом (на раме 2) - 24,

пульт электроуправления (на пульте 24) - 25,

рукоятка рабочей подачи при задавливании колонны штанг в грунт (пульт 6) - 26,

рукоятка быстрой подачи при подъеме колонны штанг (пульт 6) - 27,

фиксатор штанг при подъеме (пульт 6) - 28,

регулятор скорости рабочего хода устройства статического зондирования (пульт 6) - 29,

рукоятка для включения установки динамического зондирования (пульт 24) - 30,

переключатель включения установки динамического зондирования (пульт 25) - 31,

регулятор частоты ударов установки динамического зондирования (пульт 24) - 32,

счетчик количества ударов установки динамического зондирования (пульт 25) - 33,

рукоятка управления приводом каретки вращателя (пульт 24) - 34,

рукоятка управления медленным движением подачи каретки вращателя для подачи инструмента при бурении (пульт 24) - 35,

рукоятка управления быстрым движением подачи каретки вращателя (пульт 24) - 36,

рукоятка управления быстрым подъемом каретки вращателя (пульт 24) - 37,

рукоятка управления сдвигом каретки вращателя (пульт 24) - 38,

регулятор скорости вращения шпинделя вращателя (пульт 24) - 39,

рукоятка управления подъемом и опусканием мачты (пульт 24) - 40,

рукоятка управления мачтой при подготовке к выполнению буровых операций (пульт 24) - 41,

рукоятка включения подъема-спуска грузовой лебедки (пульт 24) - 42,

рукоятка включения свободного сброса грузовой лебедки (пульт 24) - 43,

рукоятка подъема устройства подъема обсадной колонны (пульт 24) - 44,

рукоятка зажима устройства подъема обсадной колонны (пульт 24) - 45.

Многофункциональный комплекс для инженерно-геологических изысканий содержит автомобильное шасси 1, раму 2, установку статического зондирования 4, установку динамического зондирования 7, мачту 8, каретку вращателя 11, грузовую лебедку 13, устройство подъема обсадной колонны 23, пульт управления и регулирования комплексом 24.

На раме 2, установленной на автомобильное шасси 1, закреплена платформа 3.

Установка статического зондирования 4 размещена в кузове-фургоне, установленном на платформе 3.

Установка статического зондирования 4 оснащена функциональным оборудованием, включающее, в том числе, устройство статического зондирования 5 и пульт управления и регулирования 6 установкой статического зондирования 4. Устройство статического зондирования 5 выполнено с возможностью управления зондированием с пульта управления и регулирования 6. Пульт управления и регулирования 6 содержит рукоятки рабочей подачи 26 при задавливании колонны штанг в грунт и быстрой подачи 27 при подъеме колонны штанг, фиксатор 28 штанг при подъеме и регулятор скорости 29 рабочего хода устройства статического зондирования 5.

Установка динамического зондирования 7 установлена в задней части рамы 2 и выполнена с возможностью управления зондированием с пульта управления и регулирования 24 комплексом. Пульт управления и регулирования 24 содержит рукоятку для включения 30, переключатель включения 31, регулятор частоты ударов 32 и счетчик количества ударов 33 установки динамического зондирования 7.

Мачта 8 выполнена с возможностью установки в горизонтально-транспортное и вертикально-рабочее положения. К профилю мачты 8 при помощи сварки крепятся профильные направляющие 12 и 10, обеспечивающие перемещение каретки вращателя 11 и перемещение мачты 8 по основанию при ее подъеме, соответственно.

Мачта 8 выполнена с возможностью управления ее движением с пульта управления и регулирования 24. Пульт управления и регулирования 24 содержит рукоятку управления подъемом и опусканием 40 мачты 8 и рукоятку управления 41 мачтой 8 при подготовке к выполнению буровых операций.

Грузовая лебедка 13 установлена в верхней части мачты 8.

Привод подачи 14 для взаимодействия с грузовой лебедкой 13 установлен на верхнем торце мачты 8.

Мачта 8 выполнена с возможностью управления взаимодействием с грузовой лебедкой 13 с пульта управления и регулирования 24. Пульт управления и регулирования 24 содержит рукоятку включения подъема-спуска 42 грузовой лебедки 13 и рукоятку включения свободного сброса 43 грузовой лебедки 13.

Каретка вращателя 11 имеет корпус 15 в виде сварной рамы и ползун 21. В нижней части корпуса 15 выполнены нижние прижимные антифрикционные планки 16, обеспечивающие перемещение каретки вращателя 11 по профильной направляющей каретки 12 и выполненные с регулируемым зазором с помощью нижних регулировочных подкладок 17. В верхней части корпуса 15 выполнены верхние прижимные антифрикционные планки 18 с верхними регулировочными подкладками 19 для крепления ползуна 21 к корпусу 15 каретки вращателя 11.

Ползун 21 выполнен с отверстиями для крепления вращателя. Вращатель имеет возможность взаимодействия с грузовой лебедкой 13 при выполнении бурильных работ. Вращатель имеет возможность перемещения по каретке вращателя 11 посредством гидроцилиндра 22.

Каретка вращателя 11 выполнена с возможностью перемещения посредством приводной цепи привода подачи 14.

На корпусе 15 каретки вращателя 11 закреплены резьбовые регулировочные проушины 20 для крепления к приводной цепи привода подачи 14.

Каретка вращателя 11 выполнена с возможностью обеспечения периодического спуска ее с установкой динамического зондирования 7 по мере погружения колонны штанг в грунт посредством автоматизированной системы.

Каретка вращателя 11 выполнена с возможностью управления ее движением с пульта управления и регулирования 24. Пульт управления и регулирования 24 содержит рукоятки: управления приводом 34 каретки вращателя 11, управления медленным движением подачи 35 каретки вращателя 11 для подачи инструмента при бурении, управления быстрым движением подачи 36 каретки вращателя 11, управления быстрым подъемом 37 каретки вращателя 11 и управления сдвигом 38 каретки вращателя 11, а также регулятор скорости вращения 39 шпинделя вращателя.

Устройство подъема обсадной колонны 23 установлено в нижней части мачты 8 и имеет возможности взаимодействия с кареткой вращателя 11 и с пультом управления и регулирования 24. Пульт управления и регулирования 24 содержит рукоятки: подъема 44 и зажима 45 устройства подъема обсадной колонны 23.

Пульт управления и регулирования 24 комплексом, гидравлические приводы, бурильное и вспомогательное оборудование установлены на раме автомобильного шасси 1.

Способ эксплуатации мобильного бурового комплекса осуществляют следующим образом.

Подготовка бурового комплекса к работе.

Буровой комплекс должен располагаться на выровненной горизонтальной площадке. Перед началом работ проверяют: наличие масла в картерах механизмов и баке гидросистемы, открытие кранов на масляном баке для подачи рабочей жидкости к насосам, уровень рабочей жидкости в гидросистеме.

Производят заправку рабочей жидкости в гидросистему только в транспортном положении комплекса.

В транспортном положении отворачивают транспортировочный рым-болт на передней стойке мачты 8, фиксирующий ее в транспортном положении.

В кабине автомобиля выжимают сцепление, устанавливают раздаточную коробку в нейтральное положение, включают прямую передачу коробки передач и плавно отпускают сцепление.

В пульте управления и регулирования рукояткой управления газом (не показана) устанавливают необходимые для работы обороты двигателя (800…1200 об/мин).

Выдвигают гидроопоры (не показаны) до соприкосновения с грунтом. Для этого рукоятки выдвижения (не показаны) гидроопор переводят в крайнее нижнее положение.

Поднимают платформу 3 до отрыва колес от грунта, одновременно приводят ее в горизонтальное положение по индикатору угла наклона.

Выдвигают гидроопоры равномерно, не допуская чрезмерного перекоса рамы 2 с платформой 3 и деформации кузова-фургона 4.

Для проведения буровых работ или динамического зондирования поднимают мачту 8 на требуемый угол (60…90°) рукояткой управления подъемом 40 мачты 8.

Включают выдвижение мачты 8 по профильной направляющей 10 перемещения мачты 8 рукояткой управления 41 мачтой 8 при подготовке к выполнению буровых операций.

Мачта 8 начнет двигаться вниз, после упора в грунт отпускают рукоятку управления опусканием 40.

Мачта 8 должна надежно упираться в грунт, чтобы воспринимать осевые нагрузки при проведении бурения.

Приступают к буровым работам или динамическому зондированию.

Для проведения статического зондирования поднимают мачту 8 на угол 45° рукояткой управления подъемом и опусканием 40.

Проводят фиксирование задней части кузова-фургона 4 и пристают к статическому зондированию.

Подготовку бурового комплекса к транспортировке производят в обратном порядке.

Проведение статического зондирования.

Проверяют горизонтальность положения по указателю, при необходимости корректируют положение рукояток управления гидроопорами.

Приводят на пульте управления и регулирования 6 рукоятку 26 рабочей подачи при задавливании колонны штанг в грунт в нижнее положение. Управление процессом задавливания повторяют, контролируя количество штанг при подъеме по фиксатору 28.

При необходимости регулируют скорость рабочего задавливания с помощью регулятора скорости 29 рабочего хода устройства статического зондирования 5 (согласно ГОСТ 19912-2001).

Усилие задавливания контролируют по манометру (не показан). При задавливании не допускают наклон и боковые смещения платформы 3 бурового комплекса, которые могут возникнуть при превышении допустимого усилия задавливания.

Подъем колонны штанг устройства статического зондирования 5 осуществляют рукояткой быстрой подачи 27 на пульте управления и регулирования 6.

Проведение динамического зондирования.

Каретку вращателя 11 сдвигают до упора в рабочее положение установки динамического зондирования 7.

По вертикали каретку вращателя 11 устанавливают на расстояние 1,5 м от наковальни до грунта.

Каретку вращателя 11 опускают до упора наконечника в грунт и еще на 120-140 мм для обеспечения хода наковальни при ударах молота.

Переключателем включения 31 установки динамического зондирования 7 подают питание на пульт электроуправления 25.

Обнуляют показания счетчика количества ударов 33 установки динамического зондирования 7.

Включают гидромотор установки динамического зондирования 7 рукояткой включения 30. После погружения на каждые 100 мм происходит автоматический спуск каретки вращателя 11 на 100 мм. После погружения на 1 м выключают гидромотор установки динамического зондирования 7, выключают переключатель включения 31, поднимают каретку вращателя 11, затем устанавливают следующую штангу и продолжают работу.

При необходимости регулируют частоту ударов молота регулятором 32 на пульте управления и регулирования 6.

Мобильный буровой комплекс осуществляет бурение инженерно-геологических, изыскательских и технических скважин при одновременном исследовании грунта посредством статического и динамического зондирования.

Заявленный «Многофункциональный комплекс УРБ ZBT-600 для инженерно-геологических изысканий» изготовлен промышленным способом ООО «завод буровых технологий» и проведенные опытные работы по бурению инженерно-геологических и изыскательских скважин обусловливают, по мнению заявителя, соответствие его критерию «промышленная применимость».

Предложенный многофункциональный комплекс для инженерно-геологических изысканий позволяет:

- повысить эксплуатационные качества комплекса;

- расширить функциональные возможности комплекса;

- расширить эксплуатационные возможности комплекса.

Похожие патенты RU2601350C1

название год авторы номер документа
УСТАНОВКА ДЛЯ СТАТИЧЕСКОГО ЗОНДИРОВАНИЯ ГРУНТОВ. УСТРОЙСТВО СТАТИЧЕСКОГО ЗОНДИРОВАНИЯ ДЛЯ НЕЕ 2015
  • Кондратьев Роман Александрович
  • Никанов Сергей Валентинович
  • Ташматов Валерий Валерьевич
  • Голубков Владимир Леонидович
RU2601638C1
БУРОВАЯ ЭЛЕКТРОМАШИНА (ВАРИАНТЫ) 2022
  • Черняк Александр Владимирович
  • Кузнецов Антон Евгеньевич
  • Кардаполов Виталий Михайлович
  • Афонин Александр Игоревич
  • Пантелеев Олег Юрьевич
  • Пузырев Александр Николаевич
  • Орловский Антон Александрович
RU2793524C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКОГО ЗОНДИРОВАНИЯ ГРУНТОВ 2015
  • Кондратьев Роман Александрович
  • Никанов Сергей Валентинович
  • Ташматов Валерий Валерьевич
  • Пестовников Роман Сергеевич
  • Главатских Кирилл Александрович
RU2601637C1
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ИЗЫСКАНИЙ 2019
  • Болдырев Геннадий Григорьевич
  • Болдырева Елена Геннадьевна
  • Идрисов Илья Хамитович
RU2706284C1
Мобильный комплекс забуривания и испытания анкеров 2019
  • Бояров Андрей Владимирович
  • Бухарин Константин Геннадьевич
RU2716180C1
Установка для инженерно-геологических работ 1971
  • Аванесян В.А.
  • Гаубих В.И.
  • Карпов А.П.
  • Рубинштейн А.Б.
  • Слоевский Ф.И.
SU386063A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ БУРЕНИЯ И ЗОНДИРОВАНИЯ 2019
  • Болдырев Геннадий Григорьевич
  • Болдырева Елена Геннадьевна
  • Идрисов Илья Хамитович
RU2712897C1
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ГРУНТА СТАТИЧЕСКОЙ НАГРУЗКОЙ 2002
  • Каширский В.И.
RU2212494C1
УСТАНОВКА ДЛЯ БУРОВОГО ЗОНДИРОВАНИЯ 2012
  • Болдырев Геннадий Григорьевич
  • Елатонцев Аркадий Иванович
  • Идрисов Илья Хамитович
  • Краснов Герман Ильич
  • Кушнир Леонид Григорьевич
RU2541977C2
Установка для завинчивания винтовых анкеров 2021
  • Мартюченко Игорь Гаврилович
  • Зенин Максим Иванович
  • Рузляев Андрей Алексеевич
RU2775250C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 601 350 C1

Реферат патента 2016 года МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС УРБ ZBT-600 ДЛЯ ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ИЗЫСКАНИЙ

Изобретение относится к строительству, а именно к области проведения инженерно-геологических исследований грунтов в условиях их естественного залегания с помощью методов статического и динамического зондирования. Многофункциональный комплекс для инженерно-геологических изысканий содержит автомобильное шасси, раму, установленную на шасси, мачту, выполненную с возможностью установки в горизонтально-транспортное и вертикально-рабочее положения, пульт управления и регулирования комплексом, установленный на раме автомобильного шасси, грузовую лебедку, установленную в верхней части мачты, каретку вращателя, выполненную с корпусом в виде сварной рамы и ползуном, с установленным на нем вращателем, имеющим возможности перемещения по каретке вращателя посредством гидроцилиндра, управляемого с пульта управления и регулирования, и взаимодействия с грузовой лебедкой при выполнении бурильных работ, устройство подъема обсадной колонны, установленное в нижней части мачты и имеющее возможность взаимодействия с кареткой вращателя и с пультом управления и регулирования, гидравлические приводы, бурильное и вспомогательное оборудование, установленные на раме автомобильного шасси. Комплекс содержит установку статического зондирования, размещенную в кузове-фургоне, установленном на платформе рамы автомобильного шасси, имеющую функциональное оборудование, включающее устройство статического зондирования, выполненное с возможностью управления зондированием с пульта управления и регулирования установки статического зондирования. Комплекс содержит также установку динамического зондирования, установленную в задней части рамы и выполненную с возможностью управления зондированием с пульта управления и регулирования комплексом и с возможностью перемещения по профильным направляющим, которые крепятся к профилю мачты при помощи сварки и обеспечивают перемещение каретки вращателя и с возможностью перемещения мачты по ее основанию при подъеме. Для перемещения каретки вращателя в нижней части ее корпуса выполнены нижние прижимные антифрикционные планки, обеспечивающие перемещение каретки вращателя по профильной направляющей каретки и выполненные с регулируемым зазором с помощью нижних регулировочных подкладок. В верхней части ее корпуса выполнены верхние прижимные антифрикционные планки с верхними регулировочными подкладками для крепления ползуна к корпусу каретки вращателя. Каретка вращателя выполнена с возможностью обеспечения периодического спуска ее с установкой динамического зондирования по мере погружения колонны штанг в грунт посредством автоматизированной системы, управления ее движением с пульта управления и регулирования и с возможностью перемещения посредством приводной цепи привода подачи. Привод подачи установлен на верхнем торце мачты, выполненной с возможностями управления ее движением и взаимодействием с грузовой лебедкой с пульта управления и регулирования. На корпусе каретки вращателя закреплены резьбовые регулировочные проушины для крепления к приводной цепи привода подачи. Технический результат состоит в повышении эксплуатационного качества комплекса и расширении функциональных и эксплуатационных возможностей комплекса 4 з.п. ф-лы, 12 ил.

Формула изобретения RU 2 601 350 C1

1. Многофункциональный комплекс для инженерно-геологических изысканий, содержащий автомобильное шасси, раму, установленную на шасси, мачту, выполненную с возможностью установки в горизонтально-транспортное и вертикально-рабочее положения, пульт управления и регулирования комплексом, установленный на раме автомобильного шасси, грузовую лебедку, установленную в верхней части мачты, каретку вращателя, выполненную с корпусом в виде сварной рамы и ползуном, с установленным на нем вращателем, имеющим возможности перемещения по каретке вращателя посредством гидроцилиндра, управляемого с пульта управления и регулирования, и взаимодействия с грузовой лебедкой при выполнении бурильных работ, устройство подъема обсадной колонны, установленное в нижней части мачты и имеющее возможность взаимодействия с кареткой вращателя и с пультом управления и регулирования, гидравлические приводы, бурильное и вспомогательное оборудование, установленные на раме автомобильного шасси, отличающийся тем, что комплекс содержит установку статического зондирования, размещенную в кузове-фургоне, установленном на платформе рамы автомобильного шасси, имеющую функциональное оборудование, включающее устройство статического зондирования, выполненное с возможностью управления зондированием с пульта управления и регулирования установки статического зондирования, комплекс содержит также установку динамического зондирования, установленную в задней части рамы и выполненную с возможностью управления зондированием с пульта управления и регулирования комплексом и с возможностью перемещения по профильным направляющим, которые крепятся к профилю мачты при помощи сварки и обеспечивают перемещение каретки вращателя и с возможностью перемещения мачты по ее основанию при подъеме, а для перемещения каретки вращателя в нижней части ее корпуса выполнены нижние прижимные антифрикционные планки, обеспечивающие перемещение каретки вращателя по профильной направляющей каретки и выполненные с регулируемым зазором с помощью нижних регулировочных подкладок, а в верхней части ее корпуса выполнены верхние прижимные антифрикционные планки с верхними регулировочными подкладками для крепления ползуна к корпусу каретки вращателя, каретка вращателя выполнена с возможностью обеспечения периодического спуска ее с установкой динамического зондирования по мере погружения колонны штанг в грунт посредством автоматизированной системы, управления ее движением с пульта управления и регулирования и с возможностью перемещения посредством приводной цепи привода подачи, при этом привод подачи установлен на верхнем торце мачты, выполненной с возможностями управления ее движением и взаимодействием с грузовой лебедкой с пульта управления и регулирования, а на корпусе каретки вращателя закреплены резьбовые регулировочные проушины для крепления к приводной цепи привода подачи.

2. Многофункциональный комплекс по п. 1, отличающийся тем, что пульт управления и регулирования установки статического зондирования содержит рукоятки управления зондированием устройством статического зондирования.

3. Многофункциональный комплекс по п. 1, отличающийся тем, что на пульте управления и регулирования установкой статического зондирования размещен регулятор скорости рабочего хода устройства статического зондирования.

4. Многофункциональный комплекс по п. 1, отличающийся тем, что пульт управления и регулирования комплексом содержит рукоятку включения и переключатель включения установки динамического зондирования.

5. Многофункциональный комплекс по п. 1, отличающийся тем, что на пульте управления и регулирования комплексом размещены регулятор частоты и счетчик количества ударов установки динамического зондирования.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2601350C1

0
SU145811A1
Устройство для механической сортировки леса на продольной бревнотаске по длине и диаметру 1949
  • Смирнов П.И.
SU83778A1
УСТАНОВКА ДЛЯ СТАТИЧЕСКОГО ЗОНДИРОВАНИЯ ГРУНТА 1991
  • Асан-Джалалов Алексей Георгиевич[By]
  • Насыбулин Евгений Хакимович[By]
  • Оменцов Феликс Исаакович[By]
RU2026920C1
УСТАНОВКА ДЛЯ СТАТИЧЕСКОГО ЗОНДИРОВАНИЯ ГРУНТОВ 2000
  • Гвоздик В.И.
RU2186903C2
Устройство для зондирования грунтов 1989
  • Ильичев Вячеслав Васильевич
SU1649034A1
СПОСОБ УДАРНОГО ЗОНДИРОВАНИЯ ГРУНТОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2009
  • Каширский Владимир Иванович
  • Дмитриев Сергей Владимирович
RU2422588C2
Прибор для записи горизонтальной проекции пройденного пути 1929
  • Швецов Г.В.
SU15983A1
ТРОФИМЕНКОВ Ю.Г
и др
Полевые методы исследования строительных свойств грунтов, Москва, Стройиздат, 1981, с.134-152.

RU 2 601 350 C1

Авторы

Кондратьев Роман Александрович

Никанов Сергей Валентинович

Ташматов Валерий Валерьевич

Болдырев Геннадий Григорьевич

Пестовников Роман Сергеевич

Главатских Кирилл Александрович

Голубков Владимир Леонидович

Даты

2016-11-10Публикация

2015-11-05Подача