Способ динамических испытаний пролётных строений Российский патент 2017 года по МПК G01M7/00 

Описание патента на изобретение RU2608332C1

Изобретение относится к способам динамических испытаний пролетных строений (ПС) и может быть использовано при испытании автодорожных и городских мостов.

При проведении динамических испытаний ПС часто бывает нужно измерить декремент его колебаний. Для правильных измерений необходимо, чтобы измеренные значения не зависели от амплитуды «испытательных» колебаний. Последнее возможно только при условии, что амплитуда колебательных напряжений σ≥0,02R, R - расчетное сопротивление материала [А.В. Александров, В.Д. Потапов, В.Б. Зылев. Строительная механика. Книга 2 - Динамика и устойчивость упругих систем. Москва: "Высшая школа", 2008, с. 41].

Такие измерения можно провести, воспользовавшись известным способом контроля технического состояния пролетного строения (ПС), включающим воздействие на ПС динамической нагрузки в виде периодически повторяющихся импульсов, которая создается с помощью ударного механизма, жестко закрепленного в центре ПС [патент РФ №2194978]. Такой способ позволяет возбудить колебания ПС с нужной частотой и амплитудой. Недостатком способа является относительная сложность и трудоемкость его применения: нужен массивный и мощный ударный механизм и нужно провести работу по его жесткому закреплению и удалению без повреждения ПС.

От этого недостатка свободен известный способ динамических испытаний пролетных строений, по которому возмущающие динамические силы в виде периодически повторяющихся импульсов создают посредством проезда двухосного автомобиля по порожкам (доскам, уложенным поперек проезда) [СНиП 3.06.07-86. Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний, пункт 3.21]. Практически всегда можно найти автомобиль достаточно большой массы, однако способ не гарантирует, что колебания ПС будут возбуждены на собственной частоте.

Целью изобретения является упрощение способа и расширение диапазона его применения.

Для этого пропускают по ПС автомобиль, причем предварительно укладывают поперек проезда пороги (доски), а расстояния между ними выбирают по формуле:

L=VT,

где L - расстояние между порогами,

Т - период собственных колебаний ПС,

V - скорость автомобиля.

Автомобиль при движении по ПС совершает прыжки с порогов, воздействуя на ПС всеми колесами, и создает тем самым возмущающие динамические силы в виде импульсов, повторяющихся с частотой собственных колебаний ПС. Массу автомобиля выбирают возможно большей, а число порогов при необходимости увеличивают до достижения амплитудой колебаний достаточной величины.

На фигуре 1 приведена фотография ПС с разложенными досками. На фигуре 2 изображена диаграмма деформаций при возбуждении колебаний первой формы.

Реализация способа показана на примере динамических испытаний моста в г. Волгограде.

Период прилагаемой силы должен совпадать с расчетным периодом колебаний пролетного строения для данной формы. По окончании действия раскачивающей силы производится хронографическая запись напряжений в нагружаемом пролете. Определение декремента колебаний производится при помощи прямого преобразования Фурье полученных хронограмм.

Методика создания периодически изменяемой силы для раскачивания пролетного строения на заданной частоте была принята следующая:

1. На середине испытываемого пролета устанавливается порожек (доска толщиной 40-50 мм).

2. От этой доски с постоянным интервалом вдоль пролета устанавливается еще 5 таких же досок. Интервал выбирается таким образом, чтобы автомобиль, проезжая через эти порожки с постоянной скоростью (была выбрана скорость 20 км/час), совершал прыжки с периодом, равным периоду возбуждаемых колебаний.

В таблице приводятся данные положения досок для возбуждения колебаний первых трех форм. На фигуре 1 показан момент начала движения грузовика по расставленным для возбуждения колебаний на первой форме доскам.

Датчиком для динамических испытаний служил электронный тензометр РФ206, входящий в состав компьютерной измерительной системы «КИС-ИМИДИС», установленный на ребре нижней ребристой плиты в середине пролета возле левой стенки коробки. База измерений равнялась 100 мм.

На фигуре 2 показана диаграмма деформаций, полученная при возбуждении колебаний (тонкая кривая) и та же диаграмма после фильтрации нижних частот (толстая кривая, частота среза фильтра равна 2 Гц). Как видно из диаграммы, при каждом прыжке через порожек возникают вынужденные колебания с частотой около 3,5 Гц, вызванные колебаниями подрессоренной массы автомобиля. Одновременно возникают и низкочастотные колебания, частота которых близка к частоте собственных колебаний пролетного строения. Амплитуда этих колебаний составляет примерно 30 кг/см2, так что декремент колебаний ПС уже не зависит от ее величины.

Похожие патенты RU2608332C1

название год авторы номер документа
Способ мониторинга технического состояния мостовых сооружений в процессе их эксплуатации (варианты) 2017
  • Кузьменко Александр Павлович
  • Сабуров Владимир Сергеевич
RU2650812C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЖЕСТКОСТИ И ПРОЧНОСТИ АВТОДОРОЖНЫХ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МОСТОВ 2011
  • Кашковский Виктор Владимирович
  • Устинов Владимир Валентинович
  • Баранов Тимофей Михайлович
RU2498255C2
СПОСОБ ВИБРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ МОСТОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ 2005
  • Селиванова Татьяна Валентиновна
  • Бочкарев Николай Николаевич
  • Картопольцев Андрей Владимирович
RU2284489C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПОВРЕЖДЕНИЙ КОНСТРУКЦИЙ ПРИ ЦИКЛИЧЕСКИХ НАГРУЗКАХ 1991
  • Звягинцев А.Н.
  • Игнатьев Е.Г.
  • Ивановский А.Б.
  • Исаев А.И.
  • Кириченко М.Б.
  • Кашаев С.К.
  • Новак Ю.В.
  • Павлов Е.И.
  • Палагин М.Л.
  • Савин Г.Е.
  • Коротков А.Н.
RU2089874C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТАЛЕЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ 2009
  • Бокарев Сергей Александрович
  • Снежков Игорь Иванович
  • Соловьев Леонид Юрьевич
  • Цветков Дмитрий Николаевич
  • Яшнов Андрей Николаевич
RU2411478C2
КОМПЛЕКТ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ ДЛЯ ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКИ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ АВТОДОРОЖНЫХ МОСТОВ 2022
  • Луговцев Евгений Анатольевич
  • Шевчук Александр Борисович
  • Уталиев Карим Николаевич
RU2809812C1
Система контроля и диагностики искусственных сооружений 2019
  • Дзюба Юрий Владимирович
  • Охотников Андрей Леонидович
  • Павловский Андрей Александрович
RU2717693C1
МЕТОД ОЦЕНКИ ВЕЛИЧИНЫ ИЗНОСА ВТУЛКИ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ, ВЫПОЛНЕННОЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ 2019
  • Данилюк Александр Яковлевич
  • Памфилов Евгений Анатольевич
  • Пыриков Павел Геннадьевич
RU2738600C1
СПОСОБ ПОДБОРА СПОРТИВНОГО ИНВЕНТАРЯ С УЧЕТОМ РЕОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СНЕЖНОЙ ТРАССЫ 2019
  • Рязанов Александр Геннадьевич
  • Рязанов Антон Александрович
RU2706243C1
СПОСОБ МОНИТОРИНГА МОСТОВОГО ПЕРЕХОДА В ПРОЦЕССЕ ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИИ 2002
  • Шульман Зиновий Иосифович
  • Ликверман А.И.
  • Распоров О.Н.
  • Теплов А.А.
  • Макаров В.Н.
RU2250444C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 608 332 C1

Реферат патента 2017 года Способ динамических испытаний пролётных строений

Изобретение относится к области измерительной техники, в частности к методам испытаний пролетных строений, и может быть использовано при испытании автодорожных и городских мостов. Способ заключается в создании возмущающих динамических сил в виде периодически повторяющихся импульсов, приложенных к пролетному строению (ПС). Для генерации импульсов с частотой собственных колебаний (ПС) пропускают по ПС автомобиль, причем предварительно укладывают поперек проезда пороги, а расстояния между ними выбирают с учетом периода собственных колебаний ПС и скорости автомобиля. Автомобиль при движении по ПС совершает прыжки с порогов, воздействуя на ПС всеми колесами, и создает тем самым возмущающие динамические силы в виде импульсов. Массу автомобиля выбирают возможно большей, а число порогов при необходимости увеличивают до достижения амплитудой колебаний величины, достаточной для точного измерения декремента колебаний ПС. 2 ил., 1 табл.

Формула изобретения RU 2 608 332 C1

Способ динамических испытаний пролетных строений, по которому создают возмущающие динамические силы в виде периодически повторяющихся импульсов, приложенных к пролетному строению, для чего пропускают по пролетному строению автомобиль, причем предварительно укладывают поперек проезда пороги (доски), отличающийся тем, что расстояния между порогами выбирают по формуле:

L=VT,

где L - расстояние между порогами,

Т - период собственных колебаний ПС,

V - скорость автомобиля.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2608332C1

Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов 1921
  • Ланговой С.П.
  • Рейзнек А.Р.
SU7A1
СПОСОБ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ДОРОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ 2007
  • Белоногов Леонид Борисович
  • Акулич Юрий Владимирович
  • Беляев Дмитрий Сергеевич
RU2350918C1
Вибрационная машина для возбуждения искусственных колебаний в мостовых фермах 1929
  • Долинжев А.И.
SU30188A1

RU 2 608 332 C1

Авторы

Хазанов Михаил Львович

Леви Александр Владимирович

Курыпов Алексей Александрович

Лысенков Александр Викторович

Хохлов Сергей Алексеевич

Коростелева Людмила Сергеевна

Медведева Татьяна Валерьевна

Даты

2017-01-17Публикация

2015-08-24Подача