Преобразователь тяговый тепловоза Российский патент 2017 года по МПК B60L11/06 H02M9/06 B60L1/00 

Описание патента на изобретение RU2612066C1

Изобретение относится к областям электротехники и железнодорожного транспорта, в частности к преобразованию переменного тока в стабильный по напряжению постоянный с последующим преобразованием его в регулируемый постоянный и переменный для питания тяговых двигателей, собственных нужд тепловоза и внешних потребителей транспортных средств, в частности маневровых тепловозов ТЭМ31М с коллекторными тяговыми двигателями.

Известно изобретение «Тяговый электропривод постоянного тока» по патенту РФ №2440900 с датой приоритета от 25.08.2010 г., в тяговом приводе которого электродвигатели постоянного тока подключены к выходу преобразователя напряжения, вход которого предназначен для подключения источника трехфазного напряжения.

Известен тяговый электропривод транспортного средства из патента РФ №2309057 с датой приоритета от 23.12.2005 г., содержащий тяговые электродвигатели постоянного тока последовательного возбуждения, подключенные к выходу преобразователя напряжения, параллельно обмоткам возбуждения тяговых электродвигателей включены регуляторы токов возбуждения.

Недостатком данных технических решений являются отсутствие возможности задания тока возбуждения больше тока якоря и обеспечения рекуперативного торможения.

Из уровня техники известен силовой полупроводниковый преобразователь для тепловоза с питанием трехфазным переменным током от синхронного дизель-генератора с системой вертикального воздушного охлаждения по патенту РФ №73566 на полезную модель с датой приоритета от 29.01.2008 г., содержащий систему контроля и управления каналами преобразования электрической энергии в режиме электрического торможения.

Недостатком силового полупроводникового преобразователя является отсутствие возможности рекуперативного торможения.

Известна электрическая передача тепловоза из патента РФ №150714 на полезную модель с датой приоритета от 18.07.2014 г., содержащая дизель с регулятором для стабилизации частоты вращения и синхронный генератор, к статорным обмоткам которого посредством преобразователя электроэнергии подключены тяговые электродвигатели. Электрическая передача дополнительно содержит источник переменного трехфазного напряжения нормальной частоты для электропитания стационарных потребителей, выполненный как непосредственный преобразователь частоты.

Недостатком данного технического решения является отсутствие возможности обеспечения работы тяговых двигателей в режиме электрического рекуперативного торможения.

Наиболее близким техническим решением является изобретение «Силовой полупроводниковый преобразователь для тепловоза с питанием трехфазным переменным током от синхронного дизель-генератора с системой вертикального воздушного охлаждения» по патенту РФ №2342260 с датой приоритета от 29.11.2007 г., содержащее группы силовых полупроводниковых тиристорных модульных блоков, собранных в шесть трехфазных электрических тиристорных мостов с образованием первого, второго, третьего, четвертого, пятого и шестого каналов преобразования электрической энергии, соединенных с внутренними фазными токопроводящими шинами трехфазного переменного тока и шинами выпрямленного тока каждого канала преобразования. При этом содержит блок управления каналами преобразования с элементами защиты каждого канала.

Недостатком прототипа является отсутствие возможности регулирования тока возбуждения и работы в режиме рекуперативного торможения.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является расширение функциональных возможностей преобразователя тягового, а именно расширение диапазона регулирования возбуждения тяговых двигателей тепловоза и формирование стабильного постоянного напряжения электроснабжения вспомогательных машин, собственных нужд тепловоза и дополнительных нагрузок, устанавливаемых на тепловоз или подключаемых к нему.

Техническими результатами изобретения являются обеспечение постоянства электропитания тепловоза в широком диапазоне скоростей вращения тягового генератора, расширение диапазона регулирования силы тяги за счет регулирования возбуждения тяговых двигателей посредством управления токами возбуждения тяговых двигателей и возможность обеспечения работы тяговых двигателей в режиме электрического рекуперативного торможения. Заявляемое изобретение обеспечивает величину выходного напряжения, требуемую и необходимую для питания частотных преобразователей для общепромышленных асинхронных двигателей.

Технические результаты обеспечиваются за счет того, что преобразователь тяговый тепловоза содержит n-число каналов преобразования электрической энергии, которые представлены преобразователем частоты дизель-генератора, n-числом конверторов, устройством управления током возбуждения, соединенных внутренними токопроводящими шинами. При этом преобразователь частоты дизель-генератора соединен с n-числом конверторов и устройством управления током возбуждения. Преобразователь частоты дизель-генератора, n-число конверторов, устройство управления током возбуждения содержат программное обеспечение, позволяющее осуществлять управление и защиту собственного канала питания. Устройство управления током возбуждения включает в себя блок гальванической развязки и блок управления током возбуждения. Преобразователь тяговый тепловоза может содержать инвертор для питания собственных нужд тепловоза и внешних потребителей, устройство электродинамического торможения, модуль охлаждения.

К каналам преобразования электрической энергии, соединенным внутренними токопроводящими шинами, относятся:

- каналы обеспечения электропитанием промежуточной шины фиксированным напряжением (преобразователь частоты дизель-генератора);

- каналы управления током якоря (конверторы);

- каналы управления током возбуждения (устройство управления током возбуждения);

- каналы питания собственных нужд тепловоза и внешних потребителей (инвертор);

- канал электродинамического торможения (устройство электродинамического торможения).

На фигуре 1 представлен габаритный чертеж преобразователя тягового тепловоза.

На фигуре 2 представлена структурная схема преобразователя тягового тепловоза.

Преобразователь тяговый 1 тепловоза содержит n-число каналов преобразования электрической энергии, соединенных внутренними токопроводящими шинами. Каналы преобразования электрической энергии, обеспечивающие электропитание промежуточной шины фиксированным напряжением, формируются преобразователем частоты дизель-генератора 2. Каналы управления током якоря формируются n-числом конверторов 3. Каналы управления током возбуждения формируются устройством управления током возбуждения 4, который включает в себя блок гальванической развязки 5 и блок управления током возбуждения 6. Каналы питания собственных нужд тепловоза и внешних потребителей формируются инвертором 7. Канал электродинамического торможения формируется устройством электродинамического торможения 8. Преобразователь частоты дизель-генератора 2 соединен токопроводящими шинами с n-числом конверторов 3 и устройством управления током возбуждения 4. Элементы 2, 3, 5, 6, 7, 8 содержат систему диагностики и систему автоматического регулирования выходных параметров для осуществления внутренней диагностики и передачи результатов диагностирования в систему управления тепловоза за счет программного обеспечения, выполняющего программный контроль. Преобразователь тяговый 1 может содержать модуль охлаждения 9, который может быть выполнен с принудительным воздушным охлаждением с замкнутыми жидкостными контурами.

Преобразователь тяговый работает следующим образом.

Входное трехфазное напряжение 400 В с дизель-генератора тепловоза поступает на вход блока преобразователя частоты дизель-генератора 2, который преобразует его в напряжение 560 В постоянного тока и выдает на n-число конверторов 3 и устройство управления током возбуждения 4, соединенных параллельно с помощью токопроводящих шин. В режиме рекуперативного торможения дизель-генератор может использоваться как потребитель рекуперативной энергии.

Преобразователь частоты дизель-генератора 2 обеспечивает преобразование входного переменного трехфазного напряжения 400 В частотой 27-60 Гц с выхода дизель-генератора тепловоза в постоянное напряжение (530-570 В) для питания составных частей преобразователя тягового 1.

Конверторы 3 управляют токами якорей тяговых двигателей и обеспечивают плавное регулирование напряжения либо тока якорей тяговых двигателей.

Устройство управления током возбуждения 4 обеспечивает регулирование тока в обмотках возбуждения тяговых двигателей, обеспечивая гальваническую развязку от якорных цепей, и возможность реверсирования тока в обмотках возбуждения.

Устройство управления током возбуждения работает следующим образом: блок гальванической развязки 5 формирует гальванически развязанное постоянное напряжение 100 В, которое подается на вход блока управления током возбуждения 6. Блок 5 формирует и выдает требуемое значение тока в обмотки возбуждения тяговых двигателей. Задавая с помощью конверторов 3 требуемое значение тока якоря по уставкам в якорную цепь, а с помощью устройства управления током возбуждения 4 требуемое значение тока возбуждения, формируется необходимый момент на валу тяговых двигателей.

Инвертор 7 и устройство электродинамического торможения 8 могут быть подключены к шинам постоянного тока преобразователя тягового 1. Инвертор 7 обеспечивает преобразование постоянного напряжения в переменное трехфазное для питания компрессора и защиту подключенного компрессора в процессе его работы. Устройство электродинамического торможения 8 обеспечивает передачу энергии, получаемой при рекуперативном торможении на внешний тормозной резистор.

Заявляемое изобретение за счет управления токами возбуждения обеспечивает возможность создания большой силы тяги меньшим током якоря при работе на малых скоростях, а также возможность рекуперативного торможения. Обеспечение постоянства стабильного напряжения шины постоянного тока позволяет производить питание внешних потребителей без дополнительного повышения напряжения, а также обеспечивает возможность питания частотных преобразователей для общепромышленных асинхронных электродвигателей вспомогательных машин.

Выполнение преобразователя тягового тепловоза, который содержит n-число каналов преобразования электрической энергии, соединенных внутренними токопроводящими шинами и сформированных преобразователем частоты дизель-генератора, n-числом конверторов, устройством управления током возбуждения, при этом преобразователь частоты дизель-генератора соединен с n-числом конверторов и устройством управления током возбуждения, которые содержат программное обеспечение, позволяющее осуществлять управление и защиту собственного канала питания, обеспечивает работу тепловоза в широком диапазоне скоростей вращения тягового генератора, расширение диапазона регулирования силы тяги.

Похожие патенты RU2612066C1

название год авторы номер документа
Преобразователь тяговый локомотива 2015
  • Бабкина Тамара Николаевна
  • Багров Анатолий Евгеньевич
  • Губанов Денис Яковлевич
  • Ковалев Юрий Николаевич
  • Манько Николай Григорьевич
  • Мансуров Владимир Александрович
  • Рахимов Дамир Альмирович
  • Сафин Евгений Адифович
  • Ситников Сергей Александрович
  • Ярушин Дмитрий Михайлович
RU2612075C1
Система электропитания тепловоза 2020
  • Багров Анатолий Евгеньевич
RU2744068C1
Преобразователь тяговый локомотива 2019
  • Багров Анатолий Евгеньевич
  • Мансуров Владимир Александрович
  • Булатов Вадим Львович
  • Рахимов Дамир Альмирович
  • Губанов Денис Яковлевич
  • Ковалев Юрий Николаевич
  • Сафин Евгений Адифович
  • Бабкина Тамара Николаевна
RU2732816C1
Способ регулирования напряжения системы газовая турбина - генератор для обеспечения питания вспомогательных электрических приводов транспортного средства 2016
  • Бабков Юрий Валерьевич
  • Клименко Юрий Иванович
  • Чудаков Павел Леонидович
  • Котов Олег Михайлович
  • Линьков Владимир Александрович
  • Спиридонов Дмитрий Сергеевич
RU2623643C1
СИЛОВОЙ ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ДЛЯ ТЕПЛОВОЗА С ПИТАНИЕМ ТРЕХФАЗНЫМ ПЕРЕМЕННЫМ ТОКОМ ОТ СИНХРОННОГО ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРА С СИСТЕМОЙ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ 2007
  • Иванов Александр Сергеевич
  • Мишин Николай Иванович
  • Варламов Сергей Анатольевич
  • Колгина Наталья Николаевна
  • Алехина Тамара Васильевна
RU2342260C1
Преобразовательная система электроснабжения собственных нужд газотурбовоза 2015
  • Манько Николай Григорьевич
  • Мансуров Владимир Александрович
  • Ковалев Юрий Николаевич
  • Рахимов Дамир Альмирович
  • Секерин Виталий Геннадьевич
RU2612068C1
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ ТЕПЛОВОЗА 2011
  • Бабков Юрий Валерьевич
  • Кузнецов Николай Александрович
  • Перфильев Константин Степанович
  • Чупин Яков Владимирович
  • Суханов Олег Олегович
RU2470436C1
Преобразователь тяговый тепловоза с силовой установкой 2020
  • Багров Анатолий Евгеньевич
RU2729007C1
АВТОНОМНЫЙ ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 1995
  • Шипаев Геннадий Александрович
RU2093378C1
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ СОБСТВЕННЫХ НУЖД ТЕПЛОВОЗА 2014
  • Бабков Юрий Валерьевич
  • Клименко Юрий Иванович
  • Перфильев Константин Степанович
  • Романов Игорь Владимирович
  • Суркова Елена Геннадьевна
  • Троицкий Анатолий Пантелеевич
RU2556236C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 612 066 C1

Реферат патента 2017 года Преобразователь тяговый тепловоза

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств с питанием от собственных источников энергоснабжения. Преобразователь тяговый тепловоза содержит n-число каналов преобразования электрической энергии. Каналы преобразования формируются преобразователем частоты дизель-генератора, n-числом конверторов, устройством управления током возбуждения, соединенных внутренними токопроводящими шинами. При этом преобразователь частоты дизель-генератора соединен с n-числом конверторов и устройством управления током возбуждения. При этом преобразователь частоты дизель-генератора, n-число конверторов, устройство управления током возбуждения содержат программное обеспечение, позволяющее осуществлять управление, защиту и диагностику собственного канала. Технический результат изобретения заключается в расширении функциональных возможностей тягового преобразователя тепловоза. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 612 066 C1

1. Преобразователь тяговый тепловоза, содержащий n-число каналов преобразования электрической энергии, соединенных внутренними токопроводящими шинами, отличающийся тем, что каналы преобразования формируются преобразователем частоты дизель-генератора, n-числом конверторов, устройством управления током возбуждения, при этом преобразователь частоты дизель-генератора соединен с n-числом конверторов и устройством управления током возбуждения, кроме того преобразователь частоты дизель-генератора, n-число конверторов, устройство управления током возбуждения содержат программное обеспечение, позволяющее осуществлять управление, защиту и диагностику собственного канала.

2. Преобразователь тяговый тепловоза по п. 1, отличающийся тем, что устройство управления током возбуждения включает в себя блок гальванической развязки и блок управления током возбуждения.

3. Преобразователь тяговый тепловоза по п. 1, отличающийся тем, что содержит инвертор для питания собственных нужд тепловоза и внешних потребителей.

4. Преобразователь тяговый тепловоза по п. 1, отличающийся тем, что содержит устройство электродинамического торможения.

5. Преобразователь тяговый тепловоза по п. 1, отличающийся тем, что содержит модуль охлаждения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2612066C1

СИЛОВОЙ ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ДЛЯ ТЕПЛОВОЗА С ПИТАНИЕМ ТРЕХФАЗНЫМ ПЕРЕМЕННЫМ ТОКОМ ОТ СИНХРОННОГО ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРА С СИСТЕМОЙ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ 2007
  • Иванов Александр Сергеевич
  • Мишин Николай Иванович
  • Варламов Сергей Анатольевич
  • Колгина Наталья Николаевна
  • Алехина Тамара Васильевна
RU2342260C1
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 2008
  • Андросов Николай Николаевич
  • Бабкина Тамара Николаевна
  • Булатов Вадим Львович
  • Головин Владимир Иванович
  • Ковалев Юрий Николаевич
  • Колесников Борис Иванович
  • Мансуров Владимир Александрович
  • Манько Николай Григорьевич
  • Новик Сергей Васильевич
  • Подосенов Станислав Германович
RU2385237C1
0
SU91696A1
US 20050057226 A1, 17.03.2005.

RU 2 612 066 C1

Авторы

Бабкина Тамара Николаевна

Багров Анатолий Евгеньевич

Губанов Денис Яковлевич

Ковалев Юрий Николаевич

Манько Николай Григорьевич

Мансуров Владимир Александрович

Рахимов Дамир Альмирович

Сафин Евгений Адифович

Ситников Сергей Александрович

Ярушин Дмитрий Михайлович

Даты

2017-03-02Публикация

2015-12-08Подача