Шевронное сопло газотурбинного двигателя Российский патент 2017 года по МПК F02K1/46 F02K1/48 

Описание патента на изобретение RU2615309C1

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к реактивным соплам с устройствами подавления шума, и предназначено для использования в авиационных двигателях.

В области авиационного двигателестроения существует проблема, связанная с необходимостью создания сопел с низким уровнем шума, генерируемого струей.

Наиболее близким к заявляемой конструкции является шевронное сопло, содержащее выхлопную трубу, на выходном торце которой расположены шевроны треугольной формы (Патент US 6532729, В63Н 11/00, 18.03.2003). Известное устройство имеет недостаток, обусловленный тем, что отсутствие ограничений на угол внедрения шеврона в газовый поток может приводить к усилению высокочастотного шума и уменьшению гашения шума. Прямолинейные и заостренные (сведенные на нет) кромки шевронов не позволяют получить дополнительного вихреобразования для увеличения акустического эффекта, снижения шума.

Указанные выше недостатки устраняются в заявляемом изобретении.

Технический результат заявленного изобретения заключается в снижении шума и уменьшении аэродинамических потерь при работе.

Заявленный технический результат достигается тем, что шевронное сопло газотурбинного двигателя, включающее выхлопную трубу, а также сопла наружного и внутреннего контуров, которые имеют на выходе шевроны треугольной формы, при этом шевроны имеют профилированные кромки, причем шевроны сопла наружного контура наклонены под углом 6-8° к линии тока на выходе сопла наружного контура, представляющей собой среднюю линию между касательной к внутренним обводам сопла наружного контура и касательной к внешним обводам сопла внутреннего контура, а шевроны сопла внутреннего контура наклонены под углом 4-6° к линии тока на выходе сопла внутреннего контура, представляющей собой среднюю линию между касательной к внутренним обводам сопла внутреннего контура и касательной к внешним обводам центрального тела.

При этом кромки шевронов могут быть выполнены выпуклой формы.

Кромки шевронов могут быть выполнены вогнутой формы.

Кромки шевронов могут быть выполнены прямой формы.

Представленная конструкция шевронного сопла с оптимизированным углом наклона шевронов позволяет уменьшить шум на 0,5-1,2 EPNdB (фактически воспринимаемый шум в децибелах), избежав появления паразитного высокочастотного шума, а профилирование кромок шеврона и использование определенным образом выполненных краев кромок позволяет снизить потери полного давления на 0,03-0,05%. Данный технический результат был подтвержден при испытании моделей заявленного устройства в ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», а также при испытаниях опытных образцов в составе газотурбинного двигателя на испытательных стендах ОАО "Авиадвигатель".

Выбор углов 6-8° наклона шевронов к линии тока на выходе сопла наружного контура и углов 4-6° наклона шевронов к линии тока на выходе сопла внутреннего контура (углов внедрения шевронов в поток) обусловлен тем, что при указанных углах достигается наиболее эффективное подавление шума при минимальной потере полного давления.

Выполнение каждого из шевронов с профилированными кромками, имеющими определенным образом выполненные края, обеспечивает получение дополнительного вихреобразования и, как следствие, дополнительное снижение шума. При перетекании газа через кромку шеврона происходит дополнительное вихреобразование за счет срыва потока на краях кромки. Края профилированных кромок шеврона позволяют повысить эффективность шумоглушения струи за счет разницы скоростей (V1-V2 для сопла наружного контура и V2-V3 для сопла внутреннего контура), вследствие которой образуется вихрь, увеличивающий степень смешения потоков, тем самым уменьшая шум и потери полного давления в сопле.

Форма профиля кромки шеврона может быть выпуклой, вогнутой или прямой.

Сущность заявленного изобретения поясняется следующими чертежами:

на фиг. 1 изображен общий вид шевронного сопла;

на фиг. 2 показан общий вид шеврона;

на фиг. 3 представлено продольное сечение сопла;

на фиг. 4 показан поперечный разрез шеврона с прямой кромкой;

на фиг. 5 представлен поперечный разрез шеврона с выпуклой кромкой;

на фиг. 6 приведен поперечный разрез шеврона с вогнутой кромкой.

Шевронное сопло 1 (фиг. 1) состоит из выхлопной трубы 2, на выходном торце 3 которой расположено множество шевронов 4. При этом каждый шеврон 4 (фиг. 2) имеет треугольную форму (треугольную конфигурацию) и профилированные кромки 5 с краями 6, выполненными соответствующим образом. Между шевронами 4 выполнены скругления 7, а каждый из шевронов 4 имеет скругление 8 на его конце.

Шевроны 4 установлены под углом α1=6-8° к линии 9 тока на выходе сопла наружного 10 контура и под углом α2=4-6° к линии 11 тока на выходе сопла внутреннего 12 контура (см. фиг. 3). Линия 9 тока на выходе сопла наружного 10 контура определяется как средняя линия между касательной 13 к внутренним обводам сопла наружного 10 контура и касательной 14 к внешним обводам сопла внутреннего 12 контура. Для сопла внутреннего 12 контура линия 11 тока определяется как средняя линия между касательной 15 к внутренним обводам сопла внутреннего контура 12 и касательной 16 к внешним обводам центрального тела 17. Угол α1 наклона шеврона 4 для сопла наружного 10 контура определяется как угол между касательной 18 к внутренней поверхности шеврона 4 и линией 9 тока на выходе сопла наружного 10 контура, а угол α2 наклона шеврона 4 для сопла внутреннего 12 контура определяется как угол между касательной 19 к внутренней поверхности шеврона 4 и линией 11 тока на выходе сопла внутреннего 12 контура.

Линиями 20 на фиг. 4-6 схематично обозначены линии вихреобразования при обтекании кромки 5 шеврона 4.

Шевронное сопло газотурбинного двигателя работает следующим образом.

При обтекании шевронов 4 сопла наружного 10 контура создаются условия для появления взаимного скоса двух потоков: основного потока газа, истекающего из сопла наружного 10 контура со скоростью V2, и потока газа, идущего по наружной обечайке сопла наружного 10 контура со скоростью V1. В результате этого возникает разность скоростей (V1-V2) двух потоков, усиливается вихреобразование (см. поз. 20 на фиг. 4-6) за счет наличия соответствующих краев 6 на кромках 5 шеврона 4 и выполнения кромки 5 профилированной (например, вогнутой), при этом уменьшается шум. При обтекании шевронов 4 сопла внутреннего 12 контура создаются условия для появления взаимного скоса двух потоков: основного потока газа, истекающего из сопла внутреннего 12 контура со скоростью V3, и потока газа, истекающего из сопла наружного 10 контура со скоростью V2. В результате этого возникает разность скоростей (V2-V3) двух потоков, усиливается вихреобразование за счет наличия соответствующих краев 6 на кромках 5 шеврона 4 и выполнения кромки 5 профилированной, при этом уменьшается шум.

Похожие патенты RU2615309C1

название год авторы номер документа
ШЕВРОННОЕ РЕАКТИВНОЕ СОПЛО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2006
  • Кокшаров Николай Леонидович
  • Баяндин Анатолий Яковлевич
  • Шкалябин Виталий Михайлович
  • Алексенцев Алексей Александрович
RU2310766C1
ШЕВРОННОЕ ВЫХЛОПНОЕ СОПЛО 1998
  • Брауш Джон Фрэнсис
  • Янардан Бангалор Анантамур
  • Бартер Джон Вильям Iv
  • Хофф Грегори Эдвард
RU2213240C2
Плоское выходное устройство трехконтурного газотурбинного двигателя изменяемого цикла 2018
  • Макаров Владимир Евгеньевич
  • Миронов Алексей Константинович
  • Коровкин Владимир Дмитриевич
  • Евстигнеев Александр Александрович
  • Аукин Михаил Карпович
  • Деев Алексей Иванович
RU2686535C1
ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ШУМА ДЛЯ ВОЗДУШНОГО СУДНА 2009
  • Юбер Жером
  • Дебатин Клаус
  • Силла Амаду Андре
  • Пелагатти Оливье
RU2449150C1
КАПОТ ДЛЯ СОПЛА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, СОДЕРЖАЩИЙ ТРЕУГОЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ С ТОЧКОЙ ИЗГИБА ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ШУМА РЕАКТИВНОЙ СТРУИ, СОПЛО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2007
  • О Дакс
  • Биго Паскаль
  • Бриан Пьер
  • Лоэак Пьер
RU2435055C2
Регулируемое шумоглушащее сопло сверхзвукового пассажирского самолета 2023
  • Шорстов Виктор Александрович
RU2810871C1
КАПОТ ДЛЯ СОПЛА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, СОДЕРЖАЩИЙ ТРЕУГОЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ С ДВОЙНЫМИ ВЕРШИНАМИ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ШУМА РЕАКТИВНОЙ СТРУИ, СОПЛО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2007
  • О Дакс
  • Биго Паскаль
  • Бриан Пьер
  • Лоэак Пьер
RU2436986C2
МОДИФИЦИРОВАННОЕ ЗВУКОВОЕ ВТОРИЧНОЕ СОПЛО 2018
  • Гонсалес, Джереми Поль Франсиско
  • Бодар, Гийом
  • Жоде Норман Брюно Андре
  • Мардхоно, Джеки Нови
RU2767862C2
СОПЛО ВЫБРОСА ГАЗОВ И ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ МНОГОКОНТУРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Бодар Гийом
  • Вюилльмен Александр Альфред Гастон
RU2575503C2
СМЕСИТЕЛЬ ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ТРДД) 2004
  • Кирсанов Н.В.
  • Тагиров Р.К.
RU2265130C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 615 309 C1

Реферат патента 2017 года Шевронное сопло газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к реактивным соплам с устройствами подавления шума, и предназначено для использования в авиационных двигателях. Шевронное сопло газотурбинного двигателя включает выхлопную трубу, а также сопла наружного и внутреннего контуров, которые имеют на выходе шевроны треугольной формы с профилированными кромками. Шевроны сопла наружного контура наклонены под углом 6-8° к линии тока на выходе сопла наружного контура, представляющей собой среднюю линию между касательной к внутренним обводам сопла наружного контура и касательной к внешним обводам сопла внутреннего контура. Шевроны сопла внутреннего контура наклонены под углом 4-6° к линии тока на выходе сопла внутреннего контура, представляющей собой среднюю линию между касательной к внутренним обводам сопла внутреннего контура и касательной к внешним обводам центрального тела. Изобретение позволяет снизить шум и уменьшить аэродинамические потери при работе газотурбинного двигателя. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.

Формула изобретения RU 2 615 309 C1

1. Шевронное сопло газотурбинного двигателя, включающее выхлопную трубу, а также сопла наружного и внутреннего контуров, которые имеют на выходе шевроны треугольной формы, отличающееся тем, что шевроны имеют профилированные кромки, причем шевроны сопла наружного контура наклонены под углом 6-8° к линии тока на выходе сопла наружного контура, представляющей собой среднюю линию между касательной к внутренним обводам сопла наружного контура и касательной к внешним обводам сопла внутреннего контура, а шевроны сопла внутреннего контура наклонены под углом 4-6° к линии тока на выходе сопла внутреннего контура, представляющей собой среднюю линию между касательной к внутренним обводам сопла внутреннего контура и касательной к внешним обводам центрального тела.

2. Шевронное сопло по п. 1, отличающееся тем, что кромки шевронов выполнены выпуклой формы.

3. Шевронное сопло по п. 1, отличающееся тем, что кромки шевронов выполнены вогнутой формы.

4. Шевронное сопло по п. 1, отличающееся тем, что кромки шевронов выполнены прямой формы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2615309C1

US 6487848 B2, 03.12.2002
US 7065957 B2, 27.01.2006
US 5088665 A, 18.02.1992
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЛАКТАТСОДЕРЖАЩИХ РАСТВОРОВ 2007
  • Ефременко Елена Николаевна
  • Лягин Илья Владимирович
  • Сенько Ольга Витальевна
  • Спиричева Ольга Васильевна
  • Варфоломеев Сергей Дмитриевич
RU2355766C1
СПОСОБЫ ХЛЕБОПЕЧЕНИЯ И ХЛЕБОПЕКАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ 2005
  • Дебюкуа Филипп
  • Грюэ Норбер
  • Мэтр Юбер
  • Мюшембле Жан-Жак
RU2372779C2
ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ШУМА ДЛЯ ВОЗДУШНОГО СУДНА 2009
  • Юбер Жером
  • Дебатин Клаус
  • Силла Амаду Андре
  • Пелагатти Оливье
RU2449150C1

RU 2 615 309 C1

Авторы

Алексенцев Алексей Александрович

Бекурин Дмитрий Борисович

Копысов Дмитрий Владиславович

Кобелев Николай Валерьевич

Синер Александр Александрович

Миронов Алексей Константинович

Крашенников Сергей Юрьевич

Даты

2017-04-04Публикация

2015-10-26Подача