ВЕДУЩАЯ ЗВЕЗДОЧКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С МУСКУЛЬНЫМ ПРИВОДОМ Российский патент 2017 года по МПК B62M9/08 

Описание патента на изобретение RU2627221C1

Использование изобретения: в машиностроении, в частности в велосипедах, веломобилях и других подобных устройствах.

Изобретение относится к звездочкам переменного диаметра и/или эксцентрично установленным звездочкам. Цель изобретения - повышение эффективности привода посредством изменения передаточного отношения привода в зависимости от усилия, развиваемого ногой человека при определенном угле сгиба в коленном суставе.

Известна эллипсная (овальная) звездочка «Находка» Киевского ЭВРЗ. Известны четырехсторонние звездочки (см. US 5882025 A, DE 624983 С), в том числе почти прямоугольная (см. GB 191318888 А). Также известна заостренная звездочка, образованная пересечением двух дуг (FR 2704921 А). Известна звездочка (см. DE 19832983 А1), применяемая в тренажерах для инвалидов, у которых одна нога слабее другой. Эта звездочка разделена на два полуокружных сектора, которые могут быть разведены на различные расстояния от центра. Известна некруглая звездочка со смещенным центром вращения (см. US 4865577 А), известны звездочки (см. US 5549314 А и DE 8522573 U1), имеющие вершину большего радиуса, загнутую против направления вращения. Данные звездочки имеют симметрию 2-го порядка (симметричность относительно поворота на угол 360°/2 вокруг наибольшей оси), и, следовательно, им присуще увеличенное время совершения положительной работы.

Изобретение направлено на повышение эффективности привода посредством обеспечения изменения передаточного отношения привода в зависимости от усилия, развиваемого ногой человека при определенном угле сгиба в коленном суставе.

Это достигается посредством того, что форма ведущей велосипедной звездочки позволяет изменять передаточное отношение привода в зависимости от усилия, развиваемого ногой человека при определенном угле сгиба в коленном суставе.

Сила нажатия на педаль прикладывается велосипедистом к плечу, которое изменяется с течением времени по гармоническому закону:

F=Asin(2π(ωt+ϕ)), где A - амплитуда; ω - частота; ϕ - фаза.

Ввиду физико-биологических особенностей человека сила, развиваемая ногой в зависимости от угла сгиба в колене, определяется по следующему закону: y=0,0488x2,1215, где x - угол в коленном суставе; y - сила давления на опору.

Максимальную силу нога человека развивает при углах сгиба в коленном суставе в диапазоне от 150 до 180°.

Форма круглой ведущей звездочки изменена таким образом, чтобы оптимально использовать усилие, прикладываемое велосипедистом к педали, но звездочка при этом везде сохраняет выпуклую форму.

Плечо, через которое в данный момент времени велосипедистом создается крутящий момент, определяется: L=r sin α, где r - радиус исходной круглой звездочки; α - угол (в радианах) между направлением на зуб, на который в данный момент времени заходит цепь, и шатуном педали, на которую нажимает велосипедист.

Данный угол вычисляется по формуле , где n - номер зуба, на который заходит цепь в данный момент времени; N - общее число зубьев ведущей звездочки (чаще всего N=48). Зуб, соответствующий положению шатуна педали вертикально вверх, считается первым (для него n=1). В модифицированной звездочке расстояние от оси вращения до зуба, на который в данный момент заходит цепь, определяется следующим образом:

R=r+44,07n2,12-⎪r sin α⎪.

Очевидно, что для малых овальностей, когда удлинение цепи не превышает 2…3 мм, его не требуется компенсировать. Большие удлинения (свыше 3 мм) необходимо компенсировать, что может быть осуществлено на велосипедах с кассетой ведомых звездочек, компенсатором натяжения цепи будет являться натяжной ролик механизма переключения скоростей; на велосипедах с ножным тормозом (дорожных и др.) компенсатором натяжения цепи может служить круглая или овальная паразитная звездочка с количеством зубьев, равным ровно половине количества зубьев ведущей звездочки, установленная с соответствующим эксцентриситетом вблизи звездочки заднего колеса.

Краткое описание чертежей

На фиг. 1 изображен велосипед, содержащий заявленную звездочку.

На фиг. 2 изображена взаимосвязь между силой давления на опору и углом в коленном суставе. Ряд 1 - это экспериментально определенное значение силы, развиваемой ногой человека в зависимости от угла сгиба в коленном суставе, Н; Степенная - математическая модель данной зависимости.

На фиг. 3 изображен оптимизированный профиль звездочки на 48 зубьев. Направление вращения - по часовой стрелке, педали должны быть расположены в направлении 13-го и 37-го зубьев.

Похожие патенты RU2627221C1

название год авторы номер документа
Педальный привод велосипеда 2017
  • Зеленов Вячеслав Александрович
RU2701081C2
МУСКУЛЬНЫЙ ПРИВОД ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1996
  • Парамонов Виктор Александрович
RU2100240C1
ВЕЛОСИПЕД "РОССИЯ" 1990
  • Комбаров Евгений Григорьевич
  • Комбарова Ирина Григорьевна
RU2011596C1
ПЕРЕМЕННАЯ ПЕРЕДАЧА ВЕЛОСИПЕДА 1989
  • Зведенюк И.Н.
  • Мацевич М.И.
RU2069634C1
ВЕЛОСИПЕД "МАКСИ" 1991
  • Максимов Николай Иванович
RU2050302C1
ВЕЛОСИПЕД 1992
  • Максимов Николай Иванович
RU2102274C1
ВЕЛОСИПЕД ДВУХКОЛЕСНЫЙ 2018
  • Комаров Валерий Александрович
RU2696749C1
ВЕЛОСИПЕД С ЭЛЛИПТИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ 2013
  • Комлев Игорь Олегович
  • Самарский Дмитрий Михайлович
RU2543134C2
ВЕЛОСИПЕД (ВАРИАНТЫ), КОЛЕСО ВЕЛОСИПЕДА, ПРИВОД ВЕЛОСИПЕДА, РЫЧАЖНЫЙ МЕХАНИЗМ ВЕЛОСИПЕДА, ПЕДАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ВЕЛОСИПЕДА И КОМПЛЕКТ, СОДЕРЖАЩИЙ ВЕЛОСИПЕД И ПРИЦЕП 2007
  • Скаржинский Александр Игоревич
RU2373101C2
ВЕЛОСИПЕД С ЭРГОНОМИЧНЫМИ ПОСАДКОЙ И ПЕДАЛИРОВАНИЕМ 2019
  • Баскачев Виктор Егорович
RU2724027C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 627 221 C1

Реферат патента 2017 года ВЕДУЩАЯ ЗВЕЗДОЧКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С МУСКУЛЬНЫМ ПРИВОДОМ

Изобретение относится к области транспорта, в частности к ведущим звездочкам с ведущим приводом. Ведущая звездочка, в которой расстояние от оси вращения до зуба, на который в данный момент заходит цепь, определяется из условия R = r + 44,07n2,12 - |r sin α|, где r - радиус исходной круглой звездочки; n - номер зуба, на который заходит цепь в данный момент времени; α - угол в радианах, между линией, соединяющей зуб ведомой звездочки, с которого в данный момент времени сходит цепь, и зуб ведущей звездочки, на который в данный момент времени заходит цепь, и шатуном педали, на которую нажимает велосипедист. Достигается повышение эффективности привода. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 627 221 C1

Ведущая звездочка транспортного средства с мускульным приводом, отличающаяся тем, что расстояние от оси вращения до зуба, на который в данный момент заходит цепь, определяется из условия R = r + 44,07n2,12 - |r sin α|, где r - радиус исходной круглой звездочки; n - номер зуба, на который заходит цепь в данный момент времени; α - угол в радианах, между линией, соединяющей зуб ведомой звездочки, с которого в данный момент времени сходит цепь, и зуб ведущей звездочки, на который в данный момент времени заходит цепь, и шатуном педали, на которую нажимает велосипедист.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2627221C1

Пломбировальные щипцы 1923
  • Громов И.С.
SU2006A1
DE 8430305 U1, 09.05.1985
МНОГОСКОРОСТНОЙ БЕССТУПЕНЧАТЫЙ ПРИВОД ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1993
  • Видманов Руслан Данилович
RU2048365C1

RU 2 627 221 C1

Авторы

Киндеев Евгений Александрович

Даты

2017-08-04Публикация

2016-08-22Подача