Установка погружная электрогидроприводная (варианты) Российский патент 2017 года по МПК F04B47/08 

Описание патента на изобретение RU2628679C1

Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано в нефтедобывающей промышленности при эксплуатации малодебитных скважин с осложненными характеристиками нефтяного пласта.

Известна установка погружная электрогидроприводная, содержащая погружной электродвигатель с протектором, кинематически связанный с приводным насосом, плунжерный рабочий насос, масляный бак, компенсатор объемного расширения масла, поршневой гидрокомпенсатор и гидродвигатель с поршнями, соединенными с плунжерами рабочего насоса. Подпоршневые полости гидродвигателя подключены через гидрораспределитель к всасывающей и нагнетательной линиям приводного насоса, надпоршневые полости гидродвигателя через дроссельные отверстия гидравлически связаны с подпорпшевой полостью гидрокомпенсатора. Надпоршневая полость гидравлически связана посредством обратных клапанов с выходом плунжерного рабочего насоса.

У данного насосного агрегата гидрокомпенсатор поршневого типа. Причем надпоршневая полость компенсатора связана с выходом плунжерного рабочего насоса посредством обратных клапанов. Требуются значительные усилия для сдвига поршня и открытия обратных клапанов. При эксплуатации в пластовой жидкости существует вероятность заклинивания поршня. Это может затруднить поступление масла из гидрокомпенсатора в надпоршневые полости. Если в штоке есть каналы, соединяющие надпоршневые полости, это увеличивает стоимость изделия и может привести к снижению давления в надпоршневой полости.

Наиболее близким устройством является установка погружная электрогидроприводная, содержащая погружной электродвигатель, кинематически связанный с приводным насосом, гидродвигатель, содержащий два поршня, соединенных промежуточным штоком. На торце каждого из поршней установлен шток, уплотнения штоков, гидрораспределитель, гидравлически соединенный с приводным насосом и гидродвигателем, компенсатор рабочей жидкости, отводящую трубу. Две области между каждым поршнем и уплотнением штока гидравлически соединены через дроссель и (или) клапан, открывающийся под давлением, и составляют замкнутое барьерное пространство. Снаружи, по крайней мере, одного штока, за его уплотнением, установлено насосное устройство, включающее корпус и клапаны, каждая из двух областей барьерного пространства через свой обратный клапан гидравлически соединена с компенсатором рабочей жидкости, который гидравлически соединен с отводящей трубой (RU 2504692 C2, 20.01.2014).

Специальные обратные клапаны, которые в одну сторону пропускают жидкость без дросселирования, а в другую с дросселированием, удорожают стоимость установки, могут ненадежно работать при наличии механических примесей в пластовой жидкости. Если в штоке есть каналы, соединяющие надпоршневые полости, это увеличивает стоимость изделия.

Эти и другие конструктивные недостатки снижают срок службы электрогидроприводных агрегатов особенно при работе в скважинах с повышенным содержанием механических примесей и увеличивают стоимость.

Технической задачей изобретения является получение технического результата, выражающегося в повышении надежности работы установки, сроков ее эксплуатации, снижении стоимости.

Для первого объекта из группы изобретений поставленная задача решается тем, что установка погружная электрогидроприводная содержит погружной электродвигатель, маслостанцию, в состав которой входит, по крайней мере, один приводной маслонасос, кинематически связанный с электродвигателем; гидродвигатель, содержащий два поршня, соединенных промежуточным штоком, на торце каждого из поршней установлен шток; корпус гидродвигателя с уплотнениями штоков, гидрораспределитель, гидравлически соединенный с приводным насосом и гидродвигателем; компенсатор рабочей жидкости, установленный в отводящей трубе, снаружи каждого штока, за его уплотнением, установлено насосное устройство, включающее корпус устройства и клапаны, две области между каждым поршнем и уплотнениями штока составляют барьерное пространство, каждая из областей гидравлически связана между собой и с компенсатором рабочей жидкости посредством общего канала. Согласно изобретению компенсатор выполнен в виде диафрагмы, изготовленной из эластомерного материала, меняющей свою форму при перепаде давления внутри и снаружи диафрагмы на величину не более 0,5 м вод. ст. Диаметр каналов между каждой областью барьерного пространства и общим каналом выполнен таким, что давление масла выше, чем давление перекачиваемой жидкости на уплотнениях штока на величину не менее 5 м вод. ст., при этом промежуточный шток выполнен без каналов, соединяющих области барьерного пространства.

Кроме того, в частном случае реализации изобретения в каналах между каждой областью барьерного пространства и общим каналом установлен дроссель и (или) обратный клапан, который в одну сторону пропускает жидкость без дросселирования, а в другую с дросселированием.

Кроме того, в частном случае реализации изобретения в маслостанции установлено, по крайней мере, два маслонасоса, установленных последовательно.

Кроме того, в частном случае реализации изобретения в маслостанции установлено, по крайней мере, два маслонасоса, установленных параллельно.

Кроме того, в частном случае реализации изобретения в маслостанции могут быть последовательно установлены две пары насосов, которые в каждой паре установлены параллельно.

Для второго объекта из группы изобретений поставленная цель достигается тем, что установка погружная электрогидроприводная содержит погружной электродвигатель, кинематически связанный с приводным маслонасосом, гидродвигатель, содержащий поршень, два штока, корпус гидродвигателя с уплотнениями штоков; гидрораспределитель, гидравлически соединенный с приводным насосом и гидродвигателем, компенсатор рабочей жидкости, установленный в отводящей трубе, снаружи, по крайней мере, одного штока, за его уплотнением, установлено насосное устройство, включающее корпус устройства и клапаны. Две области между поршнем и уплотнениями штока составляют барьерное пространство, каждая из областей гидравлически связана между собой и с компенсатором рабочей жидкости посредством общего канала. Согласно изобретению компенсатор выполнен в виде диафрагмы, изготовленной из эластомерного материала, меняющей свою форму при перепаде давления внутри и снаружи диафрагмы на величину не более 0,5 м вод. ст. Диаметр каналов между каждой областью барьерного пространства и общим каналом, выполнен таким, что давление масла выше, чем давление перекачиваемой жидкости на уплотнениях штока на величину не менее 5 м вод. ст., при этом каналы, осуществляющие гидравлическую связь между гидрораспределителем и гидродвигателем, выполнены внутри корпуса гидродвигателя.

Кроме того, в частном случае реализации изобретения в каналах между каждой областью барьерного пространства и общим каналом установлен дроссель и (или) обратный клапан, который в одну сторону пропускает жидкость без дросселирования, а в другую с дросселированием.

Кроме того, в частном случае реализации изобретения в маслостанции установлено, по крайней мере, два маслонасоса, установленных последовательно.

Кроме того, в частном случае реализации изобретения в маслостанции установлено, по крайней мере, два маслонасоса, установленных параллельно.

Кроме того, в частном случае реализации изобретения в маслостанции могут быть последовательно установлены две пары насосов, которые в каждой паре установлены параллельно.

Компенсатор рабочей жидкости может быть выполнен и в виде сильфона.

Если компенсатор выполнен в виде диафрагмы, изготовленной из эластомерного материала, меняющей свою форму при перепаде давления внутри и снаружи диафрагмы на величину не более 0,5 м вод. ст., то давление масла в компенсаторе будет примерно равно давлению пластовой жидкости на выходе из насоса.

Если диаметр каналов между каждой областью барьерного пространства и общим каналом выполнен таким, что давление масла выше, чем давление перекачиваемой жидкости на уплотнениях штока на величину не менее 5 м вод. ст., это обеспечит надежную работу уплотнений. Исключается попадание пластовой жидкости через уплотнения в проточную часть установки, где циркулирует масло.

Если промежуточный шток выполнен без каналов, соединяющих области барьерного пространства, это позволит использовать более дешевые заготовки, исключить операцию по изготовлению каналов и снизить стоимость изделия.

Если в каналах между каждой областью барьерного пространства и общим каналом установлен дроссель, это позволит унифицировать изготовление изделия, если - обратный клапан, который в одну сторону пропускает жидкость без дросселирования, а в другую с дросселированием, это позволит сократить гидравлические потери, уменьшить нагрев масла.

Если в маслостанции установлено, по крайней мере, два маслонасоса, установленных последовательно, это поможет увеличить напор установки.

Если в маслостанции установлено, по крайней мере, два маслонасоса, установленных параллельно, это поможет увеличить подачу.

Если в маслостанции могут быть последовательно установлены две пары насосов, которые в каждой паре установлены параллельно, это поможет одновременно увеличить подачу и напор.

Установка погружная электрогидроприводная изображена на следующих чертежах.

На фиг. 1 изображен общий вид установки.

На фиг. 2 - верхнее насосное устройство с компенсатором.

На фиг. 3 - насосное устройство, в котором часть каналов выполнена внутри корпуса.

На фиг. 4 - изображен привод установки с каналами внутри корпуса.

На фиг. 5 - изображены два маслонасоса, установленных параллельно.

На фиг. 6 - изображены два маслонасоса, установленных параллельно.

На фиг. 7 - изображены две пары насосов, установленные последовательно, которые в каждой паре установлены параллельно.

Установка погружная электрогидроприводная содержит погружной электродвигатель 1, отводящую трубу 2, приводной насос 3, который соединен с гидрораспределителем 4. Через магистрали 5 и 6 гидрораспределитель 4 соединен с гидроприводом 7, который состоит из цилиндра 8, в котором установлены ниппель 9, верхний 10 и нижний 11 поршни, соединенные промежуточным штоком 12. На торце каждого из поршней установлены штоки 13 и 14. На выходе из цилиндра 8 установлены насосные устройства 15 и 16, уплотнения штоков 17 и 18. Между цилиндром 8, поршнями 10, 11 и уплотнениями штоков 17 и 18 образованы верхняя 19 и нижняя 20 барьерные области. Области 21 и 22 являются рабочими областями гидропривода, через магистрали 5 и 6 они соединены с гидрораспределителем 4. Компенсатор 23, установленный в отводящей трубе 2, выполнен в виде диафрагмы, изготовленной из эластомерного материала.

Каждая из барьерных областей 19 и 20 гидравлически связана между собой и с компенсатором рабочей жидкости 23 посредством общего канала 24. В каналах между каждой областью барьерного пространства и общим каналом установлен дроссель и (или) обратный клапан 25 и 26, который в одну сторону пропускает жидкость без дросселирования, а в другую с дросселированием.

Промежуточный шток 12 выполнен без каналов, соединяющих области барьерного пространства.

Каждое насосное устройство 15 и 16 состоит из штока 13 (14) для верхнего и нижнего устройства соответственно, корпуса 27 (28), уплотнений 17 (18) и всасывающего и нагнетательного клапанов 29 и 30.

Пластовая жидкость из насосного устройства 16 поступает в отводящую трубу 2 через канал 31.

В маслостанции могут быть установлены два насоса 3 и 32, установленных параллельно, последовательно 3 и 33, две пары 3 и 32, 34 и 35 установлены последовательно, насосы в каждой паре - параллельно.

По варианту исполнения, каналы, осуществляющие гидравлическую связь между гидрораспределителем и гидродвигателем 5, 6, 36, 37, выполнены внутри корпуса гидродвигателя 38, это позволяет снизить стоимость, при этом штоки 13 и 14 установлены на одном поршне 39. Диафрагма 23 соединена с трубой 2 через канал 40, который имеет форму колена, для снижения концентрации механических примесей.

Установка работает следующим образом.

При включении электродвигателя 1 начинает работать кинематически связанный с ним приводной насос 3. Нефть поступает в насосные устройства 15 и 16. Приводной насос 3 нагнетает рабочую жидкость (масло) в гидрораспределитель 4 и через магистрали 5 и 6 и ниппель 9 в полости 21 и 22 гидропривода 7, сообщая возвратно-поступательное движение поршням 10 и 11. Через поршни 10 и 11, установленные в цилиндре 8, соединенные промежуточным штоком 12, приводятся в действия штоки 13 и 14, которые вытесняют пластовую жидкость из насосных устройств 15 и 16. Пластовая жидкость последовательно всасывается в каждое насосное устройство через клапаны 32, затем нагнетается в отводящую трубу 2 через клапаны 33. Далее пластовая жидкость через отводящую трубу 2 и отводится на поверхность.

Давление масла в диафрагме 23 компенсатора примерно равно давлению пластовой жидкости на выходе из насоса в отводящей трубе 2. При постепенном плановом вытекании масла через уплотнения 17 и 18 из барьерного пространства 19 и 20 в него поступает масло из компенсатора 23 через канал 24. Минимальное давление масла в барьерном пространстве примерно равно максимальному давлению пластовой жидкости на выходе из насоса в отводящей трубе 2.

Мы гарантированно обеспечиваем то, что давление пластовой жидкости в каждом насосном устройстве 15 и 16, в области между корпусом 27 (28), штоком 13 (14), уплотнениями 17 (18) и клапанами 29 и 30 всегда меньше, чем давление масла в ближней по отношению к ней области барьерного пространства 19 и 20. Перепад давления равен гидравлическим потерям в каналах между каждой областью барьерного пространства и общим каналом 24. Вследствие этого мы обеспечиваем надежную работу уплотнений штока 17 и 18 в условиях, когда давление чистой рабочей жидкости, масла, всегда выше давления пластовой жидкости на заданную по техническим условиям для надежной работы уплотнений штока 17 и 18 величину. Мы исключаем попадание пластовой жидкости через уплотнения 17 и 18 в проточную часть установки, где циркулирует масло.

Маслонасосы, установленные определенным образом, позволяют повысить напор и (или) подачу установки.

В варианте конструктивного исполнения привод осуществляется между гидрораспределителем и гидродвигателем через каналы 5, 6, 36, 37, которые выполнены внутри корпуса гидродвигателя 38, это позволяет снизить стоимость, при этом штоки 13 и 14 установлены на одном поршне 39. Диафрагма 23 соединена с трубой 2 через канал 40, который имеет форму колена, для снижения концентрации механических примесей.

Таким образом, в предлагаемой конструкции повышается надежность работы установки и срок ее эксплуатации, снижается стоимость.

Основным техническим результатом группы изобретений является повышение надежности работы установки, сроков ее эксплуатации, снижение стоимости.

Похожие патенты RU2628679C1

название год авторы номер документа
УСТАНОВКА ПОГРУЖНАЯ ЭЛЕКТРОГИДРОПРИВОДНАЯ 2011
  • Зубов Николай Николаевич
RU2504692C2
УСТАНОВКА ПОГРУЖНАЯ ЭЛЕКТРОГИДРОПРИВОДНАЯ 2010
  • Зубов Николай Николаевич
RU2489601C2
УСТАНОВКА ПОГРУЖНАЯ ЭЛЕКТРОГИДРОПРИВОДНАЯ 2010
  • Зубов Николай Николаевич
RU2504691C2
ПОГРУЖНОЙ ОБЪЕМНЫЙ НАСОС 2015
  • Большаков Дмитрий Михайлович
  • Нагиев Али Тельман Оглы
  • Жеребцов Владимир Васильевич
RU2600830C1
УСТАНОВКА ПОГРУЖНАЯ ЭЛЕКТРОГИДРОПРИВОДНАЯ 2015
  • Трулев Алексей Владимирович
  • Леонов Вячеслав Владимирович
RU2579790C1
ПОГРУЖНОЙ ОБЪЕМНЫЙ НАСОС 2015
  • Большаков Дмитрий Михайлович
  • Нагиев Али Тельман Оглы
  • Жеребцов Владимир Васильевич
RU2600840C1
НАСОСНАЯ УСТАНОВКА С ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ 2016
  • Чистяков Сергей Николаевич
RU2613150C1
Погружной объемный насос 2015
  • Большаков Дмитрий Михайлович
  • Нагиев Али Тельман Оглы
  • Жеребцов Владимир Васильевич
RU2610168C1
СКВАЖИННАЯ ЭЛЕКТРОГИДРОПРИВОДНАЯ НАСОСНАЯ УСТАНОВКА 2016
  • Виеру Николай Федорович
  • Ивановский Леонид Николаевич
  • Матвеенко Сергей Михайлович
RU2649158C2
Установка магнитогидравлическая насосная плунжерная 2022
  • Наговицин Александр Вячеславович
  • Чирков Дмитрий Андреевич
RU2801628C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 628 679 C1

Реферат патента 2017 года Установка погружная электрогидроприводная (варианты)

Группа изобретений относится к области насосостроения и может быть использована в нефтедобывающей промышленности при эксплуатации малодебитных скважин с осложненными характеристиками нефтяного пласта. Установка содержит погружной электродвигатель и маслостанцию, в состав которой входит, по крайней мере, один приводной маслонасос, кинематически связанный с электродвигателем. Гидродвигатель содержит два поршня, соединенных промежуточным штоком. На торце каждого из поршней установлен шток. Гидрораспределитель гидравлически соединен с приводным насосом и гидродвигателем. Компенсатор рабочей жидкости установлен в отводящей трубе. Снаружи каждого штока установлено насосное устройство, включающее корпус и клапаны. Две области между каждым поршнем и уплотнениями штока составляют барьерное пространство. Каждая из областей гидравлически связана между собой и с компенсатором рабочей жидкости посредством общего канала. Компенсатор выполнен в виде диафрагмы, изготовленной из эластомерного материала, меняющей свою форму при перепаде давления внутри и снаружи диафрагмы на величину не более 0,5 м вод. ст. Диаметр каналов между каждой областью барьерного пространства и общим каналом, выполнен таким, что давление масла выше, чем давление перекачиваемой жидкости на уплотнениях штока на величину не менее 5 м вод. ст. Промежуточный шток выполнен без каналов, соединяющих области барьерного пространства. Во втором варианте группы каналов, осуществляющие гидравлическую связь между гидрораспределителем и гидродвигателем, выполнены внутри корпуса гидродвигателя. Повышается надежность работы установки, срок ее эксплуатации, снижается стоимость. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 7 ил.

Формула изобретения RU 2 628 679 C1

1. Установка погружная электрогидроприводная, содержащая погружной электродвигатель, маслостанцию, в состав которой входит, по крайней мере, один приводной маслонасос, кинематически связанный с электродвигателем, гидродвигатель, содержащий два поршня, соединенных промежуточным штоком, на торце каждого из поршней установлен шток, корпус гидродвигателя с уплотнениями штоков, гидрораспределитель, гидравлически соединенный с приводным насосом и гидродвигателем, компенсатор рабочей жидкости, установленный в отводящей трубе, снаружи каждого штока, установлено насосное устройство, включающее корпус устройства и клапаны, две области между каждым поршнем и уплотнениями штока составляют барьерное пространство, каждая из областей гидравлически связана между собой и с компенсатором рабочей жидкости посредством общего канала, отличающаяся тем, что компенсатор выполнен в виде диафрагмы, изготовленной из эластомерного материала, меняющей свою форму при перепаде давления внутри и снаружи диафрагмы на величину не более 0,5 м вод. ст., диаметр каналов между каждой областью барьерного пространства и общим каналом выполнен таким, что давление масла выше, чем давление перекачиваемой жидкости на уплотнениях штока на величину не менее 5 м вод. ст., при этом промежуточный шток выполнен без каналов, соединяющих области барьерного пространства.

2. Установка по п. 1, отличающаяся тем, что в каналах между каждой областью барьерного пространства и общим каналом установлен дроссель и/или обратный клапан, который в одну сторону пропускает жидкость без дросселирования, а в другую с дросселированием.

3. Установка по п. 1, отличающаяся тем, что в маслостанции установлено, по крайней мере, два маслонасоса, установленных последовательно.

4. Установка по п. 1, отличающаяся тем, что в маслостанции установлено, по крайней мере, два маслонасоса, установленных параллельно.

5. Установка по п. 1, отличающаяся тем, что в маслостанции могут быть последовательно установлены две пары насосов, которые в каждой паре установлены параллельно.

6. Установка погружная электрогидроприводная, содержащая погружной электродвигатель, кинематически связанный с приводным маслонасосом, гидродвигатель, содержащий поршень, два штока, корпус гидродвигателя с уплотнениями штоков, гидрораспределитель, гидравлически соединенный с приводным насосом и гидродвигателем, компенсатор рабочей жидкости, установленный в отводящей трубе, снаружи, по крайней мере, одного штока, за его уплотнением, установлено насосное устройство, включающее корпус устройства и клапаны, две области между поршнем и уплотнениями штока составляют барьерное пространство, каждая из областей гидравлически связана между собой и с компенсатором рабочей жидкости посредством общего канала, отличающаяся тем, что компенсатор выполнен в виде диафрагмы, изготовленной из эластомерного материала, меняющей свою форму при перепаде давления внутри и снаружи диафрагмы на величину не более 0,5 м вод. ст., диаметр каналов между каждой областью барьерного пространства и общим каналом выполнен таким, что давление масла выше, чем давление перекачиваемой жидкости на уплотнениях штока на величину не менее 5 м вод. ст., при этом каналы, осуществляющие гидравлическую связь между гидрораспределителем и гидродвигателем, выполнены внутри корпуса гидродвигателя.

7. Установка по п. 6, отличающаяся тем, что в каналах между каждой областью барьерного пространства и общим каналом установлен дроссель и/или обратный клапан, который в одну сторону пропускает жидкость без дросселирования, а в другую с дросселированием.

8. Установка по п. 6, отличающаяся тем, что в маслостанции установлено, по крайней мере, два маслонасоса, установленных последовательно.

9. Установка по п. 1, отличающаяся тем, что в маслостанции установлено, по крайней мере, два маслонасоса, установленных параллельно.

10. Установка по п. 6, отличающаяся тем, что в маслостанции могут быть последовательно установлены две пары насосов, которые в каждой паре установлены параллельно.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2628679C1

УСТАНОВКА ПОГРУЖНАЯ ЭЛЕКТРОГИДРОПРИВОДНАЯ 2011
  • Зубов Николай Николаевич
RU2504692C2
УСТАНОВКА ПОГРУЖНАЯ ЭЛЕКТРОГИДРОПРИВОДНАЯ 2002
  • Ганиев Р.Р.
  • Макеев А.М.
  • Ахмадуллин Р.Г.
  • Лукин А.В.
  • Козлов Р.И.
  • Каримов Р.К.
RU2210003C1
Пантограф для исправления искажений 1936
  • Алпатов М.И.
SU52125A1
УСТАНОВКА ПОГРУЖНАЯ ЭЛЕКТРОГИДРОПРИВОДНАЯ 2010
  • Зубов Николай Николаевич
RU2489601C2
US 3849030 A1, 19.11.1974.

RU 2 628 679 C1

Авторы

Зубов Николай Николаевич

Даты

2017-08-21Публикация

2016-07-01Подача