СИЛЬФОННЫЙ КОМПЕНСАТОР Российский патент 2018 года по МПК F16L51/03 

Описание патента на изобретение RU2640973C1

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано для соединения фланцев входных магистралей жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) с фланцами трубопроводов или баков ракет носителей (РН) и в других отраслях промышленности.

Известен трубопроводный компенсатор линейных перемещений (патент США от 16.07.70 г. - аналог патента Швейцарии №528698 от 14.07.71 г.), в описании которого представлен трубопровод, устанавливаемый на входе в пароперегреватель. Он состоит из трубопроводов, сильфонов и среднего патрубка, один из трубопроводов имеет опоры, к которым прикреплено коромысло. Коромысло одной тягой соединено с другим трубопроводом, а другой тягой - с промежуточным патрубком. Механизм трубопроводного компенсатора в соединении трубопроводов позволяет равномерно нагружать оба сильфона при перемещении одного из трубопроводов.

Недостатком известного трубопроводного компенсатора является возможность поворота соединений коромысла только в одной плоскости, а также наличие двух коромысел в потоке рабочей среды, что загромождает тракт промежуточного патрубка и создает повышенное сопротивление потоку.

Известен сильфонный компенсатор (патент №2561816, МПК F16L 15/02 от 26.06.2014 г., Россия, прототип).

Сильфонный компенсатор (фиг. 1) содержит горизонтальный и вертикальный магистральные сильфоны 1 и 2, расположенные под прямым углом друг к другу, тройник 3, соединяющий магистральные сильфоны и разгрузочный элемент 4 через неподвижное кольцо 5, патрубок 6 на входе в горизонтальный магистральный сильфон, центрирующие опоры 7 и 8, сферические шарниры 9 и 10, шток 11.

Сильфонный компенсатор с магистральными сильфонами, расположенными под прямым углом друг к другу, позволяет компенсировать как угловые, так и линейные перемещения фланцев бака ракеты-носителя и жидкостного ракетного двигателя, имеет хорошие условия монтажа, высокую надежность разгрузочного элемента и сферических шарниров.

Недостатком сильфонного компенсатора является повышенное гидравлическое сопротивление из-за неравномерности скорости течения рабочего компонента в разных сечениях гидравлического тракта. Основная потеря напора жидкости происходит в цилиндрической части тройника, где часть потока тормозится, упираясь в разгрузочный элемент, а затем, отталкиваясь от него, образует вверху цилиндрической части тройника вихрь против часовой стрелки. Также имеется потеря напора при изменении направления потока в патрубке из-за уменьшения скорости потока у стенки патрубка с меньшим радиусом.

Задача предлагаемого технического решения состоит в снижении гидравлического сопротивления сильфонного компенсатора.

Поставленная задача достигается тем, что в предлагаемом сильфоном компенсаторе, содержащем магистральные сильфоны, расположенные под прямым углом друг к другу, патрубок на входе в горизонтальный магистральный сильфон, разгрузочный элемент, центрирующие опоры, сферические шарниры, шток, согласно изобретению магистральные сильфоны, расположенные под прямым углом, соединены между собой и разгрузочным элементом патрубком, имеющим плавно изгибающийся тракт, разгрузочный элемент соединен с патрубком через втулку и тарельчатое кольцо, а в патрубок на входе в горизонтальный магистральный сильфон и патрубок с плавно изгибающимся трактом установлены направляющие лопатки.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется эскизом (фиг. 2), где:

1 - горизонтальный магистральный сильфон;

2 - вертикальный магистральный сильфон;

4 - разгрузочный элемент;

6 - патрубок на входе в горизонтальный магистральный сильфон;

7, 8 - центрирующие опоры;

9, 10 - сферические шарниры;

11 - шток;

12 - патрубок с плавно изгибающимся трактом;

13 - тарельчатое кольцо;

14 - втулка;

15 - направляющие лопатки.

Предлагаемый сильфонный компенсатор содержит горизонтальный магистральный сильфон 1, вертикальный магистральный сильфон 2, расположенные под прямым углом между собой, патрубок 6 на входе в горизонтальный магистральный сильфон, разгрузочный элемент 4, центрирующие опоры 7, 8, сферические шарниры 9, 10, шток 11. Магистральные сильфоны 1, 2 соединены между собой и разгрузочным элементом 4 при помощи патрубка 12 с плавно изгибающимся трактом, при этом разгрузочный элемент 4 соединен с последним через тарельчатое кольцо 13 и втулку 14. В патрубок на входе в горизонтальный магистральный сильфон 6 и патрубок с плавно изгибающимся трактом 12 установлены направляющие лопатки 15.

Сильфонный компенсатор работает следующим образом.

Поступающая в компенсатор рабочая среда в патрубке 6 на входе в горизонтальный магистральный сильфон 1 расчленяется на ряд потоков между концентрично расположенными направляющими лопатками 15.

Это приводит к улучшению структуры потока, более равномерному распределению его по сечению и, в конечном итоге, к уменьшению величины местного гидравлического сопротивления. При дальнейшем прохождении рабочей среды по тракту снижение гидросопротивления обеспечивается за счет плавного поворота потока в патрубке 12 с плавно изгибающимся трактом, соединенного с разгрузочным элементом 4 через втулку 14 и тарельчатое кольцо 13, и наличия концентрично расположенных направляющих лопаток 15.

Снижение гидросопротивления сильфонного компенсатора с указанными отличиями подтверждено экспериментально.

Положительными эффектами предлагаемого сильфонного компенсатора является:

- улучшение кавитационных характеристик;

- унификация, в случае использования в качестве патрубка с плавно изгибающимся трактом конструкцию патрубка на входе в горизонтальный магистральный сильфон;

- снижение массы.

Похожие патенты RU2640973C1

название год авторы номер документа
СИЛЬФОННЫЙ КОМПЕНСАТОР 2014
  • Кузнецов Александр Васильевич
  • Муравлёва Ольга Николаевна
  • Полянин Андрей Борисович
  • Скуратов Борис Иванович
  • Солдатов Дмитрий Валерьевич
RU2561816C1
ПОДВИЖНОЕ СОЕДИНЕНИЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ВОЗДУШНО-ТЕПЛОВЫХ СИСТЕМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1999
  • Сычев Ю.Б.
RU2169877C2
ПОВОРОТНО-ОСЕВОЙ КОМПЕНСАТОР ДЛЯ ТРУБОПРОВОДОВ 2000
  • Будников В.Ф.
  • Кожеуров А.И.
  • Москалев А.Н.
  • Шачин А.А.
  • Васильев М.И.
RU2193132C2
Криогенный запорно-регулирующий клапан 1989
  • Иванова Светлана Петровна
  • Клеянкин Генрих Алексеевич
  • Моисеев Александр Николаевич
  • Платонов Виктор Федотович
SU1679119A1
СИЛЬФОННЫЙ КОМПЕНСАТОР СДВИГОВЫХ И УГЛОВЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ 2002
  • Исхаков Р.Г.
  • Хангильдин Т.В.
  • Вычеров А.Н.
  • Полушин В.Г.
RU2249750C2
УЗЕЛ КАЧАНИЯ КАМЕРЫ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ЖРД) 2014
  • Кузнецов Александр Васильевич
  • Полянин Андрей Борисович
  • Скуратов Борис Иванович
  • Солдатов Дмитрий Валерьевич
RU2536738C1
ГИДРОРАЗЪЕМ 2018
  • Тихонов Владимир Иванович
  • Павлов Виктор Николаевич
  • Рябко Евгений Николаевич
  • Малышев Дмитрий Сергеевич
  • Каюкова Светлана Васильевна
RU2683054C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2009
  • Болотин Николай Борисович
  • Варламов Сергей Евгеньевич
RU2413862C1
СИСТЕМА ДЛЯ ПЕРЕКАЧКИ ТЕКУЧЕГО ПРОДУКТА МЕЖДУ ГРУЗОВЫМ СУДНОМ И БЕРЕГОВОЙ УСТАНОВКОЙ 2001
  • Дюпонт Бернар
  • Пакет Стефан
RU2285659C2
КОМПЕНСАТОР ДАВЛЕНИЯ ГЕНЕРАТОРА ПИТАНИЯ ЗАБОЙНОЙ ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 2006
  • Галкин Николай Николаевич
  • Сафонов Дмитрий Игоревич
RU2312215C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 640 973 C1

Реферат патента 2018 года СИЛЬФОННЫЙ КОМПЕНСАТОР

Изобретение относится к устройствам для компенсации перемещений трубопроводов и может быть использовано в пневмогидросистемах. Задачей настоящего изобретения является снижение гидравлического сопротивления сильфонного компенсатора. Заявленный компенсатор содержит магистральные сильфоны, расположенные под прямым углом друг к другу, патрубок на входе в горизонтальный магистральный сильфон, разгрузочный элемент, центрирующие опоры, сферические шарниры, шток. Магистральные сильфоны, расположенные под прямым углом, соединены между собой и разгрузочным элементом патрубком, имеющим плавно изгибающийся тракт. Разгрузочный элемент соединен с патрубком через втулку и тарельчатое кольцо. В патрубок на входе в горизонтальный магистральный сильфон и патрубок с плавно изгибающимся трактом установлены направляющие лопатки. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 640 973 C1

1. Сильфонный компенсатор, содержащий магистральные сильфоны, расположенные под прямым углом друг к другу, патрубок на входе в горизонтальный магистральный сильфон, разгрузочный элемент, центрирующие опоры, сферические шарниры, шток, отличающийся тем, что в нем магистральные сильфоны между собой и разгрузочным элементом соединены под прямым углом патрубком, имеющим плавно изгибающийся тракт, а разгрузочный элемент соединен с патрубком через втулку и тарельчатое кольцо.

2. Компенсатор по п. 1, отличающийся тем, что в патрубок на входе в горизонтальный магистральный сильфон и патрубок с плавно изгибающимся трактом установлены направляющие лопатки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2640973C1

СИЛЬФОННЫЙ КОМПЕНСАТОР 2014
  • Кузнецов Александр Васильевич
  • Муравлёва Ольга Николаевна
  • Полянин Андрей Борисович
  • Скуратов Борис Иванович
  • Солдатов Дмитрий Валерьевич
RU2561816C1
Способ и устройство для контроля целостности электрической цепи 1974
  • Барер Феликс Владимирович
SU534704A1
СИСТЕМА, УСТРОЙСТВО И СПОСОБ РАДИОСВЯЗИ 2010
  • Михота Норихито
RU2447587C1
ЭЛЕКТРОИЗОЛЯЦИОННЫЙ ЗАЛИВОЧНО-ПРОПИТОЧНЫЙ КОМПАУНД 2022
  • Шацких Сергей Николаевич
RU2787124C1

RU 2 640 973 C1

Авторы

Горохов Виктор Дмитриевич

Полянин Андрей Борисович

Даты

2018-01-12Публикация

2016-08-19Подача