СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА Российский патент 2018 года по МПК A63B71/00 

Описание патента на изобретение RU2646017C2

Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для тренировки технико-тактических действий спортсменов в игровых видах спорта. Оно может быть использовано в тренировках футболистов, хоккеистов и баскетболистов, а также в целях увеличения двигательной активности населения и профилактики гиподинамии. Вместе с тем изобретение может использоваться в исследовательской работе в области психофизиологии человека, при комплексной оценке его зрительных, когнитивных и двигательных способностей.

Постоянная интенсификация игровой деятельности последних десятилетий требует от спортсменов в игровых видах спорта умения быстро и эффективно выполнять технико-тактических приемы в условиях неожиданно меняющейся обстановки, лимита пространства и времени, противоборства со стороны соперников [1]. До настоящего времени отдельные вопросы подготовки спортсменов в игровых видах спорта еще не решены, они заслуживают дальнейшего изучения и создания новых научно-методических разработок и тренажеров.

Уровень техники.

Известны световые интерактивные панели и интерактивный пол, на который передается изображение, способное изменяться в зависимости от перемещений человека. Использование интерактивной компьютерной графики позволяет создать на поверхности интерактивного пола большое число динамичных световых эффектов [2].

Однако такие системы не предназначены для проведения спортивных тренировок.

Известен способ тренировки игроков и спортсменов со спортивным снарядом на игровом поле, включающий выполнение тренировки на поле с управляемой светодинамической подсветкой. При помощи светодинамической подсветки задают разрешенные зоны, в которых спортсмен должен находиться, удерживая спортивный снаряд, при этом непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь разрешенных зон. Изменение зон и режим тренировок могут задаваться тренером вручную или программно-аппаратным комплексом. По возможности спортсмена постоянно находиться и удерживать спортивный снаряд в разрешенной зоне судят о росте спортивного мастерства спортсмена и об эффективности тренировок [3].

Недостатком способа является высокая стоимость его реализации в случае моделирования игровых ситуаций с большим количеством динамичных зон, а также физические ограничения тренера при одновременном ручном управлении большим числом световых зон.

По патенту [4] известен способ, где тренировки спортсменов со спортивным снарядом осуществляются с помощью формирования светодинамических запрещенных зон, которые имитируют противодействие игроков-соперников и целенаправленно перемещаются, препятствуя передвижению спортсмена. Эти зоны реагируют на изменение направления движения спортсмена с заданной инерционностью, обусловленной задержкой перемещения из-за наличия времени сенсомоторной реакции игроков-соперников. Задача спортсмена - оценить смоделированную игровую ситуацию, соизмерить свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения запрещенных зон, выполнить обманные движения и совершить обводку запрещенных световых зон, имитирующих соперника.

Недостатком данного способа тренировки является то, что при реализации этого способа используются дорогостоящие программно-аппаратные средства, включающие в себя мощный вычислительный комплекс и сложную систему видеоанализа и обратной связи.

Близким по технической сущности к предлагаемому способу является способ по патенту [5], где тренировки спортсменов со спортивным снарядом, осуществляются при помощи упрощенного состава программно-аппаратного комплекса. В данном способе тренировки также используется светодинамическая подсветка. Световые зоны, выделенные светом, являются запрещенными для нахождения спортсмена, они имитируют противодействие игроков-соперников и, перемещаясь, препятствуют передвижению спортсмена. Спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения запрещенных зон и совершает обводку запрещенных световых зон, имитирующих соперников. В данном способе задается сбалансированный режим физической и интеллектуальной нагрузки на спортсмена. При этом перемещения световых запрещенных зон предсказуемы для спортсмена и не связаны с его действиями на тренировочной площади. Предсказуемость изменения игровой ситуации определяется особенностью работы программно-аппаратного комплекса, который перемещает световые зоны прямолинейными отрезками до столкновения их с границами тренировочной площади и/или между собой, причем программа комплекса перемещает зоны как имитацию ударных взаимодействий абсолютно упругих тел равной массы согласно существующим законам механики. В зависимости от подготовленности спортсмена и задач тренировки задается диаметр, количество и максимальная скорость запрещенных зон. Задача спортсмена - выполнить обводку зон при перемещении до заданных графиком тренировки участков тренировочной площади и/или удержаться в течение заданного времени от столкновения с запрещенной зоной в границах тренировочной площадки. При отсутствии попадания спортсмена или спортивного снаряда на запрещенную зону или границу тренировочной площади, диаметр и/или скорость перемещения запрещенных зон увеличивают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно выполнить предъявленное упражнение.

Недостатком данного способа тренировки является его низкая эффективность, удаленность от условий реальной игры из-за отсутствия интерактивности, управления скоростью изменения игровой обстановки.

Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении эффективности тренировки технико-тактических действий спортсмена в игровых видах спорта.

Технический результат достигается тем, что тренер или спортсмен выбирает программу, задающую режим тренировки на поле со светодинамической подсветкой. Световые зоны, выделенные светом, являются запрещенными для нахождения спортсмена и/или спортивного снаряда, имитируют противодействие игроков-соперников и, перемещаясь, препятствуют передвижению спортсмена. Спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения запрещенных зон и совершает обводку запрещенных световых зон, имитирующих соперников. При этом задается сбалансированный режим физической и интеллектуальной нагрузки, в котором на игровом поле перемещается заданное число запрещенных светодинамических зон заданного диаметра, и их перемещения предсказуемы для спортсмена. Предсказуемость изменения игровой ситуации определяется особенностью работы программно-аппаратного комплекса, который перемещает световые зоны прямолинейными отрезками до столкновения их с границами тренировочной площади и/или между собой, при этом программа комплекса перемещает зоны, как имитацию ударных взаимодействий абсолютно упругих тел равной массы согласно существующим законам механики. В зависимости от подготовленности спортсмена и задач тренировки задается диаметр, количество и скорость запрещенных зон. Задача спортсмена - выполнить обводку зон при перемещении до заданных графиком тренировки участков тренировочной площади. Причем новым является то, что скорость перемещения запрещенных зон задается тренером в ручном режиме, корректировкой вводных данных программно-аппаратного комплекса во время тренировки, в зависимости от скорости и качества выполнения технико-тактических действий спортсмена на игровом поле.

В этом заключается совокупность существенных признаков, обеспечивающая получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.

Предлагаемый интерактивный способ тренировки технико-тактических действий спортсмена в игровых видах спорта осуществляется следующим образом. Тренер выбирает программу тренировки из библиотеки компьютерных программ, которая соответствует уровню подготовленности спортсмена и ориентирована на формирование навыков спортсмена согласно тренировочному плану. Для эффективного совершенствования игровых навыков спортсмена физическая нагрузка задается ему в сочетании с интеллектуальной нагрузкой, которая предъявляется игроку как необходимость предугадывания изменений ситуаций при выполнении целевых перемещений.

На игровом поле известными традиционными средствами, например, краской или световым излучателем (лазерным проектором), формируется контрастная тренировочная площадь заданной формы и размера. В зависимости от подготовленности спортсмена и задач тренировки на игровом поле формируется один или несколько условных соперников-запрещенных светодинамических зон заданного диаметра, которые перемещаются по тренировочной площади с задаваемой тренером максимальной скоростью.

Действия зон осуществляются по заданному сценарию и предсказуемы для спортсмена по траектории перемещения, но не предсказуемы по скорости перемещения. Зоны программно перемещаются по игровому полю прямолинейно и изменяют свое направление движения только после столкновения с границей тренировочной площади или другими зонами. Причем перемещения зон компьютерная программа формирует как имитацию ударных взаимодействий абсолютно упругих тел равной массы по существующим законам механики.

В такой ситуации, на малых скоростях, спортсмену не трудно просчитать изменение положения запрещенных зон на игровом поле и заранее безошибочно выбрать направление своего перемещения и выполнить игровой маневр. Однако с возрастанием скорости зон, увеличением их числа и диаметра возникает лимит пространства и времени для принятия решения и выполнения технико-тактических приемов. Как показали эксперименты, в таких условиях состояние спортсмена мало чем отличается от его состояния в реальной игровой обстановке, где он вынужден одновременно контролировать свой спортивный снаряд, изменение обстановки на игровом поле и быстро просчитывать рациональные варианты развития игры.

В реальной командной игре спортсмен эпизодически кратковременно владеет спортивным снарядом, но в эти моменты он испытывает особое эмоциональное и физическое напряжение, сопровождающееся вниманием и прессингом со стороны соперника. Для исключения ошибок, потерь спортивного снаряда, спортсмен, выполнив свою краткосрочную игровую задачу, разгружает и развивает игровую ситуацию переводом спортивного снаряда партнерам по команде.

С целью приближения подготовки к условиям реальной игры в данном способе предлагается рваный ритм тренировки, которым управляет тренер, корректируя при необходимости скорость перемещения запрещенных зон. Такой режим более соответствует ритму соревнований и наиболее рационален благодаря непрерывному участию тренера.

Начиная свое перемещение, спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения запрещенных зон и совершает их обход, как обводку игроков-соперников.

При отсутствии попадания спортсмена или спортивного снаряда на запрещенную зону или границу тренировочной площади площадь и/или диапазон скоростей перемещения запрещенных зон увеличивают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно выполнить предъявленное упражнение.

По максимальному количеству, скорости и диаметру запрещенных зон, а также точности и скорости выполнения упражнения судят о технико-тактической и физической подготовленности спортсмена. Данные показатели могут послужить основой оценки его умения видеть игровое поле, предугадывать изменение игровой ситуации, ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах.

Очевидно, что совокупность приемов и порядок практических действий в данном изобретении обеспечивает достижение заявленного технического результата.

При осуществлении заявляемого способа могут использоваться известные технические решения и средства, для создания упражнений может быть использовано известное или оригинальное программное обеспечение.

Использование данного интерактивного способа тренировки показывает эффективность и высокий потенциал данного изобретения. Ограниченными средствами, без использования дорогостоящих программно-аппаратных средств, при помощи простой системы обратной связи, ручного управления скоростью изменения видеоконтента достигнут высокий тренировочный эффект. Созданы многоуровневые игровые условия, способствующие быстрому профессиональному росту спортсмена. Изобретение формирует условия, которые имеют педагогическое и методическое преимущество по сравнению с известными подходами в спортивной тренировке.

Способ позволяет повысить точность и объективность интегральной оценки уровня технико-тактической подготовки спортсмена в игровых видах спорта. Отличительной особенностью представленного способа является учет ключевых компонентов игры, учет длительности пребывания спортсмена в специфических условиях противодействующего соперника. Вместе с тем особенностью является то, что в данном способе техническая подготовка органически сочетается с процессом психомоторного, умственного и эмоционального развития спортсмена под управлением тренера.

Создание индивидуальных заданий со сбалансированной физической и интеллектуальной нагрузкой дает возможность эффективно сформировать и закрепить у спортсмена требуемые навыки для выполнения технико-тактических приемов в условиях меняющейся обстановки, лимита пространства и времени, что немаловажно в игровых видах спорта.

Благодаря относительно недорогой управляемой искусственно созданной среде, тренировочные задания выполняются на индивидуальном уровне сложности, с оптимальной скоростью и необходимым числом повторений до усвоения требуемого навыка. Способ позволяет определить количественные показатели подготовленности спортсмена в большом диапазоне когнитивно-моторных тестов, что будет являться основой при анализе потенциала игрока и корректировке его тренировочных заданий. Сравнивая результаты показателей разновременных тренировок, можно оценить динамику развития подготовленности спортсмена, его зрительно-моторной координации и способности к индивидуальной игре.

Таким образом, заявляемый способ тренировки технико-тактических действий спортсмена в игровых видах спорта обладает новыми свойствами, которые повышают эффективность тренировки.

Источники информации

1. Голомазов С.В. Теория и методика футбола. Техника игры / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - М.: СпортакадемПресс, 2002. - 472 с.

2. Eagles Hi-Tech // Marketingpro. - 2009. - №3. - V. 52. - P. 76.

3. Патент 2444392 РФ, МПК A63B 69/00. Способ тренировки игроков и спортсменов / Афоньшин В.Е.; опубл. 10.03.12, Бюл. №7.

4. Патент 2492896 РФ, МПК A63B 71/00. Способ тренировки технических действий в игровых видах спорта / Афоньшин В.Е., Роженцов В.В.; опубл. 20.09.2013, Бюл. №26.

5. Патент 2557497 РФ, МПК A63B 71/00. Способ тренировки технико-тактических действий спортсмена в игровых видах спорта / Афоньшин В.Е.; опубл. 20.07.2015, Бюл. №20.

Похожие патенты RU2646017C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕЛОВЕКА 2017
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2657991C1
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА 2017
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2651884C1
СПОСОБ ДИСТАНЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИГРОКОВ И СПОРТСМЕНОВ 2017
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2657993C1
ИНТЕРАКТИВНЫЙ СПОСОБ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА 2016
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2611324C1
ИНТЕРАКТИВНЫЙ СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА 2016
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2611328C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ И РАЗВИТИЯ ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СПОРТСМЕНА 2017
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2664153C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ КОГНИТИВНО-МОТОРНЫХ КОМПОНЕНТОВ СПОСОБНОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ 2017
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2662081C1
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ОБВОДКИ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА 2016
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2626804C1
СПОСОБ ИНТЕРАКТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ ОБВОДКИ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА 2017
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2660798C1
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ОБВОДКИ 2017
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2662126C1

Реферат патента 2018 года СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА

Изобретение относится к способам тренировки технико-тактических действий спортсменов в игровых видах спорта и может быть использовано в тренировках футболистов, хоккеистов и баскетболистов. Способ тренировки осуществляют на поле со светодинамической подсветкой. Выделенные светом зоны, запрещенные для нахождения спортсмена и/или спортивного снаряда, имитируют противодействие игроков-соперников и, перемещаясь, препятствуют передвижению спортсмена. Спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения запрещенных зон и совершает обводку запрещенных световых зон, имитирующих соперников. Задают сбалансированный режим физической и интеллектуальной нагрузки, в котором на игровом поле перемещают заданное число запрещенных светодинамических зон заданного диаметра. Их перемещения предсказуемы для спортсмена. Предсказуемость изменения игровой ситуации определяют программно-аппаратным комплексом, который перемещает световые зоны прямолинейными отрезками до столкновения их с границами тренировочной площади и/или между собой. Программа комплекса перемещает зоны, как имитацию ударных взаимодействий абсолютно упругих тел равной массы согласно существующим законам механики. В зависимости от подготовленности спортсмена и задач тренировки задается диаметр, количество и скорость запрещенных зон. Задача спортсмена - выполнить обводку зон при перемещении до заданных графиком тренировки участков тренировочной площади. Скорость перемещения запрещенных зон задается тренером в ручном режиме, корректировкой вводных данных программно-аппаратного комплекса во время тренировки, в зависимости от скорости и качества выполнения технико-тактических действий спортсмена на игровом поле. Обеспечивается повышение эффективности тренировки технико-тактических действий спортсменов в игровых видах спорта.

Формула изобретения RU 2 646 017 C2

Способ тренировки технико-тактических действий спортсменов в игровых видах спорта, осуществляемый на поле со светодинамической подсветкой, где световые зоны, выделенные светом, являются запрещенными для нахождения спортсмена и/или спортивного снаряда, имитируют противодействие игроков-соперников и, перемещаясь, препятствуют передвижению спортсмена; спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения запрещенных зон и совершает обводку запрещенных световых зон, имитирующих соперников; при этом задается сбалансированный режим физической и интеллектуальной нагрузки, в котором на игровом поле перемещается заданное число запрещенных светодинамических зон заданного диаметра и их перемещения предсказуемы для спортсмена; предсказуемость изменения игровой ситуации определяется особенностью работы программно-аппаратного комплекса, который перемещает световые зоны прямолинейными отрезками до столкновения их с границами тренировочной площади и/или между собой, при этом программа комплекса перемещает зоны как имитацию ударных взаимодействий абсолютно упругих тел равной массы согласно существующим законам механики; в зависимости от подготовленности спортсмена и задач тренировки задается диаметр, количество и скорость запрещенных зон; при этом задача спортсмена - выполнить обводку зон при перемещении до заданных графиком тренировки участков тренировочной площади, отличающийся тем, что скорость перемещения запрещенных зон задается тренером в ручном режиме, корректировкой вводных данных программно-аппаратного комплекса во время тренировки, в зависимости от скорости и качества выполнения технико-тактических действий спортсмена на игровом поле.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2646017C2

СПОСОБ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА 2012
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
  • Роженцов Валерий Витальевич
RU2492894C1
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ СПОРТСМЕНА В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА 2014
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2557497C1
RU 2013110625 А, 20.09.2014
Способ определения магнитных свойств ферромагнитных сердечников 1958
  • Гомоюнов К.К.
SU119249A1

RU 2 646 017 C2

Авторы

Афоньшин Владимир Евгеньевич

Даты

2018-02-28Публикация

2016-07-25Подача