Дифференциал с автоматической блокировкой колес Российский патент 2018 года по МПК F16H48/20 F16H48/38 

Описание патента на изобретение RU2646040C1

Изобретение относится к машиностроению, а именно к дифференциальным самотормозящимся передачам, включающим червяки со спиральными зубьями, оси которых параллельны, и может быть использовано в автомобилестроении в качестве дифференциалов с автоматической блокировкой колес для привода к ведущим осям и колесам транспортных средств.

Известен дифференциал с автоматической блокировкой колес, обеспечивающий равномерное распределение момента на ведущие оси и колеса транспортного средства двумя параллельными потоками независимо от сцепных условий ведущих колес с дорогой, выбранный заявителем в качестве прототипа, как наиболее близкий по достигаемому результату к заявляемому техническому решению, содержащий установленные в ведущем корпусе две полуоси и устройство передачи вращения от корпуса к полуосям, выполненное из двух соосно расположенных и параллельно соединенных планетарных механизмов (патент 2156902 от 30.03.99, F16H 48/06).

К недостаткам прототипа следует отнести сложность конструкции дифференциала и его недостаточную надежность.

Известен дифференциал, описанный в патенте РФ №38871 по кл. F16H 48/20 и заявке 09.03.2004 г., опубл. 10.07.2004 г. и выбранный в качестве прототипа.

Известный дифференциал с автоматической блокировкой колес содержит установленные в ведущем корпусе две полуоси и устройство передачи вращения от корпуса к полуосям, выполненное в виде двух установленных на полуосях винтов с правыми и левыми винтовыми канавками, взаимодействующими с корпусом посредством замкнутых цепочек шариков, расположенных с возможностью перемещения в выполненных в корпусе взаимосвязанных продольных пазах и возвратных каналах.

При этом количество цепочек шариков, находящихся в контакте с винтами, по меньшей мере три.

Цепочки шариков могут быть замкнуты для каждой пары: продольный паз и возвратный канал или все продольные пазы и возвратные каналы взаимосвязаны между собой для образования единой замкнутой цепи шариков.

Недостатком известного дифференциала является короткий срок его службы, обусловленный следующим.

При работе самоблокирующегося дифференциала с винтовыми шнеками и шариками возникает недостаточно плавное зацепление («закусывание») шарика и ведущего винта (винтового шнека) в канавке крышки, сопровождающееся характерными щелчками. Это приводит к разрушению винтовых шнеков, канавок крышек, каналов корпуса, шариков и выходу из строя дифференциала в целом.

Задачей является повышение долговечности устройства

Поставленная задача решается тем, что в дифференциале с автоматической блокировкой колес, содержащем установленные в закрытом с торцов крышками ведущем корпусе две полуоси и устройство передачи вращения от корпуса к полуосям, выполненное в виде двух установленных на полуосях винтовых шнеков с правыми и левыми винтовыми канавками, взаимодействующими с корпусом и крышками посредством замкнутых цепочек шариков, расположенных с возможностью перемещения в выполненных в корпусе рабочих и возвратных каналах и в полусферических канавках крышек, соединяющих эти каналы, согласно изобретению наружный торец каждого из винтовых шнеков снабжен неразъемно прикрепленной к нему косозубой звездочкой, зубья которой отогнуты в сторону винта с образованием между зубьями участка изогнутой поверхности, соразмерного по длине с диаметром шарика и под которую в каждой из крышек выполнена проточка, диаметр которой больше, чем диаметр винтового шнека.

Наличие на каждом из наружных торцов винтовых шнеков неразъемно прикрепленной к нему косозубой звездочки, зубья которой отогнуты в сторону винтового шнека с образованием между зубьями участка изогнутой поверхности, соразмерного по длине с диаметром шарика и под которую в каждой из крышек выполнена проточка, диаметр которой больше, чем диаметр винтового шнека, обеспечивает «улавливание» отогнутыми к винтовым шнекам зубьями звездочки шариков в канавках крышек и направление их в рабочие каналы. Такая конструкция исключает разрушение винтовых шнеков, канавок крышек, каналов корпуса и шариков.

Заявляемый дифференциал обладает новизной в сравнении с прототипом, отличаясь от него такими существенными признаками, как наличие на наружном торце каждого из винтовых шнеков неразъемно прикрепленной к нему косозубой звездочки с зубьями, отогнутыми в сторону винтового шнека с образованием между зубьями участка изогнутой поверхности, соразмерного по длине с диаметром шарика, и выполнение в каждой из крышек проточки, диаметр которой больше, чем диаметр винтового шнека, обеспечивающими в совокупности достижение заданного результата.

Заявителю неизвестны технические решения, обладающие указанными отличительными признаками, обеспечивающими в совокупности заявляемый результат, поэтому он считает, что заявляемый дифференциал соответствует критерию «изобретательский уровень».

Заявляемый дифференциал может найти широкое применение в автомобилестроении, а потому соответствует критерию «промышленная применимость».

Заявляемый дифференциал с автоматической блокировкой колес содержит установленные в закрытом с торцов крышками ведущем корпусе две полуоси и устройство передачи вращения от корпуса к полуосям. Устройство передачи выполнено в виде двух установленных на полуосях винтовых шнеков с правыми и левыми винтовыми канавками, взаимодействующими с корпусом и крышками посредством замкнутых цепочек шариков, расположенных с возможностью перемещения в выполненных в корпусе рабочих и возвратных каналах и в полусферических канавках крышек, соединяющих эти каналы. При этом наружный торец каждого из винтовых шнеков снабжен неразъемно прикрепленной к нему косозубой звездочкой, зубья которой отогнуты в сторону винтового шнека с образованием между зубьями участка изогнутой поверхности, соразмерного по длине с диаметром шарика, и под которую в каждой из крышек выполнена проточка, диаметр которой больше, чем диаметр винтового шнека.

Изобретение иллюстрируется чертежами, где показаны на:

- фиг. 1 - общий вид дифференциала в сборе;

- фиг. 2 - вид дифференциала в разрезе;

- фиг. 3 - общий вид корпуса дифференциала;

- фиг. 4 - вид левой крышки дифференциала;

- фиг. 5 - вид правой крышки дифференциала;

- фиг. 6 - вид винтового шнека с наружного торца.

Более подробное описание конструкции дифференциала дано ниже.

Заявляемый дифференциал с автоматической блокировкой колес (фиг. 1 - фиг. 6) содержит ведущий корпус 1, закрытый с торцов левой крышкой 2 с фланцем и правой крышкой 3.

В крышках 2 и 3 выполнены отверстия под полуоси 4 и 5. В центральной части корпуса 1 имеется отверстие, в котором размещено устройство 6 передачи вращения от корпуса 1 к полуосям 4 и 5. Устройство 6 передачи выполнено в виде двух установленных на полуосях 4 и 5 винтовых шнеков 7 и 8 со шлицевыми отверстиями 9 и 10 в них под полуоси 4 и 5 и с правыми и левыми винтовыми канавками 11 и 12 на боковых поверхностях. При этом правый винтовой шнек 8 - это зеркальное исполнение левого шнека 7. Винтовые многозаходные канавки 12 и 11 шнеков 7 и 8 имеют соответственно правое и левое направление. Винтовые канавки 11 и 12 являются многозаходными и имеют полусферическую форму для движения в них шариков 13. На торцевых поверхностях корпуса 1 попарно расположены цилиндрические рабочие каналы 14 и возвратные каналы 15 для потоков движения шариков 13. Канавки 11 и 12 взаимодействуют с ведущим корпусом 1 и крышками 2 и 3, в которых выполнены полусферические канавки 16, посредством замкнутых цепочек шариков 13, расположенных с возможностью перемещения в выполненных в корпусе рабочих каналов 14 и возвратных каналах 15 и в полусферических канавках 16 крышек 2 и 3, соединяющих эти каналы. При этом число винтовых заходов шнеков 7 и 8 равно числу канавок 16 крышек 2 и 3 и количеству пар рабочих каналов 14 и возвратных каналов 15 корпуса 1. Наружный торец каждого из винтовых шнеков 7 и 8 поверх каналов 14 и 15 снабжен неразъемно прикрепленной к нему косозубой звездочкой 17 и 18, зубья 19 которой отогнуты в сторону винтовых шнеков 7 и 8 с образованием между зубьями 19 участка 20 изогнутой поверхности, соразмерного по длине с диаметром шарика 13. Под звездочки 17 и 18 в каждой из крышек 2 и 3 выполнена проточка 21, 22, диаметр которой больше, чем диаметр винтового шнека 7 или 8.

Дифференциал используется следующим образом.

Дифференциал Волосникова с автоматической блокировкой колес (дифференциал автоблокирующийся Волосникова, сокращенно «ДАВ») является разновидностью винтового дифференциала и предназначен для обеспечения тягой колес ведущих мостов, в которых происходит проскальзывание одного из колес ведущих мостов с опорной поверхностью. Он может устанавливаться в качестве как межколесного дифференциала, так и межосевого дифференциала.

Перераспределение крутящих моментов в ДАВ между колесами и осями автомобиля достигается за счет трения между элементами дифференциала.

Рассматриваемый дифференциал способен передавать большую часть крутящего момента (до 80%) небуксующему колесу и небуксующему мосту.

Дифференциал устанавливается вместо штатного конического дифференциала с сателлитами без дополнительных переделок.

Фланец левой крышки 2 дифференциала крепится болтами к ведомой шестерне главной передачи ведущего моста автомобиля (на чертежах не показано).

Левый и правый винтовые шнеки 7 и 8 соединяются шлицами с полуосями 4 и 5 левого и правого колеса соответственно.

При прямолинейном движении автомобиля, при равенстве коэффициентов сцепления у ведущих колес и одинаковой нагрузке на них дифференциал распределяет моменты в равном соотношении.

Но при снижении силы сцепления одного из колес и возникновении первых признаков к его пробуксовке, силы трения, возникающие между деталями механизма, не дают этому колесу раскрутиться (забуксовать) и передают дополнительный момент на небуксующее колесо. Силы трения возникают между винтовыми шнеками 7 и 8 и шариками 13, между шариками 12 и каналами 14 и 15 корпуса 1, между шариками 13 и канавками 16 в крышках 2 и 3.

При повороте автомобиля на колесо, движущееся по внутреннему радиусу, сопротивление увеличивается. Происходит перераспределение крутящего момента в дифференциале, шарики 13 вместе с винтовыми шнеками 7 и 8 приходят в движение и колеса вращаются с разной скоростью, не препятствуя маневру.

Отогнутые в сторону винтовых шнеков 7 и 8 зубья 19 косых звездочек 17 и 18 обеспечивают «улавливание» шариков 13 в полусферических канавках 16 крышек 2 и 3 и направление их в рабочие каналы 14. Такая конструкция исключает разрушение винтовых шнеков 7 и 8, канавок 16 крышек 2 и 3, рабочих каналов 14 и возвратных каналов 15 корпуса 1 и самих шариков 13.

В сравнении с прототипом заявляемый дифференциал имеет более долгий срок службы.

Похожие патенты RU2646040C1

название год авторы номер документа
Дифференциал с автоматической блокировкой колес 2020
  • Волосников Евгений Яковлевич
RU2729849C1
САМОБЛОКИРУЮЩИЙСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2006
  • Волосников Евгений Яковлевич
  • Семенов Евгений Валентинович
  • Золотарев Владимир Николаевич
RU2324607C1
САМОБЛОКИРУЮЩИЙСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2006
  • Волосников Евгений Яковлевич
  • Семенов Евгений Валентинович
  • Золотарев Владимир Николаевич
RU2321503C1
Приспособление для касательного разъемного соединения между собой двух труб, расположенных в пространстве под фиксированным углом друг к другу (варианты) 2016
  • Слабинский Александр Иванович
  • Пискунов Николай Александрович
  • Сайног Алексей Сергеевич
RU2610813C1
САМОБЛОКИРУЮЩИЙСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2006
  • Лядов Аркадий Александрович
  • Апсаликов Ринат Наилевич
RU2324606C1
Устройство для разъемного соединения длинномерных элементов 2023
  • Слабинский Александр Владимирович
  • Волосников Евгений Яковлевич
RU2822997C1
Устройство для разъемного соединения длинномерных элементов 2017
  • Слабинский Александр Иванович
  • Сайног Алексей Сергеевич
  • Пискунов Николай Александрович
RU2670266C1
Приспособление для касательного разъемного соединения между собой двух труб, расположенных в пространстве под регулируемым углом друг к другу (варианты) 2016
  • Слабинский Александр Иванович
  • Пискунов Николай Александрович
  • Сайног Алексей Сергеевич
RU2622819C1
ЧЕРВЯЧНО-ВИНТОВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ ЗАМЕНЫ ШТАТНЫХ ДИФФЕРЕНЦИАЛОВ, СМОНТИРОВАННЫЙ В ШТАТНЫХ РЕДУКТОРАХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2019
  • Филякин Александр Валериевич
  • Бояркин Максим Владимирович
  • Бояркин Владимир Федорович
RU2730357C1
МОСТ С ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ГЛАВНОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ В ХОДОВОЙ ЧАСТИ 2023
  • Емельянов Евгений Анатольевич
  • Авдалов Юрий Александрович
  • Федулов Михаил Владимирович
  • Вибе Вячеслав Петрович
  • Денисов Юрий Геннадьевич
RU2811589C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 646 040 C1

Реферат патента 2018 года Дифференциал с автоматической блокировкой колес

Изобретение относится к дифференциалам с автоматической блокировкой колес, включающим червяки со спиральными зубьями, оси которых параллельны. Дифференциал содержит установленные в закрытом с торцов крышками ведущем корпусе две полуоси и устройство передачи вращения от корпуса к полуосям. Устройство передачи выполнено в виде двух установленных на полуосях винтовых шнеков с правыми и левыми винтовыми канавками, взаимодействующими с корпусом и крышками посредством замкнутых цепочек шариков. При этом наружный торец каждого из винтовых шнеков снабжен неразъемно прикрепленной к нему косозубой звездочкой, зубья которой отогнуты в сторону винтового шнека с образованием между зубьями участка изогнутой поверхности, соразмерного по длине с диаметром шарика, и под которую в каждой из крышек выполнена проточка, диаметр которой больше, чем диаметр винтового шнека. Достигается повышение долговечности устройства. 7 ил.

Формула изобретения RU 2 646 040 C1

Дифференциал с автоматической блокировкой колес, содержащий установленные в закрытом с торцов крышками ведущем корпусе две полуоси и устройство передачи вращения от корпуса к полуосям, выполненное в виде двух установленных на полуосях винтовых шнеков с правыми и левыми винтовыми канавками, взаимодействующими с корпусом и крышками посредством замкнутых цепочек шариков, расположенных с возможностью перемещения в выполненных в корпусе рабочих и возвратных каналах и в полусферических канавках крышек, соединяющих эти каналы, отличающийся тем, что наружный торец каждого из винтовых шнеков снабжен неразъемно прикрепленной к нему косозубой звездочкой, зубья которой отогнуты в сторону винтового шнека с образованием между зубьями участка изогнутой поверхности, соразмерного по длине с диаметром шарика и под которую в каждой из крышек выполнена проточка, диаметр которой больше, чем диаметр винтового шнека.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2646040C1

Центробежный водоподъемный элеватор 1933
  • Шелест А.П.
  • Шелест К.А.
SU38871A1
САМОБЛОКИРУЮЩИЙСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2006
  • Волосников Евгений Яковлевич
  • Семенов Евгений Валентинович
  • Золотарев Владимир Николаевич
RU2324607C1
Понтон 1946
  • Иванов И.А.
SU118711A1
JP H 10184850 A, 14.07.1998.

RU 2 646 040 C1

Авторы

Волосников Евгений Яковлевич

Слабинский Александр Иванович

Пискунов Николай Александрович

Сайног Алексей Сергеевич

Даты

2018-02-28Публикация

2016-10-11Подача