РЕГУЛИРУЕМОЕ СВЕРХЗВУКОВОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2018 года по МПК F02K1/12 

Описание патента на изобретение RU2647266C1

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно, к конструкции сопел турбореактивных двигателей (ТРД).

Известно регулируемое сверхзвуковое сопло ТРД, содержащее корпус, шарнирно закрепленные на нем дозвуковые и внешние створки, сверхзвуковые створки, шарнирно установленные на дозвуковых створках и подвижно соединенные с внешними створками, привод створок, механизм синхронизации дозвуковых и внешних створок, выполненный в виде основных и шарнирно связанных с ними дополнительных рычагов, соединенных шарнирно с дозвуковыми и внешними створками, телескопические тяги, ограничивающие положение среза сопла, а также пневмоцилиндры, установленные на внешних створках в окружном направлении (см. патент РФ №1009150, класса F02K 1/12, опубликован 20.08.1996 г.).

Недостатком указанного сопла является то, что тяги синхронизации, соединяющее дополнительные рычаги с внешними створками, выполняют силовую функцию, а именно, при закрытых и вытянутых телескопических тягах, прикрепленных одним концом к корпусу, а другим - к дополнительному рычагу, передают нагрузку от внешних створок и пневмоцилиндров на корпус и основной рычаг, что приводит к увеличенному износу подшипников тяг механизма синхронизации с увеличением осевых и радиальных зазоров, упругой деформации тяг при нагружении и, как следствие, ухудшению синхронизации движения внешних створок и искривлению формы среза сопла и, соответственно, уменьшению надежности его работы и снижению тяги двигателя.

Задачей данного изобретения является улучшение синхронизации движения внешних створок.

Указанная задача решается тем, что в известном реактивном сопле для ТРД, содержащем корпус, шарнирно прикрепленные к нему дозвуковые и внешние створки, сверхзвуковые створки, шарнирно прикрепленные к дозвуковым створкам и подвижно соединенные с внешними створками, привод створок и механизм синхронизации дозвуковых и внешних створок, выполненный в виде основных и шарнирно связанных с ними дополнительных рычагов, соединенных шарнирно с дозвуковыми и внешними створками, телескопические тяги и пневмоцилиндры, установленные на внешних створках в окружном направлении, согласно изобретению, каждая телескопическая тяга одним концом шарнирно соединена с дозвуковой створкой, а другим - с внешней створкой и имеет упоры для ограничения изменения диаметра выходного сечения сопла относительно его критического сечения, причем шарниры крепления размещены в области середины продольных осей створок.

Такое выполнение устройства позволяет устранить передачу нагрузки от внешних створок и пневмоцилиндров при закрытом и вытянутом положении телескопических тяг на корпус и основной рычаг через механизм синхронизации дозвуковых и внешних створок, что уменьшит упругие деформации тяг и износ их подшипников, а, значит, улучшит синхронизацию движения внешних и сверхзвуковых створок, уменьшит искажение формы среза сопла и, соответственно, увеличит надежность двигателя.

На фиг. 1 изображен продольный разрез сопла с механизмом синхронизации дозвуковых и внешних створок;

на фиг. 2 - поперечный разрез А-А;

на фиг. 3 - продольный разрез Б-Б сопла с телескопической тягой, с минимальными площадями критического и выходного сечений;

на фиг. 4 - продольный разрез Б-Б сопла с телескопической тягой, с максимальными площадями критического и выходного сечений;

на фиг. 5 - телескопическая тяга, занимающая промежуточное положение;

на фиг. 6 - телескопическая тяга, занимающая минимальное положение по длине;

на фиг. 7 - телескопическая тяга, занимающая максимальное положение по длине.

Сопло ТРД содержит корпус 1, шарнирно закрепленные на нем дозвуковые створки 2 и внешние створки 3. К дозвуковым створкам 2 шарнирно прикреплены сверхзвуковые створки 4, другим концом подвижно установленные на внешних створках 3. На корпусе между дозвуковыми створками 2 и внешними створками 3 установлены гидроцилиндры 5, являющиеся приводом створок 2 и 3, а также элементы механизмов их синхронизации, а именно: шарнирно соединенные с гидроцилиндрами 5 рычаги 6, шарнирно закрепленные на них дополнительные рычаги 7, тяги синхронизации 8 дозвуковых створок 2 и тяги синхронизации 9 внешних створок 3 (см. фиг. 1 и 2). На внешних створках 3 в окружном направлении установлены пневмоцилиндры 10. Вдоль продольных осей створок 2 расположены телескопические тяги 11, каждая из которых передней серьгой 12 шарнирно закреплена на дозвуковой створке 2, а задней серьгой 13 - на внешней створке 3 (см. фиг. 2, 3 и 4), причем шарниры 14 крепления телескопических тяг расположены в области середины продольных осей створок 2 и 3.

При работе сопла на сверхзвуковые створки 4 действуют газовые силы, а на внешние створки 3 - силы от пневмоцилиндров 10 и аэродинамические силы. Сочетание указанных сил на разных режимах полета объекта приводит к увеличению или уменьшению диаметра выходного сечения сопла относительно диаметра его критического сечения.

При этом изменение диаметра (площади) выходного сечения сопла относительно его критического сечения ограничивается упорами телескопической тяги 11 для устранения возможности срыва работы двигателя, а именно, при углах расположения сверхзвуковых створок более 16° от горизонтальной оси сопла - отрыв потока и резкое падение тяги, а при закрытии на диаметр выходного сечения менее критического возникновение колебаний сверхзвуковых створок 4.

Достижение телескопической тягой минимальной длины осуществляется при упоре серьги 13 в торец 15 гильзы 16 (см. фиг. 6 и фиг. 3).

Достижение телескопической тягой максимальной длины осуществляется при упоре поршня 17 в торец 18 гильзы 16 (см. фиг. 7 и фиг. 4).

При работе сопла с выходом на ограничение его выходного сечения, на внешних створках 3 и телескопических тягах 11 возникают силы, удерживающие срез сопла. Такие нагрузки возникают при работе сопла с недорасширением газового потока на больших высотах полета, при работе на дроссельных режимах (при малых давлениях газового потока) и на переменных режимах - открытиях и закрытиях сопла и так далее. Таким образом, тяги синхронизации 9 не нагружаются при работе сопла на упорах телескопических тяг 11, но при возникновении боковой аэродинамической силы тяги 9 нагружаются, предотвращая искажение формы сопла, так как при превращении среза сопла из круглой в эллиптическую или другую форму меняется площадь выходного сечения, что влияет на тяговые характеристики двигателя.

Так как тяги синхронизации 9 внешних створок не нагружаются при работе сопла на упорах телескопической тяги 11, то время износа их подшипников и возникновения остаточных деформаций увеличивается, то есть форма сопла более продолжительное время не искажается, что увеличивает надежность и ресурс двигателя.

Похожие патенты RU2647266C1

название год авторы номер документа
РЕГУЛИРУЕМОЕ СВЕРХЗВУКОВОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2012
  • Пырков Сергей Николаевич
  • Демченко Александр Валерьевич
RU2484278C1
ПЛОСКОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2011
  • Пырков Сергей Николаевич
  • Демченко Александр Валерьевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
RU2462609C1
РЕГУЛИРУЕМОЕ СВЕРХЗВУКОВОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Пырков Сергей Николаевич
  • Демченко Александр Валерьевич
RU2561804C1
СИСТЕМА СИНХРОНИЗАЦИИ СТВОРОК СОПЛА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2006
  • Федоров Алексей Михайлович
  • Мурашов Алексей Александрович
RU2317432C1
ПЛОСКОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2010
  • Елагин Александр Иванович
  • Демченко Александр Валерьевич
  • Пырков Сергей Николаевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
RU2445486C1
Плоское сопло турбореактивного двигателя 2017
  • Гусев Павел Никитович
  • Демченко Александр Валерьевич
  • Рыжков Владимир Михайлович
RU2685168C1
Плоское сопло турбореактивного двигателя 2017
  • Гусев Павел Никитович
  • Демченко Александр Валерьевич
  • Рыжков Владимир Михайлович
RU2656170C1
Регулируемое сопло турбореактивного двигателя 2021
  • Гусенко Сергей Михайлович
  • Демченко Александр Валерьевич
  • Лефёров Александр Александрович
  • Куприянов Николай Дмитриевич
  • Рыжков Владимир Михайлович
RU2770572C1
РЕГУЛИРУЕМОЕ СВЕРХЗВУКОВОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Пырков Сергей Николаевич
  • Демченко Александр Валерьевич
  • Гусев Павел Никитович
RU2578944C1
ВЫХОДНОЕ УСТРОЙСТВО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2023
  • Лещенко Игорь Алексеевич
  • Олишевский Дмитрий Александрович
  • Галимов Ратмир Артурович
  • Токтосинов Темур Янгиваевич
RU2807307C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 647 266 C1

Реферат патента 2018 года РЕГУЛИРУЕМОЕ СВЕРХЗВУКОВОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Регулируемое сверхзвуковое сопло турбореактивного двигателя относится к области авиационного двигателестроения. Сопло содержит корпус, шарнирно прикрепленные к нему дозвуковые и внешние створки, сверхзвуковые створки, шарнирно прикрепленные к дозвуковым створкам и подвижно соединенные с внешними створками, привод створок и механизм синхронизации дозвуковых и внешних створок, выполненный в виде основных и шарнирно связанных с ними дополнительных рычагов, соединенных шарнирно с дозвуковыми и внешними створками, телескопические тяги и пневмоцилиндры, установленные на внешних створках в окружном направлении. Каждая телескопическая тяга одним концом шарнирно соединена с дозвуковой створкой, а другим - с внешней створкой и имеет упоры для ограничения изменения диаметра выходного сечения сопла относительно его критического сечения, причем шарниры крепления размещены в области середины продольных осей створок. Изобретение позволяет устранить передачу нагрузки от внешних створок и пневмоцилиндров при закрытом и вытянутом положении телескопических тяг на корпус и основной рычаг, что уменьшит упругие деформации тяг и износ их подшипников, а значит улучшит синхронизацию движения внешних и сверхзвуковых створок, уменьшит искажение формы среза сопла и соответственно увеличит надежность двигателя. 7 ил.

Формула изобретения RU 2 647 266 C1

Регулируемое сверхзвуковое сопло турбореактивного двигателя, содержащее корпус, шарнирно прикрепленные к нему дозвуковые и внешние створки, сверхзвуковые створки, шарнирно прикрепленные к дозвуковым створкам и подвижно соединенные с внешними створками, привод створок и механизм синхронизации дозвуковых и внешних створок, выполненный в виде основных и шарнирно связанных с ними дополнительных рычагов, соединенных шарнирно с дозвуковыми и внешними створками, телескопические тяги и пневмоцилиндры, установленные на внешних створках в окружном направлении, отличающееся тем, что каждая телескопическая тяга одним концом шарнирно соединена с дозвуковой створкой, а другим - с внешней створкой и имеет упоры для ограничения изменения диаметра выходного сечения сопла относительно его критического сечения, причем шарниры крепления размещены в области середины продольных осей створок.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2647266C1

RU 1009150 A1, 20.08.1996
ПОЛУЧЕНИЕ КРИСТАЛЛОВ 2007
  • Анттила Олли
  • Саарникко Ари
  • Палохеймо Яри
RU2456386C2
Дуговой вентиль 1933
  • Ильченко В.И.
SU41088A1
US 5176323 A, 05.01.1993
РЕГУЛИРУЕМОЕ СВЕРХЗВУКОВОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2012
  • Пырков Сергей Николаевич
  • Демченко Александр Валерьевич
RU2484278C1

RU 2 647 266 C1

Авторы

Гусев Павел Никитович

Демченко Александр Валерьевич

Долгомиров Борис Алексеевич

Даты

2018-03-15Публикация

2017-03-02Подача