ДЕРЖАТЕЛЬ ТРУБЫ ДЛЯ УДАЛЕНИЯ ВОЗДУХА В ТУРБОМАШИНЕ Российский патент 2018 года по МПК F01D25/28 F01D25/30 F01D9/02 

Описание патента на изобретение RU2648809C2

Настоящее изобретение касается держателя трубы для удаления насыщенного маслом воздуха из турбомашины.

Турбомашина, такая как турбореактивный двигатель или турбовинтовой двигатель, классически содержит с входа на выход по направлению потока газов вентилятор, компрессор низкого давления, компрессор высокого давления, камеру сгорания, турбину высокого давления, турбину низкого давления и сопло выхлопных газов. Каждой компрессорной ступени соответствует турбинная ступень, связанные между собой валом для образования каскада, в частности каскада низкого давления и каскада высокого давления.

Вал каскада низкого давления может быть полым и содержать трубу, часто называемую «Center Vent Tube» «CVT». Эта труба содержит подвижную во вращении расположенную выше по потоку часть, продолженную неподвижной расположенной ниже по потоку частью, и обеспечивает удаление насыщенного маслом воздуха, появляющегося в некоторых объемах турбомашины.

Расположенная ниже по потоку часть этой трубы проходит через реактивное сопло, с которым она связана держателем, включающим внутреннюю кольцевую часть общего Ω-образного сечения, окружающую трубу, и коническую часть, закрепленную на реактивном сопле и на внутренней кольцевой части. Коническая часть содержит отверстия для прохода охлаждающего воздуха, проходящего через реактивное сопло. Кроме того, коническая часть держателя закреплена на внутренней кольцевой части с помощью болтов.

Такой держатель обладает следующими недостатками.

Прежде всего, зона опоры трубы на держателе смещена по оси от зоны крепления держателя на реактивном сопле, что значительно уменьшает жесткость держателя. Эта жесткость также уменьшается вследствие наличия отверстий для прохода охлаждающего воздуха.

Реактивное сопло подвергается воздействию температур, заключенных между 650°С и 680°С, тогда как может находиться при температуре от 450°С до 480°С. Такой значительный перепад температур (240°С) вызывает явления теплового расширения, напряжений и перемещений, которые держатель должен поглощать при сохранении своей жесткости.

Чтобы добиться такого компромисса, существующий держатель является относительно тяжелым, что увеличивает общую массу турбомашины, и, кроме того, является дорогим.

Целью изобретения является простое, эффективное и экономичное решение этой проблемы.

Для этого в изобретении предлагается держатель, предназначенный для удержания трубы для удаления насыщенного маслом воздуха из турбомашины, содержащий радиально внутреннюю кольцевую часть, предназначенную для установки вокруг упомянутой трубы, отличающийся тем, что он содержит ребра, простирающиеся наружу и в радиальной плоскости от кольцевой части, образуя угол с радиальным направлением, при этом ребра содержат зоны крепления на их наружной периферии, причем упомянутые зоны крепления наклонены в осевом направлении держателя для обеспечения возможности их крепления к реактивному соплу турбомашины.

Таким образом, опорная зона трубы на держателе расположена аксиально под прямым углом к зоне крепления держателя на реактивном сопле, что придает держателю хорошую жесткость. То, что ребра наклонены относительно радиального направления, позволяет, кроме того, иметь возможность подходящим образом выдерживать явления теплового расширения при работе. Наконец, такой держатель является относительно легким, позволяет осуществить проход охлаждающего воздуха в реактивное сопло и является недорогим. При сравнении такой держатель примерно в десять раза легче существующего держателя.

В соответствии с признаками изобретения зоны крепления имеют, каждая, форму части конуса.

Кроме того, каждое ребро может содержать среднюю зону, содержащую первый конец, соединенный с внутренней зоной крепления, предназначенной для крепления на внутренней кольцевой части держателя, и второй конец, соединенный с наружной зоной крепления, предназначенной для крепления к реактивному соплу, при этом средняя зона простирается в плоскости, образующей непрямой угол относительно касательной к кольцевой части, проходящей через первый конец.

Такое отличие позволяет держателю хорошо выдерживать воздействие тепловых расширений.

Каждая средняя зона может простираться в плоскости, параллельной оси внутренней кольцевой части.

Средние зоны, таким образом, создают малое сопротивление потоку воздуха, проходящего через реактивное сопло.

Кроме того, каждая внутренняя зона крепления имеет форму, дополняющую форму внутренней кольцевой части.

Внутренние зоны ребер могут быть закреплены пайкой, например, во внутренней кольцевой зоне.

Предпочтительно ребра и внутренняя кольцевая часть выполнены из суперсплава на основе никеля, например из INCONEL 625 или из INCONEL 718.

Предпочтительно длина внутренней кольцевой части меньше или равна 0,4 от своего внутреннего диаметра.

Таким образом, внутренняя кольцевая часть представляет собой короткую направляющую, образующую, некоторым образом, шаровое соединение между трубой и держателем.

Например, количество ребер может быть заключено между 3 и 10.

Изобретение касается также узла турбомашины, содержащего трубу для удаления насыщенного маслом воздуха, при этом упомянутая труба содержит подвижную во вращении расположенную выше по потоку часть и неподвижную расположенную ниже по потоку часть, причем упомянутая расположенная ниже по потоку часть проходит через реактивное сопло и простирается по оси упомянутого реактивного сопла, при этом упомянутая расположенная ниже по потоку часть окружена внутренней кольцевой частью упомянутого держателя таким образом, что упомянутая расположенная ниже по потоку часть установлена в осевом направлении свободной во вращении и в перемещении в упомянутой внутренней кольцевой части, а наклонные зоны крепления держателя дополнительно закреплены на реактивном сопле.

Изобретение касается, наконец, турбомашины, отличающейся тем, что она содержит упомянутый выше узел.

В дальнейшем изобретение поясняется нижеследующим описанием, не являющимся ограничительным, со ссылками на сопровождающие чертежи, на которых:

- фиг. 1 изображает вид в перспективе и в осевом разрезе части существующей турбомашины,

- фиг. 2 изображает в осевом разрезе вид монтажа существующего держателя между реактивным соплом и трубой для удаления насыщенного маслом воздуха,

- фиг. 3 изображает вид в перспективе с частичным вырезом монтажа по фиг. 2,

- фиг. 4 изображает вид в перспективе держателя по изобретению,

- фиг. 5 изображает вид в перспективе ребра держателя по изобретению,

- фиг. 6 изображает вид в перспективе кольцевой части держателя по изобретению,

- фиг. 7 изображает детальный вид, иллюстрирующий размещение ребра на упомянутой кольцевой части,

- фиг. 8 изображает вид в перспективе с частичным вырезом части турбомашины по изобретению.

Расположенная ниже по потоку часть существующей турбомашины представлена на фиг. 1 и содержит реактивное сопло 1, установленное на выходе выхлопного кожуха 2, закрепленного на выходе турбины низкого давления (не изображенной на чертеже). Реактивное сопло 1 содержит осевое отверстие 3 на расположенном ниже по потоку конце.

Турбомашина содержит также трубу 4, часто называемую «Center Vent Tube» или «CVT», которая включает подвижную во вращении расположенную выше по потоку часть (не изображенную), продолженную неподвижной расположенной ниже по потоку частью 4а, которая обеспечивает удаление насыщенного маслом воздуха, находящейся в определенных частях турбомашины.

Расположенная ниже по потоку часть 4а этой трубы 4 проходит через реактивное сопло 1 и открывается на выходе последнего через отверстие 3. Упомянутая расположенная ниже по потоку часть 4а связана с реактивным соплом 1 держателем 5. Последний изображен на фиг. 2 и 3 и содержит внутреннюю кольцевую часть 6 общего Ω-образного сечения, охватывающую трубу 4, и коническую часть 7, скрепленную с реактивным соплом 1 и с внутренней кольцевой частью 6. Коническая часть 7 содержит отверстия 8 для прохода дебита воздуха охлаждения, проходящего по реактивному соплу 1. Кроме того, коническая часть 7 держателя 5 закреплена на кольцевой внутренней части 6 с помощью болтов, не изображенных на чертеже.

Как ранее указывалось, опорная зона 9 трубы 4 на держателе 5 смещена по оси от зоны крепления 10 держателя 5 на реактивном сопле 1, что значительно снижает жесткость держателя 5. Эта жесткость уменьшается также из-за наличия отверстий 8, обеспечивающих проход дебита воздуха охлаждения. Кроме того, такой держатель является относительно тяжелым, что увеличивает общую массу турбомашины и, кроме того, стоимость.

Для устранения этих недостатков в изобретении предлагается соединить расположенную ниже по потоку часть 4а трубы 4 с реактивным соплом 5 держателем 5, изображенным на фиг.4 - 8. Этот держатель содержит кольцевую цилиндрическую радиально внутреннюю часть 6, предназначенную для установки вокруг упомянутой трубы 4, и ребра 11, простирающиеся наружу и в радиальной плоскости от кольцевой части 6, образуя угол α с радиальным направлением. Количество ребер 11 заключено, например, между 3 и 10.

Каждое ребро 11 содержит среднюю зону 12, включающую первый конец 13, связанный с внутренней зоной 14 крепления, предназначенной для осевого крепления посредине внутренней кольцевой части 6 держателя 5, и второй конец 15, связанный с внешней зоной 16 крепления, предназначенной для соединения с реактивным соплом 1, например, болтами, заклепками или припайкой. Средняя зона 12 расположена в плоскости, образующей непрямой угол относительно касательной к кольцевой части 6, проходящей через первый конец 13. Кроме того, каждая средняя зона 12 расположена в плоскости, параллельной оси А кольцевой внутренней части 6.

Кроме того, внешняя зона 16 крепления имеет форму части конуса, дополняющую внутреннюю поверхность реактивного сопла 1, внутренняя зона крепления 14 имеет форму, дополняющую форму кольцевой внутренней части 6.

Кольцевая часть 6 может также содержать скошенные кромки, обращенные радиально внутрь на уровне ее концов для того, чтобы не повреждать трубу 4 при установке держателя 5.

Предпочтительно ребра 11 и внутренняя кольцевая часть 6 выполнены из суперсплава на основе никеля, например из INCONEL 625 (NiCr22Mo9Nb) или INCONEL 718, а внутренние зоны 14 крепления ребер 11 припаяны к внутренней кольцевой части 6. Кроме того, длина внутренней кольцевой части 6 меньше или равна 0,4 от ее внутреннего диаметра. Таким образом, внутренняя кольцевая часть является короткой направляющей, образующей, в определенной мере, шарнирную связь между трубой 4 и держателем 5. Труба 4 также установлена свободной во вращении и в осевом перемещении во внутренней кольцевой части 6. Эти разные степени свободы позволяют, в частности, компенсировать возможные деформации при работе, вызванные, например, механическими и тепловыми напряжениями.

Отмечается, что в держателе 5 по изобретению зона удержания трубы 4 в держателе 5 расположена аксиально справа от зоны крепления держателя 5 на реактивном сопле, что обеспечивает держателю 5 хорошую жесткость. То, что ребра 11 наклонены относительно радиального направления, позволяет, кроме того, подходящим образом выдерживать явления теплового расширения, могущие проявляться при работе. Наконец, такой держатель 5 является относительно легким, обеспечивает пропускание охлаждающего воздуха в реактивное сопло 1 и является недорогим. При сравнении такой держатель 5 примерно в десять раз легче, чем существующий держатель, изображенный на фиг. 2 и 3.

Похожие патенты RU2648809C2

название год авторы номер документа
ДЕРЖАТЕЛЬ ТРУБЫ ДЛЯ ОТВОДА ВОЗДУХА В ТУРБОГЕНЕРАТОРЕ 2013
  • Сюльтана Патрик
  • Бенсала Бусиф
  • Дюран Янник
  • Ренон Оливье
RU2646167C2
ГОНДОЛА РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2007
  • Бюлен Гийом
  • Оберль Патрик
  • Сюрпли Тьерри
RU2472959C2
ТОПЛИВНЫЙ ИНЖЕКТОР ДЛЯ ТУРБОМАШИНЫ 2013
  • Пуссео Эмили Шарлотт
  • Родриг Жозе Ролан
RU2616141C2
МЕЖЛОПАТОЧНАЯ ГЕРМЕТИЗАЦИЯ ДЛЯ КОЛЕСА ТУРБИНЫ ИЛИ КОМПРЕССОРА ТУРБОМАШИНЫ 2011
  • Алькьер Дамьен
  • Бури Жак Огюст Амеде
  • Куртэн Паскаль
  • Тран Юю-Тан
RU2573088C2
ТОПЛИВНЫЙ ИНЖЕКТОР ДЛЯ ТУРБОМАШИНЫ 2013
  • Родриг Жозе Ролан
  • Пуссео Эмили Шарлотт
RU2620475C2
ВСПЕНИВАЮЩАЯ ФОРСУНКА ДЛЯ АЭРОМЕХАНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ИНЖЕКТИРОВАНИЯ ТОПЛИВОВОЗДУШНОЙ СМЕСИ В КАМЕРУ СГОРАНИЯ ТУРБОМАШИНЫ, АЭРОМЕХАНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ИНЖЕКТИРОВАНИЯ, КАМЕРА СГОРАНИЯ ТУРБОМАШИНЫ И ТУРБОМАШИНА 2005
  • Фурлетов Виктор Иванович
  • Ноэль Тома Оливье Мари
  • Роллэн Жилль Луи
  • Васильев Александр Юрьевич
  • Ягодкин Виктор Иванович
RU2382942C2
КОЛЬЦЕВОЙ КОЖУХ ДЛЯ СОПЛА ТУРБОМАШИНЫ И СОПЛО ТУРБОМАШИНЫ И ТУРБОМАШИНА, СОДЕРЖАЩИЕ ТАКОЙ КОЛЬЦЕВОЙ КОЖУХ 2010
  • Куарин Бенедетта
  • Зеггэ Камель
RU2522232C2
ЦАПФА ТУРБОМАШИНЫ, СОДЕРЖАЩАЯ КОЛЬЦО ДЛЯ РЕКУПЕРАЦИИ ПОТОКА СМАЗОЧНОГО МАСЛА С МНОЖЕСТВОМ ОТВЕРСТИЙ ДЛЯ ВЫПУСКА СМАЗОЧНОГО МАСЛА 2013
  • Фонтанель Эдди Стефан Жоэль
  • Росси Джулиана Элиза
  • Буйер Филипп
  • Да Коста Эмманюэль
  • Фолль Жюльен
RU2638412C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БЛОКИРОВКИ НОЖКИ РОТОРНОЙ ЛОПАТКИ 2011
  • Бар, Жак, Рене
  • Божар, Антуан, Жан-Филипп
RU2572654C2
ГАЗООТВОДЯЩАЯ ТРУБА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, СПОСОБ МОНТАЖА ТАКОЙ ТРУБЫ И ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ТАКОЙ ТРУБОЙ 2011
  • Бро Мишель Жильбер Ролан
  • Буйер Филипп Пьер Венсан
RU2584396C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 648 809 C2

Реферат патента 2018 года ДЕРЖАТЕЛЬ ТРУБЫ ДЛЯ УДАЛЕНИЯ ВОЗДУХА В ТУРБОМАШИНЕ

Изобретение относится к держателю трубы для удаления насыщенного маслом воздуха из турбомашины. Держатель (5), предназначенный для удержания трубы для удаления насыщенного маслом воздуха из турбомашины, содержащий радиально внутреннюю кольцевую часть (6), предназначенную для установки вокруг упомянутой трубы, и ребра (11), простирающиеся наружу в радиальной плоскости от кольцевой части (6), образуя угол (α) с радиальным направлением. Ребра (11) содержат зоны крепления (16) к наружной периферии, наклонные в осевом направлении (А) держателя (5) для обеспечения возможности их крепления к реактивному соплу турбомашины. Также представлены турбомашина и её узел. Изобретение позволяет увеличить жесткость держателя без утяжеления его конструкции. 3 н. и 7 з.п. ф-лы, 8 ил.

Формула изобретения RU 2 648 809 C2

1. Держатель (5), предназначенный для удержания трубы (4) для удаления насыщенного маслом воздуха из турбомашины, содержащий радиально внутреннюю кольцевую часть (6), предназначенную для установки вокруг упомянутой трубы (4), отличающийся тем, что он содержит ребра (11), простирающиеся наружу и в радиальной плоскости от кольцевой части (6), образуя угол (α) с радиальным направлением, при этом ребра (11) содержат зоны крепления (16) на их наружной периферии, упомянутые зоны крепления наклонены в осевом направлении (А) держателя (5) для обеспечения возможности их крепления к реактивному соплу (1) турбомашины.

2. Держатель (5) по п. 1, отличающийся тем, что зоны крепления (16) имеют, каждая, форму части конуса.

3. Держатель (5) по п. 1, отличающийся тем, что каждое ребро содержит среднюю зону (12), имеющую первый конец (13), соединенный с внутренней зоной (14) крепления, предназначенной для крепления на внутренней кольцевой части (6) держателя (5), и второй конец (15), соединенный с наружной зоной (16) крепления, предназначенной для крепления к реактивному соплу (1), при этом средняя зона простирается в плоскости, образующей непрямой угол с касательной к кольцевой части (6), проходящей через первый конец (13).

4. Держатель (5) по п. 3, отличающийся тем, что каждая средняя зона (12) простирается в плоскости, параллельной оси (А) внутренней кольцевой части (6).

5. Держатель (5) по п. 3, отличающийся тем, что каждая внутренняя зона (14) крепления имеет форму, дополняющую форму внутренней кольцевой части (6).

6. Держатель (5) по п. 1, отличающийся тем, что ребра (11) и внутренняя кольцевая часть (6) выполнены из суперсплава на основе никеля, например, из INCONEL 625 или из INCONEL 718.

7. Держатель (5) по п. 1, отличающийся тем, что длина внутренней кольцевой части (6) меньше или равна 0,4 ее внутреннего диаметра.

8. Держатель (5) по п. 1, отличающийся тем, что количество ребер (11) заключено между 3 и 10.

9. Узел турбомашины, содержащий трубу (4) для удаления насыщенного маслом воздуха из турбомашины, при этом упомянутая труба (4) содержит подвижную во вращении расположенную выше по потоку часть и расположенную ниже по потоку часть (4а), причем упомянутая расположенная ниже по потоку часть (4а) проходит через реактивное сопло (1) и простирается по оси (А) упомянутого реактивного сопла (1), упомянутая расположенная ниже по потоку часть (4а) окружена внутренней кольцевой частью (6) держателя (5) по п. 1 таким образом, что упомянутая расположенная ниже по потоку часть (4а) установлена в осевом направлении свободной во вращении и в перемещении в упомянутой внутренней кольцевой части (6), при этом наклонные зоны (16) крепления держателя (5) дополнительно закреплены на реактивном сопле (1).

10. Турбомашина, отличающаяся тем, что она содержит узел по п. 9.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2648809C2

US 2004088989 A1, 13.05.2004
RU 2009102034 A, 27.07.2010
US 7384199 B2, 10.06.2008.

RU 2 648 809 C2

Авторы

Сюльтана Патрик

Бенсала Бусиф

Дюран Янник

Ренон Оливье

Даты

2018-03-28Публикация

2013-11-07Подача