Изобретение относится к кораблестроению, точнее к способам движения корабля или судна во льдах и позволяет преодолевать ледяные преграды с толщиной льда сопоставимые с возможностями лучших ледоколов.
В настоящее время корабль или судно при движении во льдах идет за ледоколом, который прокладывает маршрут их движения, то есть ледокол колет лед своим корпусом, обеспечивая механическое разрушение ледяного покрова, тем самым обеспечивает прохождение корабля или судна по маршруту следования. Если возможности существующих ледоколов по прохождению во льдах исчерпаны, то навигация для кораблей и судов с этого момента заканчивается.
Известны приспособления и механизмы, «US 4152999 A (MITSUI SHIPBUILDING) 08.05.1979; US 3678873 A (SUN OIL CO) 25.07.1972; SU 379447 A1 (Администрация Северного пути) 20.04.1973; US 3878804 A (LEGERER FRIEDRICH J) 22.04.1975» установленные на кораблях ледокольного типа, использующие для разрушения ледяной преграды по курсу движения струю воды высокого давления из форсунок. Форсунки установлены на приспособлениях и механизмах, смонтированных на поворотных кронштейнах или рычагах, установленных в носовой части. Эти приспособления разрушают ледяное поле перед носом кораблей участками, поэтапно, по ширине корпуса корабля, что существенным образом снижает их крейсерскую скорость. Нет сведений об их промышленном применении.
Известны в других отраслях способы резки струей воды высокого давления металлов, керамики, древесины и сельскохозяйственных продуктов. В основном это стационарные или передвижные установки с ограниченным запасом рабочей смеси высокого давления.
Предлагаемый способ движения корабля или судна во льдах с установленным в носовой части устройством для резки льда предусматривает сначала резку льда по всей его глубине на пластины струей воды высокого давления одновременно по всей ширине корпуса корабля или судна. Далее корабль или судно при движении колет пластины льда корпусом на крошку и идет по маршруту следования.
Устройство для резки льда может резать ледяную преграду в виде айсбергов или ледяного поля по всей их глубине на пластины любой заданной толщины на ширине корпуса корабля или судна так, чтобы прочностные характеристики корпуса корабля или судна позволяли превращать ледяную преграду в крошку льда при движении. Устройство обеспечивает скорость корабля или судна по ледяному полю как и в чистой воде.
Особенностями конструкции и принципа работы устройства для резки льда: Фиг. 1, которые существенным образом отличаются от прототипа, являются:
1. Устройство для резки льда состоит из рамы 1 прямоугольной формы и катка 2 цилиндрической формы с образующими 3, на которых установлены форсунки 4. Рама 1 с отверстием по всему периметру, сечение 1-1, служит для установки катка и подачи воды высокого давления от насоса 5. через периметр рамы и образующие 3 к форсункам 4.
2. Размер Л катка больше ширины корабля или судна.
3. Каток 2 цилиндрической формы, с форсунками 4 на образующих 3, установленный на раме 1 впереди носовой части корабля или судна, обеспечивает плотное пятно контакта форсунок 4 с ледяным полем на всей длине образующей Л. Это обеспечивает долгосрочный контакт струй воды высокого давления со льдом для резки на всю его глубину.
4. Каток 2 может пассивно вращаться от трения качения с ледяным полем при движении корабля или судна или иметь привод для корректировки угловой скорости катка 2, согласовывать ее с расчетной крейсерской скоростью корабля или судна. Это позволит обеспечить длительное время нахождения струи воды высокого давления в контакте со льдом по месту реза, позволит делать рез по всей глубине сечения льда всеми форсунками 4 катка 2 равномерно.
5. Устройство для резки льда обеспечивает катку 2 плотный контакт с поверхностью ледяного поля за счет собственного веса и люфт в вертикальной плоскости для преодоления его неровностей.
6. Устройство для резки льда устанавливается на корабле или судне как дополнительное оборудование по мере необходимости для увеличения возможности судоходства в зимнюю навигацию по экстремальным маршрутам и имеет походное А и рабочее Б положение. Каждый корабль или судно с предлагаемым устройством может идти по маршруту следования самостоятельно и в любое время года без сопровождения ледоколом.
7. Прохождение судна с предлагаемым устройством для резки льда по руслу реки в весенний период таянья льда исключает возможность образования ледяных заторов, обеспечивая свободный ледоход, что предотвращает весеннее затопление прилегающих к реке территорий, исключает проведение взрывных работ.
8. Устройство для резки льда, установленное на корабле или судне, имеющее выше описанную конструкцию, перечисленные функции и возможности, может нарушать прочность ледяного поля сразу по всей ширине корпуса корабля или судна до такой степени, что корабль или судно идет по заданному маршруту со скоростью как в чистой воде. Это указывает на существенное отличие предлагаемого устройства от наиболее близких прототипов в лучшую сторону, что позволяет говорить о широком промышленном его применении и установке на корабли и судна для увеличения возможности всесезонного судоходства в северных широтах.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Арктическая ледорезная машина | 2019 |
|
RU2718192C1 |
СПОСОБ ПРОВОДКИ ЛЕДОКОЛА-ТРИМАРАНА ВО ЛЬДАХ | 2000 |
|
RU2171203C1 |
ЛЕДОКОЛ С ЭФФЕКТИВНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВЕРТИКАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЕГО МАССЫ | 2000 |
|
RU2172273C1 |
СПОСОБ ПОДДЕРЖАНИЯ КАНАЛОВ В ЛЕДЯНЫХ ПОКРОВАХ | 2008 |
|
RU2366590C1 |
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО С ДВИЖИТЕЛЕМ ХОДА НАЗАД ПРИ РАБОТЕ НАЕЗДАМИ В ТЯЖЕЛЫХ ЛЬДАХ | 2000 |
|
RU2171202C1 |
Устройство для повышения ледовых качеств судна | 2015 |
|
RU2619974C2 |
ЛЕДОКОЛ-ТРИМАРАН | 2000 |
|
RU2171196C1 |
Способ движения судна во льдах | 2021 |
|
RU2768413C1 |
СПОСОБ ХОДА СУДНА ВО ЛЬДАХ И ЛЕДОКОЛ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2009 |
|
RU2417920C2 |
Способ определения напряжённо-деформированного состояния ледяного поля при движении ледокола | 2022 |
|
RU2797972C1 |
Изобретение относится к области судостроения и касается эксплуатации кораблей и судов в ледовых условиях. Предложен способ движения корабля или судна во льдах, заключающийся в том, что в носовой части корабля или судна расположено устройство, представляющее собой каток цилиндрической формы с форсунками на образующих, установленный на раме перед носовой частью, которое предварительно режет ледяное поле на пластины по всей его глубине струей воды высокого давления, а далее корабль или судно колет корпусом на крошку льда нарезанные пластины при движении по маршруту следования. Изобретение позволяет улучшить проходимость корабля или судна во льдах, повысить безопасность плавания в ледовых условиях. 1 ил.
Способ движения корабля или судна во льдах, отличающийся тем, что в носовой части корабля или судна расположено устройство, представляющее собой каток цилиндрической формы с форсунками на образующих, установленный на раме перед носовой частью, которое предварительно режет ледяное поле на пластины по всей его глубине струей воды высокого давления, а далее корабль или судно колет корпусом на крошку льда нарезанные пластины при движении по маршруту следования.
US 4152999 A, 08.05.1979 | |||
US 3678873 A, 25.07.1972 | |||
ГИДРОЛЕДОРЕЗ | 0 |
|
SU379447A1 |
US 3878804 A, 22.04.1975 | |||
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЬДА | 2003 |
|
RU2230000C1 |
KR 101326081 B1, 07.11.2013 | |||
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДОВОГО ПОКРОВА И ПРИСТАВКА К СУДНУ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2001 |
|
RU2213675C2 |
US 3877407 A, 15.04.1975 | |||
US 4083317 A, 11.04.1978 | |||
УСТРОЙСТВО для УВЕЛИЧЕНИЯ ЛЕДОПРОХОДИМОСТИ | 0 |
|
SU404698A1 |
Авторы
Даты
2018-07-26—Публикация
2017-05-12—Подача