Изобретение относится к области нефтяного и химического машиностроения и может быть использовано в качестве запирающего устройства на трубопроводах, транспортирующих нефть и другие жидкости.
Из уровня техники известна задвижка, содержащая корпус, состоящий из двух соединенных между собой полукорпусов, расположенный между полукорпусами дисковый шибер с внешними зубьями и проходным отверстием, посаженный на ось, расположенную в полукорпусах, и ведущую вал-шестерню, зацепляющуюся с дисковым шибером (RU 2246652C1, МПК F16К 3/06, F16К 31/53, опубл. 20.02.2005).
К ее основным недостатками следует отнести большие габариты и масса, так как шибер выполнен в виде диска, имеющего возможность поворота относительно оси, и диаметр его проходного отверстия меньше радиуса диска. В результате этого диаметр дискового шибера превышает более чем в два раза диаметр проходного отверстия.
Наиболее близким техническим решением к заявленному изобретению и выбранным в качестве прототипа признана задвижка, содержащая корпус, состоящий. из двух жестко соединенных полукорпусов, между которыми размещен с возможностью поворота в своей плоскости шибер, выполненный в виде диска, содержащего зубчатый сектор с внутренними зубьями, который взаимодействует с приводной вал-шестерней, причем шибер центрируется по внутренней поверхности расположенного в корпусе кольца, а диаметр проходного, отверстия в шибере составляет не более 0,25…0,4 его наружного диаметра {RU 2229051C1, МПК F16К 3/06, опубл. 20.05.2004).
Недостатками этой конструкции также являются большие габариты и масса, так как шибер выполнен в виде диска, диаметр которого в два с половиной - четыре раза больше диаметра проходного отверстия.
Задачей данного изобретения является снижение размера и массы задвижки.
Для решения поставленной задачи в задвижке, содержащей корпус, состоящий из двух жестко соединенных полукорпусов, между которыми размещен, с возможностью поворота в своей плоскости шибер с зубчатым сектором, взаимодействующий с приводной вал-шестерней, шибер выполнен в виде овальной пластины с внешними зубьями, расположенными в средней ее части, и внешними и внутренней цилиндрическими опорными поверхностями, а стенки полукорпусов выполнены с соответствующими опорным поверхностям шибера цилиндрическими поверхностями.
Положительным техническим результатом, обеспечиваемым раскрытыми выше признаками изобретения, является значительное снижение размера и массы за счет выполнения шибера в виде овальной пластины с внешними зубьями в средней ее части и внешними и внутренней цилиндрическими опорными поверхностями,- ширина которой сравнительно не намного (на 20%-40%) превышает диаметр проходного отверстия.
Суть изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 показан общий вид задвижки в разрезе в положении «открыто», на фиг. 2 - вид по А-А на фиг. 1, на фиг. 3 - общий вид шибера задвижки в разрезе.
Задвижка имеет следующую конструкцию.
Ее основой служат содержит два полукорпуса 1, 2, шибер 3, уплотнительные элементы 4, приводную вал-шестерню 5, уплотнительные кольца приводной вал-шестерни 6, крепежные элементы 7. Шибер 3 выполнен в виде овальной пластины с внешними зубьями, расположенными в средней ее части, и внешними a и внутренней b цилиндрическими опорными поверхностями. На боковых поверхностях шибера 3 имеются канавки под уплотнительные элементы 4. Радиус дуги окружности вершин зубьев шибера 3 несколько меньше радиуса его внешних цилиндрических опорных поверхностей. Стенки полукорпусов 1, 2 выполнены с соответствующими опорным поверхностям шибера 3 цилиндрическими поверхностями. Шибер 3 входит в зацепление с приводной вал-шестерней 5 и опирается внешними и внутренней цилиндрическими опорными поверхностями на цилиндрические поверхности стенок полукорпусов 1, 2.
Сборка задвижки осуществляется в следующей последовательности.
Приводная вал-шестерня 5 в сборе с ее уплотнительными кольцами 6 располагается в посадочном отверстии полукорпуса 2. Дисковый шибер. 3 в сборе с его уплотнительными элементами 4 устанавливается внешними и внутренней цилиндрическими опорными поверхностями на цилиндрические поверхности полукорпуса 2 и одновременно вводится в зацепление с приводной вал-шестерней 5. Полукорпус 1 соединяется посредством крепежных элементов 7 с полукорпусом 2 так, что приводная вал-шестерня 5 посадочным местом располагается в посадочном отверстии полукорпуса 1.
Задвижка работает следующим образом.
В положении «открыто» проходное отверстие шибера 3 совпадает с проходным отверстием трубопровода, давая возможность жидкости перемещаться по трубопроводу. Для перевода задвижки в положение «закрыто» осуществляется вращение приводной вал-шестерни 5 по часовой стрелке до тех пар, пока шибер 3 не сместится до упора в стенки полукорпусов 1, 2 и не закроет проходное отверстие. При этом фиксация шибера 3 в положении «открыто» или «закрыто» осуществляется посредством его зубьев и зубьев приводной вал-шестерни 5.
Таким образом, шибер 3, выполненный в виде овальной пластины шириной, ненамного превышающей диаметр проходного отверстия, имеет размер в полтора-два раза меньше диметра дискового шибера прототипа, а следовательно, размер и масса - задвижки в целом также меньше.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗАДВИЖКА ДИСКОВАЯ | 2014 |
|
RU2547200C2 |
ЗАДВИЖКА ДИСКОВАЯ | 2013 |
|
RU2541601C1 |
ЗАДВИЖКА | 2019 |
|
RU2716783C1 |
ЗАДВИЖКА ДИСКОВАЯ | 2013 |
|
RU2535292C1 |
ЗАДВИЖКА ШИБЕРНАЯ | 2010 |
|
RU2467235C2 |
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА | 2019 |
|
RU2730895C1 |
ЗАДВИЖКА | 2006 |
|
RU2307967C1 |
Задвижка | 2018 |
|
RU2684045C1 |
Полнопроходная шиберная задвижка | 2018 |
|
RU2690609C1 |
ЗАДВИЖКА | 2004 |
|
RU2286499C2 |
Изобретение относится к области нефтяного и химического машиностроения, в частности, к трубопроводной запорной арматуре. Задвижка содержит два полукорпуса (1, 2). Между ними размещен с возможностью поворота в своей плоскости шибер с зубчатым сектором (3), снабженный уплотнительными элементами (4) и взаимодействующий с приводной вал-шестерней (5). Шибер (3) выполнен в виде овальной пластины с внешними зубьями, расположенными в средней ее части, и внешними (а) и внутренней (b) цилиндрическими опорными поверхностями, а его ширина на 20%-40% превышает диаметр проходного отверстия. Стенки полукорпусов (1) и (2) выполнены с соответствующими опорным поверхностям шибера (3) цилиндрическими поверхностями. Выполнение шибера (3) в виде овальной пластины шириной, ненамного превышающей диаметр проходного отверстия, позволяет снизить размер и массу задвижки в целом. 3 ил.
Задвижка, содержащая корпус, состоящий из двух жестко соединенных полукорпусов, между которыми размещен с возможностью поворота в своей плоскости шибер с зубчатым сектором, взаимодействующий с приводной вал-шестерней, отличающаяся тем, что шибер выполнен в виде овальной пластины с внешними зубьями, расположенными в средней ее части, и внешними и внутренней цилиндрическими опорными поверхностями, а стенки полукорпусов выполнены с соответствующими опорным поверхностям шибера цилиндрическими поверхностями.
US 3286980 A, 22.11.1966 | |||
МНОГОЭЛЕМЕНТНЫЙ ПРИЕМНИК ИЗЛУЧЕНИЯ С ВНУТРЕННИМ ИНТЕГРИРОВАНИЕМ СИГНАЛА | 1997 |
|
RU2118872C1 |
Трансформаторное устройство | 1943 |
|
SU65599A1 |
ЗАДВИЖКА | 2013 |
|
RU2535815C1 |
ЗАДВИЖКА ДИСКОВАЯ | 2013 |
|
RU2541601C1 |
Авторы
Даты
2019-03-01—Публикация
2017-09-28—Подача