Настоящее изобретение относится к способу обеспечения подачи масла в автоматизированной коробке передач согласно определенному в ограничительной части п. 1 формулы изобретения типу. Помимо этого, изобретение относится к приводному механизму (трансмиссии).
Из публикации DE 102005005154 А1 известно транспортное средство с коробкой передач. Коробка передач расположена в картере коробки передач и имеет смазочную систему с сухим картером. Это означает, что при нормальном режиме работы транспортного средства зубчатые колеса коробки передач не погружаются в находящееся в масляной ванне трансмиссионное масло, а смазываются или же снабжаются маслом через устройство подачи масла. Если транспортное средство не работает, то есть приводной двигатель выключен, то трансмиссионное масло попадает в нижнюю область картера коробки передач через отдельный подключаемый путь для текучей среды. Таким образом обеспечивается, что уровень трансмиссионного масла в масляной ванне или же резервуаре повышается таким образом, что по меньшей мере некоторые из зубчатых колес коробки передач погружаются в трансмиссионное масло. Путь для текучей среды образуется посредством отверстия с переключаемым клапаном, который во время работы является закрытым и автоматически открывается, если транспортное средство не работает, чтобы обеспечить стекание масла в масляную ванну.
В основе настоящего изобретения лежит задача предложить способ и приводной механизм, в которых достаточная подача масла обеспечена без дополнительных конструктивных мер даже во время буксировочного процесса при выключенном приводном двигателе.
Согласно изобретению данная задача решена посредством отличительных признаков п. 1 или п. 9 формулы изобретения, причем из соответствующих зависимых пунктов, описания и чертежа следуют предпочтительные выполнения.
Предлагается способ обеспечения подачи масла в автоматизированной коробке передач во время буксировочного процесса, характеризующийся тем, что если при выключенном приводном двигателе на главном валу коробки передач регистрируют частоту вращения, то связанный с колесами транспортного средства главный вал коробки передач соединяют с приводным валом насоса подачи масла коробки передач. В соответствии с изобретением регистрируют направление вращения главного вала коробки передач и в зависимости от зарегистрированного направления вращения главного вала коробки передач включают передаточную ступень переднего хода или передаточную ступень заднего хода.
Вследствие буксировочного процесса вращательное движение колес транспортного средства передается через приводной вал, передачу заднего моста, карданный вал и фланец выходного вала на выходной вал коробки передач, который связан с главным валом коробки передач. Если при зарегистрированном вращательном движении главного вала на входном вале коробки передач вращательное движение не регистрируется и, следовательно, приводной двигатель является выключенным, то можно сделать заключение о буксировочном процессе. Теперь вращательное движение главного вала может быть без затруднений использовано для того, чтобы привести в действие имеющийся насос подачи масла коробки передач, чтобы таким образом обеспечить подачу масла в коробку передач даже во время буксировочного процесса. Благодаря этому может быть надежно предотвращено повреждение или разрушение коробки передач при буксировке транспортного средства.
Для того чтобы получающееся при распознанном буксировочном процессе вращательное движение главного вала использовать для приведения в действие насоса подачи масла, в предлагаемом способе, как указано выше, для реализации соединения между главным валом и приводным валом насоса подачи масла предусмотрено, что в коробке передач включается передаточная ступень, через которую частота вращения или же вращательное движение главного вала коробки передач передается на приводной вал насоса подачи масла.
Поскольку в рамках предлагаемого в изобретении способа регистрируется также направление вращения выходного вала коробки передач или же главного вала коробки передач, то может быть определено направление движения транспортного средства во время буксировочного процесса, чтобы благодаря этому включить в коробке передач или передаточную ступень переднего хода, или передаточную ступень заднего хода, чтобы обеспечить правильное направление вращения для приведения в действие насоса подачи масла.
В рамках предложенного способа передача вызванного при буксировочном процессе вращательного движения главного вала или же выходного вала коробки передач для приведения в действие насоса подачи масла может быть использована независимо от конструктивной формы коробки передач. Таким образом, предложенный способ может быть использован независимо от типа коробки передач в транспортных средствах, в которых насос подачи масла соединен с валом коробки передач. Следовательно, преимущественным образом не нужны ни дополнительные конструктивные меры, ни дополнительная подача масла.
Например, в выполненной в компоновке с промежуточной передачей коробке передач с предвключенным передним делителем и подключенным далее задним делителем частота вращения или же вращательное движение вала основной коробки передач посредством включения соответствующей передаточной ступени в основной коробке передач передается для подачи масла через выбранную передаточную ступень на соединенный с насосом подачи масла промежуточный вал.
Для того чтобы при приводимом в действие посредством движения буксировки насосе подачи масла не тянуть за собой ненужную нагрузку, в рамках предложенного способа может быть предложено, что при распознанном буксировочном процессе основная коробка передач отсоединяется от приводного двигателя. В рамках возможного варианта способа для отсоединения может быть разомкнута расположенная между приводным двигателем и основной коробкой передач муфта. Является, однако, также мыслимым, что согласно другому выполнению способа для отсоединения предусмотрено, что включенный перед основной коробкой передач передний делитель переключается в определенную среднюю позицию или же в нейтральную позицию. Благодаря этому выключенный приводной двигатель отделяется также от вызванного буксировочным процессом вращательного движения главного вала коробки передач.
Лежащая в основе изобретения задача решена также посредством приводного механизма по меньшей мере с одним приводным двигателем и одной автоматизированной коробкой передач в секционной компоновке и компоновке с промежуточной передачей с приводимыми в действие пневматикой переключающими элементами с геометрическим замыканием. Предусмотрено, что при выключенном приводном двигателе транспортного средства буксировочный процесс является регистрируемым с помощью датчика выходного вала коробки передач основной коробки передач, и для подачи масла при распознанном буксировочном процессе главный вал основной коробки передач является соединяемым с соединенным с имеющимся насосом подачи масла промежуточным валом.
Таким образом, в предложенном приводном механизме посредством имеющегося датчика выходного вала коробки передач основной коробки передач распознается процесс буксировки транспортного средства и посредством пневматического приведения в действие соответствующих переключающих элементов включается заранее определенная передаточная ступень, чтобы передавать вращательное движение главного вала основной коробки передач на приводной вал имеющегося насоса подачи масла, чтобы способствовать достаточной подаче масла во время буксировочного процесса.
Далее, в предложенном приводном механизме может быть предусмотрено, что с помощью датчика выходного вала коробки передач или же датчика направления вращения является регистрируемым направление вращения главного вала основной коробки передач. Посредством этого может быть определено направление движения транспортного средства во время буксировочного процесса, так что в зависимости от зарегистрированного направления вращения главного вала с помощью пневматики через имеющийся пневмоаккумулятор коробки передач является включаемым по меньшей мере один соответствующий переключающий элемент для передаточной ступени переднего хода или для передаточной ступени заднего хода. Таким образом включается соответствующий переключающий элемент, чтобы передать направление вращения выходного вала коробки передач или же главного вала на приводной вал имеющего насоса подачи масла для подачи масла.
В последующем настоящее изобретение разъясняется шире с помощью чертежа.
Единственная фигура изобретения показывает возможные варианты выполнения соответствующего изобретению приводного механизма, в котором в качестве примера является выполнимым предложенный способ, причем предложенный способ может быть выполнен также в других приводных механизмах.
Приводной механизм содержит двигатель 1 внутреннего сгорания, которым среди прочего приводится в действие компрессор, который обеспечивает систему централизованной подачи воздуха, которая связана с пневмоаккумулятором. Двигатель 1 внутреннего сгорания является соединяемым через муфту 2 с входным валом 3 коробки передач. Двигатель 1 внутреннего сгорания приводит в действие автоматизированную ступенчатую коробку передач, например для грузового автомобиля, которая выполнена в секционной компоновке и компоновке с промежуточной передачей. Основная коробка 4 передач содержит предвключенный передний делитель 5 подключенный далее задний делитель 6. Делительный механизм переднего делителя 5 и заднего делителя 6 является, например, синхронизированным, а основная коробка 4 передач является несинхронизированной. Вследствие компоновки с промежуточной передачей, помимо этого, предусмотрено два промежуточных вала 15, 16. К одному из промежуточных валов 15 присоединен насос 17 подачи масла, который в нормальном режиме работы приводится в действие посредством вращения промежуточного вала 15, чтобы предусмотреть подачу масла в коробку передач.
Так как в сфере грузовых автомобилей в распоряжении имеется система централизованной подачи воздуха, которая среди прочего снабжает стояночный тормоз, рабочий тормоз и тому подобное, эта система подачи воздуха используется также для приведения в действие или же перестановки переключающих элементов и для приведения в действие муфты 2. Для того чтобы компенсировать колебания давления воздуха, утечки и т.д., автоматизированная ступенчатая коробка передач обладает вынесенным пневмоаккумулятором или же воздухосборным ресивером, который связан с системой централизованной подачи воздуха.
Если транспортное средство буксируется без работающего приводного двигателя, то в известных приводных механизмах подача масла в коробку передач отсутствует, что приводит к повреждениям коробки передач. Поэтому в предложенном способе и в используемом в качестве примера приводном механизме предусмотрено, что буксировочный процесс регистрируется и с помощью создаваемого при этом вращательного движения приводится в действие насос подачи масла.
Если транспортное средство буксируется, то через колеса 7 транспортного средства, приводной вал 8, привод 9 оси, карданный вал 10 и фланец 11 выходного вала приводится в действие выходной вал 18 коробки передач. Через задний делитель 6 вращательное движение передается на главный вал 12 основной коробки 4 передач. Данное вращательное движение может быть зарегистрировано через имеющийся датчик 13 выходного вала коробки передач. Если при зарегистрированном вращательном движении выходного вала 18 коробки передач входной вал 3 коробки передач стоит, что является регистрируемым через имеющийся датчик 14 входного вала коробки передач, то может быть распознан буксировочный процесс.Если при данном состоянии основная коробка 4 передач находится в нейтральной позиции, то вращательное движение главного вала 12 коробки передач не передается на промежуточные валы 15, 16.
В рамках соответствующего изобретению способа при распознанном буксировочном процессе предусмотрено, что основная коробка 4 передач переключается из нейтральной позиции в позицию определенной передаточной ступени, что реализуется через пневмоаккумулятор посредством приведения в действие соответствующего переключающего элемента. Теперь вращательное движение главного вала 12 коробки передач через включенную передаточную ступень может быть передано на промежуточный вал 15, так что имеющийся насос 17 подачи масла приводится в действие для подачи масла.
Чтобы при этом отсоединить двигатель 1 внутреннего сгорания как ненужную нагрузку, передний делитель 5 может быть позиционирован в среднюю позицию. Для этого переключающий элемент переднего делителя 5 переключается в определенную среднюю позицию. Переключающий элемент соответственно приводится в действие посредством пневмоаккумулятора. Является также возможным, что для того, чтобы реализовать рассоединение между приводным двигателем или же двигателем 1 внутреннего сгорания и основной коробкой 4 передач, только размыкается муфта 2.
Так как промежуточные валы 15, 16 вращаются в одном и том же направлении, и задний ход изменяет направление вращения через дополнительное зубчатое колесо, то должно быть распознано направление вращения или же направление движения буксируемого транспортного средства. Это регистрируется через датчик 13 выходного вала коробки передач и может быть учтено при включении соответствующей передаточной ступени в основной коробке 4 передач. Таким образом независимо от направления движения транспортного средства во время буксировочного процесса посредством соответствующего выбора передаточной ступени может быть обеспечена достаточная подача масла независимо от направления буксировки транспортного средства.
ССЫЛОЧНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
1 двигатель внутреннего сгорания
2 муфта
3 входной вал коробки передач
4 основная коробка передач
5 передний делитель
6 задний делитель
7 колесо транспортного средства
8 приводной вал
9 привод задней оси
10 карданный вал
11 фланец выходного вала
12 главный вал
13 датчик выходного вала коробки передач
14 датчик входного вала коробки передач
15 промежуточный вал
16 промежуточный вал
17 насос подачи масла
18 выходной вал коробки передач
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Трансмиссия двухосного полноприводного транспортного средства | 2017 |
|
RU2652359C1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ДЛЯ СНЕГОБОЛОТОХОДА | 2023 |
|
RU2810806C1 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ПРИВОДОМ НА ЧЕТЫРЕ КОЛЕСА И СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ С ПРИВОДОМ НА ЧЕТЫРЕ КОЛЕСА | 2017 |
|
RU2672306C1 |
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 1998 |
|
RU2221161C2 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ С НАСОС-МОТОРОМ ПЕРЕМЕННОГО РАБОЧЕГО ОБЪЕМА | 2007 |
|
RU2415320C1 |
СОСТАВНАЯ ТРАНСМИССИЯ ПЕРЕДАЧИ ШЕСТЕРНЯМИ СО СПИРАЛЬНЫМИ ЗУБЬЯМИ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 1994 |
|
RU2104432C1 |
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУППОВОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ | 2010 |
|
RU2534603C2 |
ГИБРИДНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2010 |
|
RU2518144C2 |
КОРОБКА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2014 |
|
RU2577927C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 2018 |
|
RU2719110C1 |
Изобретение относится к приводному механизму и способу обеспечения подачи масла в автоматической коробке передач во время буксировочного процесса. Если при выключенном приводном двигателе на главном валу (12) коробки передач регистрируют частоту вращения, то связанный с колесами (7) транспортного средства главный вал (12) коробки передач соединяют с приводным валом насоса (17) подачи масла коробки передач. Буксировочный процесс при выключенном приводном двигателе транспортного средства является регистрируемым с помощью датчика (13) выходного вала коробки передач, и для подачи масла при распознанном буксировочном процессе связанный с колесами транспортного средства главный вал (12) является соединяемым с соединенным с насосом (17) подачи масла приводным валом. Достигается упрощение конструкции. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 1 ил.
1. Способ обеспечения подачи масла в автоматизированной коробке передач во время буксировочного процесса, характеризующийся тем, что если при выключенном приводном двигателе на главном валу (12) коробки передач регистрируют частоту вращения, то связанный с колесами (7) транспортного средства главный вал (12) коробки передач соединяют с приводным валом насоса (17) подачи масла коробки передач, отличающийся тем, что регистрируют направление вращения главного вала (12) коробки передач и в зависимости от зарегистрированного направления вращения главного вала (12) коробки передач включают передаточную ступень переднего хода или передаточную ступень заднего хода.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что при распознанном буксировочном процессе в коробке передач включают передаточную ступень, через которую частоту вращения главного вала (12) коробки передач передают на приводной вал насоса (17) подачи масла для подачи масла.
3. Способ по п. 1 или 2, отличающийся тем, что регистрируют вращательное движение и/или направление вращения входного вала (3) коробки передач.
4. Способ по п. 1 или 2, отличающийся тем, что в выполненной в компоновке с промежуточной передачей коробке передач с предвключенным передним делителем (5) и подключенным далее задним делителем (6) при распознанном буксировочном процессе посредством включения передаточной ступени в основной коробке (4) передач частоту вращения главного вала (12) для подачи масла передают через передаточную ступень на соединенный с насосом (17) подачи масла промежуточный вал (15).
5. Способ по п. 1 или 2, отличающийся тем, что при распознанном буксировочном процессе основную коробку (4) передач отсоединяют от приводного двигателя.
6. Способ по п. 5, отличающийся тем, что для отсоединения размыкают расположенную между приводным двигателем и основной коробкой (4) передач муфту (2).
7. Способ по п. 4, отличающийся тем, что для отсоединения включенный перед основной коробкой (4) передач передний делитель (5) переключают в нейтральную позицию.
8. Способ по п. 5, отличающийся тем, что для отсоединения включенный перед основной коробкой (4) передач передний делитель (5) переключают в нейтральную позицию.
9. Приводной механизм транспортного средства по меньшей мере с одним приводным двигателем и автоматизированной коробкой передач, характеризующийся тем, что буксировочный процесс при выключенном приводном двигателе транспортного средства является регистрируемым с помощью датчика (13) выходного вала коробки передач, и для подачи масла при распознанном буксировочном процессе связанный с колесами транспортного средства главный вал (12) является соединяемым с приводным валом, соединенным с насосом (17) подачи масла, отличающийся тем, что направление вращения соединенного с главным валом (12) выходного вала (18) коробки передач является регистрируемым через датчик (13) выходного вала коробки передач, и в зависимости от зарегистрированного направления вращения выходного вала (18) коробки передач является включаемым с помощью пневматики через пневмоаккумулятор основной коробки (4) передач по меньшей мере один соответствующий переключающий элемент для передаточной ступени переднего хода или для передаточной ступени заднего хода.
10. Приводной механизм по п. 9, отличающийся тем, что вращательное движение и/или направление вращения входного вала (3) коробки передач является регистрируемым через датчик (14) входного вала коробки передач.
US 2011066340 A1, 17.03.2011 | |||
US 5115887 A, 26.05.1992 | |||
JP 2011112064 A, 09.06.20111 | |||
Система смазки агрегатов трансмиссии транспортного средства | 1980 |
|
SU931508A1 |
Авторы
Даты
2019-03-12—Публикация
2014-12-05—Подача