Настоящее изобретение, предназначенное для транспортных средств, относится к трансмиссионным узлам, в частности к раздаточным коробкам, содержащим в себе симметричный дифференциал, планетарный механизм и фрикционные элементы управления, которые управляются с помощью гидравлики или электроприводов и электронным блоком управления.
Раздаточная коробка с изменяемой асимметрией, содержащая в себе планетарный механизм и фрикционные элементы управления, способна распределять крутящий момент главным образом для обеспечения устойчивости движения транспортного средства. Работа механизма основана на том, чтобы передавать большую мощность переднему ведущему мосту через планетарный механизм за счет задействованной фрикционной муфты (12), и передавать больший крутящий момент любому ведущему мосту, обладающим наибольшим сцеплением, посредством фрикционной муфты (7).
В составе раздаточной коробки способной распределять больший крутящий момент, содержится трехзвенный дифференциальный механизм и пакет фрикционных дисков (см. пример, US 5,078,660). Фрикционные элементы, состоящие из фрикционных дисков, как правило, располагаются между вращающимися звеньями дифференциального механизма, которые могут обеспечивать увеличение момента на одном из ведущих мостов.
Известен механизм способный распределять крутящий момент между ведущими мостами (см., например, US 4,890,510), содержащий в себе трехзвенный дифференциальный механизм и пакет фрикционных дисков. За счет задействования фрикционного элемента управления, больший крутящий момент передается на передний или задний ведущий мост соответственно.
Изучение развития систем стабилизации и в том числе раздаточных коробок способных распределять крутящий момент показывает, что распределение крутящих моментов посредством только тормозных систем не устраивает автопроизводителей, так как при обеспечении устойчивости транспортное средство снижает скорость. Поэтому существует необходимость в оборудовании транспортного средства раздаточными коробками способными распределять крутящий момент и по возможности распределять мощность между ведущими осями с минимальными потерями.
В существующих прототипах можно увеличить крутящий момент на медленновращающемся ведущем мосту. При выходе из поворота предпочтительнее выравнивать разность скоростей вращения путем непосредственного выравнивания скоростей ведущих мостов. Однако при входе в поворот и при движении в повороте выравнивание скоростей вращения ведущих мостов нежелательно, так как в этом случае ведущие мосты должны вращаться с разными скоростями. В предложенной конструкции есть возможность увеличить скорость вращения переднего моста и крутящий момент, что дает возможность двигаться в повороте устойчиво с минимальными потерями без разрыва кинематической и силовой связи с задним ведущим мостом.
Техническим результатом является увеличение количества элементов управления и как следствие распределение крутящих моментов и мощности между ведущими мостами с минимальными потерями.
Указанный технический результат достигается тем, что раздаточная коробка с изменяемой асимметрией содержащая в себе симметричный дифференциал который в свою очередь содержит шестерню переднего вала, шестерню заднего вала и фрикционную муфту, планетарный механизм в котором малая солнечная шестерня планетарного механизма жестко связана с шестерней переднего вала которая так же связана с коронной шестерней передающей мощность на вал-шестерню выходного переднего вала, большая солнечная шестерня планетарного механизма связана через фрикционную муфту с шестерней переднего вала.
Указанные признаки взаимосвязаны между собой и обеспечивают указанный технический результат.
На чертеже показана кинематическая схема раздаточной коробки с изменяемой асимметрией планетарного типа транспортного средства.
Представленное изобретение поясняется примером, который не является единственно возможным, однако демонстрирует возможность достижения технического результата.
Согласно изобретению, раздаточная коробка с изменяемой асимметрией содержащая в себе симметричный дифференциал который в свою очередь содержит шестерню переднего вала, шестерню заднего вала и фрикционную муфту, планетарный механизм в котором малая солнечная шестерня планетарного механизма жестко связана с шестерней переднего вала которая так же связана с коронной шестерней передающей мощность на вал-шестерню выходного переднего вала, большая солнечная шестерня планетарного механизма связана через фрикционную муфту с шестерней переднего вала.
Ниже приведено описание принципа работы раздаточной коробки, например, легкового автомобиля.
Раздаточная коробка, реализующая перераспределение крутящего момента между ведущими мостами, содержит в себе картер раздаточной коробки (1), входной вал (2) жестко соединенный с симметричным дифференциалом (3), планетарный механизм (8). Симметричный дифференциал (3) содержит в себе корпус дифференциала с сателлитами (4), шестерню заднего вала (5), шестерню переднего вала (6), фрикционную муфту (7). В планетарном механизме (8) малая солнечная шестерня планетарного механизма (9) жестко соединена с шестерней переднего вала (6), большая шестерня планетарного механизма (11) соединена с шестерней заднего вала (5) через фрикционную муфту (12), которые в свою очередь взаимосвязаны с помощью блока сателлитов (10), а так же взаимосвязаны с коронной шестерней (13) передающей мощность через внешнее зацепление на вал-шестерню выходного переднего вала (14).
Такое исполнение раздаточной коробки с изменяемой асимметрией обеспечивает перераспределение большего крутящего момента к быстровращающейся передней ведущей оси так и медленновращающейся любой ведущей оси.
Предложенная раздаточная коробка с изменяемой асимметрией, согласно изобретению работает следующим образом.
При трогании с места фрикционная муфта (12) муфта не задействована. Фрикционная муфта (7) может быть задействована как при движении, так и при трогании с места.
Под действием электронной системы управления при необходимости выравнивания скоростей шестерни переднего вала (6) и шестерни заднего вала (5), задействуется фрикционная муфта (7). Фрикционная муфта (12) не задействована.
Крутящий момент от входного вала (2) передается на корпус дифференциала с сателлитами (4), и затем через сателлиты передается на шестерню заднего вала (5) и шестерню переднего вала (6). Так же крутящий момент передается через фрикционную муфту (7). Таким образом, задействованная фрикционная муфта (7) стремится свести разности скоростей вращения корпуса дифференциала с сателлитами (4), шестерни заднего вала (5) и шестерни переднего вала (6) к нулю.
Под действием электронной системы управления при необходимости увеличения скорости вращения шестерни переднего вала (6), задействуется фрикционная муфта (12). Оставшаяся фрикционная муфта (7) не задействована.
Крутящий момент от входного вала (2) передается на корпус дифференциала с сателлитами (4), и затем через сателлиты передается на шестерню заднего вала (5) и шестерню переднего вала (6). Далее крутящий момент передается от шестерни переднего вала (6) на малую солнечную шестерню планетарного механизма (9), а так же от шестерни заднего вала (5) на большую солнечную шестерню планетарного механизма (11) через фрикционную муфту (12). В свою очередь блок сателлитов (11) и коронная шестерня (13), взаимодействуют друг с другом и передают крутящий момент от малой солнечной шестерни планетарного механизма (9) на коронную шестерню (13), далее момент передается на вал-шестерню выходного переднего вала (14).
Изменение компоновки фрикционной муфты (7), фрикционной муфты (12) или планетарного механизма (8) в кинематической схеме не влияет на технический результат.
Настоящее изобретение промышленно применимо, и не требует специальных технологий и оборудования, кроме тех, которые применяются повсеместно в машиностроении.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА С ИЗМЕНЯЕМОЙ АСИММЕТРИЕЙ | 2018 |
|
RU2684843C1 |
МУЛЬТИДИФФЕРЕНЦИАЛ ВЕДУЩЕЙ ОСИ | 2018 |
|
RU2684846C1 |
ПЛАНЕТАРНЫЙ МУЛЬТИДИФФЕРЕНЦИАЛ ВЕДУЩЕЙ ОСИ | 2018 |
|
RU2694985C1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ПОЛНОПРИВОДНОГО АВТОМОБИЛЯ | 2011 |
|
RU2479445C1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА | 2011 |
|
RU2479444C2 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА | 1998 |
|
RU2149771C1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА | 1998 |
|
RU2149773C1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА | 1998 |
|
RU2149768C1 |
ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА | 2003 |
|
RU2248891C1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА | 2001 |
|
RU2196690C1 |
Изобретение относится к раздаточной коробке с изменяемой асимметрией. Раздаточная коробка содержит картер раздаточной коробки (1), входной вал (2), жестко соединенный с симметричным дифференциалом (3), планетарный механизм (8). Симметричный дифференциал (3) содержит в себе корпус дифференциала с сателлитами (4), шестерню заднего вала (5), шестерню переднего вала (6), фрикционную муфту (7). В планетарном механизме (8) малая солнечная шестерня планетарного механизма (9) жестко соединена с шестерней переднего вала (6), большая шестерня планетарного механизма (11) соединена с шестерней заднего вала (5) через фрикционную муфту (12), которые в свою очередь взаимосвязаны с помощью блока сателлитов (10), а также взаимосвязаны с коронной шестерней (13), передающей мощность через внешнее зацепление на вал-шестерню выходного переднего вала (14). Для регулирования момента по осям имеет фрикционную муфту (7) и фрикционную муфту (12). Фрикционная муфта (7) предназначена для создания повышенного трения между корпусом дифференциала с сателлитами (4) и шестерней переднего вала (6). Фрикционная муфта (12) предназначена для увеличения мощности выходного вала-шестерни выходного переднего вала (14). Достигается повышение мощности на переднем ведущем мосту, а также повышение крутящего момента на любом ведущем мосту, обладающем наибольшим сцеплением. 1 ил.
Раздаточная коробка с изменяемой асимметрией, реализующая перераспределение крутящего момента между ведущими мостами, а также передачу большей мощности на передний ведущий мост, содержащая в себе симметричный дифференциал, который в свою очередь содержит шестерню переднего вала, шестерню заднего вала и фрикционную муфту, планетарный механизм, в котором малая солнечная шестерня планетарного механизма жестко связана с шестерней переднего вала, которая также связана с коронной шестерней, передающей мощность на вал-шестерню выходного переднего вала, большая солнечная шестерня планетарного механизма связана через фрикционную муфту с шестерней переднего вала.
US 4890510 A, 02.01.1990 | |||
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ ПРИВОДА КОЛЕС ИЛИ МОСТОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2012 |
|
RU2520224C1 |
ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ С ПЕРЕДНИМ И ЗАДНИМ ВЕДУЩИМИ МОСТАМИ | 2012 |
|
RU2486071C1 |
Раздаточная коробка транспортного средства | 1990 |
|
SU1724488A1 |
Авторы
Даты
2019-06-24—Публикация
2018-11-19—Подача