Топливовоздушная форсунка Российский патент 2019 года по МПК F23R3/14 F23D14/02 

Описание патента на изобретение RU2692443C1

Предлагаемое изобретение предназначено для сжигания газа в тепло вырабатывающих устройствах относится к камерам сгорания газотурбинных двигателей и обеспечивает снижение токсичности продуктов сгорания с одновременным повышением надежности работы.

По патенту на изобретение РФ №2493490 известна одноконтурная горелка, сущность заключается в том, что одноконтурная горелка, содержит завихритель, в полых лопатках которого выполнены отверстия подвода газа в межлопаточные полости завихрителя, сопло, пустотелый корпус, содержащий на внешней цилиндрической поверхности резьбу для соединения со шлицевой гайкой и отверстия подвода газа к сменной дроссельной шайбе, расположенной внутри корпуса, и далее к полым лопаткам завихрителя. Для крепления горелки к газораспределительному устройству, горелка содержит шлицевую гайку с уплотнительными кольцами. С целью регулировки расхода газа через горелку, без съема горелки с газораспределительного устройства и замены сменной дроссельной шайбы на другую, шлицевая гайка выполнена в виде полого цилиндра с дополнительной резьбой в передней части и цилиндрическим выступающим пояском для размещения в шлицевой гайке заглушки с уплотнительным кольцом.

Недостатком указанного устройства является, отсутствие возможности регулировки расхода топлива, без съема форсунок и частичной разборки камеры сгорания, что приводит к значительным материальным затратам и увеличению времени по доводке характеристики температурного поля.

Такое устройство позволяет получить однородную (гомогенную) смесь топлива с воздухом. Для получения малого выделения вредных веществ эта смесь должна иметь избыток воздуха (α≥2) для получения низкого уровня температуры пламени. Однако такая смесь обладает узким диапазоном устойчивого горения (при отсутствии рядом дежурного пламени), что ухудшает эксплуатационную надежность.

В данном устройстве уменьшается надежность из-за возможного самовоспламенения смеси во внутреннем насадке, что приводит к его перегреву и разрушению.

По патенту на изобретение РФ №2103611 известна кольцевая камера сгорания газотурбинного двигателя которая содержит одноконтурную горелку, содержащую лопаточный завихритель, конусное сопло, пустотелый корпус, содержащий на внешней цилиндрической поверхности резьбу для соединения со шлицевой гайкой и отверстия подвода топлива к распылителю, шлицевую гайку с уплотнительными кольцами, для крепления горелки к газораспределительному устройству, в частности к головке кольцевой камеры сгорания.

Недостатками, являются большие тепловые потоки от горячих зон камеры сгорания к топливным коллекторам, которые близко расположены к наиболее горячей зоне камеры, что приводит к нагреву топлива и коксованию форсунок.

Недостатками известной камеры сгорания являются то, что на выходе из горелки по соотношению воздуха и топлива формируется «богатая» топливовоздушная смесь с коэффициентом избытка воздуха α=0,4 что формирует в зоне горения высокую температуру.

По патенту на изобретение РФ 2155910, известна форсунка которая содержит корпус с двумя отверстиями для подвода топлива, выполненный за одно целое с лопатками завихрителя и смесительной втулкой, центробежный распылитель, топливный сетчатый фильтр, две равноудаленные от центров отверстий для подвода топлива соосные иглы, обеспечивающие оптимальную работу электрического ветра в непрерывном режиме от запуска до останова энергетической установки.

Недостатком является наличие топливного фильтра который при использовании газообразного топлива будет являться источником гидравлического сопротивления и не обеспечит равномерность подачи топлива на выходе из форсунки.

Недостатком является наличие двух равноудаленных от центров отверстий для подвода топлива соосных игл, размещение которых приводит к усложнению конструкции форсунки и не обеспечивают технологичность ее изготовления, а также не обеспечат ресурс форсунки.

Из исследованного уровня техники выявлено техническое решение, совпадающее с заявленным техническим решением как по совокупности совпадающих признаков, так и по назначению, а именно, известна также одноконтурная форсунка (горелка) камеры сгорания двигателя НК-16-18СТ, содержащая корпус завихрителя включающего лопаточный завихритель с установленными под углом 45 градусов лопатками, смесительную в виде конуса втулку, пустотелый корпус форсунки содержащий внутренний канал с установленным шнеком и дроссельной шайбой, содержащий на внешней цилиндрической поверхности резьбу для соединения со шлицевой гайкой, шлицевую гайку с уплотнительными кольцами, для крепления горелки к газораспределительному устройству, дросселирующую шайбу (см. Двигатель НК-16-18СТ. Серия 2. «Руководство по технической эксплуатации». Стр. 126).

Основными недостатками данного технического решения указанной форсунки (горелки):

Низкая полнота сгорания топлива в следствие формирования слабо закрученной струи газа из за наличия шнека.

Недостаточное качество распыла газа форсункой по причине загромождения канала прохода газа шнеком.

Неравномерность температуры на выходе из форсунки в следствие сочетания шнека и дросселирующей шайбы, что приводит к уменьшению пропускной способности топлива, увеличению гидравлического сопротивления, что затрудняет продвижение газа на выходе из форсунки и приводит к возникновению большой неравномерности температур в зоне горения;

Высокая температура на выходе из форсунки, так как по соотношению воздуха и топлива формируется «богатая» топливовоздушная смесь с коэффициентом избытка воздуха α=0,6, что вызывает значительное завышение выбросов оксида азота (более 150 мг/м3).

Низкая надежность работы форсунки, так как большие тепловые потоки от высокотемпературной зоны горения взаимодействуют с форсункой и фронтовым устройством в которое она устанавливается что приводит к перегреву фронтового устройства и оплавлению смесительных втулок.

Указанные выше недостатки в совокупности не позволяют реализовать цели, поставленные в заявленном решении, т.е.;

- не обеспечивает возможность повышения полноты сгорания топлива,

- не обеспечивается качество смешения топлива с воздухом,

- не исключают высокую неравномерность температуры на выходе из форсунки,

- не обеспечивают снижение выбросов вредных загрязняющих веществ, таких как оксиды азота,

- не обеспечивают высокой надежности работы форсунки

Задачей заявленного изобретения является устранение недостатков прототипа, а именно;

- повышение полноты сгорания топлива,

- обеспечение высокого качества смешения топлива с воздухом,

- обеспечение минимальной неравномерности температуры на выходе из форсунки,

- снижение выбросов вредных загрязняющих веществ,

- обеспечение высокой надежности работы форсунки.

Сущностью заявленного технического решения является, что, Топливовоздушная форсунка, содержащая корпус завихрителя включающего лопаточный завихритель с установленными под углом 45 градусов лопатками, смесительную втулку, корпус форсунки содержащий внутренний канал с установленным шнеком и дроссельной шайбой, уплотнительные кольца, дросселирующую шайбу, корончатую гайку. Предложенная форсунка характеризуется некоторыми конструктивными особенностями: смесительная втулка удлиненная цилиндрической формы с расширением на конце, на задней стенке корончатой гайки имеется отверстие, во внутренний канал корпуса форсунки установлен корпус распылителя с воздушным и топливным каналом, между корпусом форсунки и корпусом завихрителя установлен распылитель с радиальными отверстиями, лопатки завихрителя закручены по винтовой линии, шайба дросселирующая имеет полукруглые каналы.

Таким образом, поставленная задача в целом достигается тем, что

Для повышения полноты сгорания на конце форсунок установлен распылитель с радиальными отверстиями для выхода струй газа в закрученную струю воздуха, что позволяет организовать струйную подачу топлива в зону горения, вследствие чего обеспечивается полнота сгорания топлива.

Обеспечение высокого качества смешения топлива с воздухом достигается за счет смесительной втулки удлиненной цилиндрической формы с расширением на конце и установкой распылителя с радиальными каналами, длина втулки и радиально подаваемая струя газа позволяет обеспечить на выходе из форсунки хорошо подготовленную топливновоздушную смесь.

Обеспечение минимальной неравномерности температуры на выходе из форсунки, достигается за счет обеспечения соотношения воздуха и топлива формируемого «бедной» топливовоздушной смесью с коэффициентом избытка воздуха α=1,2, что обеспечивается установкой корпуса распылителя с эжекционным каналом для прохода воздуха в центре форсунки, который осуществляется через отверстие на задней части шлицевой гайки, а также дросселирующей шайбой с полукруглыми каналами для прохода воздуха между лопатками завихрителя закрученными по винтовой линии.

Снижение выбросы вредных загрязняющих веществ (оксидов азота) осуществляется за счет совокупности технических решений по установке распылителя с радиальными каналами, корпуса завихрителя с эжекционым каналом, корончатой гайки с отверстием на задней части, в результате чего снижается температура в зоне горения, снижается время пребывания газов в зоне горения и уменьшается концентрация оксидов азота.

Обеспечение высокой надежности работы форсунки осуществляется исполнением смесительной втулки удлиненной (1,5 наружного диаметра завихрителя) цилиндрической формы с расширением на конце, что позволяет отодвинуть фронт пламени от места установки форсунки в фронтовом устройстве и избежать его перегрева и перегрева смесительной втулки.

Анализ известных технических решений, проведенный по научно-технической и патентной документации, показал, что совокупность существенных признаков заявляемого технического решения не известна из исследованного заявителем уровня техники, следовательно, оно соответствует условиям патентоспособности «новизны» и «изобретательский уровень».

Заявляемое техническое решение поясняется чертежом:

Фиг. 1 - общий вид форсунки, продольный разрез.

Топливовоздушная форсунка (фиг. 1), содержащая корпус завихрителя (1) включающего лопаточный завихритель (3) с установленными под углом 45 градусов лопатками, смесительную втулку (4), корпус форсунки (2) содержащий внутренний канал с установленным шнеком и дроссельной шайбой, уплотнительные кольца (8), дросселирующую шайбу (9), корончатую гайку (7).

Заявленная топливная форсунка характеризуется наличием существенных конструктивных изменений по сравнению с известными аналогами, обеспечивающими конструкции возможность реализовать поставленные цели, а именно, смесительная втулка (4) удлиненная цилиндрической формы с расширением на конце, на задней стенке корончатой гайки (7) имеется отверстие, во внутренний канал корпуса форсунки установлен корпус распылителя (5) с воздушным эжекционным каналом, формирующий между корпусом форсунки топливный канал, между корпусом форсунки (2) и корпусом завихрителя (1) установлен распылитель (6) с радиальными отверстиями, лопатоки завихрителя закручены по винтовой линии, шайба дросселирующая (9) имеет полукруглые каналы.

Заявляемое техническое решение соответствует требованию промышленной применимости на стандартном оборудовании в АО «КМПО» с применением современных материалов и технологий.

Поток воздуха (Фиг. 1.) движется через лопатки завихрителя (3) и эжекционный канал корпуса распылителял (5), топливный газ поступает в отверстия корпуса форсунки и попадает в канал образованный корпусом форсунки и корпусом распылителя, затем выходит через радиальные отверстия распылителя. Топливо прошедшее через отверстия в распылителе смешивается с воздухом подаваемым через лопатки завихрителя и подается во внутреннюю полость смесительной втулки удлиненной цилиндрической формы с расширением на конце, воздух прошедший через эжекционный канал движется с увеличенной скоростью в результате чего возникает эжекционный эффект и топливновоздушная смесь увлекается эжекционной струей в зону горения формируя на выходе из форсунки состав смеси с коэффициентом избытка воздуха 1,2.

Похожие патенты RU2692443C1

название год авторы номер документа
ГАЗОВОЗДУШНАЯ ФОРСУНКА 2018
  • Бакланов Андрей Владимирович
  • Сабирзянов Андрей Наилевич
RU2707018C1
Топливовоздушная форсунка 2021
  • Бакланов А.В.
RU2767678C1
Топливовоздушная форсунка 2023
  • Бакланов Андрей Владимирович
RU2802904C1
Двухтопливная форсунка 2020
  • Бакланов Андрей Владимирович
RU2750402C1
ТОПЛИВОВОЗДУШНАЯ ГОРЕЛКА И ФОРСУНОЧНЫЙ МОДУЛЬ ТОПЛИВОВОЗДУШНОЙ ГОРЕЛКИ 2018
  • Бакланов Андрей Владимирович
  • Сабирзянов Андрей Наилевич
RU2698621C1
ФОРСУНКА ДВУХТОПЛИВНАЯ "ГАЗ ПЛЮС ЖИДКОЕ ТОПЛИВО" 2014
  • Стасюк Андрей Владимирович
  • Калашник Николай Николаевич
  • Приладышев Дмитрий Юрьевич
  • Пустарнаков Александр Иванович
RU2578785C1
Малоэмиссионная двухконтурная горелка 2023
  • Бакланов Андрей Владимирович
RU2812558C1
ЦЕНТРОБЕЖНО-ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ ФОРСУНКА 2008
  • Ягодкин Виктор Иванович
  • Васильев Александр Юрьевич
  • Бородако Валентин Владимирович
  • Свириденков Александр Алексеевич
RU2374561C1
Топливновоздушная горелка и фронтовое устройство камеры сгорания 2020
  • Бакланов Андрей Владимирович
RU2749434C1
ГОРЕЛОЧНОЕ УСТРОЙСТВО 2021
  • Гореликов Евгений Юрьевич
  • Литвинов Иван Викторович
  • Шторк Сергей Иванович
RU2777176C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 692 443 C1

Реферат патента 2019 года Топливовоздушная форсунка

Предлагаемое изобретение относится к газотурбинному двигателестроению, в частности к конструкциям камер сгорания газотурбинных двигателей, наземных газотурбинных двигателей, применяемых в качестве привода нагнетателя газоперекачивающего агрегата или электрогенератора. Топливовоздушная форсунка, содержащая корпус завихрителя, включающего лопаточный завихритель с установленными под углом 45° лопатками, смесительную втулку, корпус форсунки содержащий внутренний канал с установленным шнеком и дроссельной шайбой, уплотнительные кольца, дросселирующую шайбу, корончатую гайку. Причём смесительная втулка - удлиненная цилиндрической формы с расширением на конце, на задней стенке корончатой гайки имеется отверстие, во внутренний канал корпуса форсунки установлен корпус распылителя с воздушным и топливным каналом, между корпусом форсунки и корпусом завихрителя установлен распылитель с радиальными отверстиями, лопатки завихрителя закручены по винтовой линии, шайба дросселирующая имеет полукруглые каналы. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 692 443 C1

Топливовоздушная форсунка, содержащая корпус завихрителя, включающего лопаточный завихритель с установленными под углом 45° лопатками, смесительную втулку, корпус форсунки, содержащий внутренний канал с установленным шнеком и дроссельной шайбой, уплотнительные кольца, дросселирующую шайбу, корончатую гайку, отличающаяся тем, что смесительная втулка - удлиненная цилиндрической формы с расширением на конце, на задней стенке корончатой гайки имеется отверстие, во внутренний канал корпуса форсунки установлен корпус распылителя с воздушным и топливным каналом, между корпусом форсунки и корпусом завихрителя установлен распылитель с радиальными отверстиями, лопатки завихрителя закручены по винтовой линии, шайба дросселирующая имеет полукруглые каналы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2692443C1

Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1
РУКОВОДСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ", Серия 2, 1998, стр
Плуг с фрезерным барабаном для рыхления пласта 1922
  • Громов И.С.
SU125A1
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1
ФОРСУНКА 1998
  • Алтунин В.А.
  • Дрегалин А.Ф.
  • Зарифуллин М.Е.
  • Замалтдинов Ш.Я.-С.
  • Рассказов Р.В.
  • Садыков А.Ф.
  • Хамидуллин И.В.
  • Ягофаров О.Х.
RU2155910C2
ОДНОКОНТУРНАЯ ГОРЕЛКА 2012
  • Кулеш Андрей Викторович
  • Блохин Виктор Иванович
  • Меркушин Валентин Константинович
  • Орлова Елена Семеновна
  • Иванов Пётр Васильевич
RU2493490C1
ВИХРЕВАЯ ФОРСУНКА 2000
  • Ладикайнен А.И.
RU2187753C2

RU 2 692 443 C1

Авторы

Бакланов Андрей Владимирович

Неумоин Сергей Петрович

Даты

2019-06-24Публикация

2018-02-22Подача