ОСЕВОЙ КОМПРЕССОР Российский патент 2019 года по МПК F04D27/02 

Описание патента на изобретение RU2694454C1

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в осевых компрессорах для совершенствования их аэродинамики за счет управления течением у втулок направляющего аппарата ступени осевого компрессора.

Наиболее близким по технической сущности заявленному изобретению, является направляющий аппарат ступени осевого компрессора состоящий из внешнего корпуса, лопатки корпуса втулки.

Недостатком известной конструкции является наличие пограничных слоев у втулки и на периферии каждого лопаточного венца, приводящих к образованию в их межлопаточных каналах вторичных течений. Появление этих течений связано с возникновением (при обтекании лопаток) повышенного давления на вогнутой стороне профиля лопатки по сравнению с давлением на ее спинке. Разность этих давлений воздействует на пограничные слои у втулки и периферии канала и заставляет находящийся в них воздух течь от вогнутой поверхности лопатки к спинке лопатки. Это течение, взаимодействуя с основным потоком, приводит к возникновению во всем межлопаточном канале течения сложной формы. При этом могут возникать дополнительно отрывы потока в местах сопряжении поверхностей лопаток с поверхностями втулки и корпуса, (см. Федоров P.M. Характеристики осевых компрессоров: монография / Р. М. Федоров. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная Книга», 2015. - 220 с.С.37). Отмеченные явления приводят к уменьшению коэффициента полезного действия, степени повышения давления и запаса устойчивости ступени осевого компрессора.

Техническим результатом изобретения является повышение коэффициента полезного действия, степени повышения давления и запаса устойчивости осевого компрессора, за счет предотвращения отрыва потока и вихреобразования в области сопряжения втулки и спинки лопатки направляющего аппарата, выравнивания направления и обеспечения равномерного поля скоростей потока на выходе из направляющего аппарата путем активного управления течением у втулки направляющего аппарата.

Указанный технический результат достигается тем, что осевой компрессор, состоящий из N ступеней, каждая из которых содержит направляющий аппарат, состоящий из внешнего корпуса, лопаток и корпуса втулки, согласно изобретению, в корпусе втулки направляющего аппарата М-ой ступени, где M<N, выполнена кольцевая полость и каналы отвода рабочего тела из нее к спинкам лопаток, а внутри каждой лопатки выполнен канал подвода рабочего тела в кольцевую полость, соединенный с проточной частью последней ступени. Указанный технический результат достигается тем, что каналы отвода рабочего тела выполнены под углом ϕ равным 3-5 градусов относительно касательной плоскости к поверхности втулки в месте выхода каналов отвода. Указанный технический результат достигается тем, что количество выходов и угол ψ их расположения в горизонтальной плоскости относительно касательной к спинке лопатки в точке предполагаемого расположения каналов отвода, определяют из условия минимизации расхода рабочего тела для обеспечения режима течения соответствующего условиям предотвращения отрыва потока, выравнивания направления и обеспечения равно-мерного поля скоростей потока у втулки лопатки направляющего аппарата ступени осевого компрессора.

Сущность изобретения заключается в том, что в корпусе втулки направляющего аппарата М-ой ступени, где M<N, выполнена кольцевая полость и каналы отвода рабочего тела из нее к спинкам лопаток, а внутри каждой лопатки выполнен канал подвода рабочего тела в кольцевую полость, соединенный с проточной частью последней ступени. Выходы каналов отвода рабочего тела из кольцевой полости расположены в каждом межлопаточном канале перед спинками лопаток под углом ϕ равным 3-5 градусов относительно касательной плоскости к поверхности втулки в месте выхода каналов отвода.

На фиг. 1 показан продольный разрез М-ой ступени осевого компрессора с конструктивным исполнением вдува на корпусе втулки направляющего аппарата, где обозначено: 1 - лопатка рабочего колеса М-ой ступени, 2 - лопатка направляющего аппарата М-ой ступени, 3 - корпус направляющего аппарата, 4 - корпус втулки направляющего аппарата, 5 - каналы подвода рабочего тела в кольцевую полость, 6 - трубопровод подвода рабочего тела, 7 - проточная часть М-ой ступени, 8 - кольцевая полость, А - выносной эле-мент

На фиг. 2 показан выносной элемент А на фиг. 1, где обозначено: 8 - кольцевая полость, 9 - канал отвода рабочего тела, ϕ - угол относительно касательной плоскости к поверхности втулки в месте выхода каналов отвода.

Назначения кольцевой полости 8, канала отвода рабочего тела 9 ясны из названия.

Осевой компрессор работает аналогично известному компрессору с некоторым отличием, которое заключается в следующем. Рабочее тело отбирается из проточной части последней ступени компрессора по трубопроводу 6 со стороны корпуса 3, подается в кольцевую полость 8 по каналам 5 подвода рабочего тела, выполненным в лопатках направляющего аппарата М-ой ступени, где M<N, N количество ступеней осевого компрессора. Кольцевая полость выполнена в корпусе втулки 4. Из кольцевой полости 8 рабочее тело через каналы отвода 9 вдувается в проточную часть каждого межлопаточного канала М-ой ступени, выходы каналов расположены перед спинками лопаток, под углом ϕ равным 3-5 градусов в вертикальной плоскости, относительно касательной плоскости к поверхности втулки в месте выхода каналов отвода, количество выходов и угол ψ их расположения в горизонтальной плоскости относительно касательной к спинке лопатки в точке предполагаемого расположения каналов отвода, определяют из условия минимизации расхода рабочего тела для обеспечения режима течения соответствующего условиям предотвращения отрыва потока, выравнивания направления и обеспечения равномерного поля скоростей потока у втулки лопатки направляющего аппарата ступени осевого компрессора.

Благодаря этому достигается указанный в изобретении технический результат, это: повышение коэффициента полезного действия, степени повышения давления, запаса устойчивости осевого компрессора.

Похожие патенты RU2694454C1

название год авторы номер документа
Осевой компрессор 2016
  • Черкасов Александр Николаевич
  • Алексеев Иван Иванович
  • Клепиков Денис Сергеевич
  • Попов Александр Евгеньевич
RU2633221C1
ОСЕВОЙ КОМПРЕССОР 2014
  • Клепиков Денис Сергеевич
  • Алексеев Иван Иванович
  • Черкасов Александр Николаевич
  • Алексеев Александр Анатольевич
  • Шарафутдинов Антон Геннадьевич
  • Звонников Вячеслав Игоревич
RU2582537C2
Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя авиационного типа (варианты) 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Савченко Александр Гаврилович
  • Шишкова Ольга Владимировна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2614709C1
Осевой многоступенчатый компрессор с впрыском воды в его проточную часть 2020
  • Балашов Юрий Аркадьевич
  • Березинец Павел Андреевич
  • Теплов Борис Дмитриевич
  • Самойлов Владимир Леонидович
  • Маркина Вероника Николаевна
  • Агеев Андрей Владимирович
  • Туз Наталья Евгеньевна
  • Лобач Игорь Анатольевич
RU2757150C1
ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2006
  • Агафонов Юрий Михайлович
  • Брусов Владимир Алексеевич
  • Брусова Татьяна Сергеевна
  • Агафонов Николай Юрьевич
  • Аблаева Екатерина Яковлевна
  • Беломестнов Эдуард Николаевич
  • Великанова Нина Петровна
  • Гайфуллина Раиса Аглиевна
  • Жильцов Евгений Изосимович
  • Жиляев Игорь Николаевич
  • Закиев Фарит Кавиевич
  • Кадыров Раиф Ясовиевич
  • Корноухов Александр Анатольевич
  • Кузнецов Николай Ильич
  • Кокорин Владимир Анатольевич
  • Куринный Владимир Сергеевич
  • Мокшанов Александр Павлович
  • Муртазин Габбас Зуферович
  • Семенова Тамара Анатольевна
  • Симкин Эдуард Львович
  • Тумреев Валерий Иванович
  • Тонких Светлана Юрьевна
  • Ширяев Станислав Федорович
  • Хрунина Нина Ивановна
  • Исаков Ренат Григорьевич
  • Исаков Динис Ренатович
RU2320885C2
Рабочее колесо пятой ступени ротора компрессора высокого давления (КВД) турбореактивного двигателя (варианты), диск рабочего колеса ротора КВД, лопатка рабочего колеса ротора КВД, лопаточный венец рабочего колеса ротора КВД 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Якшина Регина Юрьевна
RU2630920C1
Рабочее колесо третьей ступени ротора компрессора высокого давления (КВД) турбореактивного двигателя (варианты), диск рабочего колеса ротора КВД, лопатка рабочего колеса ротора КВД, лопаточный венец рабочего колеса ротора КВД 2016
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Сыроежкин Олег Васильевич
  • Селиванов Николай Павлович
RU2630921C1
Рабочее колесо первой ступени ротора компрессора высокого давления (КВД) турбореактивного двигателя (варианты), диск рабочего колеса ротора КВД, лопатка рабочего колеса ротора КВД, лопаточный венец рабочего колеса ротора КВД 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Сыроежкин Олег Васильевич
  • Селиванов Николай Павлович
RU2630918C1
Рабочее колесо четвёртой ступени ротора компрессора высокого давления (КВД) турбореактивного двигателя (варианты), диск рабочего колеса ротора КВД, лопатка рабочего колеса ротора КВД, лопаточный венец рабочего колеса ротора КВД 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Сыроежкин Олег Васильевич
  • Селиванов Николай Павлович
RU2630919C1
Рабочее колесо шестой ступени ротора компрессора высокого давления (КВД) турбореактивного двигателя (варианты), диск рабочего колеса ротора КВД, лопатка рабочего колеса ротора КВД, лопаточный венец рабочего колеса ротора КВД 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Узбеков Андрей Валерьевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Шишкова Ольга Владимировна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2630922C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 694 454 C1

Реферат патента 2019 года ОСЕВОЙ КОМПРЕССОР

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в осевых компрессорах. Предлагаемое изобретение от известных отличается тем, что в корпусе втулки на М-й ступени, где M<N, N - количество ступеней осевого компрессора, выполнена кольцевая полость и каналы отвода рабочего тела из нее к спинкам лопаток, а внутри каждой лопатки выполнен канал подвода рабочего тела в кольцевую полость, соединенный с проточной частью последней ступени. Применение предлагаемого изобретения позволит повысить коэффициент полезного действия, степень повышения давления, запас устойчивости компрессора. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 694 454 C1

1. Осевой компрессор, состоящий из N ступеней, каждая из которых содержит направляющий аппарат, состоящий из внешнего корпуса, лопаток и корпуса втулки, отличающийся тем, что в корпусе втулки направляющего аппарата М-й ступени, где M<N, выполнена кольцевая полость и каналы отвода рабочего тела из нее к спинкам лопаток, а внутри каждой лопатки выполнен канал подвода рабочего тела в кольцевую полость, соединенный с проточной частью последней ступени.

2. Осевой компрессор по п. 1, отличающийся тем, что выходы каналов отвода рабочего тела из кольцевой полости расположены перед спинками лопаток под углом ϕ, равным 3-5 градусам относительно касательной плоскости к поверхности втулки в месте выхода каналов отвода.

3. Осевой компрессор по п. 1, отличающийся тем, что количество выходов и угол ψ расположения каналов отвода рабочего тела в горизонтальной плоскости относительно касательной к спинке лопатки в точке предполагаемого расположения каналов отвода рабочего тела определяют из условия минимизации расхода рабочего тела для обеспечения режима течения, соответствующего условиям предотвращения отрыва потока, выравнивания направления и обеспечения равномерного поля скоростей потока у втулки лопатки направляющего аппарата ступени осевого компрессора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2694454C1

КОРПУС КОМПРЕССОРА С ПОЛОСТЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ОПТИМИЗИРОВАННУЮ ВЫШЕ ПО ПОТОКУ ФОРМУ 2013
  • Обрехт Тьерри Жан-Жак
  • Домерк Оливье Стефан
RU2626874C2
Сигнальное приспособление при остановке трикотажных машин 1930
  • Кобарбо М.А.
  • Ножевников В.Е.
SU22178A1
КОМПРЕССОР ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ, В ЧАСТНОСТИ, ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, СНАБЖЕННЫЙ СИСТЕМОЙ ОТБОРА ВОЗДУХА 2011
  • Туйера Армель
RU2564471C2
СИСТЕМА И СПОСОБ ОБРАБОТКИ АУДИОСИГНАЛА ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В СРЕДЕ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ШУМА 2005
  • Бонджови Энтони
RU2407142C2

RU 2 694 454 C1

Авторы

Черкасов Александр Николаевич

Алексеев Иван Иванович

Кирилов Александр Андреевич

Даты

2019-07-15Публикация

2018-11-13Подача