Способ финишной обработки внутренней поверхности стальной гильзы двигателя внутреннего сгорания Российский патент 2019 года по МПК B24B39/02 B24B1/00 B23P9/00 

Описание патента на изобретение RU2696599C1

Изобретение относиться к технологии машиностроительного производства, а именно к финишной обработке внутренних поверхностей стальных азотированных гильз двигателей внутреннего сгорания.

Известен способ финишной обработки внутренних поверхностей гильз тракторных и комбайновых дизельных двигателей из чугуна с твердостью от 229 до 69 НВ в ремонтном производстве, включающий однократное хонингование с достижением шероховатости поверхности Ra не более 2,5 мкм и пневмовибродинамическую обработку внутренней поверхности гильзы с получением шероховатости Ra не более 0,5 мкм [1].

Данный способ позволяет увеличить износостойкость гильз за счет упрочнения внутренней поверхности гильзы шарами, смятия и сглаживания микронеровностей, но такая технология непригодна для обработки стальных азотированных гильз с высокой твердостью поверхностного слоя (до 60 HRC).

Известна также технология обработки внутренней поверхности стальных гильз ДВС, включающая закалку, получистовую обработку, азотирование и чистовую обработку зеркала шлифованием или хонингованием [2].

Азотирование внутренней поверхности гильз позволяет увеличить ее износостойкость, при этом азотированный слой сохраняет свою твердость при нагреве до высоких температур.

Недостатками упомянутого способа является получение небольшого по глубине упрочненного азотированного слоя (от 0,1 до 0,4 мм), который после чистовой обработки хонингованием уменьшается. При этом процесс хонингования для снижения шероховатости внутренней поверхности гильзы до Ra не более 0,2 мкм является трудоемким и длительным, требует больших затрат электроэнергии, а внедрение абразивных частиц в хонингуемую поверхность снижает износостойкость гильз.

Задачей изобретения является создание способа обработки, позволяющего снизить трудоемкость финишной обработки зеркала стальной гильзы после азотирования и повысить износостойкость за счет упрочнения внутренней поверхности гильзы стальными шарами, сохранения глубины азотированного слоя и улучшения качественных характеристик внутренней поверхности гильзы. Техническим результатом заявленного изобретения является уменьшение трудоемкости изготовления гильз и повышение их износостойкости.

Поставленная задача решается способом финишной обработки внутренней поверхности стальной гильзы двигателя внутреннего сгорания, включающим пневмовибродинамическую обработку внутренней поверхности гильзы, в котором согласно изобретению перед пневмовибродинамической обработкой внутренней поверхности гильзы производят ее азотирование с твердостью поверхностного слоя до 60 HRC и последующее хонингование с достижением шероховатости внутренней поверхности гильзы Ra не более 0,5 мкм, а пневмовибродинамическую обработку осуществляют с получением на внутренней поверхности гильзы шероховатости Ra не более 0,2 мкм путем подачи пневматического шарикового накатника центробежного действия Sмин, к которому посредством пневмосистемы подведен воздух, при этом подача пневматического шарикового накатника Sмин не более 250 мм/мин, а давление воздуха в пневмосистеме Р не более 0,6 МПа.

Использование вышеописанного способа для обработки внутренних поверхностей опытной партии заготовок стальных азотированных гильз двигателей внутреннего сгорания показало, что рабочая поверхность гильз после пневмовибродинамической обработки имеет шероховатость Ra от 0,2 до 0,1 мкм, с канавок хонинговальной сетки устраняются острые кромки и заусенцы, что влияет на быструю и качественную приработку деталей цилиндропоршневой группы, уменьшает их последующий износ. Благодаря использованию упрочняющей пневмовибродинамической обработки взамен чистового хонингования сохраняется толщина азотированного слоя, снижаются время, трудоемкость обработки и затраты электроэнергии.

Пример. Финишная пневмовибродинамическая обработка внутренней поверхности втулки цилиндра 20-01-50-1.

Материал гильзы - сталь 38Х2МЮА. Номинальный внутренний диаметр после хонингования - 150 мм, длина гильзы - 324,5±0,5 мм. Шероховатость азотированной поверхности гильзы после хонингования Ra от 0,5 до 0,4 мкм.

Применяемое технологическое оснащение - станок отделочно-расточной вертикальный мод. 2733П. Приспособление специальное с вертикальным расположением продольной оси гильзы. Базирование гильзы происходит по внутреннему диаметру, для центрирования продольной оси заготовки с осью инструмента и шпинделя станка в конструкции инструмента предусмотрена муфта со сферическим самоустанавливающимся подшипником.

Применяемый инструмент: пневматический шариковый накатник центробежного действия, укомплектованный стальными шарами с двумя рядами, каждый из которых имеет разнонаправленное вращение под действием струй сжатого воздуха. Между диаметром внутренней поверхности гильзы и наружным диаметром инструмента имеется зазор.

Режимы процесса финишной пневмовибродинамической обработки:

Минутная подача инструмента, Sмин от 60 до 150 мм/мин;

Давление в пневмосистеме подводимого к инструменту сжатого воздуха, Р от 0,5 до 0,6 МПа;

Количество ходов инструмента, i=1.

В результате обработки по предлагаемому способу после пневмовибродинамической обработки гильз на различных режимах достигается шероховатость внутренней поверхности гильзы Ra от 0,2 до 0,1 мкм. Время на операции пневмовибродинамической обработки составило от 2,5 до 5 минут. Анализ полученных результатов показал, что предлагаемый способ обработки стальных азотированных гильз двигателей внутреннего сгорания позволяет в 3-5 раз сократить время обработки на финишной операции, в сравнении с ранее применяемым чистовым хонингованием. При этом внутренняя поверхность гильзы после упрочняющей пневмовибродинамической обработки не имеет острых кромок, глубина азотированного слоя больше, чем после операции чистового хонингования, что влияет на уменьшение износа внутренней поверхности гильз, увеличивая ресурс их работы.

Источники информации

1. Пат. 2507054 Рос. Федерация: МПК В24В 39/02, В23Р 9/00. Способ финишной обработки внутренних поверхностей гильз тракторных и комбайновых дизельных двигателей / Минаков А.П., Ильюшина Е.В., Лустенков М.Е., Цумарева Н.А.; заявитель и патентообладатель ГУВПО «Белорусско-Российский университет». - №2012116180/02; Заявл. 20.04.2012; Опубл. 20.02.2014, Бюл. №5. - 3 с.

2. Карунин, А.Л. Технология двигателестроения: учебник / А.Л. Карунин, О.А. Дащенко, В.И. Гладков и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2006, - 608 с, с. 485.

Похожие патенты RU2696599C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ФИНИШНОЙ ОБРАБОТКИ ВНУТРЕННИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ЗАГОТОВОК ГИЛЬЗ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2012
  • Минаков Анатолий Петрович
  • Ильюшина Елена Валерьевна
  • Лустенков Михаил Евгеньевич
  • Цумарева Наталья Анатольевна
RU2501644C2
СПОСОБ ФИНИШНОЙ ОБРАБОТКИ ВНУТРЕННИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ГИЛЬЗ ТРАКТОРНЫХ И КОМБАЙНОВЫХ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2012
  • Минаков Анатолий Петрович
  • Ильюшина Елена Валерьевна
  • Лустенков Михаил Евгеньевич
  • Цумарева Наталья Анатольевна
RU2507054C2
СПОСОБ ФИНИШНОЙ ОБРАБОТКИ ВНУТРЕННИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ НЕЖЕСТКИХ ЗАГОТОВОК ГИЛЬЗ ГИДРОЦИЛИНДРОВ 2015
  • Минаков Анатолий Петрович
  • Ильюшина Елена Валерьевна
  • Лустенков Михаил Евгеньевич
  • Афанасьев Павел Викторович
RU2591917C1
СПОСОБ ФИНИШНОЙ ОБРАБОТКИ РАБОЧЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ГИЛЬЗЫ ЦИЛИНДРА 2001
  • Минаков Анатолий Петрович
  • Жданович Олег Егорович
  • Соколов Владимир Николаевич
  • Ящук Олег Викторович
RU2226146C2
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ВНУТРЕННИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ВРАЩЕНИЯ НЕЖЕСТКИХ ЗАГОТОВОК ИЗ СТАЛЕЙ БЕЗ ТЕРМОУЛУЧШЕНИЯ 2000
  • Минаков Анатолий Петрович
  • Ящук Олег Викторович
RU2207241C2
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ВНУТРЕННИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ВРАЩЕНИЯ ЗАГОТОВОК ИЗ СТАЛЕЙ БЕЗ ТЕРМООБРАБОТКИ 2004
  • Минаков Анатолий Петрович
  • Ящук Олег Викторович
  • Камчицкая Ирина Дмитриевна
  • Ткачев Александр Владимирович
  • Титова Елена Валерьевна
RU2244619C1
ГИЛЬЗА ЦИЛИНДРА И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2019
  • Куромаса Юки
  • Хатакеяма Коити
  • Озава Такаси
RU2764951C1
Способ получения резьбовых сегментов сборной быстросъемной гайки резьбового соединения устройства для балансировки автомобильных колес 2021
  • Валов Сергей Николаевич
RU2777830C1
Способ формирования защитного покрытия на поверхности стального резьбового вала резьбового соединения устройства для балансировки автомобильных колес 2021
  • Валов Сергей Николаевич
RU2763467C1
СПОСОБ ФИНИШНОЙ ОБРАБОТКИ ПОЛОСТИ ГИЛЬЗЫ ЦИЛИНДРА ДВС И УСТРОЙСТВА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2011
  • Дронов Евгений Анатольевич
  • Батазов Виктор Николаевич
  • Кобяшев Николай Васильевич
  • Краснов Юрий Алексеевич
  • Филлипов Евгений Сергеевич
RU2482951C1

Реферат патента 2019 года Способ финишной обработки внутренней поверхности стальной гильзы двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к технологии машиностроения и может быть использовано при финишной обработке внутренних поверхностей стальных азотированных гильз двигателей внутреннего сгорания. Способ включает пневмовибродинамическую обработку внутренней поверхности гильзы, перед которой производят ее азотирование с твердостью поверхностного слоя до 60 HRC и последующее хонингование с шероховатостью Ra не более 0,5 мкм. Пневмовибродинамическую обработку осуществляют с обеспечением шероховатости Ra не более 0,2 мкм при подаче Sмин пневматического шарикового накатника центробежного действия, к которому посредством пневмосистемы подводят воздух. Подача Sмин составляет не более 250 мм/мин, а давление воздуха в пневмосистеме Р не более 0,6 МПа. В результате снижается трудоемкость обработки и повышается износостойкость и качественные характеристики поверхности.

Формула изобретения RU 2 696 599 C1

Способ финишной обработки внутренней поверхности стальной гильзы двигателя внутреннего сгорания, включающий пневмовибродинамическую обработку внутренней поверхности гильзы, отличающийся тем, что перед пневмовибродинамической обработкой внутренней поверхности гильзы производят ее азотирование с твердостью поверхностного слоя до 60 HRC и последующее хонингование с достижением шероховатости внутренней поверхности гильзы Ra не более 0,5 мкм, а пневмовибродинамическую обработку осуществляют с получением на внутренней поверхности гильзы шероховатости Ra не более 0,2 мкм при подаче Sмин пневматического шарикового накатника центробежного действия, к которому посредством пневмосистемы подводят воздух, при этом устанавливают подачу пневматического шарикового накатника Sмин не более 250 мм/мин, а давление воздуха в пневмосистеме Р - не более 0,6 МПа.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2696599C1

СПОСОБ ФИНИШНОЙ ОБРАБОТКИ ВНУТРЕННИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ГИЛЬЗ ТРАКТОРНЫХ И КОМБАЙНОВЫХ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2012
  • Минаков Анатолий Петрович
  • Ильюшина Елена Валерьевна
  • Лустенков Михаил Евгеньевич
  • Цумарева Наталья Анатольевна
RU2507054C2
Разрядная трубка 1927
  • Г. Филипс
SU19699A1
Способ финишной обработки гильз и цилиндров двигателей 1985
  • Чеповецкий Израиль Хананович
  • Павлиский Василий Михайлович
  • Ющенко Сергей Александрович
  • Стрижаков Владимир Леонидович
  • Карпович Николай Станиславович
  • Огородник Владимир Васильевич
SU1329949A1
US 4054976 A, 25.10.1977.

RU 2 696 599 C1

Авторы

Минаков Анатолий Иванович

Ильюшина Елена Валерьевна

Лустенков Михаил Евгеньевич

Цумарева Наталья Анатольевна

Даты

2019-08-06Публикация

2018-12-17Подача