Система для удаления нагара из двигателя внутреннего сгорания Российский патент 2019 года по МПК F02B77/04 F02M26/50 

Описание патента на изобретение RU2704370C1

Область техники и предпосылки создания изобретения

[001] Изобретение относится к системе для удаления нагара из двигателя внутреннего сгорания, при этом система содержит средство впрыска, выполненное с возможностью впрыска промывочного текучего вещества по впуску для всасываемого потока топливно-воздушной смеси в работающий двигатель. Изобретение является преимущественным, в частности, для технического обслуживания автомобилей, таких как легковые автомобили, малотоннажные и тяжелые грузовики, и, в более общем смысле, любой системы, оснащенной тепловым двигателем внутреннего сгорания.

[002] Известным образом, в двигателях внутреннего сгорания, в частности, в дизельных двигателях, для уменьшения образования NOx, состоящего из особенно загрязняющих оксидных соединений азота, необходимо уменьшать температуру сгорания и количество кислорода, доступное внутри работающего двигателя. С этой целью, методика, разработанная в 1970-х гг., состоит в перенаправлении части инертных выхлопных газов к впуску для подсоса топливной смеси в двигатель. В системе рециркуляции между выхлопом и впуском подсоса расположен клапан рециркуляции выхлопных газов EGR (exhaust gas recirculation) с переменной скоростью потока; частота открывания клапана управляется компьютером системы (транспортного средства и др.), двигатель которой оснащен клапаном EGR, в соответствии с такими параметрами клапана, как измеренная температура выхлопных газов, требуемая мощность двигателя и т.д. Образование оксидов азота зависит, в частности, от температуры и давления кислорода в ходе сгорания, и введение выхлопных газов действует на оба эти параметра (температуру и долю кислорода).

[003] Несмотря на то, что использование клапана EGR делает возможными минимальные издержки на уменьшение образования NOx, оно обладает другими недостатками. В частности, уменьшение температуры сгорания, требуемое для ограничения образования NOx, также вызывает увеличение образования сажи в ходе сгорания, что имеет частным следствием засорение системы впуска, системы отвода выхлопных газов и системы рециркуляции выхлопных газов; это уменьшает производительность двигателя и увеличивает загрязнение, порождаемое двигателем.

[004] Известная методика промывки двигателя и его систем заключается во впрыске в систему впуска текучего вещества, содержащего водород и кислород во время работы двигателя. Свойство высокой воспламеняемости водорода делает возможным улучшение сгорания в цилиндрах двигателя. Рекомбинация водорода и кислорода с образованием воды в сверхкритическом состоянии, действующей в качестве растворителя, делает возможным растворение и выведение нагара, находящегося на чувствительных деталях двигателя, в частности на головках и контрольных клапанах форсунок, в турбине, или турбинах, клапане EGR, впускных и выпускных клапанах, поршнях, поршневых кольцах, цилиндрах, системе впуска, коллекторе и, при определенных условиях, сажевом фильтре и каталитическом нейтрализаторе выхлопных газов.

[005] Однако на практике обнаруживается, что известные методики впрыска промывочного текучего вещества обладают ограниченной эффективностью, в частности для промывки системы впуска и коллектора, впускных клапанов и клапана EGR работающего двигателя.

Описание изобретения

[006] Изобретение нацелено на совершенствование известных систем для удаления нагара из двигателя внутреннего сгорания, при этом система содержит средство впрыска, выполненное с возможностью впрыска промывочного текучего вещества по впуску для всасываемого потока топливно-воздушной смеси в работающий двигатель.

[007] С этой целью, система удаления нагара в соответствии с изобретением отличается тем, что она также содержит средство управления, выполненное с возможностью управления открыванием или закрыванием клапана EGR двигателя в соответствии с параметрами впрыскиваемого промывочного текучего вещества.

[008] Управление открыванием и закрыванием клапана EGR посредством настоящей системы удаления нагара вынуждает промывочное текучее вещество лучше циркулировать в верхней части двигателя, в системе впуска и системе рециркуляции газов за счет обретения свободы от рабочего цикла закрывания/открывания клапана EGR, заданного конструктором. Поэтому становится возможной промывка настоящего клапана EGR, системы подсоса воздуха, впускных клапанов и турбины надежным, более простым и более тщательным образом.

[009] В системе удаления нагара в соответствии с изобретением промывочное текучее вещество может представлять собой смесь водорода и кислорода в предпочтительных соотношениях и, например, воду в сверхкритическом состоянии.

[0010] В соответствии с одним из вариантов осуществления, система удаления нагара согласно изобретению может также содержать, вверх по потоку относительно средства впрыска, устройство для получения газообразных кислорода и водорода путем электролиза воды. Система удаления нагара, таким образом, становится полностью автономной и поэтому может быть перемещена как можно ближе к двигателю, подлежащему промывке.

[0011] Средство управления предпочтительно выполнено с возможностью управления открыванием или закрыванием клапана EGR в течение предварительно определенной длительности в зависимости от скорости впрыска промывочного текучего вещества. Регулировка открывания/закрывания клапана EGR в соответствии с длительностью и/или скоростью впрыска позволяет оптимизировать качество и скорость выполняемого процесса промывки.

[0012] В соответствии с одним из вариантов осуществления, средство управления может быть выполнено с возможностью управления клапаном EGR в соответствии с циклом, включающим первую фазу открывания клапана EGR в течение первого предварительно определенного периода с последующей второй фазой закрывания клапана EGR в течение второго предварительно определенного периода, причем цикл повторяется в соответствии с длительностью впрыска промывочного текучего вещества. Когда клапан EGR закрыт, промывка происходит в системе двигателя ниже по потоку, в частности в выхлопной системе. Открывание клапана EGR позволяет произвести тщательную промывку системы двигателя выше по потоку, т.е. системы впуска и системы рециркуляции газов, в частности части системы рециркуляции, расположенной между клапаном EGR и впуском для подсоса газов из двигателя.

[0013] В соответствии с другим вариантом осуществления, средство управления может быть выполнено с возможностью управления клапаном EGR в соответствии с циклом, повторяемым с частотой цикла, зависящей от длительности впрыска промывочного текучего вещества, и этот цикл включает первую фазу открывания клапана EGR в течение первого предварительно определенного периода, вторую фазу закрывания клапана EGR в течение второго предварительно определенного периода и третью фазу, в ходе которой клапан EGR поочередно открывается и закрывается с частотой, по меньшей мере, в десять раз превышающей частоту повторения цикла, в течение предварительно определенного третьего периода. Третья фаза, включающая управление поочередным открыванием/закрыванием клапана EGR, делает возможным «постукивание» по клапану EGR, посредством чего генерируются микроудары и вибрация, способствующие растворению слоев нагара, присутствующих на настоящем клапане EGR.

[0014] Испытания сделали возможным выполнение хорошей промывки двигателя за первый, второй и третий периоды порядка 1-10 мин, предпочтительно - порядка 5 минут, с изменением состояния клапана EGR в ходе третьего периода цикла каждые 0,5 секунд; т.е. для цикла промывки в течение 3-30 мин, предпочтительно - порядка 15 минут, с повторением цикла в течение 1-2 часов до полной промывки.

Краткое описание Фигур

[0015] Изобретение станет более понятным, и другие характерные признаки и преимущества изобретения предстанут в свете нижеследующего описания примерных вариантов осуществления системы удаления нагара из двигателя в соответствии с изобретением. Указанные примеры даны как неограничивающие. Описание следует прочитывать со ссылкой на приложенный графический материал, единственная фигура которого представляет собой общий вид системы удаления нагара в соответствии с изобретением.

Описание одного из вариантов осуществления изобретения

[0016] Как было изложено выше, система удаления нагара в соответствии с изобретением представляет собой систему для удаления нагара из двигателя внутреннего сгорания, при этом система содержит средство впрыска, выполненное с возможностью впрыска промывочного текучего вещества по впуску для всасываемого потока топливно-воздушной смеси в работающий двигатель. Система удаления нагара в соответствии с изобретением отличается тем, что она также содержит средство управления, выполненное с возможностью управления открыванием или закрыванием клапана EGR двигателя в соответствии с параметрами впрыскиваемого промывочного текучего вещества.

[0017] В соответствии с одним из вариантов осуществления, не показанным, система удаления нагара может быть соединена с внешним резервуаром промывочного текучего вещества.

[0018] В соответствии вариантом осуществления, показанным в графическом материале, система 10 удаления нагара в соответствии с изобретением является полностью автономной и выполненной с возможностью впрыска в работающий двигатель промывочного текучего вещества, представляющего собой смесь водорода и кислорода, получаемую настоящей системой.

[0019] С этой целью, система 10 удаления нагара содержит в конструкции 11 резервуар с водой и средства, в других отношениях известные для получения водорода и кислорода путем электролиза воды. На стороне конструкции предусмотрено окно 12, позволяющее наблюдать уровень воды в резервуаре. На верхней части конструкции предусмотрено отверстие 13 с заглушкой для заполнения резервуара водой. На верхней части конструкции также предусмотрен пульт управления, позволяющий пользователю регулировать различные параметры описываемой ниже системы удаления нагара. С пультом управления объединен соединитель 14 для подключения кабеля, соединяющего установку непосредственно с транспортным средством, точнее с клапаном EGR двигателя, с целью управления его открыванием и/или закрыванием.

[0020] Показанная система удаления нагара выполнена с возможностью выполнения промывки путем управления клапаном EGR в соответствии с циклом, повторяемым с частотой цикла, зависящей от длительности впрыска промывочного текучего вещества, и этот цикл включает первую фазу открывания клапана EGR в течение первого предварительно определенного периода, вторую фазу закрывания клапана EGR в течение второго предварительно определенного периода и третью фазу, в ходе которой клапан EGR поочередно открывается и закрывается образом с частотой, по меньшей мере, в десять раз превышающей частоту повторения цикла, и это имеет место в течение предварительно определенного третьего периода.

[0021] В автоматическом режиме работы система удаления нагара запрограммирована на управление промывкой клапана EGR транспортного средства в соответствии с циклом, повторяемым от 30 минут до 4 часов, при этом данный цикл включает:

- первую фазу открывания клапана EGR в течение предварительно определенного периода, составляющего приблизительно 5 минут,

- вторую фазу закрывания клапана EGR в течение второго предварительно определенного периода, составляющего приблизительно 5 минут, и

- третью фазу, в ходе которой клапан EGR поочередно открывается и закрывается в течение периодов порядка 0,5 секунд, и эта поочередная работа длится в течение третьего предварительно определенного периода, также составляющего порядка 5 минут.

[0022] В соответствии с одним из вариантов осуществления, первый период, второй период и третий период имеют по существу одинаковую длительность.

[0023] В качестве альтернативы, пользователь может выбрать с пульта управления длительность каждой фазы, составляющую, например, 0-120 минут. В соответствии с объемом цилиндров двигателя (двигателя автомобиля, грузовика и т.д.) и степени его засорения, пользователь может, также с пульта управления, выбирать общую длительность программы промывки и/или повышать или понижать скорость потока промывочного текучего вещества, и/или изменять соотношения водорода и кислорода в газообразной смеси промывочного текучего вещества.

[0024] В целях безопасности и эргономичности предусматривается множество дополнительных элементов системы удаления нагара, в частности элементы, описываемые ниже.

[0025] Безопасность средства получения водорода обеспечивается наличием в резервуаре датчика уровня воды, средства отключения получения водорода в случае превышения давления и средства предупреждения (звуковой сигнализации). Кроме того, при отсоединении выпуска текучего вещества от двигателя система удаления нагара герметизируется.

[0026] С целью облегчения перемещения установки как можно ближе к двигателю, подлежащему промывке, установка установлена на колесах, и на высоте человеческого роста предусмотрены ручки.

[0027] Звуковая сигнализация запрограммирована за 5 минут до окончания программы промывки с последующей второй сигнализацией по окончании промывки.

[0028] В соответствии с вариантом осуществления, показанным в графическом материале, все элементы системы удаления нагара в соответствии с изобретением объединены в конструкцию 10, имеющую размеры и вес, совместимые с манипуляциями вручную. Данная система удаления нагара одинаково хорошо подходит для промывки двигателей с небольшим или средним объемом цилиндров, например, двигателя личного автомобиля или малотоннажного грузовика, мотоцикла и т.д.

[0029] В соответствии с одним из вариантов, не показанным, но реализованным, все элементы системы удаления нагара в соответствии с изобретением, объединены в полезном объеме легкого грузовика или грузового прицепа. Таким образом, систему удаления нагара можно перемещать без приложения человеческих усилий. Кроме того, устройство для получения водорода может быть выполнено в размере для получения большей скорости потока промывочного текучего вещества, а средство впрыска может быть выполнено в размере для впрыска этого текучего вещества при более высокой температуре и/или давлении. Такая система удаления нагара лучше подходит для работы с двигателями с большим объемом цилиндров.

[0030] Система удаления нагара в соответствии с изобретением также может быть использована для многочисленных применений в иных областях, чем область автомобилей; она может быть использована для промывки двигателей любого типа: двигателей кораблей, военных транспортных средств, двигателей промышленных установок, двигателей нагревательных установок и т.д.

Похожие патенты RU2704370C1

название год авторы номер документа
Усовершенствование установки для очистки двигателя внутреннего сгорания 2018
  • Ле Полль Себастьен Ален
RU2756721C2
СПОСОБ (ВАРИАНТЫ) И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ EGR (РЕЦИРКУЛЯЦИЕЙ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ) ДЛЯ ПОВЫШЕННЫХ ДОРОЖНЫХ КАЧЕСТВ 2015
  • Полкэмп Кайл
  • Фултон Брайен Ллойд
RU2690601C2
Усовершенствование установки для очистки двигателя внутреннего сгорания 2018
  • Ле Полль Себастьен Ален
RU2756720C2
ОЧИЩАЮЩИЙ СОСТАВ ДЛЯ ВОДОРОДНОЙ ОЧИСТКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ОТ УГЛЕРОДИСТЫХ ОТЛОЖЕНИЙ 2024
  • Чичёв Дмитрий Евгеньевич
RU2840448C1
СПОСОБ ОЧИСТКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ОТ УГЛЕРОДИСТЫХ ОТЛОЖЕНИЙ 2024
  • Чичёв Дмитрий Евгеньевич
RU2840992C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2017
  • Окада
  • Цуру Фумицугу
RU2649412C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ С ТУРБОНАДДУВОМ (ВАРИАНТЫ) И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ С ТУРБОНАДДУВОМ 2013
  • Роллингер, Джон Эрик
  • Ричардс, Адам Дж.
  • Белл, Дэвид
  • Вэйд, Роберт Эндрю
RU2638223C2
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) И СИСТЕМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2015
  • Леоне Томас Дж.
  • Шелби Майкл Ховард
  • Стайлз Дэниел Джозеф
  • Хилдитч Джеймс Альфред
  • Бойер Брэд Алан
RU2688071C2
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ БЕНЗИНОВОГО ДВИГАТЕЛЯ С НАДДУВОМ (ВАРИАНТЫ) И БЕНЗИНОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Стайлс Дэниэл Джозеф
  • Сурнилла Гопичандра
RU2569397C2
СПОСОБ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ С ТУРБОНАДДУВОМ (ВАРИАНТЫ) И СИСТЕМА ДВИГАТЕЛЯ 2013
  • Роллингер, Джон Эрик
  • Фултон, Брайен Ллойд
  • Гейтс, Фриман Картер
  • Ричардс, Адам Дж.
RU2639925C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 704 370 C1

Реферат патента 2019 года Система для удаления нагара из двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к системе для удаления нагара из двигателя внутреннего сгорания. Техническим результатом является снижение токсичности отработавших газов. Сущность изобретения заключается в том, что система содержит средства впрыска, выполненные с возможностью впрыска промывочного текучего вещества по впуску для подсоса топливной смеси в работающий двигатель, при этом система отличается тем, что также содержит средства управления, выполненные с возможностью управления открыванием и закрыванием клапана рециркуляции выхлопных газов (EGR) двигателя в соответствии с параметрами впрыскиваемого промывочного текучего вещества. Изобретение применимо в обслуживании двигателей внутреннего сгорания, например двигателей моторных транспортных средств. 9 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 704 370 C1

1. Система для удаления нагара из двигателя внутреннего сгорания, при этом система удаления нагара содержит средство впрыска, выполненное с возможностью впрыска промывочного текучего вещества по впуску для всасываемого потока топливно-воздушной смеси в работающий двигатель, и система удаления нагара отличается тем, что она также содержит средство управления, выполненное с возможностью управления открыванием или закрыванием клапана EGR двигателя в соответствии с параметрами впрыскиваемого промывочного текучего вещества.

2. Система удаления нагара по п. 1, отличающаяся тем, что промывочное текучее вещество представляет собой смесь водорода и кислорода, и средство впрыска также выполнено с возможностью получения смеси водорода и кислорода в соответствии с предварительно определенными соотношениями.

3. Система удаления нагара по п. 2, отличающаяся тем, что она также содержит, вверх по потоку относительно средства впрыска, устройство для получения газообразных кислорода и водорода путем электролиза воды.

4. Система удаления нагара по любому из пп. 1-3, отличающаяся тем, что промывочное текучее вещество представляет собой воду в сверхкритическом состоянии.

5. Система удаления нагара по любому из пп. 1-4, отличающаяся тем, что средство управления выполнено с возможностью управления открыванием клапана EGR в течение предварительно определенной длительности, зависящей от длительности или скорости впрыска промывочного текучего вещества.

6. Установка по п. 5, отличающаяся тем, что средство управления выполнено с возможностью управления клапаном EGR в соответствии с циклом, включающим первую фазу открывания клапана EGR в течение первого предварительно определенного периода с последующей второй фазой закрывания клапана EGR в течение второго предварительно определенного периода, причем цикл повторяется в соответствии с длительностью впрыска промывочного текучего вещества.

7. Система удаления нагара по п. 5, отличающаяся тем, что средство управления выполнено с возможностью управления клапаном EGR в соответствии с циклом, повторяемым с частотой цикла, зависящей от длительности впрыска промывочного текучего вещества, и этот цикл включает первую фазу открывания клапана EGR в течение первого предварительно определенного периода, вторую фазу закрывания клапана EGR в течение второго предварительно определенного периода и третью фазу, в ходе которой клапан EGR поочередно открывается и закрывается с частотой, по меньшей мере в десять раз превышающей частоту повторения цикла, и это имеет место в течение предварительно определенного третьего периода.

8. Система удаления нагара по п. 7, отличающаяся тем, что первый период, второй период и третий период имеют, по существу, равную длительность.

9. Система удаления нагара по п. 8, отличающаяся тем, что первый, второй и третий предварительно определенные периоды имеют порядок 1-10 минут, предпочтительно - порядок 5 минут.

10. Система удаления нагара по любому из пп. 5-8, отличающаяся тем, что первый, второй и/или третий периоды могут быть отрегулированы пользователем установки в интервале 0-120 минут.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2704370C1

Способ получения титансодержащего литопона 1936
  • Андреев В.В.
  • Богуславский Б.Е.
  • Брусиловский А.М.
  • Луковский С.Ф.
  • Сигал Ф.С.
SU51751A1
WO 2009156670 A1, 30.12.2009
Усилитель 1935
  • Буклер В.О.
SU47344A1
US 2008011327 A1, 17.01.2008
0
SU154429A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕЦИРКУЛЯЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ 2003
  • Цыпцын В.И.
  • Истомин С.В.
  • Петров А.А.
RU2251016C2

RU 2 704 370 C1

Авторы

Ле Полль Себастьен Ален

Даты

2019-10-28Публикация

2016-09-30Подача