СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПРИЧАЛА В УСЛОВИЯХ АРКТИКИ Российский патент 2020 года по МПК E02B17/00 B63B35/44 

Описание патента на изобретение RU2715034C1

Изобретение предназначено для промышленного освоения арктических районов, относится к строительству причальных сооружений с использованием местных строительных материалов.

Известны способы замораживания воды в водоемах, грунтов в основаниях сооружений вертикальными, наклонными парожидкостными термосифонами, работающими за счет естественного холода (AC SU 1723859 А2, E02D 27/35, 1989 г, для служебного пользования - аналог). Однако, для замораживания воды, имеющей большие энергозатраты на охлаждение и фазовые превращения непосредственно воды, термосифоны не нашли широкого применения.

Известен способ, предусматривающий возведение ледяных переправ с использованием трубопроводов и холодильных установок (Патент РФ 2260648 МПК Е01Д 15/14 опубл. в бюлл. №32, 2004 - аналог). К недостаткам данного способа следует отнести: значительные затраты на их монтаж-демонтаж, невозможность использования ледяной переправы в летний период года.

Наиболее близким к заявленному изобретению относится решение для строительства ледяных сооружений (причалов, дорог, взлетно-посадочных и других объектов) на мелководном шельфе арктических морей (Патент РФ 1635621 Е02В 17/00, 1989, для служебного пользования - прототип).

Решение включает: создание на поверхности естественно сформированного ледяного покрова снежно-ледяных валиков, заполнение полостей морской водой и промораживание ее до получения концентрированного рассола, удаление его (до 50% от исходного объема воды) из полостей с последующим их заполнением и промораживанием новых объемов воды.

К недостаткам решения относятся: низкие прочностные характеристики как морского, так и пресноводного льда, в том числе хрупкий характер разрушения, что не всегда позволяет обеспечить необходимую прочность данной конструкции, при поверхностном намораживании ледяного покрова с высотой, большей чем ее высота в естественном состоянии так как имеет место оттаивание ледяного покрова снизу, ограниченная (не более 1-2 лет) эксплуатация данного сооружения.

К задачам заявленного изобретения относятся возведение при оптимальных затратах ледяного причала в условиях Арктики, в основном из местных материалов, обеспечение необходимых требований к его многолетней эксплуатации связанных со швартовкой, стоянкой и обработкой судов в различные периоды года.

Сущность заявленного технического решения заключается в следующем. При формировании ледяного покрова толщиной, обеспечивающей выполнение работ по устройству причала, намораживается его несущий массив из льда с добавкой древесного или растительного волокон, а в центральной части устанавливаются полости, обеспечивающие по ним циркуляцию воздуха с отрицательными температурами.

Как показали исследования одного из авторов (см. Каган, Г.Л., Песчанский, И.С., Швайштейн, З.И., Назинцев, Ю.Л. Исследование прочностных свойств нового льдоволокнистого материала. Труды координационных совещаний по гидротехнике. Выпуск XXIII; Изд-во Энергия; 1965; Строительство промысловых сооружений на мерзлом торфе / С.С. Вялов, Г.Л. Каган, А.Н. Воевода, В.И. Муравленко Москва: Недра; 1980. 144 с.), добавка в лед древесного волокна (искусственная композиция) и растительного волокна (естественно композиция - мерзлый торф) повышают прочностные характеристики в 3-4 раза по сравнению с чистым льдом и исключают хрупкий характер разрушения при сжатии.

Намораживание массива по его наружному контуру производится с использованием опалубки, которая включает слои тепло и гидроизоляции.

Опалубкой для устройства полости могут служить трубы, изготавливаемые из различных материалов - металла, композита, гибких оболочек и др. Использование высокопрочных материалов, например, металла, обеспечивает повышение жесткости и увеличение прочности конструкции плавучего причала.

Полости в теле причала обеспечивают его необходимую плавучесть и термическую устойчивость намороженного массива при циркуляции по ним воздуха с отрицательными температурами. В зимний период охлаждение производят за счет циркуляции в полостях наружного воздуха. При необходимости в теплый период применяют искусственное охлаждение подаваемого в полости воздуха.

Это позволяет намораживать массив причала высотою больше, чем высота естественного промороженного покрова, но при этом исключается его оттаивание снизу.

Таким образом, данные причалы могут быть использованы как временные, так и как постоянные сооружения.

На фигуре приведен разрез причала. Он представляет искусственно намороженный массив из льда с добавкой волокон 1, внутри которого образованы полости 2 с использованием труб 3 в качестве опалубки и устройство по контуру массива защитного слоя 4, включающего опалубку при намораживании льдоволокнистого массива, тепло и гидроизоляцию.

Похожие патенты RU2715034C1

название год авторы номер документа
ЛЕДОВЫЙ ПРИЧАЛ 2021
  • Колосов Михаил Александрович
  • Андреева София Александровна
RU2764806C1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПРИЧАЛА В АРКТИЧЕСКИХ МОРЯХ 2012
  • Губайдуллин Марсель Галиуллович
  • Конюхов Дмитрий Александрович
  • Амбаров Валерий Вячеславович
  • Копалин Алексей Александрович
  • Танцюра Сергей Анатольевич
RU2493324C1
Способ подводного намораживания ледяного сооружения 1982
  • Госман Виктор Александрович
SU1130667A1
ТРАНСПОРТНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ 2012
  • Гаранин Лев Иванович
RU2520972C2
Резервуар для хранения нефти 1991
  • Гаранин Лев Иванович
  • Куркубет Юрий Семенович
SU1812294A1
Способ возведения ледяного сооружения 1987
  • Мельников Владимир Павлович
  • Ширихин Юрий Николаевич
SU1497353A1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ЛЕДЯНЫХ СООРУЖЕНИЙ 1997
  • Попов Федор Семенович
  • Иларов Николай Афанасьевич
RU2121037C1
СПОСОБ ИНЖЕНЕРНОЙ ЗАЩИТЫ ДОБЫВАЮЩЕЙ ПЛАТФОРМЫ ПЛАВУЧЕГО ТИПА ОТ ЛЕДОВЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ В УСЛОВИЯХ АРКТИЧЕСКОГО ШЕЛЬФА 2013
  • Кутвицкая Наталья Борисовна
  • Рязанов Александр Викторович
RU2532941C1
ПИРС 2013
  • Гаранин Лев Иванович
RU2535726C1
Ледяное гидротехническое сооружение 1983
  • Иванова Елена Львовна
  • Лупа Анатолий Тимофеевич
  • Иванов Лев Витальевич
SU1076523A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 715 034 C1

Реферат патента 2020 года СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПРИЧАЛА В УСЛОВИЯХ АРКТИКИ

Изобретение относится к строительству ледяных причальных сооружений на побережье арктических морей. Способ предусматривает на начальной стадии формирования ледяного покрова выполнение работ по намораживанию несущего массива причала из льда с добавкой древесного или растительного волокна, что обеспечивает отсутствие хрупкого характера разрушения при сжатии и повышение прочностных характеристик по сравнению с льдом в 3-4 раза. В намороженном массиве устраивают полости, позволяющие обеспечить необходимую прочность, плавучесть и термическую устойчивость при циркуляции по ним наружного или искусственно охлажденного воздуха с отрицательной температурой. По контуру намороженного массива устраивают защитный слой, который служит опалубкой для намораживания массива и включает гидро- и теплоизоляцию. Изобретение позволяет обеспечить требования к надежной швартовке, обработке судов и их стоянке в различные периоды времени года и при необходимости использование для многолетней эксплуатации. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 715 034 C1

Способ возведения ледяного причала в условиях Арктики, включающий увеличение толщины ледяного покрова послойным намораживанием, отличающийся тем, что несущий массив тела причала устраивают искусственным намораживанием из льда с добавкой древесного или растительного волокон, в намороженном массиве устраивают полости, по контуру намороженного массива устраивают защитный слой, который служит опалубкой для намораживания массива и включает гидро- и теплоизоляцию.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2715034C1

СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ЛЕДЯНОГО СООРУЖЕНИЯ 1989
  • Конюхов А.В.
  • Цедерштрем С.А.
  • Войтенко В.С.
  • Раковский В.И.
SU1635621A1
Способ возведения ледяного сооружения 1983
  • Алексеев Николай Софронович
  • Степанов Виталий Иннокентьевич
  • Старостин Егор Гаврильевич
SU1180656A1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ОБЪЕКТОВ 2008
  • Козырев Павел Евгеньевич
RU2360826C1
US 3750412 A, 07.08.1973.

RU 2 715 034 C1

Авторы

Каган Георгий Лазаревич

Вельсовский Анатолий Юрьевич

Даты

2020-02-21Публикация

2019-02-14Подача