Концентрат полимер-резинобитумного вяжущего Российский патент 2020 года по МПК C08L95/00 

Описание патента на изобретение RU2718069C1

Концентрат полимер-резинобитумного вяжущего

Изобретение относится к нефтехимии, а именно, к модифицированию битумных вяжущих полимерами, и может быть использовано при получении асфальтобетонов, гидроизоляционных покрытий и мастик для строительных работ.

Из уровня техники известно полимерно-битумное вяжущее по патенту РФ 2181733, которое содержит в качестве полимерного модификатора низкоокисленный атактический полипропилен - АПП (0,3-10,0 мас.%) и битум или его смесь с карбоцепными полимерами (90,0-99,7 мас.%). Низкоокисленный атактический полипропилен имеет средневязкостную молекулярную массу 22000-29000 и содержит 0,20-0,34 мол.% карбонильных групп, получаемых окислением расплава АПП кислородом воздуха. Полученное битумно-полимерное вяжущее обладает высокими адгезионно-когезионными свойствами к полярным материалам (бетону, стали и минеральным наполнителям), повышенными теплостойкостью и стойкостью к термоокислительному старению.

Также известно полимерно-битумное вяжущее по патенту РФ 2562496, которое включает битум и мастичную композицию, содержащую асфальт, 94-97-процентный раствор серной кислоты и смесь диеновых углеводородов производства бутадиена и изопрена. Мастичная композиция дополнительно содержит ароматический экстракт селективной очистки нефтяных дистиллятов, образующий в смеси с асфальтом асфальтовую композицию, компоненты которой взяты в соотношении, мас.%: экстракт - 15-20, асфальт - остальное. Мастичная композиция дополнительно содержит полиметилсилоксановую жидкость при следующем соотношении компонентов, мас.%: асфальтовая композиция - 84-88, раствор кислоты - 7-9, смесь диеновых углеводородов производства бутадиена и изопрена - 3,5-6, полиметилсилоксановая жидкость - 1-2. Вяжущее дополнительно включает асфальтовую композицию. Компоненты ПБВ взяты при следующем соотношении, мас.%: мастичная композиция - 20-30, асфальтовая композиция - 30, битум - остальное. Результат заключается в снижении «старения» дорожного покрытия на основе ПБВ и повышении долговечности.

Недостатками известных аналогов является то, что они представляют собой готовое модифицированное вяжущее (ПБВ), которое хранится в жидком виде и при высоких температурах, что требует особых условий его хранения и транспортировки. Также готовое модифицированное вяжущее имеет ограниченный срок жизни (не более 14 дней) это связано в первую очередь со сроками его хранения при высоких температурах (происходит крайне негативный процесс окисления битума под воздействием высоких температур), требует особые условия хранения – необходимо перемешивание ПБВ, чтобы исключить его расслоение и требует особых условия транспортировки – перевоз ПБВ осуществляется в специальных термосах.

Техническая проблема заключается в создании концентрата полимер-резинобитумного вяжущего.

Технический результат заключается в реализации назначения концентрата полимер-резинобитумного вяжущего.

Технический результат достигается в концентрате полимер-резинобитумного вяжущего, имеющего сухую гранулированную форму и содержащего компоненты, взятые в масс. %: термоэластопласт в количестве - 10-50; резиновый порошок фракции от 0 до 0,63 мм в количестве - 10-50; компонент пластифицирующий в количестве - 10-50; стабилизирующая добавка в количестве - 0-50; Минеральный порошок в количестве - 0-10.

Заявленное изобретение не является готовым модифицированным битумным вяжущим, это именно концентрат (модификатор) с помощью которого, добавляя его в битум можно получить модифицированное битумное вяжущее, добавляя в асфальтобетонную смесь получить модифицированный асфальтобетон.

Предлагаемый состав – это концентрат (модификатор) который имеет сухую гранулированную форму и хранится при естественных условиях. В связи с этим: имеет срок жизни более 1 года, не подвержен старению (окислению битума), не требует особых условий хранения и транспортировки. Такой подход не требует создания дополнительных заводов по модификации битума и не требует модернизации асфальтобетонного завода для его применения.

Конечным результатом применения модификатора является получение модифицированного вяжущего или модифицированных асфальтобетонов, свойства которых регламентированы нормативно-технической документацией. Так как исходные материалы для приготовления модифицированного вяжущего и модифицированных асфальтобетонов - вяжущее и каменные материалы могут отличаться марками и иметь значительный разброс исходных параметров (так как даже в рамках одной марки, нормативной документацией допускается разброс параметров в определенном диапазоне) – предлагаемый к патентованию состав имеет диапазон долей компонентов, позволяющий создать модификатор для всего спектра материалов, применяемых для производства модифицированного вяжущего и модифицированных асфальтобетонов, таким образом, чтобы его применение обеспечивало параметры получаемого модифицированного вяжущего и модифицированного асфальтобетона, требованиям существующей нормативно-технической документации.

Каждый из компонентов модификатора может применяться в предлагаемом диапазоне, чтобы обеспечить соответствие нижеперечисленных параметров требованиям нормативно-технической документации:

Компонент Достигаемый ТР в модифицированном вяжущем Достигаемый ТР в модифицированном асфальтобетоне Термоэластопласт и Резиновый порошок фракции от 0 до 0,63 мм расширение интервала пластичности Стойкость к образованию колеи Компонент пластифицирующий Величина пенетрации трещеностойкость Битум нефтяной дорожный Является технологической добавкой, обеспечивающей грануляцию смеси и влияет на коэффициент агломерации модификатора. Стабилизирующая добавка Не применяется Коэффициент стекания Минеральный порошок Является технологической добавкой и применяется для снижения индекса агломерации гранулы.

Существует два способа ввода концентрата в асфальтобетонную смесь – сухой и мокрый:

При сухом способе концентрат вводится в асфальтобетонную смесь непосредственно в момент ее приготовления на асфальтобетонном заводе (АБЗ) для этих целей, как правило, используется линия подачи стабилизирующей добавки.

При мокром способе – в битум, с приготовлением модифицирующего вяжущего, которое в свою очередь используется для приготовления модифицированных асфальтобетонных смесей на АБЗ.

Применение концентрата позволяет получить асфальтобетонную смесь соответствующую требованиям современной НТД. Способ модификации, в случае с концентратом – возможен сухой и мокрый способ модификации.

Так в случае применения концентрата сухим способом: при приготовлении асфальтобетонных и щебеночно-мастичных (ЩМА) смесей, модификация производится непосредственно при приготовлении асфальтобетонных смесей путем добавления концентрата через линию подачи стабилизирующей добавки. Время модификации соизмеримо со временем приготовления асфальтобетонных и щебеночно-мастичных смесей и составляет порядка 20-30 секунд. Это наиболее предпочтительный и востребованный метод модификации вяжущего.

При мокром способе: модификация нефтяного дорожного битума может производится путем добавления концентрата непосредственно в битумное хранилище, оборудованное механической мешалкой или циркуляционным насосом. Полное растворение концентрата происходит за время, не превышающее 60 мин в диапазоне температур 170-180 °С. В дальнейшем хранение вяжущего, модифицированного концентратом не отличается от хранения ПБВ. Данный метод обладает гораздо меньшими преимуществами и может быть использован, например, для оценки в лабораторных условиях модифицированного вяжущего на соответствие требованиям действующих стандартов.

Концентрат полимер-резинобитумного вяжущего, представляет собой смесь имеющую сухую гранулированную форму и содержащую компоненты, взятые в масс. %:

- термоэластопласт в количестве - 10-50;

- резиновый порошок фракции от 0 до 0,63 мм в количестве - 10-50;

- компонент пластифицирующий в количестве - 10-50;

- целлюлозное волокно в количестве - 0-50;

- минеральный порошок в количестве - 0-10.

Материалы, используемые для приготовления заявленного концентрата взяты в определенной пропорции. Данные интервалы значений регулируют качество изготовляемого материала и непосредственно влияют на достижение технического результата (реализацию назначения), а именно:

А) термоэластопласт и резиновый порошок фракции от 0 до 0,63 мм – в количестве от 10 до 50 массовых частей

10 – минимальное количество ТЭП и РП в модификаторе, при котором модифицированный асфальтобетон показывает ФМХ выше пределов погрешности в сравнении с не модифицированном асфальтобетоном.

50 – содержание ТЭП и РП в модификаторе выше 50% повышает вязкость модифицированного вяжущего до уровня, при котором асфальтобетонная смесь становится технологически непригодной.

Б) Применение компонента пластифицирующего – в количестве от 10 до 50 массовых частей,

10 – минимальное количество КП способного растворить минимальное количество ТЭП;

50 – минимальное количество КП способного растворить максимальное количество ТЭП.

В) Битум нефтяной дорожный – в количестве от 10 до 50 массовых частей

10 – минимальное количество битума, которое будет способствовать грануляции модификатора, а также способствовать распределению модификатора в битумном вяжущем за время не превышающее время приготовления АБС.

50 – максимальное количество битума в модификаторе, при котором модификатор сохраняет гранулированную форму при заданных условиях хранения.

Г) Стабилизирующая добавка – в количестве от 0 до 50 массовых частей;

0 – отсутствие СД в модификаторе позволяет получить модификатор, способный модифицировать не только АБС но и битумное вяжущее.

50 – максимальное количество СД, которое может быть востребовано для стабилизации высоконасыщенных битумом АБС.

Д) Минеральный порошок – в количестве от 0 до 10 массовых частей;

0 – в случае, если сочетание остальных компонентов модификатора позволяет получит материал не подверженный слеживаемости – МП не применяется.

10 – максимальное количество МП способного удержаться на гранулах модификатора.

Также при изготовлении концентрата возможны варианты применения различных материалов:

1. Для КПРБВ – концентрата полимер-резинобитумного вяжущего в качестве термоэластопласта может использоваться:

- Термоэластопласт линейный бутадиен-стирольный СБС Л 30-01А

- Термоэластопласт разветвленный бутадиен-стирольный СБС Р 30-00 А,

- Термоэластопласт разветвленный бутадиен-стирольный СБС Р 39-00.

- Термопласт разветвленный бутадиен-стирольный ДСТ Р 30-00,

- Термоэластопласт линейный бутадиен-стирольный ДСТ Л 30-01,

- Термоэластопласт линейный бутадиен-стирольный ДСТ Л 30-01 (СР),

В качестве резинового порошка может использоваться активный резиновый порошок фракции от 0 до 0,63 мм;

В качестве битума нефтяного дорожного может использоваться:

- Битум нефтяной дорожный БНД 40/60,

- Битум нефтяной дорожный БНД 60/90,

- Битум нефтяной дорожный БНД 90/130,

- Битум нефтяной дорожный вязкий БНД 50/70,

- Битум нефтяной дорожный вязкий БНД 70/100

- Битум нефтяной дорожный вязкий БНД 100/130;

В качестве стабилизирующей добавки может использоваться целлюлозное, асбестовое и базальтовое волокно;

В качестве минерального порошка может использоваться:

- Известь строительная гидратная,

- Каолин,

-Микроволластонит (Миволл),

-Мел.

Исходное сырье поступает на склад сырья где проходит входной контроль на соответствие паспортам данным и требованиям завода изготовителя.

Дозирование исходного сырья в простейшем случае представляет собой ручное или автоматическое дозирование каждого компонента в количестве необходимом для одного замеса. Для автоматизации процесса можно предусмотреть дозаторы сыпучих и жидких материалов, которые управляются автоматической системой управления технологическим процессом (АСУТП) и обеспечивают требуемый состав концентрата. Дозатор и АСУТП – это элементы технологической линии, направленные на автоматизацию процесса. Данные элементы могут быть исключены (оба или по отдельности) и это никак не повлияет на конечный результат (продукт), просто добавится ручной труд.

После дозирования (из дозаторов), сырье в необходимом количестве поступает в резиносмеситель, где происходит смешение и гомогенизация компонентов. Смешение компонентов возможно в резиносмесителе периодического действия, закрытого типа, тихоходном или быстроходным. Рабочими органами таких смесителей являются два ротора, помещенные в камеру и вращающиеся навстречу друг другу. Камера имеет окна для загрузки компонентов и выгрузки готовой смеси. Во время приготовления смеси окна закрываются защитными механизмами. Объем резиносмесителя – 70-90 литров. Цикл смешения – не более 6 минут при температуре не выше 90°С.

Для подачи смеси в линию гранулирования, необходимо готовую смесь из резиносмесителя спрофилировать в полосу иди жгут. Конкретный профиль и размеры зависят от конструкции и производительности линии гранулирования. Имеется опыт профилирования в полосу размером 120х15 мм.

Для профилирования могут быть использованы резиносмесительные вальцы или червячный экструдер холодного типа действия. Производительность линии профилирования должна быть равной или кратной производительности резиносмесителя. Конструктивное выполнение линии профилирования — не влияет на конечный результат (продукт).

После профилирования смесь поступает на экструдер, имеющий одну или более зон охлаждения в диапазоне 30-100 градусов, оборудованную датчиками температуры с возможностью поддержания заданной температуры в зонах экструдера. Экструдер также имеет устройство торцевой резки гранул на фильере с системой охлаждения и нагрева, с возможностью поддержания заданной температуры.

Гранула в процессе резки на фильере слипается, для исключения слипания – необходимо в камеру резки подавать минеральный порошок. Далее гранула должна транспортироваться пневмотранспортом на вибросито. Рабочие органы воздуходувки и циклона разбивают слипшуюся, опудренную гранулу. Длина линии пневмотранспорта должна быть подобрана таким образом, чтобы обеспечить остывание гранулы до попадания на вибросито закрытого типа с устройством дополнительного опудривания гранул. Гранулы дополнительно опудриваются в количестве, не превышающем 3% от их массы.

Похожие патенты RU2718069C1

название год авторы номер документа
Концентрат резинобитумного вяжущего 2020
  • Анисимов Сергей Александрович
  • Шимов Алексей Александрович
  • Тезин Алексей Константинович
RU2735306C1
Концентрат полимерно-битумного вяжущего 2020
  • Анисимов Сергей Александрович
  • Шимов Алексей Александрович
  • Тезин Алексей Константинович
RU2718068C1
Способ производства концентрата полимерно-битумного вяжущего 2019
  • Анисимов Сергей Александрович
  • Шимов Алексей Александрович
  • Тезин Алексей Константинович
RU2718808C1
Резинобитумное дорожное вяжущее для асфальтобетонной смеси 2018
  • Тюкилина Полина Михайловна
  • Гуреев Алексей Андреевич
  • Шейкина Наталья Александровна
  • Тыщенко Владимир Александрович
  • Симчук Евгений Николаевич
  • Нгуен Тхи Тхань Иен
  • Оверин Денис Игоревич
RU2707770C1
СОСТАВ И СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОДИФИЦИРОВАННОГО БИТУМА ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА 2022
  • Сорокин Игорь Владимирович
  • Поляков Алексей Николаевич
  • Грачев Владимир Иванович
  • Семенов Илья Вячеславович
RU2798340C1
ПОЛИМЕРНО-БИТУМНОЕ ВЯЖУЩЕЕ И АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ НА ЕГО ОСНОВЕ 2006
  • Дмитриев Владимир Николаевич
  • Кошкаров Владимир Евгеньевич
  • Тишкина Людмила Николаевна
  • Плишкин Владимир Владимирович
  • Черкасова Елена Владимировна
RU2297990C1
Способ получения холодной асфальтобетонной смеси на основе модифицированной полимерно-битумной композиции 2023
  • Япаев Руслан Рустемович
  • Назаров Роман Сергеевич
  • Огнева Татьяна Сергеевна
  • Фастхутдинов Ильдар Рашидович
  • Ахметов Арслан Фаритович
RU2824525C1
Эластомерный модификатор нефтяных битумов и эластомерно-битумное вяжущее на его основе 2019
  • Шаховец Сергей Евгеньевич
RU2701026C1
ПЛОТНАЯ ВИБРОЛИТАЯ АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ 2012
  • Илиополов Сергей Константинович
  • Мардиросова Изабелла Вартановна
  • Леконцев Евгений Валерьевич
  • Сараев Денис Сергеевич
  • Чернов Сергей Анатольевич
  • Каклюгин Александр Викторович
  • Хижняк Юрий Владимирович
RU2504523C1
ПОЛИМЕРНЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МОДИФИКАТОР АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ И БИТУМНЫХ ВЯЖУЩИХ 2023
  • Самойлов Максим Игоревич
RU2803598C1

Реферат патента 2020 года Концентрат полимер-резинобитумного вяжущего

Изобретение относится к нефтехимии, а именно к модифицированию битумных вяжущих полимерами, и может быть использовано при получении асфальтобетонов, гидроизоляционных покрытий и мастик для строительных работ. Предложен концентрат полимер-резинобитумного вяжущего, имеющий сухую гранулированную форму и содержащий компоненты, взятые в мас.%: термоэластопласт в количестве - 10-50; резиновый порошок фракции от 0 до 0,63 мм в количестве - 10-50; компонент пластифицирующий в количестве - 10-50; стабилизирующая добавка в количестве - 0-50; минеральный порошок в количестве - 0-10. Технический результат заключается в улучшенных эксплуатационных характеристиках полимер-резинобитумного вяжущего. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 718 069 C1

Концентрат полимер-резинобитумного вяжущего, имеющий сухую гранулированную форму и содержащий компоненты, взятые в мас.%:

термоэластопласт - 10-50;

резиновый порошок фракции от 0 до 0,63 мм - 10-50;

компонент пластифицирующий - 10-50;

стабилизирующая добавка - 0-50;

минеральный порошок - 0-10.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2718069C1

ПЛОТНАЯ ЭМУЛЬСИОННО-МИНЕРАЛЬНАЯ СМЕСЬ 2000
  • Илиополов С.К.
  • Панькин С.В.
  • Углова Е.В.
  • Мардиросова И.В.
  • Бедусенко А.А.
  • Вислобоков Е.М.
RU2183600C1
Органоминеральная смесь для дорожного покрытия 2018
  • Андронов Сергей Юрьевич
RU2713037C1
Концентрированное полимербитумное вяжущее для "сухого" ввода и способ его получения 2017
  • Белкин Сергей Геннадиевич
  • Дьяченко Айгуль Ураловна
RU2638963C1
WO 2016170083 A1, 27.10.2016.

RU 2 718 069 C1

Авторы

Анисимов Сергей Александрович

Шимов Алексей Александрович

Тезин Алексей Константинович

Даты

2020-03-30Публикация

2020-01-22Подача