Изобретение относится к спортивному и любительскому рыболовству и может быть использовано в конструкциях спиннинговых инерционных катушек.
Известна спиннинговая катушка, в которой на периферийной части барабана выполнен зубчатый венец в форме храпового колеса. Катушка снабжена подпружиненной в радиальном направлении по отношению к барабану прямоугольной рамкой, одна сторона которой взаимодействует с зубчатым венцом, а противоположная - с лесой спиннинга. При забрасывании блесны натяжение лесы выводит рамку из зацепления с барабаном и получает возможность вращаться (см. описание изобретения к патенту РФ №2128434 А01К 89/05, 1999 г.). Недостатком данной конструкции является то, что движущаяся леса в катушке находится постоянно под действием подпружиненной рамки, что препятствует ее свободному сматыванию и ограничивает дальность заброса, а также минимальный вес приманки.
Известна также катушка спиннинговая с механизмом автоматического управления лесой на вращающейся бобине, состоящая из съемного кронштейна, крепящегося на пластине катушки, двух рычагов, качающихся на осях и смонтированных на кронштейне. Длинные концы рычагов соединены скобой, а на коротких концах закреплены тормозные колодки. Рычаги подпружинены так, что колодки прижаты к ободам, выполненным на катушке, а во время заброса леса, пропущенная под скобой, натягивается и поднимает скобу, освобождая катушку от действия тормозных колодок (см. патент США №5.289.992, кл. 242-287, 1994 г.). Недостатком данной конструкции является то, что во время заброса леса находится под действием пружин, прижимающих тормозные колодки к ободу на катушке, что приводит к ограничению минимального веса приманки и уменьшению дальности заброса.
Недостатком данной конструкции является то, что воздействия путающейся лесы, которая имеет малую жесткость (малого диаметра) недостаточно для поворота рычага, что приводит к сбою в работе рычага и частому запутыванию лесы во время заброса.
Наиболее близким к заявляемому изобретению по совокупности существенных признаков является катушка содержащая корпус, размещенную на нем бобину, для лесы, установленную на оси с возможность вращения, неравноплечий уравновешенный рычаг, на оси, следящей при помощи отверстия для лесы, за положением лесы. На другом плече рычага установлен резиновый тормозной элемент, который отстоит с зазором от поверхности наружного диаметра цилиндра, выполненного на бобине. Элемент создающий усилие для поворота рычага в том же направлении, что и от воздействия путающейся лесы выполнен в виде пружины имеющей форму плоской спирали и крепится к корпусу с помощью винта и гайки, соединяется с рычагом с помощь отверстия (см. патент на изобретение №2368138). Недостатком данной конструкции является то, что резиновый тормозной элемент, находящийся на окончании рычага, под воздействием тормозящей силы, быстро изнашивается, изменяет свою геометрию, что приводит к потере тормозящей способности катушки, снижает ресурс элементов торможения и надежность катушки.
Задачей на которую направлено данное изобретение является создание катушки спиннинговой с высокой надежностью тормозного элемента.
Поставленная техническая задача решается тем, что в известной катушке спиннинговой включающей корпус, размещенный в корпусе барабан, неравноплечий уравновешенный рычаг на оси, имеющий на одном плече следящий элемент выполненный с возможностью реагирования на колебание лесы в любом направлении относительно оси вращения бобины и тормозной элемент установленный на другом плече рычага с зазором от поверхности наружного диаметра цилиндра, выполненного на бобине, при этом рычаг установлен на оси с возможностью вращения так, что вектор скорости тормозного элемента спроецированный на плоскость перпендикулярную оси вращения бобины, в точке касания его с цилиндром бобины при повороте рычага от воздействия на него путающейся лесы находится в секторе с центром в точке касания и ограничен вектором скорости вращающейся бобины и радиусом цилиндра, а траектория тормозного элемента в точке касания пересекает поверхность цилиндра, согласно изобретению, тормозной элемент установлен на окружности тормозного цилиндра, а рычаг выполнен с тормозным плечом, имеющим тормозную поверхность.
Целесообразно тормозную поверхность рычага выполнить с возможностью стабилизации оси вращения рычага при касании тормозной поверхности с тормозным элементом.
Целесообразно тормозной элемент раздробить на несколько частей, установленных на окружности тормозного цилиндра.
Целесообразно установить на окружности тормозного цилиндра два и более тормозных элементов.
Сущность изобретения заключается в том, что в заявленной катушке тормозной элемент установлен на окружности тормозного цилиндра бобины а рычаг выполнен с тормозным плечом, имеющим тормозную поверхность.
Выполнение тормозной поверхности с возможностью стабилизации оси вращения рычага, при касании его с тормозным элементом позволит исключить возникновение боковых усилий на тормозном плече.
Выполнение тормозного элемента в виде нескольких частей, установленных на окружности тормозного цилиндра бобины позволит сделать между элементами вентиляционный зазор для эффективного отвода тепла и влаги с поверхности тормозного элемента.
Выполнение двух и более тормозных элементов позволит комбинировать их фрикционные свойства и износоустойчивость, что позволит повысить их ресурс и работоспособность катушки.
Перечень чертежей поясняющих заявляемое изобретение.
На фиг. 1 показан общий вид катушки. На фиг. 2 показан разрез катушки А-А. На фиг. 3 показана тормозная поверхность рычага, стабилизирующая его ось вращения. На фиг 4 показана установка частей дробленного тормозного элемента на окружности тормозного цилиндра. На фиг. 5 показана установка двух тормозных элементов на окружности тормозного цилиндра.
Катушка содержит (см. фиг. 1-2) корпус 1, размещенную на нем бобину 2, для лесы 3, установленную на оси 4 с возможность вращения, неравноплечий уравновешенный рычаг 5, на оси 6, следящей при помощи отверстия для лесы 7, за положением лесы 3. На другом плече рычага 5 выполнена тормозящая поверхность 8, которая отстоит с зазором от тормозного элемента 9, установленного на окружности тормозного цилиндра 10 бобины.
Тормозная поверхность 8 рычага может быть выполнена радиусом, с центром находящимся на средней линии тормозного элемента 9, как показано на фиг. 3.
Части 11 тормозного элемента могут быть установлены в углубления 12 на окружности тормозного цилиндра, как показано на фиг. 4.
Второй и следующие тормозные элементы 9 могут быть расположены на окружности тормозного цилиндра, а центр радиуса тормозной поверхности 8 находится на средней линии наружных габаритов тормозных элементов, как показано на фиг. 5.
Конструкция работает следующим образом. Во время заброса приманки (не показано) леса 3 натянута, и тормозная поверхность 8 рычага 5 отстоит от тормозного элемента 9, установленного на тормозном цилиндре 10 бобины 2 на заданное расстояние, не препятствуя свободному вращению бобины 2. Когда приманка остановится, и леса 3 начнет провисать, рычаг 5 повернется под воздействием лесы 3, тормозная поверхность 8 рычага 5 коснется тормозного элемента 9 на окружности тормозного цилиндра 10, двигаясь по траектории, пересекающей эту поверхность, сила трения в точке касания, будет стремиться повернуть рычаг дальше в том же направлении и тормозная поверхность 8, рычага 5, прижавшись к тормозному элементу 9, тормозного цилиндра 10, остановит бобину 2.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КАТУШКА СПИННИНГОВАЯ | 2007 |
|
RU2368138C2 |
КАТУШКА СПИННИНГОВАЯ | 2004 |
|
RU2277327C2 |
Спиннинговая катушка для рыбной ловли | 1959 |
|
SU579970A1 |
Спиннинговая катушка | 1980 |
|
SU991966A1 |
Безынерционная катушка для лесы | 1990 |
|
SU1805848A3 |
Катушка безынерционная терочкина | 1977 |
|
SU709046A1 |
Спиннинговая снасть | 1989 |
|
SU1708220A1 |
Спиннинговая катушка | 1989 |
|
SU1671219A2 |
Спиннинговая катушка | 1988 |
|
SU1584862A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УКЛАДКИ ЛЕСЫ | 1993 |
|
RU2077197C1 |
Катушка включает корпус, размещенный на корпусе барабан, неравноплечий уравновешенный рычаг на оси, имеющий на одном плече следящий элемент и тормозную поверхость на другом плече. Тормозной элемент установлен на окружности тормозного цилиндра, выполненного на бобине, и отстоит с зазором от тормозной поверхности рычага. Рычаг установлен на оси с возможностью вращения, так что вектор скорости тормозного элемента, спроецированный на плоскость, перпендикулярную оси вращения бобины, при повороте рычага от воздействия на него путающейся лесы находится в секторе с центром в точке касания тормозной поверхности рычага с тормозным элементом, ограниченном вектором скорости вращающейся бобины в центре касания и радиусом цилиндра, а траектория тормозной поверхности рычага в точке касания пересекает поверхность цилиндра. Устройство позволяет исключить запутывание лесы, повысить ресурс и надежность элементов торможения. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.
1. Катушка спиннинговая, включающая корпус, размещенный в корпусе барабан, неравноплечий уравновешенный рычаг на оси, имеющий на одном плече следящий элемент, выполненный с возможностью реагирования на колебание лесы в любом направлении относительно оси вращения бобины, и тормозной элемент, установленный на другом плече рычага с зазором от поверхности наружного диаметра цилиндра, выполненного на бобине, при этом рычаг установлен на оси с возможностью вращения так, что вектор скорости тормозного элемента, спроецированный на плоскость, перпендикулярную оси вращения бобины, в точке касания его с цилиндром бобины при повороте рычага от воздействия на него путающейся лесы находится в секторе с центром в точке касания и ограничен вектором скорости вращающейся бобины в точке касания и радиусом цилиндра, а траектория тормозного элемента в точке касания пересекает поверхность цилиндра, отличающаяся тем, что тормозной элемент установлен на окружности тормозного цилиндра, а рычаг выполнен с тормозным плечом, имеющим тормозную поверхность.
2. Катушка по п. 1, отличающаяся тем, что тормозная поверхность рычага выполнена с возможностью стабилизации оси вращения рычага при касании тормозной поверхности с тормозным элементом.
3. Катушка по пп. 1 или 2, отличающаяся тем, что тормозной элемент раздроблен на несколько частей, установленных на окружности тормозного цилиндра.
4. Катушка по пп. 1-3, отличающаяся тем, что на окружности тормозного цилиндра установлены два и более тормозных элементов.
КАТУШКА СПИННИНГОВАЯ | 2007 |
|
RU2368138C2 |
US 5289992 A1, 01.03.1994 | |||
СПИННИНГОВАЯ КАТУШКА | 1996 |
|
RU2128434C1 |
Авторы
Даты
2020-04-22—Публикация
2019-02-14—Подача