Способ прокладки бортовых волоконно-оптических кабелей Российский патент 2020 года по МПК H02G3/38 

Описание патента на изобретение RU2721621C1

Изобретение относится к волоконно-оптической технике и может быть использовано для построения бортовых сетей автомобилей, воздушных судов, судов водного транспорта, космических летательных аппаратов и других движимых объектов различного назначения.

Известны способы прокладки оптического кабеля [1-4], заключающиеся в том, что сначала прокладывают защитный трубопровод, в который прокладывают пакет микротрубок, а затем в микротрубки, применяя пневмопрокладку или иной способ, прокладывают оптический кабель. Указанные способы не предназначены для прокладки бортовых оптических кабелей на борту движимого объекта.

Известны способы прокладки бортовых волоконно-оптических кабелей [5-11], заключающиеся в том, что оптические волокна бортовых волоконно-оптических кабелей терминируют по концам и тестируют в заводских условиях, после чего терминированные длины бортовых волоконно-оптических кабелей раскладывают и закрепляют на борту движимого объекта. К недостаткам данного способа следует отнести проблемы прокладки терминированного с двух сторон бортового волоконно-оптического кабеля при наличии уже смонтированных элементов оборудования на борту движимого объекта, осуществления переходов из одного герметичного отсека борта в другой и т.п.

Данные проблемы частично решены наиболее близким к заявляемому способом прокладки бортового волоконно-оптического кабеля [16], заключающимся в том, что длины бортовых волоконно-оптических кабелей терминируют с двух сторон и тестируют в заводских условиях, затем с одной стороны у этих длин отрезают терминированный конец кабеля, прокладывают эту терминированную с одного конца длину бортового волоконно-оптического кабеля на борту движимого объекта по заданному маршруту, после чего проложенные длины бортового волоконно-оптического кабеля терминируют со второго конца и тестируют. При таком способе прокладке для замены его поврежденной длины необходим доступ к кабелю на всем маршруте прокладки терминированной длины волоконно-оптического кабеля. Это, как правило, из-за плотной компоновки оборудования движимых объектов приводит к необходимости производить демонтаж части оборудования движимого объекта для замены поврежденной длины терминированного бортового волоконно-оптического кабеля. А это, в свою очередь, ведет к значительному увеличению трудоемкости, времени ремонта и, как следствие, затрат на него в целом. Экстремальные условия эксплуатации бортовых волоконно-оптических кабелей движимых объектов, связанные с внешними воздействиями, в частности, с температурой, вибрацией, механическими нагрузками и т.п. вынуждают разрабатывать специальные конструкции бортовых волоконно-оптических кабелей и волокон для них [9, 12-15]. При этом проблемы замены бортовых волоконно-оптических кабелей при их повреждении приводят к росту требований к стойкости этих конструкций к внешним воздействиям. Все это ведет к увеличению затрат на бортовую кабельную сеть.

Сущностью предлагаемого изобретения является расширение области применения.

Эта сущность достигается тем, что согласно способу прокладки бортового волоконно-оптического кабеля длины бортовых волоконно-оптических кабелей терминируют с двух сторон и тестируют в заводских условиях, затем с одной стороны у этих длин отрезают терминированный конец кабеля, прокладывают эти терминированные с одного конца длины бортового волоконно-оптического кабеля на борту движимого объекта, после чего проложенные длины бортового волоконно-оптического кабеля терминируют со второго конца и тестируют, при этом сначала на борту движимого объекта по заданному маршруту прокладывают защитный трубопровод из металла, пластика или иного материала, в котором прокладывают пакет микротрубок, выполненных из металла, пластика или иного материала, после чего в каналы микротрубок способом пневмопрокладки или иным способом прокладывают терминированные с одного конца длины бортового волоконно-оптического кабеля, а затем проложенные длины бортового волоконно-оптического кабеля терминируют со второго конца и тестируют.

На рис. 1 представлена блок-схема алгоритма выполнения операций при реализации заявляемого способа прокладки бортового волоконно-оптического кабеля, которая включает операцию терминирования первого конца бортового волоконно-оптического кабеля (БВОК) 1, операцию терминирования второго конца БВОК 2, тестирование терминированного с двух концов БВОК 3, удаление второго терминированного конца БВОК 4, прокладку защитного трубопровода (ЗТ) и пакета микротрубок (ПМТ) на борту движимого объекта 5, прокладку БВОК в микротрубках 6, терминирование второго конца БВОК 7, тестирование проложенного и терминированного с двух концов БВОК 8. Предварительно в заводских условиях выполняют операции 1-4: терминируют первый конец БВОК -1, терминируют второй конец БВОК - 2, тестируют терминированный с двух концов БВОК - 3, а затем удаляют второй терминированный конец БВОК - 4. После чего, на борту движимого объекта выполняют операции 5 - 8: прокладывают ЗТ и ПМТ - 5, причем ПМТ укладывают внутри ЗТ, прокладывают БВОК в ПМТ - 6, терминируют второй конец проложенного БВОК - 7, после чего тестируют проложенный в микротрубке ПМТ терминированный с двух концов БВОК - 8.

На рис. 2 представлена структурная схема укладки проложенного заявляемым способом на борту движимого объекта бортового волоконно-оптического кабеля. Схема включает борт движимого объекта 9, защитный трубопровод 10, пакет микротрубок 11, терминированную с первого конца в заводских условиях, а со второго конца на борту длину бортового волоконно-оптического кабеля 12, при этом защитный трубопровод 10 проложен на борту движимого объекта 9, пакет микротрубок 11 проложен в защитном трубопроводе 10, а бортовой волоконно-оптический кабель 12 проложен в одной из микротрубок пакета микротрубок 11. Причем один конец проложенного бортового волоконно-оптического кабеля 12 терминирован в заводских условиях до его прокладки, а его второй конец на борту движимого объекта после его прокладки.

В отличие от известного решения, которым является прототип, заявляемый способ при прокладке бортового волоконно-оптического кабеля не требует доступа к нему на протяжении всего маршрута прокладки, о только в точках терминирования. Как следствие, при замене поврежденного кабеля исключается значительная часть работ по демонтажу и монтажу бортового оборудования. Это значительно снижает трудоемкость работ по восстановлению бортовой кабельной сети, существенно сокращает время восстановления и значительно снижает затраты на ремонт в целом.

Защитный трубопровод в совокупности с пакетом микротрубок и свободной укладкой бортового волоконно-оптического кабеля в микротробке существенно снижают уровень внешних воздействий на бортовой волоконно-оптический кабель по сравнению с известными решениями при прочих равных условиях, что обеспечивает повышение надежности бортовой кабельной сети по сравнению с известным решением, которым является прототип.

Поскольку защиту от внешних воздействий бортового волоконно-оптического кабеля в заявляемом способе обеспечивают защитный трубопровод с пакетом микротрубок и свободная укладка бортового волоконно-оптического кабеля в микротрубке, то, учитывая также преимущества по восстановлению кабельной линии, в отличие от известного способа, которым является прототип, при тех же требованиях к уровню надежности бортовой кабельной сети, существенно снижаются требования к бортовому волоконно-оптическому кабелю. Это позволяет снизить затраты на бортовую кабельную сеть в целом.

Естественно, что требования бортовым волоконно-оптическим кабелям для бортов различного назначения существенно различаются. Вместе с тем передача ряда функций по защите бортовых оптических кабелей от внешних воздействий защитным трубопроводам в сочетании с пакетом микротрубок позволяет унифицировать требования к защитным трубопроводам и пакетам микротрубок для отдельных групп бортов, что позволяет снизить затраты на бортовую кабельную сеть в целом по сравнению с известным решением, которым является прототип.

Заявляемый способ прокладки бортового волоконно-оптического кабеля в отличие от известного способа прокладки, которым является прототип, требует доступа на борту только в точках терминирования бортового волоконно-оптического кабеля, что существенно сокращает время, трудозатраты и затраты в целом на повторную прокладку бортового волоконно-оптического кабеля по заданному маршруту.

Заявляемый способ прокладки бортового волоконно-оптического кабеля в отличие от известного способа прокладки, которым является прототип, за счет применения пакета микротрубок в защитном трубопроводе позволяет создать распределенную инфраструктуру бортовой кабельной сети, обеспечивающую доступ практически в любую заданную точку пространства на борту недвижимого объекта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Патент WO 9703376 A1.

2. Recommendation ITU-T L.162, "Microduct technology and its applications", 2016.

3. Патент RU 2632576 C1.

4. Патент RU 2017128640 A.

5. Прокофьева Л.П., Щербаков В.В., Файнберг Д.Л. Компоненты для построения бортовых и полевых локальных волоконно-оптических сетей/ ЗАО «Центр ВОСПИ», httpj/Y^

6. Vasile A., Vasile I., Ionescu С, Drumeal A. Trends in fiber optics applications for automotive industry//' 30th International Spring Seminar on Electronics Technology (ISSE), 2007, pp.482-486.

7. Ivce R., Jurdana I., Kos S. Ship's cargo handling system with the optical fiber sensor technology application// Scientific Journal of Maritime Research, 28, 2014, pp. 118-127.

8. Garg A., Linda R.I., Chowdhury T. Application of Fiber Optics in Aircraft Control System & Its Development// 2014 International Conference on Computer Communication and Informatics (ICCCI-2014), 2014, pp. 1-8.

9. Perlicki K.., Wilczewski G. Fiber optics transmission for vehicle applications// Measurement Automation Monitoring, v. 61(03), 2015, pp. 81-83.

10. Garcia I., Zubia J., Durana G., Aldabaldetreku G., Illarramendi M. A., Villatoro J. Optical Fiber Sensors for Aircraft Structural Health Monitoring/7 Sensors 15, 2015, pp. 15494-15519.

11. Биктулов С.В. Разработка технологичных электрических жгутов бортовых кабельных сетей// Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 18, №4(3), 2016, с. 597-603.

12. US 4802730 A.

13. RU 67294 U1.

14. RU 67295 U1.

15. US 9052486 B2.

16. US 2012292102 A1.

Похожие патенты RU2721621C1

название год авторы номер документа
Способ электронного маркирования трассы оптоволоконного кабеля 2021
  • Бурдин Владимир Александрович
  • Клюев Дмитрий Сергеевич
  • Осипов Олег Владимирович
RU2762706C1
Способ поиска трассы прокладки и определения глубины прокладки пакета микротрубок без металлических элементов на волоконно-оптической линии связи 2020
  • Бурдин Владимир Александрович
RU2751109C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОПТИЧЕСКОГО КАБЕЛЯ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЙ ЗАМЕРЗАЮЩЕЙ ВОДЫ В ЗАЩИТНОМ ПОЛИМЕРНОМ ТРУБОПРОВОДЕ И ЕГО РЕЗЕРВИРОВАНИЯ ПРИ ПОВРЕЖДЕНИИ 2011
  • Бурдин Владимир Александрович
  • Никулина Татьяна Геннадьевна
RU2462801C1
Волоконно-оптическая линия связи и устройство для ее прокладки в трубе канала подземной кабельной канализации 2016
  • Кирюшин Геннадий Васильевич
RU2632576C1
Способ контроля состояния смотрового устройства на трассе волоконно-оптической кабельной линии 2021
  • Бурдин Владимир Александрович
RU2757682C1
Способ контроля герметичности каналов междугородной кабельной канализации волоконно-оптической линии передачи 2020
  • Андреев Владимир Александрович
  • Бурдин Владимир Александрович
RU2747789C1
ВОЛОКОННО-ОПТИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ СВЯЗИ 2016
  • Кирюшин Геннадий Васильевич
RU2666813C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ГЕРМЕТИЧНОСТИ КАНАЛОВ МЕЖДУГОРОДНОЙ КАБЕЛЬНОЙ КАНАЛИЗАЦИИ ВОЛОКОННО-ОПТИЧЕСКОЙ ЛИНИИ ПЕРЕДАЧИ 2008
  • Бурдин Антон Владимирович
  • Бурдин Владимир Александрович
  • Воронков Андрей Андреевич
RU2385453C1
КАБЕЛЬ С ФУНКЦИЕЙ МИКРОКАНАЛИЗАЦИИ 2020
  • Светлов Сергей Николаевич
  • Поляков Евгений Вячеславович
  • Романов Дмитрий Александрович
  • Савченков Сергей Викторович
  • Репин Денис Геннадьевич
RU2745441C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ГЕРМЕТИЧНОСТИ КАНАЛОВ МЕЖДУГОРОДНОЙ КАБЕЛЬНОЙ КАНАЛИЗАЦИИ ВОЛОКОННО-ОПТИЧЕСКОЙ ЛИНИИ ПЕРЕДАЧИ 2008
  • Бурдин Владимир Александрович
RU2381469C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 721 621 C1

Реферат патента 2020 года Способ прокладки бортовых волоконно-оптических кабелей

Изобретение относится к волоконно-оптической технике и может быть использовано для построения бортовых сетей автомобилей, воздушных судов, судов водного транспорта, космических летательных аппаратов и других движимых объектов различного назначения. Согласно способу прокладки бортового волоконно-оптического кабеля длины бортовых волоконно-оптических кабелей терминируют с двух сторон и тестируют в заводских условиях, затем с одной стороны у этих длин отрезают терминированный конец кабеля, прокладывают эти терминированные с одного конца длины бортового волоконно-оптического кабеля на борту движимого объекта, после чего проложенные длины бортового волоконно-оптического кабеля терминируют со второго конца и тестируют, при этом сначала на борту движимого объекта по заданному маршруту прокладывают защитный трубопровод из металла, пластика или иного материала, в котором прокладывают пакет микротрубок, выполненных из металла, пластика или иного материала, после чего в каналы микротрубок способом пневмопрокладки или иным способом прокладывают терминированные с одного конца длины бортового волоконно-оптического кабеля, а затем проложенные длины бортового волоконно-оптического кабеля терминируют со второго конца и тестируют. Изобретение обеспечивает расширение области применения. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 721 621 C1


Способ прокладки бортового волоконно-оптического кабеля, заключающийся в том, что длины бортовых волоконно-оптических кабелей терминируют с двух сторон и тестируют в заводских условиях, затем с одной стороны у этих длин отрезают терминированный конец кабеля, прокладывают эти терминированные с одного конца длины бортового волоконно-оптического кабеля на борту движимого объекта, после чего проложенные длины бортового волоконно-оптического кабеля терминируют со второго конца и тестируют, отличающийся тем, что сначала на борту движимого объекта по заданному маршруту прокладывают защитный трубопровод из металла, пластика или иного материала, в котором прокладывают пакет микротрубок, выполненных из металла, пластика или иного материала, после чего в каналы микротрубок способом пневмопрокладки или иным способом прокладывают терминированные с одного конца длины бортового волоконно-оптического кабеля, а затем проложенные длины бортового волоконно-оптического кабеля терминируют со второго конца и тестируют.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2721621C1

US 2012292102 A1, 22.11.2012
US 9052486 B2, 09.06.2015
Способ прокладки кабеля на судне 1988
  • Поздняков Михаил Семенович
  • Шафранский Валерий Александрович
SU1541699A1
SU 17116471 A1, 28.02.1992
МОРСКАЯ СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ 2005
  • Оттонел Попеско
RU2362245C2

RU 2 721 621 C1

Авторы

Бурдин Владимир Александрович

Морозов Олег Геннадьевич

Султанов Альберт Ханович

Бурдин Антон Владимирович

Даты

2020-05-21Публикация

2019-04-23Подача