Способ испытания газотурбинного двигателя Российский патент 2020 года по МПК G01M15/00 

Описание патента на изобретение RU2725591C1

Изобретение относится к испытаниям газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к способам испытаний ГТД типа ТРД(Ф) (турбореактивных двигателей, в том числе с форсажной камерой) и ТРДД(Ф) (турбореактивных двухконтурных двигателей, в том числе с форсажной камерой) на сверхкритических и докритических режимах работы сопел двигателя в испытательных боксах испытательных стендов, и может найти применение в авиационной промышленности.

Известен способ испытания газотурбинного двигателя (Авиационный стандарт ОСТ 1 02781-2004, «Сила аэродинамическая при испытаниях газотурбинных двигателей на наземных закрытых стендах»), характеризующийся тем, что в испытательном боксе испытательного стенда измеряют величину тяги двигателя с механически присоединенным лемнискатным насадком, массовый расход воздуха через двигатель, скорость потока воздуха и статическое давление в боксе и с учетом измеренных величин определяют величину поправки на входной импульс стендовой тяги.

Недостатком известного способа является то, что он предназначен только для испытаний ГТД с общим реактивным соплом при сверхкритических отношениях давлений в сопле и поэтому не может быть использован при стендовых испытаниях в испытательных боксах ТРД(Ф) и ТРДД(Ф) на докритических режимах работы сопел.

Наиболее близким аналогом заявленного изобретения является способ испытания газотурбинного двигателя (RU 2702443, 2019), характеризующийся тем, что в испытательном боксе испытательного стенда измеряют величину тяги двигателя с механически присоединенным лемнискатным насадком, массовый расход воздуха через двигатель, скорость потока воздуха и статическое давление в боксе и с учетом измеренных величин определяют величину поправки на входной импульс стендовой тяги.

Для реализации известного способа с целью определения величины поправки на входной импульс стендовой тяги требуются две компоновки входного устройства ГТД, испытываемого в закрытом боксе:

- компоновка с механически присоединенным лемнискатным насадком;

- компоновка с механически отсоединенным лемнискатным насадком. В каждой из указанных компоновок при определении величины

поправки на входной импульс стендовой тяги требуется снятие полной дроссельной характеристики ГТД, что на практике происходит с временной задержкой для обеспечения изменения компоновки входного устройства. Поэтому измерение необходимых для осуществления способа величин может осуществляться в разных климатических условиях по температуре и давлению окружающей среды, а также величине влагосодержания атмосферного воздуха, которая увеличивается с утреннего к обеденному времени и уменьшается в ночное время суток. Таким образом, изменение климатических условий может привести к дополнительной погрешности определения величины поправки на входной импульс.

Техническая проблема, на решение которой направлено заявленное изобретение, заключается в снижении трудоемкости и временных затрат на проведение испытаний ГТД для определения величины поправки на входной импульс стендовой тяги двигателя.

Технический результат, достигаемый при осуществлении заявленного изобретения, заключается в повышении точности и достоверности определения величины поправки на входной импульс стендовой тяги двигателя в испытательном боксе испытательного стенда.

Заявленный технический результат достигается за счет того, что при осуществлении способа испытаний газотурбинного двигателя в испытательном боксе испытательного стенда измеряют величину тяги двигателя с механически присоединенным лемнискатным насадком, массовый расход G1 воздуха через двигатель, скорость V потока воздуха и статическое давление РБ в боксе и с учетом измеренных величин определяют величину поправки ΔRВУ на входной импульс стендовой тяги, причем скорость V потока воздуха и статическое давление РБ измеряют в первом сечении бокса, расположенном на относительном расстоянии от входа в лемнискатный насадок, определяемом из соотношения

где:

L - расстояние от входа в лемнискатный насадок до первого сечения бокса;

dвх.лемн. - диаметр входного сечения лемнискатного насадка,

при этом измеряют величины скорости V потока воздуха по первому сечению в центрах равновеликих площадей, число которых больше или равно 25, дополнительно измеряют площадь FБ поперечного сечения бокса, температуру TБ воздуха в первом сечении бокса и давление РЗ воздуха во втором сечении бокса, расположенном в плоскости, соответствующей выходу внешней части профиля лемнискатного насадка, с учетом измеренных величин вычисляют плотность ρБ воздуха в первом сечении бокса, суммарный расход G воздуха в первом сечении бокса, среднюю скорость VБ потока в боксе и относительную скорость потока воздуха, сравнивают величины измеренных давлений РБ и РЗ и по результатам сравнения определяют характер течения воздуха, с учетом которого определяют величину перепада ΔР давления в боксе, при этом величину поправки ΔRВУ на входной импульс стендовой тяги определяют из соотношения:

где:

n - величина относительного расхода воздуха в боксе, равная отношению G2 к G1;

G2 - расход внешнего потока воздуха, равный разности величин - G-G1;

FВХ - площадь входного сечения лемнискатного насадка.

Указанные существенные признаки обеспечивают решение поставленной технической проблемы с достижением заявленного технического результата, так как только совокупность всех действий и операций, описывающая изобретение, позволяет повысить точность и достоверность определения величины поправки на входной импульс стендовой тяги двигателя в испытательном боксе испытательного стенда при снижении трудоемкости и временных затрат на проведение испытаний ГТД.

Настоящее изобретение поясняется фиг. 1-4, где:

на фиг. 1 показана схема размещения ГТД в испытательном боксе испытательного стенда;

на фиг. 2 показано первое сечение А-А на фиг. 1;

на фиг. 3 показана схема вычисления площади для определения относительной скорости потока воздуха;

на фиг. 4 представлена таблица результатов расчета для определения величины поправки ΔR на входной импульс стендовой тяги в зависимости от режима работы двигателя.

Способ испытания газотурбинного двигателя осуществляется следующим образом.

При испытаниях двигателя 1 в испытательном боксе 2 испытательного стенда по настоящему способу испытываемый двигатель 1 с механически присоединенным к нему лемнискатным насадком 3 устанавливают в боксе 2 на динамометрической платформе с силоизмерительной системой 4 (СИС), после чего проводят испытание двигателя 1 для измерения с помощью СИС 4 величины тяги RСИС двигателя 1 с механически присоединенным лемнискатным насадком 3 (фиг. 1).

Измеряют массовый расход G1 воздуха через двигатель 1 в расходомерном коллекторе (РМК) (на чертежах не показан), а скорость V потока воздуха и статическое давление РБ измеряют в первом сечении («А-А») бокса 2, расположенном на относительном расстоянии от входа в лемнискатный насадок 3, определяемом из соотношения

где:

L - расстояние от входа в лемнискатный насадок 3 до первого сечения бокса 2;

dвх.лемн. - диаметр входного сечения лемнискатного насадка 3.

Максимальная величина указанного соотношения зависит от габаритных размеров испытываемого двигателя 1 и не ограничена, а выбор минимальной величины (2,0) обусловлен тем, что при недостаточном расстоянии L от входа в лемнискатный насадок 3 до первого сечения бокса 2 течение воздуха перед входным устройством двигателя 1 имеет неравномерный характер и оказывает влияние на точность измерений.

Величины скорости V потока воздуха измеряют по первому сечению в центрах равновеликих площадей, число которых больше или равно 25. Измерение скорости V потока воздуха может производиться с помощью анемометров, величины которой обозначаются на фиг. 2 символом v с соответствующим порядковым номером. Выбор количества анемометров в первом сечении бокса 2 обусловлен необходимой точностью вычислений при определении величины поправки ΔRВУ на входной импульс стендовой тяги по результатам расчетов. В этом же сечении размещается приемник статического давления для измерения РБ.

Дополнительно в процессе испытания измеряют площадь FБ поперечного сечения бокса 2, температуру ТБ воздуха в первом сечении бокса 2 и давление РЗ воздуха во втором сечении («В-В») бокса 2, расположенном в плоскости, соответствующей выходу внешней части профиля лемнискатного насадка 3, с помощью соответствующего приемника статического давления (фиг. 1).

С учетом измеренных величин параметров по известным уравнениям газовой динамики вычисляют плотность ρБ воздуха в первом сечении бокса 2, суммарный расход G воздуха в первом сечении бокса 2, среднюю скорость VБ потока в боксе 2, относительную скорость потока воздуха и определяют величину поправки ΔRВУ на входной импульс стендовой тяги.

Плотность ρБ воздуха может быть вычислена из уравнения состояния:

где:

RB - газовая постоянная воздуха.

Суммарный расход G воздуха в первом сечении бокса 2 вычисляется исходя из уравнения расхода:

где:

FБ - площадь поперечного сечения бокса 2;

- сумма измеренных величин скорости потока воздуха;

i - номер измеренной величины скорости потока воздуха;

m - количество измеренных величин скорости потока воздуха, соответствующее количеству анемометров.

Средняя скорость VБ потока в боксе 2 вычисляется из уравнения расхода по соотношению:

Относительная скоростьпотока воздуха может быть вычислена следующим образом.

В первом сечении бокса 2 с центром по оси двигателя 1 задают площадь, примерно равную отношению измеренного массового расхода G1 воздуха к произведению

ρБ⋅VБ,

и разбивают ее на кольца. Предпочтительно, число колец принимают не менее 10.

На фиг. 3 слева показана схема разбиения площади в первом сечении, а справа - распределение эпюры скорости потока воздуха по радиальным направлениям.

В каждом кольце определяют среднюю скорость VCP.i потока из 4-х значений измеренной скорости потока по образующим 1-3 и 2-4, а также расход воздуха в каждом кольце.

Далее посредством аппроксимации находят такую площадь F1 в первом сечении бокса 2, которая соответствует измеренному массовому расходу G1 воздуха через двигатель 1, вычисляют среднюю скорость V1 потока через участок площади F1 по соотношению (1) и относительную скорость потока воздуха как отношение V1 к VБ.

Сравнивают величины измеренных давлений РБ и РЗ и по результатам сравнения определяют характер течения воздуха, с учетом которого определяют величину перепада ΔР давления в боксе 2. В частности, в случае если РЗ меньше РБ, течение воздуха считают отрывным, и определяют ΔР как разность измеренных величин давлений РЗБ, а в случае если РЗ больше РБ, течение воздуха считают безотрывным и определяют ΔР по соотношению:

где:

V2 - средняя скорость обдувающего потока воздуха в первом сечении бокса 2;

V3 - средняя скорость потока воздуха по площади FБ-FВХ во втором сечении бокса 2;

FBX - площадь входного сечения лемнискатного насадка 3.

При этом величины V2 и V3 определяют, подставляя в соотношение (1) величины разности площадей FБ-F1 и FБ-FBX соответственно, а также величину расхода G2 внешнего потока воздуха, равную разности величин G-G1.

Величину поправки ΔRВУ на входной импульс стендовой тяги определяют из следующего соотношения:

где n - величина относительного расхода воздуха в боксе 2, равная отношению G2 к G1.

Соотношение (2) получено на основе уравнения Эйлера о количестве движения для первого («А-А») и второго («В-В») сечений бокса 2 (фиг. 1) (см. Клинский Б.М., «Определение величины входного импульса как поправки к силе от тяги ГТД в (закрытом) боксе испытательного стенда», Москва, ЦИАМ им. П.И. Баранова, «Авиационные двигатели», 3(4) 09.09.2019, с. 27) и в полной записи имеет вид:

где:

f0 - площадь внутреннего сечения входного устройства двигателя 1;

- полное давление потока воздуха в первом сечении бокса 2, определяемое по уравнению Бернулли для малых скоростей потока:

Величина относительно мала и в практических расчетах может

быть опущена.

Согласно заявленному способу был проведен расчет для определения величины поправки ΔRВУ в боксе испытательного стенда для одного типа ТРДДФ по следующим измеренным данным:

FB=8 м ⋅ 8,5 м=68 м2;

FBX=1,94 м2;

G1=111,3 кг/с;

n=4,3;

ρБ=1,2 кг/м3;

VБ=7,23 м/с.

Расчет проведен для диапазона 1-1,3 относительной скорости потока воздуха с учетом ее неравномерности в первом сечении бокса 2.

На фиг. 4 представлена таблица результатов расчета для определения величины поправки ΔRВУ на входной импульс стендовой тяги в испытательном боксе 2 испытательного стенда в зависимости от режима работы двигателя 1.

Расчет показал (фиг. 4), что с увеличением неравномерности скорости потока в первом сечении бокса 2 (с увеличением ) величина поправки ΔRВУ увеличивается, что было подтверждено испытаниями. Так, на «максимальном» режиме при увеличении относительной скорости потока с 1,0 до 1,3 величина поправки ΔRВУ увеличивается на 39%.

При безотрывном течении воздуха в боксе 2 перепад давлений

Р3Б>0,

при этом третий член соотношения (2) вычитается, тем самым уменьшая величину поправки ΔRВУ.

При отрывном течении воздуха перепад давлений

Р3Б<0,

при этом третий член соотношения (2) прибавляется, тем самым увеличивая величину поправки ΔRВУ. По результатам испытаний величина поправки ΔRВУ при отрывном течении воздуха в 1,4-2 раза больше величины ΔRВУ в случае безотрывного течения в боксе 2.

Найденная предложенным способом по соотношению (2) поправка ΔRВУ на входной импульс стендовой тяги используется для определения стендовой тяги RДВ испытываемого ГТД как:

RДВ=RСИС+ΔR=RСИС+(ΔRВУ+ΔRПАР+ΔRC),

где

ΔR - величина суммарной поправки к тяге ГТД на влияние аэродинамики испытательного бокса, состоящая из:

ΔRВУ - величина поправки на входной импульс стендовой тяги, Н;

ΔRПАР - величина аэродинамического сопротивления ГТД, коммуникаций и стендового оборудования, размещенных на динамометрической платформе СИС стенда, Н;

ΔRC - величина поправки на неравенство полного давления на входе в ГТД и статического давления РБ в плоскости реактивного сопла вне газовой струи, Н.

Предложенный способ испытаний позволяет обеспечить повышение точности и достоверности определения величины поправки на входной импульс стендовой тяги двигателя (ГТД) в испытательном боксе испытательного стенда.

Похожие патенты RU2725591C1

название год авторы номер документа
Способ испытания газотурбинного двигателя 2018
  • Клинский Борис Михайлович
RU2702443C1
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2003
  • Клинский Б.М.
  • Рыбко В.А.
RU2252406C1
Способ испытания газотурбинного двигателя в термобарокамере высотного стенда 2018
  • Клинский Борис Михайлович
RU2697588C1
СТЕНД ДЛЯ ВЫСОТНЫХ ИСПЫТАНИЙ ДВУХКОНТУРНЫХ ТУРБОРЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И СПОСОБ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2011
  • Егоров Игорь Валерьевич
  • Жигунов Михаил Михайлович
  • Нарышкин Александр Николаевич
RU2467302C1
СТЕНД ДЛЯ ВЫСОТНЫХ ИСПЫТАНИЙ ДВУХКОНТУРНЫХ ТУРБОРЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2010
  • Егоров Игорь Валерьевич
  • Жигунов Михаил Михайлович
  • Нарышкин Александр Николаевич
RU2426087C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИМИТАЦИИ УСЛОВИЙ ОБЛЕДЕНЕНИЯ ПРИ СТЕНДОВЫХ ИСПЫТАНИЯХ АВИАЦИОННЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ В ТЕРМОБАРОКАМЕРЕ С ПРИСОЕДИНЕННЫМ ТРУБОПРОВОДОМ 2010
  • Кулаков Вячеслав Васильевич
  • Шершаков Сергей Михайлович
  • Сафронов Александр Валериянович
  • Петров Сергей Борисович
  • Лянзберг Юрий Павлович
  • Горячев Алексей Владимирович
RU2451919C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЯГИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВУХКОНТУРНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2006
  • Иванов Александр Александрович
  • Круглов Михаил Иванович
  • Куликова Валентина Леонидовна
RU2346173C2
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Кононов Николай Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
RU2556090C2
СПОСОБ СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ВЫПОЛНЕННЫЙ ЭТИМ СПОСОБОМ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Мовмыга Дмитрий Алексеевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
  • Селезнев Александр Сергеевич
  • Шабаев Юрий Геннадиевич
RU2555935C2
СИСТЕМА ПОДАЧИ ПЫЛИ ВО ВХОД ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ЕГО СТЕНДОВЫХ ПЫЛЕВЫХ ИСПЫТАНИЯХ 2005
  • Рысин Лев Самойлович
  • Козлова Татьяна Андреевна
  • Никольский Сергей Дмитриевич
  • Кочкина Галина Михайловна
  • Якубовский Константин Яковлевич
  • Фронтов Владимир Иванович
RU2284497C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 725 591 C1

Реферат патента 2020 года Способ испытания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к испытаниям газотурбинных двигателей в испытательных боксах испытательных стендов и может быть использовано в авиационной промышленности. Способ характеризуется тем, что в испытательном боксе испытательного стенда измеряют величину тяги двигателя с механически присоединенным лемнискатным насадком и массовый расход воздуха через двигатель. Измеряют температуру воздуха, скорость потока воздуха и статическое давление в боксе в первом сечении бокса, расположенном на определенном расстоянии от входа в лемнискатный насадок, при этом измеряют величины скорости потока воздуха в центрах равновеликих площадей, число которых больше или равно 25. Дополнительно измеряют площадь поперечного сечения бокса, а также давление воздуха во втором сечении бокса, расположенном в плоскости, соответствующей выходу внешней части профиля лемнискатного насадка. С учетом измеренных величин вычисляют плотность воздуха в первом сечении бокса, суммарный расход воздуха в первом сечении бокса, среднюю скорость потока в боксе и относительную скорость потока воздуха. Сравнивают величины измеренных давлений и по результатам сравнения определяют характер течения воздуха, с учетом которого определяют величину перепада давления в боксе. Затем с учетом измеренных величин определяют величину поправки ΔRВУ на входной импульс стендовой тяги по определенному соотношению. Технический результат - повышение точности и достоверности определения величины поправки на входной импульс стендовой тяги двигателя в испытательном боксе испытательного стенда. 3 ил., 1 табл.

Формула изобретения RU 2 725 591 C1

Способ испытания газотурбинного двигателя, характеризующийся тем, что в испытательном боксе испытательного стенда измеряют величину тяги двигателя с механически присоединенным лемнискатным насадком, массовый расход G1 воздуха через двигатель, скорость V потока воздуха и статическое давление РБ в боксе и с учетом измеренных величин определяют величину поправки ΔRВУ на входной импульс стендовой тяги, отличающийся тем, что скорость V потока воздуха и статическое давление РБ измеряют в первом сечении бокса, расположенном на относительном расстоянии от входа в лемнискатный насадок, определяемом из соотношения:

где:

L - расстояние от входа в лемнискатный насадок до первого сечения бокса;

dвх.лемн. _ диаметр входного сечения лемнискатного насадка,

при этом измеряют величины скорости V потока воздуха по первому сечению в центрах равновеликих площадей, число которых больше или равно 25, дополнительно измеряют площадь FБ поперечного сечения бокса, температуру ТБ воздуха в первом сечении бокса и давление РЗ воздуха во втором сечении бокса, расположенном в плоскости, соответствующей выходу внешней части профиля лемнискатного насадка, с учетом измеренных величин вычисляют плотность ρБ воздуха в первом сечении бокса, суммарный расход Gвоздуха в первом сечении бокса, среднюю скорость VБ потока в боксе и относительную скорость потока воздуха, сравнивают величины измеренных давлений РБ и Р3 и по результатам сравнения определяют характер течения воздуха, с учетом которого определяют величину перепада ΔР давления в боксе, при этом величину поправки ΔRВУ на входной импульс стендовой тяги определяют из соотношения:

где:

n - величина относительного расхода воздуха в боксе, равная отношению G2 к G1;

G2 - расход внешнего потока воздуха, равный разности величин G-G1;

FВХ - площадь входного сечения лемнискатного насадка.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2725591C1

Способ испытания газотурбинного двигателя 2018
  • Клинский Борис Михайлович
RU2702443C1
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2003
  • Клинский Б.М.
  • Рыбко В.А.
RU2252406C1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

RU 2 725 591 C1

Авторы

Клинский Борис Михайлович

Даты

2020-07-02Публикация

2020-01-22Подача