Плоское сопло турбореактивного двигателя Российский патент 2020 года по МПК F02K1/82 F02K1/12 

Описание патента на изобретение RU2729560C2

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции плоских сопел турбореактивных двигателей (далее ТРД).

Известно плоское сопло ТРД, содержащее последовательно установленные и шарнирно соединенные друг с другом корпус, дозвуковые створки и сверхзвуковые створки, а также внешние створки, соединенные с корпусом и сверхзвуковыми створками, боковые стенки, соединенные с корпусом (RU 2445486 С1). Данное техническое решение выбрано в качестве прототипа.

Недостаток предложенной конструкции плоского сопла состоит в том, что боковые стенки корпуса в местах расположения дозвуковых и сверхзвуковых створок под действием газовых сил деформируются, что приводит к образованию зазоров между стенками и створками сопла и, как следствие, приводит к утечкам газа и снижению тяги. При этом створки должны иметь большую толщину для обеспечения необходимой прочности, что приводит к росту массы сопла.

Техническими результатами, достигаемыми заявленным устройством, являются повышение прочности боковых стенок сопла ТРД и уменьшение их деформации. Кроме того, обеспечивается герметичное сочленение дозвуковых и сверхзвуковых створок с боковыми стенками сопла, предотвращающее утечки газа между стенками и створками, а также снижение массы корпуса и плоского сопла в целом.

Указанные технические результаты достигаются тем, что в известном плоском сопле ТРД, содержащем последовательно установленные и шарнирно соединенные друг с другом корпус, дозвуковые створки и сверхзвуковые створки, а также внешние створки, соединенные с корпусом и сверхзвуковыми створками, боковые стенки, соединенные с корпусом, согласно настоящему изобретению, участок любой из боковых стенок, расположенный за корпусом, выполнен в виде пересекающихся продольных и поперечных гофр с образованием продольных и поперечных сообщающихся между собой канавок, в поперечном разрезе выполненных дугообразной выпуклой формы относительно продольной оси двигателя, причем между пересекающимися продольными и поперечными гофрами образованы вогнутые участки относительно продольной оси двигателя, при этом со стороны внутренней поверхности каждого из упомянутых участков, с зазором относительно него, установлено по плоскому теплозащитному экрану, жестко зафиксированному относительно первого, кроме того на наружной поверхности любого из плоских теплозащитных экранов выполнены поперечные ребра жесткости, каждое из которых выполнено в поперечном разрезе дугообразной формы, установлено непосредственно под поперечным гофром боковой стенки и жестко зафиксировано на наружной поверхности теплозащитного экрана посредством соединительных силовых элементов, выполненных зацело с ним, причем высота любого из поперечных ребер жесткости меньше или равна расстоянию между вершиной вогнутого относительно продольной оси двигателя участка любой из боковых стенок и ближайшей к ней точки на поверхности теплозащитного экрана.

Такое выполнение конструкции повышает прочность и жесткость боковых стенок сопла. Также предотвращаются значительные деформации его боковых стенок, а значит и образование зазоров между ними и створками, что в свою очередь снижает утечки газа и, как следствие, потери тяги ТРД. Кроме того, при работе плоского сопла боковые стенки деформируются под действием газовых сил, а выполненные на ней продольные и поперечные гофры повышают жесткость боковых стенок при изгибе соответственно в поперечном и продольном направлениях, что в свою очередь увеличивает прочность и жесткость конструкции в целом, препятствует возникновению зазоров между боковыми стенками и дозвуковыми и сверхзвуковыми створками сопла в результате деформации первых, а значит и утечкам газа через указанные зазоры, снижая тем самым потери тяги сопла и ТРД в целом.

Со стороны внутренней поверхности каждого из упомянутых участков, с зазором относительно него, установлено по плоскому теплозащитному экрану, жестко зафиксированному относительно первого, в результате чего образуется канал для охлаждения боковых стенок сопла.

На наружной поверхности любого из плоских теплозащитных экранов установлены поперечные ребра жесткости, каждое из которых выполнено в поперечном разрезе дугообразной формы, расположено непосредственно под поперечным гофром боковой стенки и жестко зафиксировано на наружной поверхности теплозащитного экрана посредством соединительных силовых элементов, выполненных зацело с ним, что повышает прочность и жесткость теплозащитного экрана.

Высота любого из поперечных ребер жесткости меньше или равна расстоянию между вершиной вогнутого относительно продольной оси двигателя участка любой из боковых стенок и ближайшей к ней точки на поверхности теплозащитного экрана. Это необходимо с целью недопущения перекрытия канала охлаждения ребер жесткости и обеспечения прохода охлаждающего воздуха с минимальными гидравлическими потерями давления.

В частном случае реализации заявленного изобретения вдоль поперечных ребер жесткости, с обеих сторон относительно их выпуклых вершин, выполнены сквозные отверстия. Это необходимо для охлаждения воздухом поверхности теплозащитного экрана, находящейся под ребрами жесткости, и для снижения массы последних и конструкции в целом.

Сущность настоящего изобретения поясняется фигурами чертежей.

На фигуре 1 изображен продольный разрез плоского сопла турбореактивного двигателя.

На фигуре 2 - сечение А-А - поперечный разрез по дозвуковым створкам и продольным гофрам на боковых стенках плоского сопла.

На фигуре 3 - сечение Б-Б - продольный разрез по поперечным гофрам на боковых стенках плоского сопла и ребрам жесткости.

На фигуре 4 - увеличенный элемент Д.

На фигуре 5 - вид Г - на боковую стенку плоского сопла в изометрии с вырезами в продольном и поперечном направлениях.

Плоское сопло турбореактивного двигателя содержит последовательно установленные и шарнирно соединенные друг с другом корпус 1, дозвуковые створки 2 и сверхзвуковые створки 3, а также внешние створки 4, соединенные с корпусом 1 и сверхзвуковыми створками 3, боковые стенки 5, соединенные с корпусом 1. Участок любой из боковых стенок 5, расположенный за корпусом 1 выполнен в виде пересекающихся продольных и поперечных гофр 6 и 7 соответственно с образованием продольных и поперечных сообщающихся между собой канавок 8 и 9 соответственно, в поперечном разрезе выполненных дугообразной выпуклой формы относительно продольной оси ТРД, причем между пересекающимися продольными и поперечными гофрами 6 и 7 образованы вогнутые участки 10 относительно продольной оси ТРД.

Со стороны внутренней поверхности каждого из упомянутых участков, с зазором относительно него установлено по плоскому теплозащитному экрану 11, жестко зафиксированному относительно первого, например развальцованными штифтами или болтами 12. На наружной поверхности любого из плоских теплозащитных экранов 11 размещены поперечные ребра жесткости 13, каждое из которых выполнено в поперечном разрезе дугообразной формы, установлено непосредственно под поперечным гофром 7 боковой стенки 5 и жестко зафиксировано на наружной поверхности теплозащитного экрана 11 посредством соединительных силовых элементов 14, выполненных зацело с ним, в частности силовые элементы 14 расположены с обеих сторон любого из поперечных ребер жесткости 13 имеют в поперечном разрезе дугообразную форму и жестко соединены с поперечными ребрами жесткости 13 по близлежащим торцам, например посредством сварки.

Высота L любого из поперечных ребер жесткости 13 меньше или равна расстоянию N между вершиной вогнутого относительно продольной оси ТРД участка любой из боковых стенок 5 и ближайшей к ней точки на поверхности теплозащитного экрана 11. Вдоль поперечных ребер жесткости 13 с обеих сторон относительно их выпуклых вершин выполнены сквозные отверстия 15.

Охлаждение плоского сопла осуществляется следующим образом.

Охлаждающий воздух поступает из тракта охлаждения ТРД в канал охлаждения, образованный боковыми стенками 5 и теплозащитными экранами 11. Основная часть охлаждающего воздуха огибает поперечные ребра жесткости 13, заходя в поперечные гофры 7 боковых стенок 5, охлаждая тем самым и боковые стенки 5 и теплозащитные экраны 11. Другая часть воздуха проходит через сквозные отверстия 15 в поперечных ребрах жесткости 13, не изменяя своего первоначального направления и тем самым охлаждая участки теплозащитных экранов 11 под первыми.

Похожие патенты RU2729560C2

название год авторы номер документа
Регулируемое сопло турбореактивного двигателя 2021
  • Гусенко Сергей Михайлович
  • Демченко Александр Валерьевич
  • Лефёров Александр Александрович
  • Куприянов Николай Дмитриевич
  • Рыжков Владимир Михайлович
RU2769323C1
Регулируемое сопло турбореактивного двигателя 2021
  • Лефёров Александр Александрович
  • Демченко Александр Валерьевич
  • Рыжков Владимир Михайлович
  • Куприянов Николай Дмитриевич
  • Гусенко Сергей Михайлович
RU2776002C1
Плоское сопло турбореактивного двигателя 2017
  • Гусев Павел Никитович
  • Демченко Александр Валерьевич
  • Рыжков Владимир Михайлович
RU2685168C1
ПЛОСКОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2010
  • Елагин Александр Иванович
  • Демченко Александр Валерьевич
  • Пырков Сергей Николаевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
RU2445486C1
Регулируемое сопло турбореактивного двигателя 2021
  • Лефёров Александр Александрович
  • Демченко Александр Валерьевич
  • Рыжков Владимир Михайлович
  • Куприянов Николай Дмитриевич
  • Гусенко Сергей Михайлович
RU2774568C1
Регулируемое сопло турбореактивного двигателя 2021
  • Гусенко Сергей Михайлович
  • Демченко Александр Валерьевич
  • Куприянов Николай Дмитриевич
  • Лефёров Александр Александрович
  • Рыжков Владимир Михайлович
RU2774567C1
Регулируемое сопло турбореактивного двигателя 2020
  • Гусев Павел Никитович
  • Демченко Александр Валерьевич
  • Сладков Михаил Куприянович
RU2742320C1
ПЛОСКОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2011
  • Пырков Сергей Николаевич
  • Демченко Александр Валерьевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
RU2462609C1
Плоское сопло турбореактивного авиационного двигателя 2017
  • Гусев Павел Никитович
  • Демченко Александр Валерьевич
  • Рыжков Владимир Михайлович
RU2663441C1
Плоское сопло турбореактивного двигателя 2017
  • Гусев Павел Никитович
  • Демченко Александр Валерьевич
  • Рыжков Владимир Михайлович
RU2656170C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 729 560 C2

Реферат патента 2020 года Плоское сопло турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции плоских сопел турбореактивных двигателей (далее ТРД). В плоском сопле ТРД, согласно настоящему изобретению, участок любой из боковых стенок, расположенный за корпусом, выполнен в виде пересекающихся продольных и поперечных гофр с образованием продольных и поперечных сообщающихся между собой канавок, в поперечном разрезе выполненных дугообразной выпуклой формы относительно продольной оси двигателя, причем между пересекающимися продольными и поперечными гофрами образованы вогнутые участки относительно продольной оси двигателя, при этом со стороны внутренней поверхности каждого из упомянутых участков, с зазором относительно него, установлено по плоскому теплозащитному экрану, жестко зафиксированному относительно первого, кроме того на наружной поверхности любого из плоских теплозащитных экранов выполнены поперечные ребра жесткости, каждое из которых выполнено в поперечном разрезе дугообразной формы, установлено непосредственно под поперечным гофром боковой стенки и жестко зафиксировано на наружной поверхности теплозащитного экрана посредством соединительных силовых элементов, выполненных зацело с ним, причем высота любого из поперечных ребер жесткости меньше или равна расстоянию между вершиной вогнутого относительно продольной оси двигателя участка любой из боковых стенок и ближайшей к ней точки на поверхности теплозащитного экрана. Техническими результатами, достигаемыми заявленным устройством, являются повышение прочности боковых стенок сопла ТРД и уменьшение их деформации. Кроме того, обеспечивается герметичное сочленение дозвуковых и сверхзвуковых створок с боковыми стенками сопла, предотвращающее утечки газа между стенками и створками, а также снижение массы корпуса и плоского сопла в целом. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 729 560 C2

1. Плоское сопло турбореактивного двигателя, содержащее последовательно установленные и шарнирно соединенные друг с другом корпус, дозвуковые створки и сверхзвуковые створки, а также внешние створки, соединенные с корпусом и сверхзвуковыми створками, боковые стенки, соединенные с корпусом, отличающееся тем, что участок любой из боковых стенок, расположенный за корпусом выполнен в виде пересекающихся продольных и поперечных гофр с образованием продольных и поперечных сообщающихся между собой канавок, в поперечном разрезе выполненных дугообразной выпуклой формы относительно продольной оси двигателя, причем между пересекающимися продольными и поперечными гофрами образованы вогнутые участки относительно продольной оси двигателя, при этом со стороны внутренней поверхности каждого из упомянутых участков, с зазором относительно него, установлено по плоскому теплозащитному экрану, жестко зафиксированному относительно первого, кроме того на наружной поверхности любого из плоских теплозащитных экранов выполнены поперечные ребра жесткости, каждое из которых выполнено в поперечном разрезе дугообразной формы, установлено непосредственно под поперечным гофром боковой стенки и жестко зафиксировано на наружной поверхности теплозащитного экрана посредством соединительных силовых элементов, выполненных зацело с ним, причем высота любого из поперечных ребер жесткости меньше или равна расстоянию между вершиной вогнутого относительно продольной оси двигателя участка любой из боковых стенок и ближайшей к ней точки на поверхности теплозащитного экрана.

2. Плоское сопло турбореактивного двигателя по п. 1, отличающееся тем, что вдоль поперечных ребер жесткости, с обеих сторон относительно их выпуклых вершин, выполнены сквозные отверстия.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2729560C2

ПЛОСКОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2010
  • Елагин Александр Иванович
  • Демченко Александр Валерьевич
  • Пырков Сергей Николаевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
RU2445486C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ РАСТВОРА ГЛЮКОНАТА КАЛЬЦИЯ 10%-НОГО ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ 2005
  • Юсупов Виль Гайнанович
  • Алсынбаев Махамат Махаматуллович
  • Козырева Мининур Хабраевна
  • Загидуллин Наиль Виленович
  • Лебедева Адель Вильевна
  • Хисамутдинов Рабис Акмалович
RU2287988C1
US 5566884 A, 22.10.1996
ПЛОСКОЕ ШУМОГЛУШАЩЕЕ СОПЛО ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1999
  • Житенев В.К.
  • Колесникова С.А.
  • Крашенинников С.Ю.
  • Кузнецов В.М.
  • Макашов С.Ю.
  • Миронов А.К.
  • Павлюков Е.В.
  • Шенкин А.В.
RU2153091C1
US 5833139 A1, 10.11.1998.

RU 2 729 560 C2

Авторы

Гусев Павел Никитович

Демченко Александр Валерьевич

Рыжков Владимир Михайлович

Куприянов Николай Дмитриевич

Даты

2020-08-07Публикация

2018-06-14Подача