КОЛЁСНО-МОТОРНЫЙ БЛОК ЛОКОМОТИВА Российский патент 2020 года по МПК B61C9/48 B60T1/06 B60T11/24 

Описание патента на изобретение RU2730742C1

Предлагаемое изобретение относится к области рельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкциях магистральных тепловозов и электровозов.

Известен колесно-моторный блок (КМБ) тепловоза ТЭЗ описанный и показанный на стр. 120-122, рис. 79 и рис. 80 в книге «Конструкция, расчет и проектирование локомотивов. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности Локомотивостроение / А.А. Камаев и др. Под ред. А.А. Камаева - М.:, Машиностроение, 1981 г.» Такой колесно-моторный блок состоит из колесной пары с буксами, на оси которой с помощью моторно-осевых подшипников навешен тяговый электродвигатель. Другая его боковая сторона с помощью пружинной подвески взаимосвязана с рамой тележки тепловоза. Обычно локомотивы снабжены тележками, снабженные тремя (тепловозы) или двумя (электровозы) КМБ и системой торможения, включающую в себя компрессор, запасные резервуары, тормозные цилиндры и рычажные механизмы привода тормозными колодками (см. туже книгу А.А. Камаева). Существенным недостатком таких локомотивов и в частности их КМБ является то, что в случае длительной стоянки локомотивов происходит истощение тормоза, а, следовательно, не исключено самодвижение последних причем, их колесно-моторные блоки не имеют устройств, блокирующих самовращение колесных пар в случае отказа основной тормозной системы экипажей.

Известен также колесно-моторный блок локомотива, описанный и показанный на стр. 186-187 книги «Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Гл. ред. Н.С. Конарев - М., Большая Российская энциклопедия, 1994 г.». Конструкция такого КМБ и в целом локомотива аналогична вышеописанной и поэтому недостатки их подобны.

Поэтому целью предполагаемого изобретения является разработка тормозных устройств КМБ, дублирующих тормозную систему локомотивов в случае отказа основной системы при истощении тормоза.

Поставленная цель достигается тем, что на внешних торцевых поверхностях крышек моторно-осевых подшипников жестко закреплена поперечина, на которой установлен пневмоцилиндр и его шток снабжен тормозной фрикционной колодкой контактирующей с осью колесной пары причем, поршень штока подпружинен винтовой пружиной сжатия относительно корпуса упомянутого пневмоцилиндра расположенной в его надпоршневой полости, а подпоршневая его полость связана трубопроводом с запасным резервуаром тормозной системы локомотива.

На чертежах фиг. 1 показан общий вид колесно-моторного блока локомотива вид сверху и на фиг. 2 его же часть с разрезом, вид сбоку.

Колесно-моторный блок локомотива состоит из тягового электродвигателя 1 навешенного с помощью моторно-осевых подшипников с крышками 2 на ось 3 колесной пары 4 с буксами 5 и зубчатым колесом 6 взаимосвязанным с его шестерней 7. Крышки 2 моторно-осевых подшипников соединены между собой поперечиной 8 с пневмоцилиндром 9, поршень 10, которого своим штоком 11 прикреплен к тормозной фрикционной колодке 12, а между ним и полуцилиндром 9 установлена винтовая пружина сжатия 13. Пневмоцилиндр 9 своей подпоршневой полостью 14 трубопроводом 15 связан с запасным резервуаром тормозной системы локомотива (на чертежах такая система не показана). Тяговый электродвигатель 1 закреплен на раме 16 локомотива, а его колесная пара 4 расположена на рельсах 17.

Работает колесно-моторный блок локомотива следующим образом. При поступательном движении локомотива по рельсам 17, например, по стрелкам А в одном или другом направлении, все узлы и детали колесно-моторного блока находятся в таком положении, как это показано на фиг. 1 и фиг. 2. При этом, за счет наличия сжатого воздуха в подпоршневой полости 14 пневмоцилиндра 9 поступающего из запасного резервуара тормозной системы локомотива (на чертежах эти конструкционные элементы не показаны, так как они хорошо известны практике и подробно описаны в аналоге и прототипе) по стрелке В порядка 6,5 атм., поршень 10 полностью упруго сдеформировав винтовую пружину сжатия 13 исключает возможность контакта тормозной фрикционной колодке 12 с осью 3 колесной пары 4. Известно, что при таком движении локомотива происходит и другой режим связанный с его торможением и тогда давление сжатого воздуха в подпоршневой полости 14 пневмоцилиндра 9 может несколько снижаться, например, до 4,5 атм., что позволяет поршню 10, под действием сжатой винтовой пружины сжатия 13, получить линейное перемещение по стрелке С на небольшое расстояние и такое, которое исключает контакт тормозной фрикционной колодке 12 с осью 3 колесной пары 4. Теперь предположим, что локомотив находится в длительном отстое и тогда давление сжатого воздуха за счет различных утечек может упасть, например, до 1,5 атм. При этом основная система торможения еще удерживают колесные пары 4 от вращения. В тоже время под действием винтовой пружины сжатия 13 поршень 10 совместно со штоком 11 и тормозной фрикционной колодкой 12 начнет перемещаться по стрелке Е, что позволяет войти в контакт тормозной фрикционной колодке 12 с осью 3 колесной пары 4. Следовательно, самодвижение локомотива при утечке сжатого воздуха из всей его системы тормозного оборудования будет исключено. Для выполнения в последующем режима движения локомотива широко известным способом производят зарядку его тормозной системы в том числе и запасного резервуара, что в итоге деталям пневмоцилиндра 9 позволяет переместится в направлении обратном стрелке Е сжав при этом винтовую пружину сжатия 13. Далее описанные процессы могут повторяться неоднократно.

Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения в сравнении с известными очевидно, так как оно позволяет исключить самодвижение локомотивов в случае истощения их тормозов.

Похожие патенты RU2730742C1

название год авторы номер документа
КОЛЁСНО-МОТОРНЫЙ БЛОК ЛОКОМОТИВА 2014
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Киселёв Валентин Иванович
  • Радин Сергей Юрьевич
  • Кретинин Алексей Викторович
RU2551861C1
РЕЛЬСОВОЕ ГРУЗОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2005
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Зайцев Андрей Анатольевич
  • Фортунова Наталия Александровна
  • Шалеев Евгений Юрьевич
RU2297351C1
РЕЛЬСОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2005
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Зайцев Андрей Анатольевич
  • Фортунова Наталия Александровна
  • Шалеев Евгений Юрьевич
RU2293675C1
ГРУЗОВОЙ ВАГОН 2009
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Теслин Вячеслав Владимирович
  • Карасёв Даниил Игоревич
  • Анохина Татьяна Николаевна
RU2391240C1
ТОРМОЗ ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2013
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Радин Сергей Юрьевич
  • Сараев Алексей Игоревич
  • Дятлов Александр Сергеевич
RU2543127C2
ТОРМОЗНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2002
  • Сливинский Е.В.
  • Клоков Д.А.
RU2232094C1
ВАГОН-САМОСВАЛ 2008
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Глущенко Дмитрий Александрович
  • Холина Татьяна Александровна
  • Лукашов Дмитрий Вячеславович
RU2371338C1
ТОРМОЗНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2009
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Теслин Вячеслав Владимирович
  • Карасёв Даниил Игоревич
  • Селезнёв Михаил Юрьевич
RU2397898C1
ПАССАЖИРСКИЙ ВАГОН 2009
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Теслин Вячеслав Владимирович
  • Киселёв Валентин Иванович
  • Родионов Александр Владимирович
  • Карпычев Владимир Александрович
RU2391238C1
ТЕЛЕЖКА ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2014
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Гридчина Ирина Николаевна
  • Антипова Анастасия Николаевна
  • Климова Кристина Геннадьевна
RU2553398C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 730 742 C1

Реферат патента 2020 года КОЛЁСНО-МОТОРНЫЙ БЛОК ЛОКОМОТИВА

Изобретение относится к системам передач для локомотивов. Предлагается колесно-моторный блок локомотива, состоящий из тягового электродвигателя, навешенного на ось колесной пары с помощью моторно-осевых подшипников с крышками, и связанный кинематически с ней зубчатой передачей. При этом на внешних торцевых поверхностях крышек моторно-осевых подшипников жестко закреплена поперечина, на которой установлен пневмоцилиндр. Шток пневмоцилиндра снабжен тормозной фрикционной колодкой, контактирующей с осью колесной пары. Причем поршень штока подпружинен винтовой пружиной сжатия относительно корпуса упомянутого пневмоцилиндра, расположенной в его надпоршневой полости, а подпоршневая его полость связана трубопроводом с запасным резервуаром тормозной системы локомотива. Технический результат заключается в повышении надежности тормозной системы локомотивов. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 730 742 C1

Колесно-моторный блок локомотива, состоящий из тягового электродвигателя, навешенного на ось колесной пары с помощью моторно-осевых подшипников с крышками, и связанный кинематически с ней зубчатой передачей, отличающийся тем, что на внешних торцевых поверхностях крышек моторно-осевых подшипников жестко закреплена поперечина, на которой установлен пневмоцилиндр, и его шток снабжен тормозной фрикционной колодкой, контактирующей с осью колесной пары, причем поршень штока подпружинен винтовой пружиной сжатия относительно корпуса упомянутого пневмоцилиндра, расположенной в его надпоршневой полости, а подпоршневая его полость связана трубопроводом с запасным резервуаром тормозной системы локомотива.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2730742C1

КОЛЁСНО-МОТОРНЫЙ БЛОК ЛОКОМОТИВА 2014
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Киселёв Валентин Иванович
  • Радин Сергей Юрьевич
  • Кретинин Алексей Викторович
RU2551861C1
РЕЛЬСОВОЕ ГРУЗОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2005
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Зайцев Андрей Анатольевич
  • Фортунова Наталия Александровна
  • Шалеев Евгений Юрьевич
RU2297351C1
Флотатор 1984
  • Генцлер Геннадий Леонидович
  • Бочкарев Гелий Романович
SU1212962A1
DE 965247 C, 06.06.1957.

RU 2 730 742 C1

Авторы

Сливинский Евгений Васильевич

Киселёв Валентин Иванович

Радин Сергей Юрьевич

Даты

2020-08-25Публикация

2020-03-04Подача