Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансным методом (1. Козин В.М. Резонансный метод разрушения ледяного покрова. Изобретения и эксперименты / М.: Изд-во «Академия Естествознания» , 2007.- 355 с. ISBN 978-5-91327-017-7).
Известно техническое решение, принятое в качестве притотипа (2. RU 2248910 С1, 27.03.2005), в котором для разрушения ледяного покрова путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн (ИГВ) используется подводное судно. На верхней поверхности его корпуса в носовой оконечности устанавливают гидрофобное покрытие.
Недостатком устройства является недостаточная амплитуда возбуждаемых им ИГВ, т.е. его ледоразрушающая способность.
Сущность изобретения заключается в разработке устройства, увеличивающего амплитуду ИГВ, возбуждаемых при поступательном движении подводного судна.
Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в повышении эффективности разрушения льда подводным судном.
Существенные признаки, характеризующие изобретение.
Ограничительные: способ разрушения ледяного покрова подводным судном путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн, при котором на корпусе судна на верхней поверхности его носовой оконечности устанавливают гидрофобное покрытие.
Отличительные: покрытие периодически с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн закрывают и обнажают при помощи экрана на время, равное половине периода этих волн.
Известно (3. Войткунский Я.И. Сопротивление движению судов. Л.: Судостроение. 1988. - 287с.), что практически на всей судовой поверхности при движении судна формируется турбулентный пограничный слой. Если же на каком-либо участке поверхности ламинизировать режим обтекания, то это приведет к увеличению скорости движения частиц жидкости на этом участке, что, в свою очередь, в соответствии с законом Бернулли, приведет к понижению давления в этом месте. Одним из решений перевода турбулентного режима в ламинарный является размещение на корпусе судна гидрофобного покрытия (См. 4. Богданова З.В. К вопросу о снижении сопротивления трения транспортных судов. Перспективные типы морских судов. Труды ЦНИИМФ М.: Транспорт - 1964., вып 54. - с.72-84).
В работе [1] показано, что зарождение системы ИГВ происходит непосредственно над его источником (подводным судном). Поэтому вносимые в поток возмущения в области генерации ИГВ окажут прямое воздействие на процесс их развития. Поскольку первая впадина прогрессивных ИГВ формируется над корпусом судна [1] в носовой оконечности, то появляется возможность воздействовать на реакцию упругого основания (воды) от деформирования ледяного покрова в пределах длины судна. Очевидно, что это воздействие должно быть направлено на уменьшение силы поддержания воды в районе впадины ИГВ, т.к. понижение давления в этом месте вызовет увеличение ее глубины и соответствующий рост изгибных напряжений в ледяной пластине.
Также известно (5. Д.Е. Хейсин. Динамика ледяного покрова. - Л.: Гидрометеоиздат, 1967. - 218 с.), что периодическое приложение нагрузки к ледяному покрову с частотой резонансных ИГВ значительно увеличивает его деформации по сравнению с такой же по интенсивности нагрузкой, но приложенной стационарно. Объясняется это тем, что при таких воздействиях возникают резонансные ИГВ. Таким образом, если под ледяным покровом периодически создавать дополнительную область пониженного давления с частотой резонансных ИГВ, то это приведет к возбуждению в ледяном покрове дополнительных к основным (от поступательного движения судна) резонансных ИГВ. Для достижения максимального периодического возрастания высоты суммарных ИГВ необходимо, чтобы время воздействия сил, возбуждающих дополнительные ИГВ, равнялось половине периода Т основных (от поступательного движения судна) резонансных ИГВ, величину которого можно определить по зависимости [5]:
где: D - цилиндрическая жесткость ледяной пластины; ρл - плотность льда; h - толщина ледяного покрова; g - ускорение силы тяжести.
В этом случае при перемещении льда вниз от возникших дополнительных ИГВ возбуждающие их силы также будут направлены вниз, а при перемещении льда вверх эти силы будут исчезать. Таким образом, длительность воздействия области пониженного давления на нижнюю поверхность льда в области подошвы ИГВ будет равна полупериоду резонансных ИГВ, т.е. способствовать периодическому максимальному возрастанию высоты дополнительных ИГВ. В результате возникнет наиболее эффективная своеобразная дополнительная к основным ИГВ раскачка ледяного покрова, что повысит эффективность разрушения льда подводным судном.
Изобретение осуществляется следующим образом.
В носовой части судна на его верхней поверхности в наиболее вероятном месте расположения первой впадины ИГВ устанавливают гидрофобное покрытие. При движении судна с резонансной скоростью Vp возникнут резонансные ИГВ, первая впадина которых окажется над участком судовой поверхности с гидрофобным покрытием. Движение судна с Vp будет неизбежно сопровождаться формированием турбулентного пограничного слоя на всей его поверхности, кроме участка, покрытого гидрофобным слоем. В этом месте частицы жидкости начнут двигаться с большей средней скоростью (возрастет полнота эпюры скоростей в пограничном слое), что приведет к понижению давления и, соответственно, увеличению глубины впадины ИГВ, т.е. их амплитуды. В результате повысятся изгибные напряжения в ледяном покрове и эффективность его разрушения. Если и это не приведет к разрушению льда, то гидрофобное покрытие периодически с частотой резонансных ИГВ, начинают закрывать и обнажать при помощи экрана (например, по принципу «шкаф-купе») на время, равное половине периода этих волн. Это приведет к возбуждению дополнительных резонансных ИГВ, накладывающихся на основные ИГВ. В результате интерференции этих волн их амплитуда (или высота) и, соответственно, изгибные напряжения во льду, будут периодически возрастать, что повысит эффективность разрушения ледяного покрова.
Изобретение поясняется графически.
В носовой части 1 судна 2 устанавливают гидрофобное покрытие 3, например тефлоновое. При движении судна со скоростью Vp первая впадина ИГВ 5 окажется над покрытием 3 на поверхности судна 1, которое периодически с частотой резонансных ИГВ закрывают и обнажают покрытие периодически с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн на время, равное половине периода этих волн. Это приведет к возбуждению дополнительных резонансных ИГВ 4, накладывающихся на основные ИГВ 5. В результате интерференции этих волн их суммарная высота будет периодически возрастать до ИГВ 6, что повысит эффективность разрушения ледяного покрова.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ разрушения ледяного покрова | 2020 |
|
RU2732175C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2021 |
|
RU2784554C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2018 |
|
RU2674551C1 |
Устройство для разрушения ледяного покрова | 2021 |
|
RU2755563C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2018 |
|
RU2679525C1 |
Способ разрушения ледяного покрова | 2021 |
|
RU2756388C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2019 |
|
RU2723402C1 |
Способ разрушения ледяного покрова | 2021 |
|
RU2755421C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2019 |
|
RU2723587C1 |
Способ разрушения ледяного покрова | 2021 |
|
RU2756134C1 |
Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансным методом. Способ разрушения ледяного покрова заключается в возбуждении подводным судном во льду резонансных изгибно-гравитационных волн, при котором на корпусе судна на верхней поверхности его носовой оконечности устанавливают гидрофобное покрытие. Покрытие периодически с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн закрывают и обнажают при помощи экрана на время, равное половине периода этих волн. Достигается повышение эффективности разрушения льда подводным судном. 1 ил.
Способ разрушения ледяного покрова подводным судном путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн, при котором на корпусе судна на верхней поверхности его носовой оконечности устанавливают гидрофобное покрытие, отличающийся тем, что покрытие периодически с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн закрывают и обнажают при помощи экрана на время, равное половине периода этих волн.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2003 |
|
RU2248910C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2003 |
|
RU2231467C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2003 |
|
RU2235038C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2003 |
|
RU2231468C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2003 |
|
RU2224684C1 |
Авторы
Даты
2020-10-06—Публикация
2020-04-07—Подача