Способ разрушения ледяного покрова Российский патент 2020 года по МПК B63B35/08 

Описание патента на изобретение RU2733675C1

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансным методом (1. Козин В.М. Резонансный метод разрушения ледяного покрова. Изобретения и эксперименты / М.: Изд-во «Академия Естествознания» , 2007.- 355 с. ISBN 978-5-91327-017-7).

Известно техническое решение, принятое в качестве притотипа (2. RU 2248910 С1, 27.03.2005), в котором для разрушения ледяного покрова путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн (ИГВ) используется подводное судно. На верхней поверхности его корпуса в носовой оконечности устанавливают гидрофобное покрытие.

Недостатком устройства является недостаточная амплитуда возбуждаемых им ИГВ, т.е. его ледоразрушающая способность.

Сущность изобретения заключается в разработке устройства, увеличивающего амплитуду ИГВ, возбуждаемых при поступательном движении подводного судна.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в повышении эффективности разрушения льда подводным судном.

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: способ разрушения ледяного покрова подводным судном путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн, при котором на корпусе судна на верхней поверхности его носовой оконечности устанавливают гидрофобное покрытие.

Отличительные: покрытие периодически с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн закрывают и обнажают при помощи экрана на время, равное половине периода этих волн.

Известно (3. Войткунский Я.И. Сопротивление движению судов. Л.: Судостроение. 1988. - 287с.), что практически на всей судовой поверхности при движении судна формируется турбулентный пограничный слой. Если же на каком-либо участке поверхности ламинизировать режим обтекания, то это приведет к увеличению скорости движения частиц жидкости на этом участке, что, в свою очередь, в соответствии с законом Бернулли, приведет к понижению давления в этом месте. Одним из решений перевода турбулентного режима в ламинарный является размещение на корпусе судна гидрофобного покрытия (См. 4. Богданова З.В. К вопросу о снижении сопротивления трения транспортных судов. Перспективные типы морских судов. Труды ЦНИИМФ М.: Транспорт - 1964., вып 54. - с.72-84).

В работе [1] показано, что зарождение системы ИГВ происходит непосредственно над его источником (подводным судном). Поэтому вносимые в поток возмущения в области генерации ИГВ окажут прямое воздействие на процесс их развития. Поскольку первая впадина прогрессивных ИГВ формируется над корпусом судна [1] в носовой оконечности, то появляется возможность воздействовать на реакцию упругого основания (воды) от деформирования ледяного покрова в пределах длины судна. Очевидно, что это воздействие должно быть направлено на уменьшение силы поддержания воды в районе впадины ИГВ, т.к. понижение давления в этом месте вызовет увеличение ее глубины и соответствующий рост изгибных напряжений в ледяной пластине.

Также известно (5. Д.Е. Хейсин. Динамика ледяного покрова. - Л.: Гидрометеоиздат, 1967. - 218 с.), что периодическое приложение нагрузки к ледяному покрову с частотой резонансных ИГВ значительно увеличивает его деформации по сравнению с такой же по интенсивности нагрузкой, но приложенной стационарно. Объясняется это тем, что при таких воздействиях возникают резонансные ИГВ. Таким образом, если под ледяным покровом периодически создавать дополнительную область пониженного давления с частотой резонансных ИГВ, то это приведет к возбуждению в ледяном покрове дополнительных к основным (от поступательного движения судна) резонансных ИГВ. Для достижения максимального периодического возрастания высоты суммарных ИГВ необходимо, чтобы время воздействия сил, возбуждающих дополнительные ИГВ, равнялось половине периода Т основных (от поступательного движения судна) резонансных ИГВ, величину которого можно определить по зависимости [5]:

где: D - цилиндрическая жесткость ледяной пластины; ρл - плотность льда; h - толщина ледяного покрова; g - ускорение силы тяжести.

В этом случае при перемещении льда вниз от возникших дополнительных ИГВ возбуждающие их силы также будут направлены вниз, а при перемещении льда вверх эти силы будут исчезать. Таким образом, длительность воздействия области пониженного давления на нижнюю поверхность льда в области подошвы ИГВ будет равна полупериоду резонансных ИГВ, т.е. способствовать периодическому максимальному возрастанию высоты дополнительных ИГВ. В результате возникнет наиболее эффективная своеобразная дополнительная к основным ИГВ раскачка ледяного покрова, что повысит эффективность разрушения льда подводным судном.

Изобретение осуществляется следующим образом.

В носовой части судна на его верхней поверхности в наиболее вероятном месте расположения первой впадины ИГВ устанавливают гидрофобное покрытие. При движении судна с резонансной скоростью Vp возникнут резонансные ИГВ, первая впадина которых окажется над участком судовой поверхности с гидрофобным покрытием. Движение судна с Vp будет неизбежно сопровождаться формированием турбулентного пограничного слоя на всей его поверхности, кроме участка, покрытого гидрофобным слоем. В этом месте частицы жидкости начнут двигаться с большей средней скоростью (возрастет полнота эпюры скоростей в пограничном слое), что приведет к понижению давления и, соответственно, увеличению глубины впадины ИГВ, т.е. их амплитуды. В результате повысятся изгибные напряжения в ледяном покрове и эффективность его разрушения. Если и это не приведет к разрушению льда, то гидрофобное покрытие периодически с частотой резонансных ИГВ, начинают закрывать и обнажать при помощи экрана (например, по принципу «шкаф-купе») на время, равное половине периода этих волн. Это приведет к возбуждению дополнительных резонансных ИГВ, накладывающихся на основные ИГВ. В результате интерференции этих волн их амплитуда (или высота) и, соответственно, изгибные напряжения во льду, будут периодически возрастать, что повысит эффективность разрушения ледяного покрова.

Изобретение поясняется графически.

В носовой части 1 судна 2 устанавливают гидрофобное покрытие 3, например тефлоновое. При движении судна со скоростью Vp первая впадина ИГВ 5 окажется над покрытием 3 на поверхности судна 1, которое периодически с частотой резонансных ИГВ закрывают и обнажают покрытие периодически с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн на время, равное половине периода этих волн. Это приведет к возбуждению дополнительных резонансных ИГВ 4, накладывающихся на основные ИГВ 5. В результате интерференции этих волн их суммарная высота будет периодически возрастать до ИГВ 6, что повысит эффективность разрушения ледяного покрова.

Похожие патенты RU2733675C1

название год авторы номер документа
Способ разрушения ледяного покрова 2020
  • Козин Виктор Михайлович
RU2732175C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2021
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Чингалаев Сергей Алексеевич
RU2784554C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2018
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Рогожникова Елена Григорьевна
  • Кожаев Александр Владимирович
  • Васильев Алексей Сергеевич
  • Радионов Сергей Владимирович
  • Лесков Евгений Вячеславович
RU2674551C1
Устройство для разрушения ледяного покрова 2021
  • Козин Виктор Михайлович
RU2755563C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2018
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Погорелова Александра Владимировна
  • Канделя Михаил Васильевич
  • Васильев Алексей Сергеевич
  • Радионов Сергей Владимирович
  • Назарова Вероника Павловна
RU2679525C1
Способ разрушения ледяного покрова 2021
  • Козин Виктор Михайлович
RU2756388C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2019
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Канделя Михаил Васильевич
  • Радионов Сергей Владимирович
RU2723402C1
Способ разрушения ледяного покрова 2021
  • Козин Виктор Михайлович
RU2755421C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2019
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Канделя Михаил Васильевич
  • Баурин Никита Олегович
RU2723587C1
Способ разрушения ледяного покрова 2021
  • Козин Виктор Михайлович
RU2756134C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 733 675 C1

Реферат патента 2020 года Способ разрушения ледяного покрова

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансным методом. Способ разрушения ледяного покрова заключается в возбуждении подводным судном во льду резонансных изгибно-гравитационных волн, при котором на корпусе судна на верхней поверхности его носовой оконечности устанавливают гидрофобное покрытие. Покрытие периодически с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн закрывают и обнажают при помощи экрана на время, равное половине периода этих волн. Достигается повышение эффективности разрушения льда подводным судном. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 733 675 C1

Способ разрушения ледяного покрова подводным судном путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн, при котором на корпусе судна на верхней поверхности его носовой оконечности устанавливают гидрофобное покрытие, отличающийся тем, что покрытие периодически с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн закрывают и обнажают при помощи экрана на время, равное половине периода этих волн.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2733675C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2003
  • Козин В.М.
RU2248910C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2003
  • Козин В.М.
  • Жесткая В.Д.
  • Усольцев Ю.Я.
RU2231467C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2003
  • Козин В.М.
  • Жесткая В.Д.
  • Усольцев Ю.Я.
RU2235038C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2003
  • Козин В.М.
  • Жесткая В.Д.
  • Усольцев Ю.Я.
RU2231468C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2003
  • Козин В.М.
RU2224684C1

RU 2 733 675 C1

Авторы

Козин Виктор Михайлович

Даты

2020-10-06Публикация

2020-04-07Подача