Система охлаждения комбинированной энергетической установки последовательного типа Российский патент 2021 года по МПК B60K1/02 B60K6/22 B60K6/24 B60K6/28 B60K6/46 B60H1/06 

Описание патента на изобретение RU2750345C1

Область техники

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к схемам охлаждения комбинированных энергетических установок (КЭУ) последовательного типа, предназначенных для автобусов и легких грузовых автомобилей (транспортных средств).

Уровень техники

Известна схема охлаждения комбинированной энергоустановки гибридного транспортного средства (патент US 9,464,561 В2, Опубликовано 04.02.2016). Изобретение относится к схемам охлаждения комбинированных энергоустановок автомобилей (транспортных средств). Предметом изобретения является оптимизация потребления топлива и снижение выбросов диоксида углерода путем оптимизации производительности электродвигателя. Схема охлаждения включает в себя два контура с электромоторами с различными рабочими температурами: первый контур отводит тепло от двигателя внутреннего сгорания, второй контур, с более низкой температурой, отводит тепло от электрического тягового узла. Каждый из контуров содержит радиатор, охлаждающий теплоноситель путем теплообмена с воздушным потоком, по меньшей мере, один гидравлический насос для циркуляции теплоносителя и электронный блок управления, управляющий гидравлическими насосами.

Недостатком данного технического решения можно признать повышенные энергозатраты. Так как расход охлаждающей жидкости инверторов первого и второго электромоторов обеспечивается одним насосом, отсутствует возможность охлаждать только один из них, когда второй не работает. Параллельное подключение контуров охлаждения электромоторов требует дополнительных технических решений, обеспечивающих требуемые расходы через оба электромотора.

Раскрытие изобретения

Задачей изобретения является обеспечение снижения энергозатрат на вспомогательное оборудование при движении транспортного средства за счет отключения насоса контура охлаждения, включающего генератор комбинированной энергетической установки последовательного типа, во время движения транспортного средства в режиме нулевых выбросов за счет энергии аккумуляторной батареи без необходимости охлаждения ЭМ2 и ее инвертора при отключенном двигателе внутреннего сгорания КЭУ.

Для решения задачи предлагается схема охлаждения электрических машин и инверторов комбинированной энергетической установки последовательного типа, состоящая из одного общего радиатора, расширительного бака, обратного клапана и двух насосов, работающих он низковольтной сети. Схема охлаждения электрических машин комбинированной установки последовательного типа, предназначенной для транспортных средств, состоит из радиатора, расширительного бака, насоса 1, обеспечивающего расход охлаждающей жидкости через контур охлаждения электрической машины 1 (ЭМ1) и ее инвертора 1 (ИН1), насоса 2, обеспечивающего расход охлаждающей жидкости через контур охлаждения электрической машины 2 (ЭМ2) и ее инвертора 2 (ИН2), обратного клапана, обеспечивающего расход через контур охлаждения ЭМ1 и ИН1 при неработающем насосе 2.

Схема охлаждения электрических машин комбинированной энергетической установки (КЭУ) последовательного типа для транспортного средства состоит из одного общего радиатора, расширительного бака и двух насосов, работающих он низковольтной сети: насоса 1, обеспечивающего расход охлаждающей жидкости через контур охлаждения электрической машины 1 (ЭМ1), являющейся тяговым электродвигателем, и ее инвертора 1 (ИН1) и насоса 2, обеспечивающего расход охлаждающей жидкости через контур охлаждения электрической машины 2 (ЭМ2), являющейся генератором КЭУ, и ее инвертора 2 (ИН2), обратного клапана, обеспечивающего расход через контур охлаждения ЭМ1 и ИН1 при отключении насоса 2, и с возможностью включения генератора КЭУ во время движения транспортного средства в режиме движения с нулевыми выбросами при отключенном двигателе внутреннего сгорания и движении транспортного средства за счет энергии аккумуляторной батареи и без необходимости охлаждения ЭМ2 и ее инвертора.

Перечень фигур

На фиг. 1 изображена структурная схема комбинированной энергоустановки последовательного типа.

На фиг. 2 изображена структурная схема системы охлаждения электрических машин комбинированной энергоустановки последовательного типа.

Осуществление изобретения

На фиг. 1 сплошными толстыми линиями показаны высоковольтные соединения, сплошными тонкими линиями показаны низковольтные соединения, пунктирными линиями показаны линии передачи данных от датчиков, установленных на агрегатах комбинированной энергоустановки, контроллерам, обеспечивающих их работу, штрихпунктирными линиями показана CAN сеть, в которую включены контроллеры агрегатов и контроллер верхнего уровня, который отвечает за работу алгоритмов комбинированной энергоустановки в целом.

Температурный режим работы агрегатов комбинированной энергоустановки транспортного средства: электромашины 1 (ЭМ1), являющейся тяговым электродвигателем, электромашины 2 (ЭМ2), являющейся генератором, и их инверторов (ИН1, ИН2) одинаков, поэтому целесообразно объединить их системы охлаждения в одну, что позволяет снизить количество деталей системы. Так как ЭМ2 выполняет роль генератора в комбинированной энергоустановке последовательного типа, в режиме движения с нулевыми выбросами, т.е. когда двигатель внутреннего сгорания не работает, а транспортное средство приводится в движение энергией аккумуляторной батареи, охлаждение ЭМ2 и ее инвертора не требуется. Применение двух насосов позволяет отключить насос 2 в режиме движения с нулевыми выбросами, тем самым снизив затраты на вспомогательное оборудование. Для обеспечения расхода охлаждающей жидкости через ПН1 и ЭМ1 при неработающем насосе 2 в контуре охлаждения ЭМ2 и ИН2 установлен обратный клапан.

Схема охлаждения разработана в рамках проекта «Разработка научно-технических решений для создания российской комбинированной энергетической силовой установки для городских и пригородных автобусов малого класса» при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования России (по Соглашению №14.574.21.0178, уникальный идентификатор работ: RFMEFI57417X0178).

Похожие патенты RU2750345C1

название год авторы номер документа
Схема N 2 охлаждения комбинированной энергетической установки последовательного типа 2019
  • Скотников Глеб Игоревич
  • Бутарович Дмитрий Олегович
  • Эраносян Артем Ванович
  • Наседкин Олег Константинович
  • Кувичка Антон Игоревич
RU2750502C1
Стенд для исследования цифровой системы управления комбинированной энергетической установки 2019
  • Скотников Глеб Игоревич
  • Бутарович Дмитрий Олегович
  • Эраносян Артем Ванович
  • Зайцев Александр Сергеевич
  • Смирнов Александр Анатольевич
RU2758418C1
КОМБИНИРОВАННАЯ (ГИБРИДНАЯ) ЭНЕРГОУСТАНОВКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА БАЗЕ МОТОР-ГЕНЕРАТОРНОЙ УСТАНОВКИ 2008
  • Ипатов Алексей Алексеевич
  • Хрипач Николай Анатольевич
  • Лежнев Лев Юрьевич
  • Артёмов Алексей Александрович
RU2478047C2
Система термостатирования батарейного модуля и инвертора гибридного автомобиля 2019
  • Зонов Андрей Вячеславович
  • Зотов Дмитрий Сергеевич
  • Исламгулов Тахир Фирдависович
  • Григорьев Максим Владимирович
  • Маханько Дмитрий Васильевич
  • Коптяков Юрий Станиславович
  • Силиникс Илья Михайлович
RU2722217C1
Вспомогательная энергетическая установка транспортного средства 2020
  • Бармин Константин Евгеньевич
  • Быков Дмитрий Викторович
  • Еманов Константин Витальевич
  • Исупов Евгений Владимирович
  • Курочкин Дмитрий Сергеевич
  • Терликов Андрей Леонидович
  • Яковлев Анатолий Борисович
RU2730710C1
КОМБИНИРОВАННАЯ (ГИБРИДНАЯ) ЭНЕРГОУСТАНОВКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА БАЗЕ ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ 2008
  • Ипатов Алексей Алексеевич
  • Хрипач Николай Анатольевич
  • Лежнев Лев Юрьевич
  • Артёмов Алексей Александрович
RU2475377C2
ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ИМ 2022
  • Усачев Олег Ильич
  • Чиркин Василий Германович
  • Тишин Александр Метталинович
RU2798447C1
Система управления устройством охлаждения силового электропривода энергетической установки 2020
  • Карпухин Кирилл Евгеньевич
  • Шорин Александр Алексеевич
RU2735486C1
Устройство охлаждения грузового высокоавтоматизированного электрического транспортного средства категории N3 2023
  • Шумаков Вадим Анатольевич
  • Федичев Илья Михайлович
RU2812062C1
Система обеспечения микроклимата электротранспорта 2024
  • Измоденов Александр Евгеньевич
RU2825479C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 750 345 C1

Реферат патента 2021 года Система охлаждения комбинированной энергетической установки последовательного типа

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Система охлаждения электрических машин комбинированной энергетической установки последовательного типа для транспортного средства состоит из одного общего радиатора, расширительного бака и двух насосов, работающих он низковольтной сети. Первый насос обеспечивает расход жидкости через контур охлаждения первой электрической машины и ее инвертора. Второй насос обеспечивает расход жидкости через контур охлаждения второй электрической машины и ее инвертора. Обратный клапан обеспечивает расход через контур охлаждения первой электромашины и первого инвертора при отключении второго насоса во время движения транспортного средства в режиме нулевых выбросов за счет энергии аккумуляторной батареи без необходимости охлаждения второй электромашины и ее инвертора при отключенном двигателе внутреннего сгорания. Снижаются энергозатраты. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 750 345 C1

Система охлаждения электрических машин комбинированной энергетической установки (КЭУ) последовательного типа для транспортного средства, состоящая из одного общего радиатора, расширительного бака и двух насосов, работающих от низковольтной сети: насоса 1, обеспечивающего расход охлаждающей жидкости через контур охлаждения электрической машины 1 (ЭМ1), являющейся тяговым электродвигателем, и ее инвертора 1 (ИН1) и насоса 2, обеспечивающего расход охлаждающей жидкости через контур охлаждения электрической машины 2 (ЭМ2), являющейся генератором КЭУ, и ее инвертора 2 (ИН2), обратного клапана, обеспечивающего расход через контур охлаждения ЭМ1 и ИН1 при отключении насоса 2 во время движения транспортного средства в режиме нулевых выбросов за счет энергии аккумуляторной батареи без необходимости охлаждения ЭМ2 и ее инвертора при отключенном двигателе внутреннего сгорания КЭУ.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2750345C1

КОМБИНИРОВАННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) 2009
  • Николаенко Андрей Владимирович
  • Бахмутов Сергей Васильевич
  • Павлушков Борис Эдуардович
  • Селифонов Валерий Викторович
  • Филонов Андрей Игоревич
  • Благушко Ян Викторович
  • Баулина Елена Евгеньевна
  • Куликов Илья Александрович
  • Карпухин Кирилл Евгеньевич
  • Данилин Михаил Федорович
RU2424919C1
Коловратный двигатель 1932
  • Иванов А.С.
SU41281A1
КОМБИНИРОВАННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО/ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ТИПА 2011
  • Ипатов Алексей Алексеевич
  • Хрипач Николай Анатольевич
  • Бахмутов Сергей Васильевич
  • Лежнев Лев Юрьевич
  • Серебряков Владимир Витальевич
  • Круташов Анатолий Васильевич
  • Филонов Андрей Игоревич
  • Благушко Ян Викторович
  • Артёмов Алексей Александрович
  • Авдеев Алексей Александрович
RU2470800C1
ГИБРИДНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2013
  • Икеда Наоясу
  • Сугита Йосинори
  • Кобаяси Ютака
  • Нозаки Микио
  • Кийота Сигеюки
RU2641405C2
ОХЛАЖДАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО СИСТЕМЫ ПРИВОДА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2019
  • Огура, Йоити
  • Хаяси, Кунихико
  • Яно, Масатоси
  • Миёси, Юдзи
  • Хираи, Такуя
  • Синагава, Томохиро
  • Митикаваути, Рё
  • Аикава, Хидефуми
  • Офунэ, Ю
RU2708997C1

RU 2 750 345 C1

Авторы

Скотников Глеб Игоревич

Бутарович Дмитрий Олегович

Эраносян Артем Ванович

Паньшин Максим Владимирович

Смирнов Александр Анатольевич

Даты

2021-06-28Публикация

2019-12-30Подача