Область техники.
Изобретение относится к трубопроводной арматуре, и может быть использовано в конструкции кранов шаровых, предназначенных для перекрытия потока рабочей среды в системах газовых магистральных и технологических трубопроводов.
Предшествующий уровень техники.
Известен кран шаровой, содержащий корпус с входным и выходным отверстиями с установленными в нем между сёдлами шаровой поворотной пробкой и шпинделем, снабжённым уплотнением и соединённым с рукояткой. В корпусе установлен штифт, выступающий с двух сторон за корпус, а на шпинделе непосредственно под рукояткой установлена специальная шайба с двумя загнутыми вниз крылышками, упирающимися при повороте шпинделя попеременно в один или другой выступающий конец штифта и ограничивающими тем самым диапазон поворота шпинделя углом 90°, соответствующим в крайних значениях указанного диапазона положениям «Открыто» и «Закрыто» крана шарового. При этом специальная шайба выполнена за одно целое с рукояткой (см. патент РФ на изобретение № 2135868, МПК F16К5/06; опубл. 27.08.1999 г.).
Известен также кран шаровой, содержащий корпус с входным и выходным отверстиями, средней выступающей частью и установленные в нем между седлами шаровую пробку и шпиндель, снабженный уплотнением и соединенный с рукояткой, ограниченной углом поворота в 90°, а также взаимодействующее с рукояткой загнутое вниз крылышко, при этом средняя выступающая часть корпуса имеет плоскость, перпендикулярную горизонтальной оси корпуса, а крылышко имеет две взаимно-перпендикулярные плоскости, при этом расстояние от плоскости средней выступающей части корпуса до оси шпинделя и расстояние от плоскостей крылышка до оси шпинделя равны между собой. Крылышко размещено на рукоятке (см. патент РФ на полезную модель № 163010, МПК F16К5/06; опубл. 10.07.2016 г.).
Наиболее близким по технической сущности к предложенному техническому решению является известный кран шаровой, содержащий корпус с входным и выходным отверстиями, и шпиндель, соединённый с рукояткой, имеющей угол поворота 90°, штифтом, а на фланце корпуса расположено технологическое отверстие для сброса давления (см. Каталог ООО Завод «Газпроммаш» (г. Саратов) краны шаровые (корпус из алюминия), фото кран с рукояткой, Интернет-сайт, режим доступа: http://www.gazprommash.ru/ production/catalog/crane_cir/ksh_al/).
Недостатком всех выше описанных кранов шаровых является отсутствие стопорения шпинделя в двух положениях («Открыто», «Закрыто»), что позволяет осуществить несанкционированное перемещение (поворот) шпинделя и снижает безопасность работы крана. Согласно пункту 5.3.2.8 ГОСТ Р 56001-2014 Арматура трубопроводная для объектов газовой промышленности. Общие технические условия. – М.: Стандартинформ, 2014 г., шпиндельный узел шарового крана должен быть с двойным стопорением в корпусе крана.
Раскрытие изобретения.
Задачей настоящего изобретения является повышение безопасности работы крана шарового за счет исключения несанкционированного перемещения (поворота) шпинделя.
Техническим результатом, достигаемым при решении настоящей задачи, является обеспечение возможности стопорения шпинделя крана шарового в двух положениях «Открыто», «Закрыто» за счет введения П-образной скобы, установленной на штифте с возможностью поворота.
Указанный технический результат достигается тем, что в кране шаровом, содержащим корпус с входным и выходным отверстиями и шпиндель, соединённый с рукояткой, имеющей угол поворота 90°, штифтом, согласно изобретению, на штифте установлена с возможностью поворота П-образная скоба, на средней части которой имеется выступ, взаимодействующий с пазом, выполненным на торце рукоятки, и с одним из двух пазов выполненных на корпусе крана, при этом пазы, выполненные на корпусе крана, взаимоперпендикулярны.
Целесообразно, чтобы на рукоятке имелось отверстие, расположенное по оси рукоятки со стороны торца, на котором выполнен паз, а на средней части П-образной скобы, соосно с отверстием в рукоятке, имелось отверстие с резьбой, в котором установлена крепёжная деталь, взаимодействующая с отверстием в рукоятке.
В предложенном техническом решении для стопорения шпинделя в двух положениях («Открыто», «Закрыто») вводится дополнительная деталь, выполненная в виде П-образной скобы, которая установлена на штифте с возможностью поворота. На средней части П-образной скобы имеется выступ, взаимодействующий с пазом, выполненным на торце рукоятки, и с одним из двух пазов, выполненных на корпусе крана, при этом пазы, выполненные на корпусе крана, взаимоперпендикулярны, что обеспечивает точное положение шпинделя при стопорении.
Наличие на рукоятке отверстия, расположенного по оси рукоятки со стороны торца, на котором выполнен паз, а на средней части П-образной скобы соосно с отверстием в рукоятке имеется отверстие с резьбой, в котором установлена крепёжная деталь, взаимодействующая с отверстием в рукоятке, что обеспечивает фиксацию П-образной скобы при определённых положениях шпинделя («Открыто» или «Закрыто»).
Краткое описание чертежей.
Изобретение иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 изображён главный вид крана шарового в положении «Открыто»; на фиг.2 - кран шаровой, вид сверху; на фиг.3 - вид по стрелке А на фиг. 1.
Позиции на чертежах обозначают следующее: 1 – корпус; 2 – входное отверстие; 3 – выходное отверстие; 4 – шпиндель; 5 – рукоятка; 6 – штифт; 7 – П-образная скоба; 8 – выступ в средней части скобы 7; 9 – паз, выполненный на торце рукоятки 5; 10 – торец рукоятки 5; 11 и 12 – пазы, выполненные на корпусе 1; 13 – отверстие, выполненное на рукоятке 5; 14 - отверстие с резьбой, выполненное на средней части П-образной скобы 7; 15 – крепежная деталь, установленная в отверстии 14.
Подробное описание изобретения.
Кран шаровой содержит корпус 1 с входным 2 и выходным 3 отверстиями и шпиндель 4 (фиг. 1), соединённый с рукояткой 5 штифтом 6 (фиг. 2). При этом на штифте 6 установлена П-образная скоба 7 (фиг. 2), имеющая в средней части выступ 8, взаимодействующий с пазом 9, выполненным на торце 10 рукоятки 5 (фиг.3), и с одним из двух пазов 11 или 12 (фиг.2), выполненных на корпусе 1 крана шарового. На рукоятке 5 имеется отверстие 13, а на средней части П-образной скобы 7 имеется отверстие 14 с резьбой, в котором установлена крепёжная деталь 15, взаимодействующая с отверстием 13 в рукоятке 5 (фиг. 1).
Осуществление изобретения.
Кран шаровой работает следующим образом.
Для исключения стопорения шпинделя 4 крепёжная деталь 15 выворачивается до положения, при котором возможен поворот П-образной скобы 7, при этом выступ 8 выходит из паза 9, расположенном на торце 10 рукоятки 5, и паза 11. С поворотом рукоятки 5 шпиндель 4 поворачивается по часовой стрелке на 90°, поток рабочей среды перекрывается. Для стопорения шпинделя 4 в положении «Закрыто» П-образная скоба 7 поворачивается до установки выступа 8 в пазы 9 и 12. Для фиксации П-образной скобы 7 крепёжная деталь 15 заворачивается до упора в отверстие 13 рукоятки 5. Для приведения крана шарового в положение «Открыто» все действия осуществляются в обратном порядке.
В ООО Завод «Газпроммаш» (г. Саратов) были изготовлены опытные образцы предложенного крана шарового и проведены их испытания, доказавшие безопасность работы крана за счет стопорения шпинделя в двух положениях («Открыто», «Закрыто»).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ШАРОВОЙ КРАН | 2019 |
|
RU2730755C1 |
ШАРОВОЙ КРАН | 2017 |
|
RU2689822C1 |
ШАРОВОЙ КРАН | 2015 |
|
RU2660762C2 |
ШАРОВОЙ КРАН | 1997 |
|
RU2135870C1 |
ШАРОВОЙ КРАН | 2019 |
|
RU2705172C1 |
ШАРОВОЙ КРАН | 2016 |
|
RU2618634C1 |
ШАРОВОЙ КРАН | 2016 |
|
RU2641544C1 |
ШАРОВОЙ КРАН | 2001 |
|
RU2206809C2 |
Кран шаровой | 2022 |
|
RU2787440C1 |
ШАРОВОЙ КРАН | 2004 |
|
RU2278311C2 |
Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может быть использовано в конструкции кранов шаровых, предназначенных для перекрытия потока рабочей среды в системах газовых магистральных и технологических трубопроводов. Кран содержит корпус с входным и выходным отверстиями и шпиндель, соединённый с рукояткой, имеющей угол поворота 90°, штифтом. На штифте установлена с возможностью поворота П-образная скоба, на средней части которой имеется выступ, взаимодействующий с пазом, выполненным на торце рукоятки, и с одним из двух пазов, выполненных на корпусе крана. При этом пазы, выполненные на корпусе крана, взаимоперпендикулярны. Изобретение направлено на обеспечение возможности стопорения шпинделя крана шарового в двух положениях, «Открыто», «Закрыто», за счет введения П-образной скобы, установленной на штифте с возможностью поворота, что позволяет повысить безопасность работы крана шарового за счет исключения несанкционированного перемещения (поворота) шпинделя. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
1. Кран шаровой, содержащий корпус с входным и выходным отверстиями и шпиндель, соединённый с рукояткой, имеющей угол поворота 90°, штифтом, отличающийся тем, что на штифте установлена с возможностью поворота П-образная скоба, на средней части которой имеется выступ, взаимодействующий с пазом, выполненным на торце рукоятки, и с одним из двух пазов, выполненных на корпусе крана, при этом пазы, выполненные на корпусе крана, взаимоперпендикулярны.
2. Кран по п. 1, отличающийся тем, что на рукоятке имеется отверстие, расположенное по оси рукоятки со стороны торца, на котором выполнен паз, а на средней части П-образной скобы, соосно с отверстием в рукоятке, имеется отверстие с резьбой, в котором установлена крепёжная деталь, взаимодействующая с отверстием в рукоятке.
[http://www.gazprommash.ru/ production/catalog/crane_cir/ksh_al/], 2013 | |||
ШАРОВОЙ КЛАПАН | 2017 |
|
RU2661560C1 |
0 |
|
SU163010A1 | |
ШАРОВОЙ КРАН | 1997 |
|
RU2135868C1 |
CN 212643707 U, 02.03.2021 | |||
CN 212509618 U, 02.09.2021. |
Авторы
Даты
2021-10-04—Публикация
2021-03-18—Подача