Способ дренажного обустройства дорог Российский патент 2022 года по МПК E01C3/06 E01F5/00 

Описание патента на изобретение RU2764407C1

Предлагаемое относится к области дорожного строительства и, в частности, связано с решением проблем ливневого водостока.

В последнее время страна, да и в мире, и в целом сталкиваются с мощными наводнениями от чрезмерных атмосферных осадков, случающихся все чаще и чаще. И мы видим, как затопляются города, не справляются с потоками ливневая канализация (зачастую, как на зло, в это время забитая и не выполняющая свою функцию в должной мере).

Известны дороги [1] (1Дороги - БСЭ, третье издание, 1972 г., г. Москва, издательство «Советская энциклопедия», т. 8, стр. 459): например, магистральные с различными покрытиями (бетонные, железобетонные, асфальтобетонные и др.) с придорожными кюветами с обеих сторон, в которые с дорог скатываются дождевые и талые воды. Такие дороги имеются и в городской застройке и даже без кюветов и без организованного ливнестока.

Известны также дорожные покрытия [2] (2Дорожная одежда (покрытие) БСЭ, то же, стр. 460) улиц городов, и как правило окаймленных по обочинам бордюром, и могут быть обустроены ливневой канализацией.

Выпадающие на дорожную поверхность осадки, скатываясь на бока, создают водяные потоки по уклону вдоль бордюра.

Если дороги обустроены (ливневой), то эти потоки сливаются в приемные колодцы ливневой канализации.

Но иногда даже не засоренный трубопровод ливневой канализации не справляется с водостоком, и дороги (проезжая часть) затопляются чрезмерно, и в зависимости от местности и рельефа это в последнее время происходит в некоторых местах все чаще и чаще.

Задачей предлагаемых технических решений является снижение пагубного воздействия этих природных катаклизмов.

Решение заключается в том, что при подготовке дорожного полотна к укладке по нему покрытия, по обочине, а при наличии бордюра то и под ним устраивается подсыпка из песчано-гравийной смеси (ПГС), образуя вдоль дороги дренаж в виде траншеи, засыпанной ПГС. Может быть в сочетании с ливневкой.

При установке дорожного бордюра окаймляющего дорогу одновременно укладываются продолговатые решетчатые ж/б элементы «доска», которые тоже укладывается по ПГС, тем самым образуется дорожное обрамление этими ж/б решетками и все это вместе, в совокупности следует считать - дренажное обустройство дорог. А дорожные потоки скатываются по дорожному покрытию на обочины и через решетки дорожного фриза попадают в придорожный дренаж и по дренажу устремляются и стекают по уклону, и тем самым спасая дороги от затопления.

Дренаж, как губка, моментально впитывает поток. Даже дренаж малого сечения (например 500*500=0,25 м2) способен впитывать осадки 10 мм, выпавших на дорогу в секунды, но дренаж можно предусматривать гораздо большего сечения. Кроме того, по мере движения водяного потока по дренажу одновременно происходит интенсивная инфильтрация в грунт, что особо ценно, т.к. оставляет воды на территории, и она попадает в реки постепенно и долгое время способствует многоводью.

А так же предлагается для возможного снижения уличных потоков устраивать по дорогам с определенным шагом (50450 м) аккумулирующие ловушки (так их можно назвать) в виде располагаемого в массиве дорожного основания, соответствующего объема засыпки из ПГС (песчано-гравийной смеси) на всю ширину дорожного полотна по длине 3-6 метров, глубиной около 2.0 м (по глубине промерзания при пучинистых грунтах в основании) с покрытием этой зоны решетчатыми железобетонными элементами (по подобию фризовых). Эти аккумулирующие ловушки устраивать по улицам примыкающим к магистралям, а так же возможно и по магистральным дорогам в совокупности с боковым фризово-дренажным обустройством при отсутствии ливневой канализации по ним.

При устройстве ловушек по второстепенным улицам, примыкающие к магистралям, водяные потоки снижаются значительно, спасая их от затопления.

Таким образом, полезность такого обустройства заключается в том, что: 1) снижается риск затопления дорог; 2) потоки по дренажу скатываются в реки и это происходит медленнее, чем по ливневой канализации, что является положительным моментом, т.к. некоторым образом снижает уровень воды в реках на момент выпадения осадков и воды из дренажа в реках оказываются гораздо позже, когда и наводнение спало; 3) кроме того, загрязненные потоки воды с дорог, проходя через дренаж из ПГС, очищаются естественным образом и в реки попадают уже очищенные, а очищение самого дренажа также происходит естественным путем микробной флорой; 4) дождевые потоки и талые воды, проходя по дренажу, интенсивно инфильтруясь глубоко в почву, и значительный объем вод остается на территориях, и это, возможно даже самое главное, повышает уровень грунтовых вод. А грунтовые воды постоянно (медленно) подпитывают реки, способствуя их многоводью; 5) наличие бокового дренажа препятствует напитываемости, при таянии снегов, грунта под полотном дороги и он всегда находится в осушенном состоянии, что позволяет отказаться от ограничений весной.

Выше обозначенное решение поясняется на рисунках:

см. фиг. 1, где поз. 1 - дорожное покрытие, поз. 2 - дорожный бордюр, поз. 3 – продолговатый дорожный железобетонный решетчатый элемент (пояс), поз. 4 - дренаж из ПГС, поз. 5 - дорожное основание, поз. 6 - растительный покров, поз. 7 - ложбинка в примыкании к бордюру.

Ложбины в примыканиях устраивать обязательно, так как они, заполняясь водой, переливаясь уже осветленной, не загрязняют дорожки и тротуары.

При устройстве дорог без бордюров можно обрамлять лишь дорожным фризом с той же целью.

См. фиг. 2, где поз. 1 - дорожное покрытие, поз. 4 - дренаж, поз. 8 - придорожный фриз, поз. 9 - одернованная обочина.

На фиг. 3 даны варианты ж/б дорожных решеток (к поз. 3, поз. 8).

Подобное можно предусматривать и вдоль тротуаров.

На фиг. 4 показана аккумулирующая ловушка в виде подсыпки из ПГС, где поз. 2 - бордюр (в плане), поз. 10 - аккумулирующая ловушка, поз. 11 - железобетонное решетчатое покрытие, поз. 12 - асфальтобетонное покрытие

Похожие патенты RU2764407C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ УСТРОЙСТВА ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ НА ПОДКЛАДКАХ 2016
  • Малафеев Евгений Дмитриевич
RU2648122C1
Каскадный способ сдерживания водяных потоков на пологих склонах 2021
  • Малафеев Евгений Дмитриевич
RU2763587C1
ПОЛУПЛОТИНА 2012
  • Малафеев Евгений Дмитриевич
  • Малафеев Кирилл Евгеньевич
RU2581533C2
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ 2012
  • Лищук Петр Никифорович
RU2516408C1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ВОДОПРОПУСКНОГО СООРУЖЕНИЯ ДЛЯ ЗАЩИТЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОТ ПОВЕРХНОСТНЫХ СТОКОВ И НАНОСОВ 2017
  • Курбанов Салигаджи Омарович
  • Кажаров Ахмед Леонидович
  • Чапаев Тахир Магометович
RU2659439C1
КОНСТРУКЦИЯ ДОРОГИ 2014
  • Лищук Петр Никифорович
RU2573892C1
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ 2012
  • Лищук Петр Никифорович
RU2516603C1
ВОДОПРОПУСКНОЕ СООРУЖЕНИЕ ДЛЯ ЗАЩИТЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОТ ПОВЕРХНОСТНЫХ СТОКОВ И НАНОСОВ 2017
  • Курбанов Салигаджи Омарович
  • Балкизов Афросим Баширович
  • Кажаров Ахмед Леонидович
RU2659438C1
СПОСОБ ПРОКЛАДКИ СОТОВОЙ ДОРОГИ 2015
  • Добрынин Владимир Евгеньевич
  • Пелипенко Николай Андреевич
RU2597349C1
СТОЯНКА ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И СПОСОБ ПАРКОВКИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА СТОЯНКЕ 2016
  • Григорьев Владимир Степанович
RU2611775C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 764 407 C1

Реферат патента 2022 года Способ дренажного обустройства дорог

Изобретение относится к области дорожного строительства и, в частности, к устройствам ливневого водостока. При подготовке дорожного полотна к укладке по нему покрытия, по обочине, а при наличии бордюра то и под ним, устраивают подсыпку из песчано-гравийной смеси (ПГС), образуя вдоль дороги дренаж в виде траншеи, засыпанной ПГС. При установке дорожного бордюра, окаймляющего дорогу, одновременно укладывают продолговатые решетчатые ж/б элементы «доска», которые укладывают по ПГС, тем самым образуется дренажное устройство. Дорожные потоки скатываются по дорожному покрытию на обочины и через решетчатые элементы попадают в придорожный дренаж, по которому стекают по уклону, тем самым предотвращая затопление дорог. При отсутствии бордюра по обочинам дорог и улицам населенных пунктов вместо кюветов предусматривают придорожный дренаж, как и в случае с бордюром, и укладывают обрамляющие железобетонные решетчатые элементы. Для снижения интенсивности потоков устройство аккумулирующих ловушек выполняют с определенным шагом вдоль дорог в виде отсыпки из ПГС поперек дорожного покрытия на всю ширину, располагаемой в массиве дорожного основания, соответствующего объема засыпки из ПГС, на всю ширину дорожного полотна по длине 3-6 метров, глубиной около 2.0 м (по глубине промерзания при пучинистых грунтах в основании) с покрытием этой зоны решетчатыми железобетонными элементами. Изобретение позволяет снизить риск затопления дорог; загрязненные потоки воды с дорог, проходя через дренаж из ПГС, очищаются естественным образом и в реки попадают уже очищенные, а очищение самого дренажа также происходит естественным путем микробной флорой; дождевые потоки и талые воды, проходя по дренажу, интенсивно инфильтруются глубоко в почву. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 764 407 C1

Способ обустройства дорог, включающий подготовку основания полотна дороги и тротуара, укладку дорожного покрытия и, при необходимости, бордюра, отличающийся тем, что по обочине дороги вдоль ее краев со стороны проезжей части, а при выполнении бордюра вдоль него, в основании полотна дороги выполняют траншеи, которые заполняют песчано-гравийной смесью с образованием дренажа для водоотведения и инфильтрации воды вглубь почвы, при этом над траншеями укладывают железобетонные решетчатые элементы, а в массиве основания дороги на всю ширину дорожного покрытия с шагом 50-150 м выполняют аккумулирующие ловушки в виде объема засыпки из песчано-гравийной смеси, которые закрывают железобетонными решетчатыми элементами, укладываемыми поперек всего дорожного полотна.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2764407C1

Тепловой ограничитель электрического тока 1930
  • Писарев Н.С.
  • Терентьев Г.Г.
SU22794A1
ES 0001206913 U, 07.03.2018
Способ получения 6-метилтиоурацила 1952
  • Симон И.Б.
SU98758A1
СПОСОБ УСТРОЙСТВА ВОДООТВОДНОГО СООРУЖЕНИЯ 2018
  • Голубенко Михаил Иванович
RU2667931C1

RU 2 764 407 C1

Авторы

Малафеев Кирилл Евгеньевич

Даты

2022-01-17Публикация

2021-02-04Подача