Ракетный двигатель твердого топлива Российский патент 2022 года по МПК F02K9/95 F02K9/38 

Описание патента на изобретение RU2775891C1

Изобретение относится к области ракетно-космической техники и может быть использовано при проектировании двигателей твердого топлива.

Известна система аварийного спасения (САС), разработанная для спасения экипажа при аварии пилотируемых кораблей типа «Союз». Для данной системы применяется ряд твердотопливных двигателей, с помощью которых уводится и отделяется возвращаемый аппарат с экипажем. Сопловые блоки указанных двигателей располагаются на внешней поверхности корпуса ракетоносителя таким образом, что выходные сечения сопел обращены в сторону возвращаемого аппарата (см. Федеральный центр двойных технологий «СОЮЗ», стр. 5, 8. Издательский дом «Оружие и технологии», 2012 г.)

К этим двигателям, помимо общих требований, предъявляются требования в части недопустимости попадания (соударения) каких-либо отделяемых элементов с возвращаемым аппаратом и ракетоносителем. Так, комиссией по расследованию катастрофы космического корабля «Колумбия» было выявлено, что причиной катастрофы стало соударение отделившегося элемента (плитки теплозащиты) по углепластиковой панели возвращаемого аппарата при взлете. От соударения образовалась царапина, которая явилась концентратором ее разрушения при спуске, приведшая к катастрофе корабля.

Одним из элементов конструкции твердотопливных двигателей, который отделяется от двигателя, является сопловая заглушка. Заглушка с одной стороны является элементом герметизации соплового тракта двигателя, обеспечивая сохранность заряда в процессе хранения и транспортирования, а с другой стороны - обеспечивает надежность зажжения заряда и стабильность выхода на режим двигателя.

Конструкция сопловых заглушек и способ крепления весьма разнообразны (см. В.В. Калинин, Ю.Н. Ковалев, A.M. Липанов «Нестационарные процессы и методы проектирования узлов РДТТ» М. Машиностроение, 1986 г., стр. 15; Ю.С. Соломонов и др. «Твердотопливные регулируемые двигательные установки» М. Машиностроение, 2011 г., стр. 92, 94, 95, 105), как и методы подтверждения параметров их вскрытия (см. И.М. Гладков и др. «Экспериментальные методы определения параметров двигателей специального назначения» М. НТЦ «Информтехника», 1993 г., стр. 6, 8, 9, 14, 87, 88, 92, 94, 95). Известна конструкция двигателя (см. сборник «Труды МИТ» том 8 часть 1 стр. 236) - принята за прототип. В этом двигателе заглушка выполнена из тонкого деформируемого материала и имеет коническую отбортовку, внешняя поверхность которой контактирует с внутренней поверхностью соплового тракта через герметизирующий слой, обеспечивающий сцепление заглушки с поверхностью соплового тракта.

Недостатком применения таких двигателей в САС является то, что направление вылета заглушки не поддается точному прогнозированию, так как адгезия заглушки к сопловому тракту неравномерна, и оценить траекторию вылета заглушки, которая зависит именно от того с какой стороны начнется отрыв заглушки от сопла при воздействии давления продуктов сгорания ДСН, невозможно.

Технической задачей заявленного изобретения является обеспечение вылета заглушки в заданном направлении и исключение соударения заглушки с возвращаемым аппаратом и ракетоносителем.

Поставленная задача решается за счет того, что ракетный двигатель твердого топлива, предназначенный для увода отделяемых частей ракетоносителя, содержащий корпус, заряд твердого топлива, систему инициирования и сопловой тракт, расположенный под углом к продольной оси ракетоносителя и закрытый заглушкой, которая изготовлена из тонкого деформируемого материала и имеет коническую отбортовку, внешняя поверхность которой контактирует с внутренней поверхностью соплового тракта через герметизирующий слой, обеспечивающий сцепление заглушки с поверхностью соплового тракта, а торец заглушки дополнительно подкреплен к поверхности соплового тракта с максимально удаленной от ракетоносителя стороны по дуге S длиной от 0,5 до 1,5 R, где R - радиус торца заглушки, причем расстояние L от торца сопла до торца заглушки не превышает 2R. Кроме того, подкрепление заглушки выполнено в виде деформируемой скобы, являющейся продолжением конической части заглушки, которая полностью охватывает внутреннюю поверхность соплового тракта и присоединена к его наружной поверхности.

Это позволяет точно задать сектор, в котором за счет дополнительного подкрепления будет создаваться задержка отрыва заглушки, которая и определит траекторию ее полета.

Предполагаемая конструкция ракетного двигателя твердого топлива поясняется чертежами:

Фиг. 1 - Общий вид двигателя;

Фиг. 2 - Сопловая заглушка по п. 1 формулы;

Фиг. 3 - Сопловая заглушка по п. 2 формулы.

Ракетный двигатель твердого топлива работает следующим образом:

При срабатывании пиропатрона (1) продукты его сгорания обеспечивают зажжение воспламенителя (2), который в свою очередь обеспечивает зажжение твердотопливного заряда (3), продукты сгорания которого истекают через сопловой тракт (4). Под действием давления продуктов сгорания происходит отделение заглушки (5), причем отрыв заглушки в дополнительно подкрепленном секторе (6) происходит с задержкой, вследствие чего возникает кратковременное изгибающее воздействие на заглушку (5) и отклонение траектории вылета заглушки (5) в направлении ее дополнительного подкрепления (6).

Данное изобретение позволяет обеспечить вылет заглушки в заданном направлении, и тем самым исключить соударение заглушки с возвращаемым аппаратом и ракетоносителем.

Двигатель данной конструкции планируется применять в составе перспективных ракетных комплексов и САС.

Похожие патенты RU2775891C1

название год авторы номер документа
Ракетный двигатель твердого топлива 2021
  • Алферов Александр Александрович
  • Борисов Виктор Николаевич
  • Голубев Михаил Юрьевич
  • Зажорин Виктор Андреевич
  • Измайлова Екатерина Юрьевна
  • Лемешенков Павел Семенович
  • Мухамедов Виктор Сатарович
  • Петрусев Виктор Иванович
  • Шавырин Алик Иванович
  • Шанаев Владимир Афанасьевич
RU2771220C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА ДЛЯ УВОДА ОТДЕЛЯЕМЫХ ЧАСТЕЙ РАКЕТЫ 2012
  • Мухамедов Виктор Сатарович
  • Воронцов Петр Глебович
  • Поляков Владимир Анатольевич
  • Бобович Александр Борисович
RU2513052C2
УСТРОЙСТВО ВОСПЛАМЕНЕНИЯ ЗАРЯДА ТВЕРДОТОПЛИВНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2012
  • Мухамедов Виктор Сатарович
  • Воронцов Петр Глебович
  • Поляков Владимир Анатольевич
RU2500913C1
Ракетный двигатель твердого топлива для увода отделяемых частей 2017
  • Мухамедов Виктор Сатарович
  • Поляков Владимир Анатольевич
  • Смирнов Дмитрий Сергеевич
  • Лемешенков Павел Семенович
RU2678602C1
КАТАПУЛЬТНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВАРИЙНОГО СПАСЕНИЯ ПИЛОТА 2002
  • Молчанов В.Ф.
  • Колесников В.И.
  • Козьяков А.В.
  • Федоров С.Т.
  • Александров М.З.
  • Чижиков О.М.
  • Граменицкий М.Д.
RU2232698C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2005
  • Раимов Ринат Хамидович
  • Колесников Виталий Иванович
  • Никитин Василий Тихонович
  • Козьяков Алексей Васильевич
  • Молчанов Владимир Федорович
  • Магсумов Наиль Назипович
  • Саушин Станислав Николаевич
  • Кислицын Алексей Анатольевич
  • Вронский Николай Михайлович
RU2305790C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1994
  • Бабичев В.И.
  • Миронов Ю.И.
  • Беркович В.С.
  • Шигин А.В.
RU2076937C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2010
  • Сидоров Павел Михайлович
  • Курганов Олег Борисович
  • Краснова Галина Петровна
RU2422663C1
Ракетный двигатель активно-реактивного снаряда 2016
  • Архипов Владимир Афанасьевич
  • Коноваленко Алексей Иванович
  • Перфильева Ксения Григорьевна
  • Жуков Александр Степанович
  • Бондарчук Сергей Сергеевич
RU2620613C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА УПРАВЛЯЕМОГО СНАРЯДА, ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬ ТВЕРДОТОПЛИВНОГО ЗАРЯДА И СОПЛОВОЙ БЛОК РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Дронов Евгений Анатольевич
  • Алешичев Иван Афанасьевич
  • Андреев Владимир Андреевич
  • Бессонов Анатолий Николаевич
  • Глазков Константин Михайлович
  • Омарбеков Борис Рамазанович
RU2351788C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 775 891 C1

Реферат патента 2022 года Ракетный двигатель твердого топлива

Ракетный двигатель твердого топлива, предназначенный для увода отделяемых частей ракетоносителя, содержит корпус, заряд твердого топлива, систему инициирования и сопловой тракт, расположенный под углом к продольной оси ракетоносителя и закрытый заглушкой. Заглушка изготовлена из тонкого деформируемого материала и имеет коническую отбортовку, внешняя поверхность которой контактирует с внутренней поверхностью соплового тракта через герметизирующий слой, обеспечивающий сцепление заглушки с поверхностью соплового тракта. Торец заглушки дополнительно подкреплен к поверхности соплового тракта с максимально удаленной от ракетоносителя стороны по дуге S длиной от 0,5 до 1,5 R, где R - радиус торца заглушки, причем расстояние L от торца сопла до торца заглушки не превышает 2R. Подкрепление заглушки может быть выполнено в виде деформируемой скобы, являющейся продолжением конической части заглушки, которая полностью охватывает внутреннюю поверхность соплового тракта и присоединена к его наружной поверхности. Изобретение позволит обеспечить вылет заглушки в заданном направлении и тем самым исключить соударение заглушки с возвращаемым аппаратом и ракетоносителем. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 775 891 C1

1. Ракетный двигатель твердого топлива, предназначенный для увода отделяемых частей ракетоносителя, содержащий корпус, заряд твердого топлива, систему инициирования и сопловой тракт, расположенный под углом к продольной оси ракетоносителя и закрытый заглушкой, которая изготовлена из тонкого деформируемого материала и имеет коническую отбортовку, внешняя поверхность которой контактирует с внутренней поверхностью соплового тракта через герметизирующий слой, обеспечивающий сцепление заглушки с поверхностью соплового тракта, отличающийся тем, что торец заглушки дополнительно подкреплен к поверхности соплового тракта с максимально удаленной от ракетоносителя стороны по дуге S длиной от 0,5 до 1,5 R, где R - радиус торца заглушки, причем расстояние L от торца сопла до торца заглушки не превышает 2R.

2. Ракетный двигатель твердого топлива по п. 1, отличающийся тем, что подкрепление заглушки выполнено в виде деформируемой скобы, являющейся продолжением конической части заглушки, которая полностью охватывает внутреннюю поверхность соплового тракта и присоединена к его наружной поверхности.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2775891C1

Ракетный двигатель твердого топлива для увода отделяемых частей 2017
  • Мухамедов Виктор Сатарович
  • Поляков Владимир Анатольевич
  • Смирнов Дмитрий Сергеевич
  • Лемешенков Павел Семенович
RU2678602C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2005
  • Большаков Анатолий Николаевич
  • Крейер Константин Вячеславович
  • Худяков Владимир Иванович
  • Шатрова Эмилия Алексеевна
RU2297547C1
ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА СИСТЕМЫ АВАРИЙНОГО СПАСЕНИЯ 2011
  • Граменицкий Михаил Дмитриевич
  • Лопатин Александр Павлович
  • Сорокин Владимир Алексеевич
RU2473819C1
УСТРОЙСТВО ВОСПЛАМЕНЕНИЯ ЗАРЯДА ТВЕРДОТОПЛИВНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2012
  • Мухамедов Виктор Сатарович
  • Воронцов Петр Глебович
  • Поляков Владимир Анатольевич
RU2500913C1
FR 2848658 A1, 18.06.2004
Способ очистки коксового газа от аммиака круговым фосфатным способом 2017
  • Калинин Александр Викторович
  • Карунова Елена Владимировна
  • Парменов Денис Алексеевич
  • Снегирев Роман Васильевич
RU2645999C1

RU 2 775 891 C1

Авторы

Богданович Артем Борисович

Борисов Виктор Николаевич

Голубев Михаил Юрьевич

Лебедев Игорь Олегович

Мухамедов Виктор Сатарович

Светашов Владимир Борисович

Смирнов Дмитрий Сергеевич

Даты

2022-07-11Публикация

2022-01-10Подача