СПОСОБ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГАЗА, ПРЕДНАЗНАЧЕННОГО К СТРАВЛИВАНИЮ В АТМОСФЕРУ ИЗ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ КОМПРЕССОРНОЙ СТАНЦИИ Российский патент 2022 года по МПК F17D1/00 

Описание патента на изобретение RU2785654C1

Изобретение относится к транспорту газа путем сжатия и может быть использовано для экономии газа на собственные нужды компрессорной станции, обеспечивающей транспорт газа по магистральному газопроводу.

Известно устройство «Способ опорожнения участков трубопроводов от газа в многониточных системах магистральных газопроводов (варианты)», суть которого заключается в перекрытии опорожняемого участка на его входе, направлении газа через перемычки в обвод опорожняемого участка по параллельным нитям газопровода до ближайшей компрессорной станции с целью перекачки и использования на собственные нужды некоторого объема газа, предназначенного к стравливанию. Дата подачи заявки 19.03.2008, F17D 1/07, Патент №2362087:

Известно также устройство «Способ опорожнения участков трубопроводов от газа в многониточных системах магистральных газопроводов», суть которого аналогична плюс дополнительное использование мобильных газоперекачивающих устройств. Дата подачи заявки 16.06.2010, МПК F17D 1/07, Патент №2426937.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению по технической сущности и достигаемому техническому результату является Патент №2426937 от 16.06.2010, МПК F17D 1/07. Но описанное устройство не может быть принято за прототип изобретения, так как оно применяется для опорожнения магистральных трубопроводов, а предлагаемое изобретение применяется для опорожнения технологических коммуникаций компрессорной станции.

Поэтому прототипом будет классическое исполнение компрессорной станции (КС), включающей трубопроводы, сосуды высокого давления и технологическое оборудование, начиная от крана отбора газа из магистрального газопровода на входе, до крана на выходе компрессорной станции, через который в магистральный газопровод газ возвращают после сжатия двигателем газоперекачивающего агрегата (ГПА). Топливный газ к двигателю ГПА подают через индивидуальный блок топливного газа (БТГ) или общий для всех ГПА компрессорного цеха. При этом в процессе эксплуатации, а также при выполнении ремонта и обслуживания технологической обвязки цеха, входных и выходных шлейфов КС, проверки аварийного останова КС, предусмотрено нормальное технологическое стравливание природного газа в атмосферу. Вследствие этого, происходят значительные потери газа, расходы на экологический сбор и наносится вред экологии.

Технической задачей изобретения является использование на собственные нужды газа, технологически предназначенного к стравливанию в атмосферу из коммуникаций компрессорной станции.

Решение поставленной задачи продемонстрировано с помощью схем на фиг. 1 - фиг. 6.

На фиг. 1 слева изображена исходная схема питания ГПА, работающего через блок топливного газа (БТГ). Газ из входного трубопровода поступает на вход БТГ через открытый кран Кр.12 и Кр.12Б. Для сравнения, справа представлена схема питания ГПА, работающего через измененную схему.

На фиг. 2 изображена схема питания двигателя ГПА при параллельной работе через измененную схему. К коллектору технологического стравливания (Коллектор) через краны подключают: контуры нагнетателей всех ГПА, аппараты воздушного охлаждения, входные и выходные трубопроводы компрессорной станции и другие коммуникации, газ из которых при выполнении ремонта или обслуживания предназначен к стравливанию в атмосферу. На схеме к Коллектору подключен контур нагнетателя через Кр.5-ТС. Этот кран и кран Кр.12Б при работе ГПА закрыты. Газ из входного трубопровода через открытый кран Кр.12 и Кр.12-2, далее через фильтр Ф1 поступает на вход регулятора РД1, который редуцирует газ до минимально допустимого давления и через Кр. 12-1 подает на вход БТГ. Значение минимально допустимого давления на выходе регулятора настраивают исходя из технических характеристик питаемого оборудования (ГПА, котельная, электростанция). Для питания двигателя ГПА давление на выходе регулятора настроено на 28 кгс/см2. Также к выходу РД1 через обратный клапан (ОК) и кран Кр.12-3 подключен Коллектор. При давлении в Коллекторе менее 28 кгс/см2, ОК закрыт обратным перепадом давления газа и, таким образом, Коллектор отключен от входа БТГ.

На фиг. 3 изображена схема питания двигателя при нормальном останове ГПА (или аварийном останове без стравливания). На остановленном ГПА по алгоритму закрывают Кр.1, Кр.2, Кр.12, Кр.12-3 и открывают Кр.9 и Кр.12Б, через которые стравливают топливный газ из отсеченных участков остановленного двигателя. Затем открывают Кр.5-ТС и газ из отсеченного кранами контура нагнетателя поступает в Коллектор. Давление в Коллекторе станет более 28 кгс/см2, прямой перепад давления газа откроет обратный клапан ОК и газ из Коллектора через Кр.12-3, ОК и Кр.12-1 поступит на вход БТГ всех работающих ГПА. Одновременно к Коллектору будут подключены и другие потребители газа, находящиеся в работе. При этом регулятор РД1, через который газ из входного трубопровода подавали к БТГ, закроется повышенным давлением газа, поступившем на его выход из Коллектора.

На фиг. 4 изображена схема завершения питания двигателя из Коллектора. После выработки газа из стравливаемого участка до 28 кгс/см2, регуляторы РД1 работающих ГПА откроются в результате понижения давления на их выходе и газ через них вновь поступит к БТГ, восстановив, таким образом, питание двигателя ГПА из входного трубопровода. Обратным перепадом давления газа закроется клапан ОК, и газ из Коллектора перестанет поступать на вход БТГ работающих ГПА. На остановленном ГПА, при отсутствии потребителей газа с более низким значением предварительного редуцирования, в соответствии с алгоритмом кран Кр.5-ТС закрывают, а кран Кр.5 открывают и остаток газа стравливают в атмосферу.

На фиг. 5 представлена схема переходных процессов при изменении питания двигателя. При питании двигателя из входного трубопровода через РД1, на входе штатного регулятора поддерживается давление 28 кгс/см2, а после регулятора РД на вход двигателя поступает давление 25 кгс/см2. При питании двигателя из стравливаемых коммуникаций через Коллектор, на вход штатного регулятора поступит давление в диапазоне 75÷28 кгс/см2, при этом регулятор РД обеспечивает на вход двигателя прежнее давление 25 кгс/см2.

На фиг. 6 представлена схема при наличии потребителей газа с более низким значением предварительного редуцирования. После завершения питания двигателей ГПА из Коллектора, продолжится питание двигателей электростанции собственных нужд (ЭСН) и котельной. В соответствии с техническими характеристиками, для питания котельной и электростанции давление на входе БТГ должно быть не менее 10 кгс/см2, а на выходе БТГ давление питающего газа равно 3 кгс/см2. Поэтому в данном случае на выходе регулятора РД1 настраивают давление газа, равное 10 кгс/см2. Подключение к общему Коллектору произойдет аналогичным образом и одновременно с ГПА. После выработки газа из Коллектора до 10 кгс/см2, на остановленном ГПА по алгоритму кран Кр.5-ТС закрывают, а кран Кр.5 открывают и остаток газа стравливают в атмосферу.

В результате происходит автоматическое переключение питания двигателя ГПА на газ, предназначенный к стравливанию в атмосферу, и восстановление прежнего питания после выработки газа до определенного давления из отсеченных кранами участков. Порог использования газа из Коллектора ограничен минимальным значением давления газа на входе регуляторов топлива основной ступени редуцирования РД, достаточном для работы потребителя. Первым закончит питание из Коллектора потребитель с наибольшим требуемым давлением топливного таза, а последним - с наименьшим. Этот способ может быть реализован на станции как с одним цехом, так и с несколькими цехами. Изобретение позволяет использовать 60% от объема газа, который обычно стравливают в атмосферу.

Похожие патенты RU2785654C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОТБОРА ГАЗА ПУСКОВОГО, ТОПЛИВНОГО, ИМПУЛЬСНОГО И ДЛЯ СОБСТВЕННЫХ НУЖД С ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ КОМПРЕССОРНЫХ ЦЕХОВ КОМПРЕССОРНОЙ СТАНЦИИ В КАЧЕСТВЕ ТОПЛИВНОГО ПРИ ВЫВОДЕ СМЕЖНОГО ЦЕХА В РЕМОНТ 2016
  • Кантюков Рафкат Абдулхаевич
  • Кантюков Рафаэль Рафкатович
  • Мингазов Фанис Шарафутдинович
  • Лебедев Руслан Владимирович
  • Шенкаренко Сергей Викторович
RU2641770C2
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ОТКАЧКИ ГАЗА ИЗ ОТКЛЮЧЕННОГО УЧАСТКА ГАЗОПРОВОДА В ДЕЙСТВУЮЩИЙ ГАЗОПРОВОД 1997
  • Бадашканов Т.К.
  • Бадашканов К.Б.
RU2135885C1
Система и способ откачки газа из трубопроводной обвязки компрессоров газоперекачивающих агрегатов 2020
  • Сорвачёв Александр Владимирович
  • Саляхов Рамис Харисович
RU2750223C1
Способ откачки газа из трубопроводной обвязки камеры запуска очистных устройств и устройство для его осуществления 2021
  • Усманов Рустем Ринатович
  • Чучкалов Михаил Владимирович
  • Фатхлисламов Руслан Анасович
  • Султангареев Ринат Халафович
  • Ахметшин Айдар Дамирович
  • Афлетунов Эдуард Ирекович
RU2775332C1
СПОСОБ ВЫРАБОТКИ ПРИРОДНОГО ГАЗА ИЗ ПРИЛЕГАЮЩЕГО К КОМПРЕССОРНОЙ СТАНЦИИ УЧАСТКА МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА ПЕРЕД ВЫВОДОМ ЕГО В РЕМОНТ 2016
  • Китаев Сергей Владимирович
  • Мастобаев Борис Николаевич
  • Гадельшина Агата Рубэновна
  • Галикеев Артур Рифович
RU2650445C2
КОМПРЕССОРНАЯ СТАНЦИЯ ПОДГОТОВКИ ГАЗА ДЛЯ ПОДАЧИ ЕГО В МАГИСТРАЛЬНЫЙ ГАЗОПРОВОД 2007
  • Новиков Михаил Иванович
  • Иванов Виктор Анатольевич
RU2339871C1
Система откачки газа из отключенного компрессорного цеха магистрального трубопровода 2019
  • Саляхов Рамис Харисович
  • Кантюков Рафаэль Рафкатович
  • Михайлов Руслан Александрович
  • Хадиев Муллагали Бариевич
RU2731687C1
СПОСОБ ОТБОРА ПРИРОДНОГО ГАЗА ИЗ ОТКЛЮЧЕННОГО УЧАСТКА МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА В МНОГОНИТОЧНОЙ СИСТЕМЕ (Варианты) И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (Варианты) 2016
  • Субботин Владимир Анатольевич
  • Безбородников Василий Степанович
  • Антипов Николай Иванович
RU2619669C1
Способ откачки газа из оборудования компрессорных цехов магистрального газопровода, соединенных межцеховыми перемычками, и система для ее осуществления 2020
  • Чучкалов Михаил Владимирович
  • Сорвачёв Александр Владимирович
RU2754934C1
Способ подачи топливного газа на газоперекачивающие агрегаты 2023
  • Усманов Рустем Ринатович
  • Чучкалов Михаил Владимирович
  • Саляхов Рамис Харисович
  • Шакиров Ильдар Алмазович
  • Иванов Руслан Ильгизович
  • Халимов Ильдар Ринатович
  • Каргин Константин Андреевич
RU2810310C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 785 654 C1

Реферат патента 2022 года СПОСОБ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГАЗА, ПРЕДНАЗНАЧЕННОГО К СТРАВЛИВАНИЮ В АТМОСФЕРУ ИЗ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ КОМПРЕССОРНОЙ СТАНЦИИ

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к магистральному газопроводу. Способ использования газа, предназначенного к стравливанию в атмосферу из технологических коммуникаций компрессорной станции, включающей трубопроводы, сосуды высокого давления и технологическое оборудование, начиная от крана отбора газа из магистрального газопровода на входе до крана на выходе компрессорной станции, через который в магистральный газопровод газ возвращают после сжатия двигателем газоперекачивающего агрегата, к которому подают газ для питания через блок топливного газа (БТГ). При этом, с помощью регулятора давления редуцируют газ до минимально допустимого значения ко входу БТГ, а с другой стороны через кран и обратный клапан к этому же входу БТГ посредством коллектора через краны подключают коммуникации с газом, предназначенным к стравливанию в атмосферу. Достигается повышение экологичности. 6 ил.

Формула изобретения RU 2 785 654 C1

Способ использования газа, предназначенного к стравливанию в атмосферу из технологических коммуникаций компрессорной станции, включающей трубопроводы, сосуды высокого давления и технологическое оборудование, начиная от крана отбора газа из магистрального газопровода на входе до крана на выходе компрессорной станции, через который в магистральный газопровод газ возвращают после сжатия двигателем газоперекачивающего агрегата, к которому подают газ для питания через блок топливного газа (БТГ), отличающийся тем, что с помощью регулятора давления редуцируют газ до минимально допустимого значения ко входу БТГ, а с другой стороны через кран и обратный клапан к этому же входу БТГ посредством коллектора через краны подключают коммуникации с газом, предназначенным к стравливанию в атмосферу, что позволяет автоматически переключать питание двигателя на газ, предназначенный к стравливанию в атмосферу, и возвращать прежнее питание после выработки газа до минимально допустимого давления.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2785654C1

Способ опорожнения участков трубопровода от газа в многониточных системах газопроводов 1983
  • Карпов Сергей Всеволодович
  • Карпова Неля Антоновна
  • Левенец Анатолий Александрович
SU1105720A2
ВОЗДУШНАЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ НАГРЕВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ РАБОЧЕЙ ТЕМПЕРАТУРЫ МАСЛА В МАСЛОБАКЕ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Карнаухов Михаил Юрьевич
  • Янковский Игорь Владимирович
  • Точилин Сергей Сергеевич
RU2583201C1
RU 2013131835 A, 20.01.2015
Система и способ откачки газа из компрессора газоперекачивающего агрегата 2017
  • Кантюков Рафаэль Рафкатович
  • Сорвачев Александр Владимирович
  • Сагбиев Ильгизар Раффакович
RU2652473C2
DE 4401283 C2, 23.03.1995.

RU 2 785 654 C1

Авторы

Захаров Владимир Николаевич

Даты

2022-12-12Публикация

2021-12-20Подача