Изобретение относится к конструкции транспортных средств наземного, водного и воздушного транспорта и может применяться в конструкциях узлов для фиксации в закрытом положении поворотных створок, в частности: дверей, крышек люков, поворотных обтекателей, створок бомбосбрасывателей и т.п., открываемых и закрываемых в процессе движения.
При движении транспортного средства должно быть исключено самопроизвольное открытие закрытых поворотных створок, кроме того, для исключения потерь на трение, вызываемых контактом с внешней средой, закрытая створка должна быть плотно прижата и сопряжена с поверхностями корпуса транспортного средства за счет плотного контакта по обводу закрываемой полости.
Известен замок соединения и разъединения обтекаемой створки самолета, в котором фиксация поворотной створки происходит замковым устройством за счет входа фиксируемых элементов в пазы поворотного зацепляющего элемента, закрытое и открытое положение зацепляющего элемента фиксируется пружинами, создающими момент силы относительно оси его вращения (патент CN 108100237 (В), МПК В64С 25/16, В64С 25/20, В64С 25/26; опубл. 05.01.2021).
В рассмотренной конструкции может произойти расфиксация замкового устройства, вызванная открытием створки под действием нежелательных внешних воздействий или из-за ослабления усилия на пружинах.
Известно устройство закрытия и последовательного открытия крышки транспортного средства, содержащее привод и несколько замков, выполненных в виде эксцентрикового вала с крюком-захватом, размещенных по периферии крышки, и соответствующих элементов сцепления, снабженных пальцами, расположенных на контуре обвода закрываемого проема, при этом эксцентриковые валы объединены между собой карданными передачами (патент RU №2457161 С1; МПК B64G 1/64, В63В 19/14, В64С 1/14; опубл. 27.07.2012). При закрывании под действием привода карданные передачи поворачивают эксцентриковые валы, и крюки-захваты взаимодействуют с соответствующими элементами сцепления.
Недостаток конструкции заключается в зависимости ее работоспособности от целостности карданных передач, поскольку в случае заклинивания или преждевременного закрытия хотя бы одного захвата работа устройства прекращается.
Известен стопорный механизм грузовой двери самолета или створки в фюзеляжном отсеке, содержащий скользящий элемент, элементы фюзеляжного отсека, выполненные в виде крюковых зацепов, и жестко установленных на контуре проема в фюзеляже и элементы, закрепленные на двери, выполненные в виде вилочных элементов с двумя плечами, соединенными с помощью горизонтального ребра (Патент JP 5133425 (В2); МПК: В64С 1/14, Е05В 65/12; опубл. 30.01.2013). При закрытии двери вилочные элементы перемещаются в зону зацепления с элементами фюзеляжного отсека, при этом стопорение двери обеспечивается с помощью скользящего элемента.
Рассмотренная конструкция сложна в исполнении, поскольку содержит много взаимно позиционируемых элементов, кроме того, в процессе эксплуатации возможна выборка материала в зонах контакта, что приведет к неплотному прилеганию дверного полотна по обводу закрываемой полости.
Прототипом изобретения выбрана система для фиксации поворотной двери транспортного средства и дверь, имеющая такую систему (патент US 10526064 (В2); МПК: В64С 1/14; Е05С 19/12, Е05С 3/12; опубл. 07.01.2020). Система для фиксации оборудована поворотным и приводным валами, выполненными с возможностью вращения, приводом поворота приводного вала, а также несколькими замковыми устройствами, содержащими, каждое, фиксируемый элемент и поворотный зацепляющий элемент, жестко установленный на поворотном валу, при этом профиль паза в зацепляющем элементе выполнен с возможностью зацепления фиксируемого элемента при закрытии створки.
Поворотный и приводной валы установлены на поворотной створке, фиксируемые элементы установлены на корпусе, поворотные зацепляющие элементы установлены на приводном валу. При открытии или закрытии поворотной створки приводной вал приводится во вращение от силового привода и, поворачивая поворотный вал, открывает или закрывает замковые устройства.
Недостатками прототипа являются невозможность синхронизации закрытия каждого из замковых устройств с закрытием сворки и невозможность обеспечения постоянно действующего усилия прижатия в области установки замковых устройств, что может вызвать отсутствие сопряжения внешней поверхности закрытой створки с корпусом транспортного средства, влияющее на ухудшение обтекаемости и герметичности соединения при допустимых деформациях в полете, а также недостаточная жесткость конструкции транспортного средства при закрытой створке, связанная с расположением зацепляющих элементов на менее жесткой створке.
Одновременно недостатком также является расположение привода и исполнительных (подвижных) элементов на крышке, что требует гибких или поворотных элементов в системе питания привода.
Изобретение было создано при решении технической задачи по разработке устройства для фиксации поворотной створки в транспортном средстве, в котором закрытие замковых устройств производится синхронно с поворотом створки на закрытие, а при закрытом устройстве реализуется постоянно действующее усилие прижатия створки к корпусу транспортного средства в области установки замковых устройств.
Поставленная задача решается устройством для фиксации поворотной створки в транспортном средстве, оборудованным поворотным и приводным валами, выполненными с возможностью вращения, приводом поворота приводного вала, а также, по меньшей мере, двумя замковыми устройствами, содержащими, каждое, фиксируемый элемент и поворотный зацепляющий элемент, жестко установленный на поворотном валу, также устройство снабжено предварительно сжатыми пружинами сжатия, качалками, установленными на поворотном и приводном валах, соединенными между собой тягой, и кривошипом, жестко установленным на приводном вале и связанным с приводом поворота приводного вала, при этом пружины сжатия, одним концом соединены с корпусом транспортного средства, а другим - с зацепляющим элементом, места расположения концов пружин в устройстве конструктивно определены таким образом, что пружины при закрытом устройстве положением осей пружин относительно оси поворотного вала создают момент силы на закрытие, прижимая зацепляющий элемент к фиксируемому элементу, а привод приводного вала обеспечивает блокировку поворота кривошипа в направлении, соответствующем его повороту на открытие при закрытом положении створки, и соответствующем его повороту на закрытие при положении устройства в режиме ожидания следующего закрытия поворотной створки.
Техническим результатом, достигаемым при осуществлении изобретения, является расширение арсенала технических средств, а также обеспечение многоточечности прижатия закрытой створки к обводу полости в транспортном средстве в соответствии с конструкторской разработкой, реализация закрытия каждого из замковых устройств синхронно между собой и с поворотом створки на закрытие, исключающая преждевременное закрытие одного из них, препятствующее закрытию другого, и реализация постоянно действующего усилия прижатия створки к корпусу транспортного средства в области установки замковых устройств, в результате чего достигается гарантированное закрытие каждого из замковых устройств и постоянное сопряжение поверхности створки с поверхностью транспортного средства по обводу проема, обеспечивающее обтекаемость и герметичность при закрытой створке, при этом синхронное прижатие створки к обводу закрываемой ниши по месту контакта, а также выполнение дополнительных опорных узлов в зоне, приближенной к точкам крепления на створке агрегатов механизма привода створки для непосредственной передачи усилий этих агрегатов на силовой набор корпуса транспортного средства, компенсирующее рассогласование срабатывания механизмов привода створки.
В частных случаях исполнения:
- для обеспечения функционирования устройства поворотные зацепляющие элементы выполнены в виде крюка или вилки с открытым пазом;
- кривошип выполнен в виде многозвенной качалки, снабженной пальцем для связи с приводом поворота приводного вала, вставленным в прорезь, выполненную в прямолинейно перемещающемся исполнительном элементе привода, например, штоке;
- для уменьшения трения и обеспечения направления нагрузки вдоль оси пружин без искажения пружины могут быть соединены своими концами с корпусом транспортного средства и, или зацепляющим и элементами с использованием подшипников;
- для повышения жесткости конструкции при закрытом устройстве, а также для удобства обслуживания подводящих коммуникаций к приводу поворота приводного вала поворотный и приводной валы установлены на корпусе транспортного средства, а фиксируемые элементы - с внутренней стороны поворотной створки;
- для оптимизации конструкции оси поворотного и приводного валов параллельны оси поворота створки;
- для обеспечения возможности регулировки положения поворотные зацепляющие элементы установлены на поворотном валу с использованием разъемного соединения;
- для обеспечения возможности индивидуального доворачивания поворотных зацепляющих элементов при непредусмотренном изменении положения фиксируемых элементов, для компенсации сопряжения поверхности поворотной створки с поверхностью корпуса транспортного средства поворотный вал выполнен торсионным.
Для пояснения сущности изобретения используются следующие графические материалы:
Фиг. 1 Устройство фиксации поворотной створки в транспортном средстве при закрытом положении створки, вид спереди;
Фиг. 2 Устройство фиксации поворотной створки в транспортном средстве при положении устройства в режиме ожидания следующего закрытия поворотной створки, вид спереди;
Фиг. 3 Выносной элемент I Фиг. 1 (увеличено);
Фиг. 4 Схема процесса работы устройства при его реализации;
Фиг. 5 Кинематическая схема при перемещении элементов устройства в направлении на закрытие;
Фиг.6 Кинематическая схема перемещения элементов устройства в направлении на открытие;
Фиг. 7 Устройство фиксации поворотной створки в транспортном средстве в режиме ожидания, вид изнутри корпуса;
Фиг. 8 Вид А Фиг. 7, привод поворота приводного вала обеспечивает блокировку поворота кривошипа в направлении на закрытие при положении устройства в режиме ожидания следующего закрытия поворотной створки;
Фиг. 9 Вид А Фиг. 7, замковое устройство в положении ожидания;
Фиг. 10 Динамическая схема замкового устройства в режиме ожидания, частный случай;
Фиг. 11 Динамическая схема замкового устройства в режиме начала перевода устройства в закрытое положение, при котором вводят фиксируемый элемент в контакт с контуром паза в зацепляющем элементе;
Фиг. 12 Динамическая схема замкового устройства для положения, при котором ось пружины пересекается с осью поворотного вала - положение динамического перелома;
Фиг. 13 Динамическая схема замкового устройства при дальнейшем закрытии створки после положения динамического перелома;
Фиг. 14 Устройство фиксации поворотной створки в режиме фиксации створки в закрытом положении, вид изнутри корпуса;
Фиг. 15 Вид В Фиг. 14, привод поворота приводного вала блокирует кривошип для исключения перемещения элементов устройства в направлении на открытие;
Фиг. 16 Вид Г Фиг. 14, замковое устройство в закрытом положении;
Фиг. 17 Динамическая схема замкового устройства в режиме фиксации створки в закрытом положении;
Фиг. 18 Динамическая схема замкового устройства в начале режима открытия.
Для целей настоящего описания вводятся следующие термины:
Фиксируемый элемент - деталь, оборудованная пальцем, устанавливается на поворотной створке, при закрывании створки зацепляется профилем паза зацепляющего элемента
Зацепляющий элемент - деталь, выполненная с возможностью зацепления пальца зацепного элемента при закрытии и удержания его в положении закрытия посредством крюка или профилированного вильчатого паза.
Качалка-рычаг, установленный с возможностью совершать качательное-поворотное перемещение относительно оси.
Устройство для фиксации поворотной створки в транспортном средстве (Фиг. 1, 2) используется при функционировании поворотной створки 1, предназначенной для закрытия проема в транспортном средстве по его обводу 32. При эксплуатации транспортного средства створка находится в закрытом положении, при необходимости сворка поворачивается на открытие, а затем возвращается в закрытое положение. При открытой створке устройство находится в режиме ожидания следующего закрытия поворотной створки. Установка створки может производиться на петлевых шарнирах 24, поворот створки производится относительно оси поворота 15, привод поворота створки 25 может быть реализован, например, пневмоцилиндрами, гидроцилиндрами и т.п., установленными на силовых элементах корпуса 14, соединенными тягами с кронштейнами 26, закрепленными на створке 1.
Устройство для фиксации поворотной створки 1 (Фиг. 3) в транспортном средстве оборудовано приводом поворота 2 приводного вала, поворотным 3 и приводным 4 валами, выполненными с возможностью вращения, по меньшей мере, двумя замковыми устройствами 5, содержащими, каждое, поворотный зацепляющий элемент 6 и фиксируемый элемент 7.
Для повышения жесткости конструкции при закрытой створке, а также для удобства обслуживания подводящих коммуникаций к приводу поворота приводного вала 2, поворотный 3 и приводной 4 валы установлены на корпусе 14 транспортного средства, например, размещены на подшипниках в кронштейнах, жестко соединенных с силовыми элементами корпуса, при этом фиксируемые элементы 7 устанавливаются с внутренней стороны поворотной створки 1. Для оптимизации конструкции оси поворотного и приводного валов 3, 4 могут быть параллельны оси 15 поворота створки.
Предпочтительно, чтобы поворотный 3 и приводной 4 валы были размещены непосредственно у обвода проема в корпусе.
Поворотные зацепляющие элементы 6 жестко установлены на поворотном валу.
Для обеспечения возможности регулировки положения поворотные зацепляющие элементы 6 могут быть установлены на поворотном валу 3 с использованием разъемного соединения, например, с помощью болтового зажима или шлицев зубчатого соединения.
Необходимое количество замковых устройств, а также места их установки определяется конструкторской разработкой с целью определения количества необходимых точек прижатия для сопряжения поверхности закрытой створки с корпусом транспортного средства, что в совокупности с другими признаками изобретения обеспечивает многоточечность прижатия закрытой створки к обводу полости в транспортном средстве.
Для обеспечения функционирования устройства поворотные зацепляющие элементы 6 могут быть выполнены в виде крюка или вилки с пазом 8.
По техническому замыслу при конструкторском проектировании обеспечивается зацепление фиксируемого элемента 7 профилем паза 8 зацепляющего элемента 6 при закрытии створки.
Профиль паза 8 в зацепляющих элементах 6 определяется методом графического проектирования с учетом обеспечения возможности зацепления с фиксируемым элементом 7.
Фиксируемые элементы 7 могут быть выполнены в виде проушины или скобы, снабженной пальцем.
Также устройство снабжено предварительно сжатыми (т.е. предварительно нагруженными) пружинами сжатия 10, качалками 11, 12, жестко установленными на поворотном и приводном валах, соединенными между собой тягой 13 и кривошипом 9, жестко установленном на приводном вале и связанным с приводом поворота приводного вала 2.
Пружинами сжатия могут быть пружины, выполненные по ОСТ 1 11208-73, Пружины сжатия. Конструкция и размеры. Предварительное сжатие пружин необходимо для создания постоянно действующей силы, создающей момент силы, действующий на зацепляющий элемент, и рассчитывается с учетом обеспечения необходимого значения создаваемого момента для функционирования процесса работы устройства фиксации поворотной створки, после чего проверяется экспериментально.
Качалки 11, 12 представляют собой поворотные рычаги, жестко фиксирующиеся относительно осей поворота.
Привод поворота поворотного вала может быть выполнен пневматическим, гидравлическим или электрическим и оборудован прямолинейно перемещающимся исполнительным элементом в виде штока 18, например, в виде гидроцилиндра по ГОСТ 16514-96 Гидроприводы объемные. Гидроцилиндры. Общие технические требования.
В частных случаях исполнения кривошип может быть выполнен в виде многозвенной качалки, снабженной пальцем, связь с приводом поворота приводного вала обеспечивается установкой пальца в прорезь, выполненную в прямолинейно перемещающемся исполнительном элементе привода - штоке 18.
Привод поворота 2 приводного вала обеспечивает блокировку поворота кривошипа в направлении, соответствующем его повороту на открытие 19 при закрытом положении створки, и соответствующем его повороту на закрытие 20 при положении устройства в режиме ожидания. (Фиг. 5, 6), а также принудительный поворот кривошипа в случае открытия створки.
Блокировка может быть реализована с помощью вывода штока 18 привода и его фиксации в положении, при котором палец кривошипа упирается в поверхность, ограничивающую прорезь в штоке, что не дает ему повернуться в соответствующем направлении.
Блокировка кривошипа 9 исключает поворот приводного вала 4 и соединенного с ним через качалки и тягу поворотного вала 3, а также установленных на поворотном валу поворотных зацепляющих элементов 6, препятствуя самопроизвольному открытию замковых устройств 5, и обеспечивает их фиксацию в режиме ожидания следующего закрытия поворотной створки.
Пружины сжатия 10 одним концом 16 соединены с корпусом 14 транспортного средства, а другим 17 - с зацепляющим элементом 6.
Точки закрепления определяются при конструкторской разработке места расположения концов пружин в устройстве конструктивно определены таким образом, что пружины при закрытом устройстве пружины создают момент силы на закрытие , прижимая зацепляющий элемент к фиксируемому элементу.
Направление прижимающего момента силы конструктивно обеспечивается соответствующим расположением оси пружины 21 относительно оси поворотного вала 3 в положении при закрытом устройстве.
Для уменьшения трения и обеспечения направления нагрузки вдоль оси пружин без искажения пружины 10 могут быть соединены своими концами 16, 17 с корпусом 14 транспортного средства и, или зацепляющим и элементами 6 с использованием подшипников, например, выполненных по ГОСТ 3635-78, Подшипники шарнирные. Технические условия, запрессованных в гнезда и снабженных соединительными скобами для фиксации концов пружин.
При конструкторской проработке места установки концов пружин 16, 17 и величины усилий предварительного нагружения определяются в соответствии с курсом «Теоретическая механика», например, Аркуша А.И.. Теоретическая механика и сопротивление материалов. - М.: Высшая школа, 1998, и подтверждаются экспериментально.
Процесс работы устройства для фиксации поворотной створки в транспортном средстве (далее - устройство) при его реализации (Фиг. 4) может содержать последовательность выполнения следующих режимов:
- режим ожидания следующего закрытия, при котором приводом приводного вала блокируют перемещение элементов устройства в направлении на закрытие, конструктивно при закрытии створки обеспечивают возможность зацепления фиксируемых элементов профилем пазов зацепляющих элементов;
- режим начала перевода в закрытое положение, при котором вводят фиксируемый элемент в контакт с контуром паза в зацепляющем элементе, передают сигнал о начале закрытия на привод поворота приводного вала и разблокируют перемещение элементов устройства в направлении на закрытие;
- режим перемещения в закрытое положение, при котором перемещают элементы устройства в направлении на закрытие;
- режим фиксации створки в закрытом положении, при котором по заданному положению кривошипа, приводом поворота поворотного вала блокируют перемещение элементов устройства в направлении на открытие и создают на поворотном валу момент силы в направлении на закрытие;
- режим открытия и перевода в режим ожидания, при котором передают сигнал о начале открытия на привод поворота приводного вала, разблокируют перемещение элементов устройства в направлении на открытие, приводом поворота приводного вала перемещают элементы устройства в направлении на открытие, при этом выводят поворотные зацепные элементы из зацепления с фиксируемыми элементами, по заданному положению кривошипа приводом поворота поворотного вала блокируют перемещение элементов устройства в направлении на закрытие, переводя устройство в режим ожидания.
Кинематическая схема перемещения элементов устройства при закрытии створки, раскрывающая направления их движения при закрытии, представлена на Фиг. 5.
Кинематическая схема перемещения элементов устройства при открытии створки и переводе устройства в режим ожидания, раскрывающая направления их движения на открытие и перевод устройства в положение ожидания, представлена на Фиг. 6.
В случае отсутствия контакта контуров пазов 8 зацепляющих элементов 6 с фиксируемыми элементами 7 (при не закрытом положении поворотной створки), устройство находится в режиме ожидания следующего закрытия (Фиг. 7 (привод поворота створки не показан).
Привод приводного вала 2 блокирует поворот кривошипа 9 в направлении поворота на закрытие (Фиг. 8), например, фиксируя контакт пальца кривошипа с контуром прорези в исполнительном элементе, исключающий поворот кривошипа в направлении закрытия.
В соответствии с конструкцией блокировка кривошипа вызывает блокировку приводного вала с жестко установленной на нем качалкой и, следовательно, блокировки: перемещения тяги, поворота качалки, жестко установленной на поворотном вале, и поворотного вала, а также жестко установленных на поворотном вале поворотных зацепляющих устройств; в результате, блокируется перемещение элементов устройства в направлении на закрытие, предотвращается самопроизвольное изменение положения зацепляющих элементов и поворотного захвата.
По конструкторскому замыслу, при закрытии створки, геометрические размеры и выполнение элементов устройства обеспечивают возможность зацепления перемещаемых фиксируемых элементов профилем пазов зацепляющих элементов (Фиг. 11).
В частном случае исполнения для уменьшения нагрузок в устройстве и демпфирования внешних нагрузок пружины сжатия создают момент силы, удерживая поворотный зацепляющий элемент в режиме ожидания (Фиг. 10), при этом создается приведенный к поворотному валу суммарный момент на удержание зацепляющих элементов в режиме удержания возникший от силы предварительного нагружения каждой из пружин действующий по оси 21 пружины на плече 22 равным расстоянию от оси пружины 10 до оси поворотного вала 3.
В дальнейшем раскрытии схема определения моментов, создаваемых пружинами сжатия на поворотных зацепляющих элементах относительно оси поворотного вала - аналогична.
Для фиксации положения поворотных зацепляющих элементов в режиме ожидания поворотный вал 3 может быть снабжен упорами в корпус транспортного средства.
При необходимости закрытия поворотной створкой проема в транспортном средстве производится ее поворот в направлении на закрытие, при этом привод поворота створки 25 создает момент на закрытие створки поворачивающий створку 1, при этом фиксируемые элементы 7 входят в пазы 8 поворотных зацепляющих элементов 6 и в результате контакта с поверхностью контура паза 8 создают момент, стремящийся повернуть зацепной элемента в положение на закрытие
Работа устройства происходит в режиме начала перевода в закрытое положение.
Привод поворота приводного вала 2 получает сигнал о начале перевода створки в закрытое положение, например, по обратной связи с приводом поворота створки 25, и при констатации создания момента на закрытие разблокирует кривошип 9, не препятствуя его дальнейшему перемещению в направлении на закрытие в соответствии с кинематической схемой на закрытие.
В режиме перемещения в закрытое положение под действием нагрузки, создаваемой перемещающимся фиксируемым элементом на поверхность по контуру паза зацепляющего элемента, по месту контакта в замковых устройствах 5 создается момент поворота на закрытие Под действием приведенного к оси поворотного вала суммарного момента силы на его поворот в направлении на закрытие элементы устройства перемещаются в направление на закрытие.
Поскольку при переводе устройства в закрытое положение инициирован моментом на закрытие створки от привода поворота створки, под действием которого реализуется синхронное одновременное закрытие замковых устройств между собой и с поворотом створки на закрытие, в результате чего исключается возможность преждевременного закрытия одного из замковых устройств, что может препятствовать закрытию других, при этом синхронное прижатие створки к обводу закрываемой ниши по месту контакта, а также выполнение дополнительных опорных узлов в зоне, приближенной к точкам крепления на створке агрегатов механизма привода створки для непосредственной передачи усилий этих агрегатов на силовой набор корпуса транспортного средства, компенсирующее рассогласование срабатывания механизмов привода створки и закрытие (открытие) замковых устройств исключает необходимость дополнительного увеличения выше расчетного усилия на приводе поворота створки и приводе приводного вала - необходимость предусмотренного конструктивного «перетяга».
В частном случае исполнения при создании пружинами сжатия момента силы, удерживающего поворотный зацепляющий элемент в режиме ожидания (Фиг. 11), при расчете усилия, создающего поворот устройства на перемещение в положение на открытие, должен большим, чем т.е.
Преодолевая суммарный моменты пружин, направленный на удержание поворотного вала 3 в положении ожидания производится поворот элементов устройства до положения, при котором оси пружин 21 будут пересекаться с осью поворотного вала 3 (Фиг. 12).
В целях дальнейшего описания, такое взаимное положение элементов называется - «положение динамического перелома».
В положении динамического перелома пружина 10 не создает на поворотном зацепляющем элементе 6 момент силы, приведенный к поворотному валу 3, т.е
После перехода положения динамического перелома пружины сжатия создают момент силы на закрытие направленный на поворот зацепляющих элементов на закрытие, прижимая поверхность по контуру паза в месте контакта зацепляющего элемента к фиксируемому элементу, и элементы устройства перемещаются в направлении на закрытие под действием суммированного с
По мере вхождения в контакт внутренней поверхности створки 1 с поверхностью корпуса транспортного средства 14 по обводу 23 проема в корпусе действие привода поворота створки прекращается и устройство функционирует в режиме фиксации створки в закрытом положении (Фиг. 14, (привод поворота створки не показан).
Работа привода поворота створки может быть прекращена по сигналу от датчика закрытия створки, устанавливаемого на корпусе транспортного средства.
Привод поворота приводного вала 2 получает сигнал о прекращении действия привода поворота створки, например, по обратной связи, и перемещает кривошип до положения, соответствующего окончанию перемещения элементов устройства в направлении на закрытие. При перемещении приводом производится поворот приводного вала и дальнейшее перемещение элементов устройства в соответствии с кинематической схемой.
После перемещения кривошипа в положение, конструктивно определенного, как положение, соответствующее закрытию замковых устройств, привод поворота приводного вала блокирует перемещение кривошипа в направлении на открытие (Фиг. 15).
В соответствии с конструкцией блокировка кривошипа вызывает блокировку приводного вала с жестко установленной на нем качалкой и, следовательно, блокировки: перемещения тяги, поворота качалки, жестко установленной на поворотном вале, и поворотного вала, а также жестко установленных на поворотном вале поворотных зацепляющих элементовб; в результате, блокируется перемещение элементов устройства в направлении на открытие и предотвращается изменение положения зацепляющих элементов, исключая самопроизвольное открытие замковых устройств.
Поскольку при закрытом устройстве, фиксирующем поворотную створку в закрытом положении, поворотные зацепляющие элементы нагружены пружинами сжатия, создающими моменты сил на закрытие, прижимая зацепляющий элемент к фиксируемому элементу, реализуется постоянно действующее усилие прижатия створки к корпусу транспортного средства в области установки замковых устройств. Например, в случае деформации конструкции и изменения положения фиксируемого элемента под действием производится поворот поворотного вала с зацепляющими элементами в направлении на закрытие и достигается постоянное прижатие поворотной створки к корпусу транспортного средства в месте установки замковых устройств (Фиг. 16, 17).
Поворотный вал 3 может быть выполнен торсионным, например, изготовленным из стали конструкционной рессорно-пружинной 50ХФА, для компенсации несоосности при установке поворотных зацепляющих элементов 6, а также для компенсации собственных деформаций корпуса транспортного средства от внешних нагрузок и сохранения работоспособности механизма замковых устройств при непредусмотренном изменении положения фиксируемых элементов 7 в случае допустимых деформаций корпуса транспортного средства и поворотной створки в процессе движения, для компенсации сопряжения поверхности поворотной створки с поверхностью корпуса транспортного средства.
При необходимости открытия проема в транспортном средстве производится поворот створки в направлении на открытие. Привод поворота створки 25 создает момент на открытие створки поворачивающий створку 1, при этом фиксируемые элементы 7 в результате контакта с поверхностью контура паза 8 создают момент, стремящийся повернуть зацепной элемента в положение на открытие
Работа устройства происходит в режиме открытия и перевода в режим ожидания (Фиг. 18).
Привод поворота приводного вала 2 получает сигнал о начале перевода створки в открытое положение, например, по обратной связи с приводом поворота створки 25, разблокирует кривошип и перемещает его до положения, соответствующего окончанию перемещению элементов устройства в направлении на открытие. При перемещении кривошипа производится поворот приводного вала и дальнейшее перемещение элементов устройства в соответствии с кинематической схемой.
После перемещения кривошипа в положение, конструктивно определенного как положение, соответствующее режиму ожидания следующего закрытия, привод поворота приводного вала блокирует перемещение кривошипа в направлении на закрытие (Фиг. 10).
Изменения и модификации раскрытого варианта осуществления могут быть очевидными для специалистов в данной области техники и находятся в пределах заявленного объема патентных притязаний в объеме формулы изобретения с учетом технических эквивалентов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ФИКСАЦИИ ПОВОРОТНОЙ СТВОРКИ В ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ | 2022 |
|
RU2791947C1 |
НАТЯЖНОЙ ЗАМОК ДЛЯ ПОВОРОТНОЙ СТВОРКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2022 |
|
RU2777994C1 |
УСТРОЙСТВО ОТКРЫТИЯ ПОВОРОТНОЙ СТВОРКИ ПРОЕМА В ПЛАНЕРЕ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2019 |
|
RU2712465C1 |
Привод запирающего механизма аварийной двери самолета | 2017 |
|
RU2664088C1 |
ЗАМОК ЦИЛИНДРИЧЕСКИЙ ДЛЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ | 2020 |
|
RU2759619C1 |
Устройство навески поворотной створки транспортного средства | 2017 |
|
RU2657723C1 |
МЕХАНИЗМ СДВИГА И ФИКСАЦИИ ФОНАРЯ | 2012 |
|
RU2487818C1 |
ЗАПИРАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДВЕРИ | 2008 |
|
RU2382862C1 |
Мшина для мойки транспортных средств | 1974 |
|
SU562455A1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СТВОРКАМИ ДЛЯ СБРОСА ЖИДКОСТИ С ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТЫ) | 1994 |
|
RU2076828C1 |
Изобретение относится к конструкции транспортных средств и может применяться в конструкциях узлов для фиксации в закрытом положении поворотных створок, открываемых и закрываемых в процессе движения. Устройство для фиксации поворотной створки транспортного средства оборудовано поворотным 3 и приводным 4 валами, приводом поворота приводного вала 2, а также несколькими замковыми устройствами 5, снабжено предварительно сжатыми пружинами сжатия 10, качалками 16, 17, и кривошипом 9. Каждое замковое устройство 5 содержит фиксируемый элемент 7 и поворотный зацепляющий элемент 6 для захвата и удержания фиксируемого элемента 7. Качалки 11, 12 установлены на валах 3, 4 и соединены тягой 13. Кривошип 9 жестко установлен на приводном валу 4 и связан с приводом поворота приводного вала 2. Пружины сжатия 10 соединены с корпусом транспортного средства и с зацепляющим элементом 6. При закрытом устройстве пружины 10 создают момент силы на закрытие. Привод приводного вала 2 обеспечивает блокировку поворота кривошипа 9, соответствующего его повороту на открытие 20 или на закрытие 19. Обеспечивается реализация закрытия и открытия замковых устройств синхронно с поворотом створки и постоянно действующее усилие прижатия створки к корпусу транспортного средства. 7 з.п. ф-лы, 18 ил.
1. Устройство для фиксации поворотной створки в транспортном средстве, оборудованное поворотным и приводным валами, выполненными с возможностью вращения, приводом поворота приводного вала, а также, по меньшей мере, двумя замковыми устройствами, содержащими, каждое, фиксируемый элемент и поворотный зацепляющий элемент, жестко установленный на поворотном валу, отличающееся тем, что снабжено предварительно сжатыми пружинами сжатия, качалками, установленными на поворотном и приводном валах, соединенными между собой тягой, и кривошипом, жестко установленным на приводном валу и связанным с приводом поворота приводного вала, при этом пружины сжатия одним концом соединены с корпусом транспортного средства, а другим - с зацепляющим элементом, места расположения концов пружин в устройстве конструктивно определены таким образом, что пружины при закрытом устройстве создают момент силы на закрытие, прижимая зацепляющий элемент к фиксируемому элементу, а привод приводного вала обеспечивает блокировку поворота кривошипа в направлении, соответствующем его повороту на открытие при закрытом положении створки, и соответствующем его повороту на закрытие при положении устройства в режиме ожидания следующего закрытия поворотной створки.
2. Устройство для фиксации по п. 1, в котором поворотные зацепляющие элементы выполнены в виде крюка или вилки.
3. Устройство для фиксации по п. 1, в котором кривошип выполнен в виде многозвенной качалки, снабженной пальцем для связи с приводом поворота приводного вала, вставленным в прорезь, выполненную в прямолинейно перемещающемся исполнительном элементе привода.
4. Устройство для фиксации по п. 1, в котором пружины соединены своими концами с корпусом транспортного средства и/или зацепляющими элементами с использованием подшипников.
5. Устройство для фиксации по п. 1, в котором поворотный и приводной валы установлены на корпусе транспортного средства, а фиксируемые элементы - с внутренней стороны поворотной створки.
6. Устройство для фиксации по п. 1, в котором оси поворотного и приводного валов расположены параллельно оси поворота створки.
7. Устройство для фиксации по п. 1, в котором поворотные зацепляющие элементы установлены на поворотном валу с использованием разъемного соединения.
8. Устройство для фиксации по п. 1, в котором поворотный вал выполнен торсионным.
US 2016201364 A1, 14.07.2016 | |||
US 2013328326 A1, 12.12.2013 | |||
US 2008129056 A1, 05.06.2008 | |||
US 6343815 B1, 05.02.2002 | |||
US 2010171319 A1, 08.07.2010. |
Авторы
Даты
2023-03-14—Публикация
2022-07-18—Подача