Область техники, к которой относится изобретение
Изобретение относится к ракетной технике и касается складываемых аэродинамических поверхностей, механизмов их стопорения.
Уровень техники
Известен механизм фиксации руля ракеты (см. патент RU 2 458 316 C1, МПК F42B 10/14, 22.02.2011, опубликован 10.08.2012 «Складной руль управляемой ракеты»). Поворотная часть руля вращается на оси параллельной оси ракеты. Корневая часть руля снабжена двумя стопорами, размещенными перпендикулярно оси вращения поворотной части и выполненными в виде подпружиненных штоков, входящих своим концом в паз на торце поворотной части руля. Работа механизма стопорения требует соударения штоков с торцом поворотной части руля для взведения пружин.
Наиболее характерным для сравнения примененных технических решений изобретений выбран, рассматриваемый в качестве прототипа механизм фиксации руля ракеты (см. патент RU 2 524 475 С1, 27.03.2013, МПК F42B 10/014, опубликован 27.07.2014 «Складной руль управляемой ракеты»), в котором в качестве механизма фиксации применены размещенные в корневой части руля два подпружиненных штока, приводимых в рабочее состояние соударением с торцом поворотной части, при этом один из штоков соединен с электронным датчиком сигнализации срабатывания механизма стопорения.
Недостатками данного технического решения является необходимость дополнительного взведения пружины, для чего производится соударение с потерей части полезной кинетической энергии от механизма раскрытия руля и необходимость наличия встроенного в механизм датчика стопорения поворотной части из-за скрытого месторасположения исполнительных элементов в теле руля.
Раскрытие сущности изобретения
Описываемый механизм фиксации консоли аэродинамической поверхности ракеты, представляет собой поворотную и корневую части руля, соединенными осью вращения, ползун-фиксатор и пружину сжатия в качестве механического привода фиксатора.
Технический результат, который устраняет недостаток прототипа, заключается в использовании в качестве фиксатора ползуна, который находится в сложенном положении поворотной части руля во взведенном положении и при совмещении осей симметрии поворотной и корневой части руля дожимается взведенной пружиной сжатия в паз на корневой части руля без потери кинетической энергии от механизма раскрытия, при этом, так как ползун-фиксатор в сборке руля визуально виден и является частью аэродинамической поверхности поворотной части руля, не требуется применения дополнительного датчика положения.
Технический результат достигается тем, что ползун-фиксатор входит в зацепление с осью вращения и удерживает пружину сжатия во взведенном состоянии до момента совмещения осей симметрии поворотной и корневой частей руля в одной плоскости, когда происходит соскальзывание ползуна-фиксатора с лысок оси вращения и смещение его под действием пружины сжатия по направляющим поворотной части руля до упора в ответный паз корневой части.
Применение ползуна-фиксатора, связанного с осью складывания, обеспечивает надежность стопорения руля ракеты.
Краткое описание чертежей
Изобретение в части фиксации руля ракеты иллюстрируется чертежами, где на Фиг. 1 показан общий вид руля ракеты в раскрытом положении, на Фиг. 2 показано поперечное сечение механизма фиксации в месте сопряжения с осью складывания и поворотной частью руля при сложенном положении руля; на Фиг.3 показано поперечное сечение механизма фиксации в месте сопряжения с осью складывания и поворотной частью руля при раскрытом положении руля; на Фиг.4 показано сечение руля в месте расположения пружины сжатия.
Механизм фиксации консоли аэродинамической поверхности ракеты Фиг. 1 включает в себя корневую часть руля 1, поворотную часть руля 2, ползун-фиксатор 3, ось складывания руля 4, пружину сжатия 5.
Корневая часть руля 1 связана с поворотной частью руля 2 через ось складывания руля 4. Ползун-фиксатор 3 связан с осью складывания руля 4 через проточку с лысками, выполненную на полуосях, составляющих ось складывания руля 4. В полость ползуна-фиксатора 3 установлена пружина сжатия 5 (Фиг. 4).
Осуществление изобретения
Механизм фиксации консоли аэродинамической поверхности ракеты работает следующим образом (Фиг. 2): поворотная часть руля 2, раскрывающаяся из сложенного положения в положение, являющееся продолжением корневой части руля 1 (Фиг. 3), под действием механизма раскрытия поворачивается вокруг неподвижной оси складывания руля 4. При совпадении вертикальных лысок, выполненных на оси складывания руля 4, с пазом ползуна-фиксатора 3, происходит удлинение пружины сжатия 5 (Фиг. 4), в результате ползун-фиксатор проскальзывает в клинообразное отверстие, выполненное в корневой части руля 1, в результате происходит фиксация поворотной части руля 2 в корневой части руля 1.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Складной аэродинамический руль ракеты | 2023 |
|
RU2803760C1 |
СКЛАДНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ РУЛЬ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2018 |
|
RU2704687C1 |
СКЛАДНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ РУЛЬ | 2013 |
|
RU2535789C1 |
Механизм раскрытия и стопорения рулей с двумя складывающимися секциями | 2021 |
|
RU2770956C1 |
МЕХАНИЗМ РАСКРЫТИЯ И СТОПОРЕНИЯ РУЛЕЙ И КРЫЛЬЕВ | 1992 |
|
RU2037135C1 |
МЕХАНИЗМ РАСКРЫТИЯ И СТОПОРЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО РУЛЯ С ДВУМЯ ОСЯМИ СКЛАДЫВАНИЯ | 2019 |
|
RU2730903C1 |
МЕХАНИЗМ РАСКРЫТИЯ И СТОПОРЕНИЯ КРЫЛЬЕВ РАКЕТЫ | 2017 |
|
RU2675275C1 |
СКЛАДЫВАЕМАЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ПОВЕРХНОСТЬ С ДВУМЯ ЛИНИЯМИ СКЛАДЫВАНИЯ | 2014 |
|
RU2549999C1 |
Блок системы управления реактивного снаряда, запускаемого из трубчатой направляющей | 2023 |
|
RU2806773C1 |
РАСКРЫВАЕМЫЙ РУЛЬ | 2015 |
|
RU2587751C1 |
Изобретение относится к области летательных аппаратов, а именно к складываемым аэродинамическим поверхностям, механизмам их раскрытия и стопорения. Механизм фиксации консоли аэродинамической поверхности ракеты содержит поворотную и корневую части руля, связанные осью складывания, пружину сжатия и ползун-фиксатор. Ползун-фиксатор является частью внешней аэродинамической поверхности поворотной части руля с возможностью визуального контроля надежности стопорения поворотной части руля на стадии наземной обработки. Ось складывания содержит вертикальные лыски, по которым происходит соскальзывание ползуна-фиксатора по направляющим поворотной части руля до упора в паз корневой части, выполненный в виде клинообразного отверстия. Ползун-фиксатор имеет ответный паз с установленной в него пружиной сжатия, удерживаемой ползуном-фиксатором взведенной в сложенном положении поворотной части руля. Достигается технический результат – повышение надежности стопорения руля ракеты. 4 ил.
Механизм фиксации консоли аэродинамической поверхности ракеты, содержащий поворотную и корневую части руля, связанные осью складывания, пружину сжатия и ползун-фиксатор, отличающийся тем, что ползун-фиксатор является частью внешней аэродинамической поверхности поворотной части руля с возможностью визуального контроля надежности стопорения поворотной части руля на стадии наземной обработки, ось складывания содержит вертикальные лыски, по которым происходит соскальзывание ползуна-фиксатора по направляющим поворотной части руля до упора в паз корневой части, выполненный в виде клинообразного отверстия, при этом ползун-фиксатор имеет ответный паз с установленной в него пружиной сжатия, удерживаемой ползуном-фиксатором взведенной в сложенном положении поворотной части руля.
Механизм раскрытия и стопорения аэродинамического руля | 2021 |
|
RU2770959C1 |
СКЛАДНОЙ РУЛЬ УПРАВЛЯЕМОЙ РАКЕТЫ | 2011 |
|
RU2458316C1 |
СКЛАДНОЙ РУЛЬ УПРАВЛЯЕМОЙ РАКЕТЫ | 2013 |
|
RU2524475C1 |
СКЛАДНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ РУЛЬ | 2013 |
|
RU2535789C1 |
US 7642492 B2, 05.01.2010 | |||
US 6092264 A1, 25.07.2000. |
Авторы
Даты
2023-04-11—Публикация
2022-07-08—Подача