Изобретение относится к музыкальным инструментам и, в частности, к клавишам фортепьяно, роялей и аккордеонов, и предназначено для людей с пониженным зрением и с нарушениями координации движений.
Известна клавиатура аккордеона, представляющая собой хроматическую ручную гармонику с клавиатурой мелодии фортепианного типа с полным числом клавиш равным 41 («Самоучитель игры на аккордеоне», М. Двилянский, Москва, «Советский композитор», 1992 г.).
Известна клавиатура фортепиано, содержащая 88 клавиш, 52 из которых белые и 36-черные. Белые клавиши соответствуют нотам, а черные клавиши представляют собой производные ступени нот, которые называются так же как и белые клавиши, но с приставкой «диез». При этом ширина белых клавиш составляет 23 мм, а их длина 145 мм. Ширина черных клавиш равна 9 мм, а их длина - 85 мм («Самоучитель игры на фортепиано», Л. Мохель, О. Зимина, Издательство «Музыка», Москва, 1968 г.).
Наиболее близкой по технической сути является клавиатура для безнотного чтения (озвучивания) музыки, включающая клавиатуру фортепиано обычного проектирования, причем каждая клавиша на своей поверхности имеет идентификацию звука в виде трехразрядного кода по структуре: первый разряд - порядковый номер октавы (включая неполные) в интервале от 0 до 8, второй и третий разряды - порядковый номер звука в октаве (от До) в интервале от 01 до 12 (патент РФ 2002112595, G10C 3/12, 2003).
Недостатками известных устройств является очень большая ширина белых клавиш и их весьма плотное примыкание друг к другу по ширине, способствующие сбою в исполнении музыкальных произведений людьми с частичной или полной потерей зрения и нарушениями координации движений, ведущее к непопаданию звуки клавиши нот. Постоянный сбой, когда пальцы попадают не нате клавиши или сразу на две соседние клавиши, мешает обучению игре на музыкальном инструменте и исполнению музыкальных произведений.
Кроме того, даже незначительное расхождение в длине клавиатуры фортепьяно приводит к нарушениям воспроизведения исполнителями музыкальных произведений.
Так, у фортепиано «Кама» размер 7 октав от СИ-ДО до СИ-ДО составляет 115 см, у фортепиано «Гамма» и «Октябрь» - 116,5 см, у фортепиано «Беларусь» - 117 см, а у фортепиано «Украина» - 118,5 см.
У ряда роялей, как например, у консерваторских «Стейнвеев», мензура еще больше, а у кабинетных «Grotrian-Steinweg» мензура очень узкая, в то время как у кабинетного «Бехштейна» настолько широкая, что исполнителям приходится тянуть пальцы по максимуму.
Даже столь незначительное расхождение в длине клавиатуры приводит к сбою в исполнении музыкальных произведений. По этой причине многие известные исполнители, гастролируя по странам мира, возят с собой свой музыкальный инструмент.
Клавиатура фортепиано вызывает сбои в исполнении музыкальных произведений у профессионалов, которые являются ярко выраженными аудиалами и кинестетиками, но еще большие неудобства вызывает клавиатура фортепианного проектирования у людей с нарушением зрения и моторики.
Техническим результатом является обеспечение возможности игры на клавиатуре фортепианного проектирования людям с нарушениями зрения и координации движений, обеспечение оптимального перехода с клавиш нот на клавиши производных ступеней нот и обратно, а также подготовка пользователей к переходу игре на классической клавиатуре фортепианного проектирования.
Технический результат достигается тем, что клавиатура музыкального инструмента представлена клавиатурой фортепианного проектирования, с большими белыми клавишами нот и малыми черными клавишами производных ступеней нот, причем она снабжена дополнительными малыми клавишами и сменными съемными насадками на клавиши, дополнительные малые клавиши установлены на больших клавишах, а сменные съемные насадки выполнены с возможностью их установки на дополнительные малые клавиши, причем верхние поверхности дополнительных малых клавиш и верхние поверхности малых клавиш находятся в одной горизонтальной, восходящей или нисходящей плоскости, образуя единую линию.
Сущность изобретения поясняется графическими материалами, где на фиг. 1 показан участок клавиатуры фортепианного проектирования, вид сверху; на фиг. 2 - большие и малые клавиши, выполненные с технологическим зазором, вид сбоку; на фиг. 3 - варианты съемных сменных насадок различного типа и различной ширины, установленные на дополнительных клавишах (а - устанавливаемые сверху с шероховатой поверхностью, б - устанавливаемые спереди на дополнительные клавиши, в - устанавливаемые по бокам каждой дополнительной клавиши), вид спереди; на фиг. 4 - клавиши клавиатуры, расположенные в горизонтальной плоскости; вид сбоку; на фиг. 5 - клавиши клавиатуры, расположенные в восходящей плоскости, вид сбоку; на фиг. 6 - клавиши клавиатуры, расположенные в нисходящей плоскости; на фиг. 7 - клавиши клавиатуры, перекрывающие друг друга без технологического зазора, вид сбоку.
Клавиатура музыкального инструмента представлена клавиатурой фортепианного проектирования, с белыми большими клавишами 1 нот и черными малыми клавишами 2 производных ступеней нот. На больших клавишах 1 установлены дополнительные малые клавиши 3, ширина которых равна ширине малых клавиш 2.
Дополнительные малые клавиши 3 могут выполняться заодно с большими клавишами 1 как единая деталь или крепиться при помощи клея или двухстороннего скотча.
Дополнительные малые клавиши 3 в сагиттальном направлении доходят до начала малых клавиш 2 (фиг. 4, фиг. 5, фиг. 6), располагаются перед ними с технологическим и визуальным зазором (фиг. 2) или перекрывают друг друга без технологического зазора (фиг. 7).
Верхние поверхности малых клавиш 2 и верхние поверхности дополнительных малых клавиш 3 могут находиться в горизонтальной (фиг. 4), в восходящей (фиг. 5) или нисходящей (фиг. 6) плоскостях.
Возможно выполнение больших клавиш 1 с дополнительными малыми клавишами 3 и малых клавиш 2 ориентированные основаниями в горизонтальной плоскости при том, что верхние части дополнительных малых клавиш 3 и верхние части малых клавиш 2 выполняют под углом, образующим восходящую или нисходящую единую линию клавиш.
Клавиатура музыкального инструмента снабжена сменными съемными насадками 4 различной ширины, различной формы и структуры внешней верхней поверхности, включая плоскую, вогнутую, выпуклую, гребнеобразную, округлую форму с различной степенью шероховатости.
Форма сменных съемных насадок 4 зависит от степени утраты зрения и тактильными особенностями подушечек конечных фаланг пальцев пользователя.
Сменные съемные насадки 4 могут быть выполнены из жестких или эластичных полимеров, резины или силикона, а их ширина не превышает ширину больших клавиш 1.
Внутренняя поверхность сменных съемных насадок 4 соответствует ширине и форме дополнительных малых клавиш 3, установленных на больших клавишах 1.
Сменные съемные насадки 4 крепятся к дополнительным малым клавишам 3 при помощи клея, за счет двухсторонней клейкой ленты или удерживаются за счет трения.
Клавиатурой музыкального инструмента пользуются следующим образом.
Обучаемый, человек с нарушениями работы зрительного анализатора или с нарушениями координации движений, размещает руки на клавиатуре, соотнося расстановку пальцев с расположением клавиш нот с дополнительными малыми клавишами 3 и с расположением малых клавиш 2 производных ступеней нот.
После чего выполняет упражнение или исполняет музыкальное произведение.
При этом его пальцы попадают на дополнительные малые клавиши 3, установленные на больших клавишах 1 нот, четко воспроизводя выбранную ноту и не задевая соседние клавиши нот, т.к. между дополнительными малыми клавишами 3 соседних нот образуется расстояние в 14 мм, предотвращающее случайное попадание на соседние клавиши нот.
При переходе с дополнительных малых клавиш 3 нот на черные малые клавиши 2 производных ступеней нот, пользователям с нарушениями работы зрительных анализаторов и координации движений не надо поднимать кисти вверх, а затем искать нужные клавиши. Находящиеся в одной горизонтальной, восходящей или нисходящей плоскости дополнительные малые клавиши 3 и малые клавиши 2 позволяют перемещать кисти в сагиттальном направлении, не отрывая их от клавиатуры.
Не прерывающийся контакт клавишами музыкального инструмента исключает последующий поиск нужных клавиш, а все манипуляции по перемещению кистей рук пользователя происходят в одной плоскости без подъема кистей рук, без отрыва рук от клавиатуры.
При перестановке рук на следующий участок клавиатуры, пользователь с пониженным зрением или с нарушением координации движений легко попадает пальцами на нужные дополнительные малые клавиши 3 нот, выступающие над большими клавишами 1 нот, выполненные со значительным расстоянием между соседними дополнительными малыми клавишами 3 нот.
Для постепенного перехода пользователей к исполнению музыкальных произведений на традиционной клавиатуре, на дополнительные малые клавиши 3 нот устанавливаются насадки 4 необходимой ширины и фактуры верхней внешней поверхности. Если на начальном этапе переходного периода насадки 4 могут быть минимальной ширины, то на завершающем этапе ширина насадок 4 становится близкой или равной ширине больших клавиш 1 нот и приближаться по ширине к 23 мм.
Техническим результат по обеспечению возможности игры на клавиатуре фортепианного проектирования людям с нарушениями зрения и координации движений достигается тем, что на больших белых клавишах нот, плотно примыкающих друг к другу с минимальным зазором, установлены дополнительные малые клавиши, что обеспечивает значительное расстояние между соседними дополнительными малыми клавишами нот и извлечение именно той ноты, которая запланирована исполнителем без случайного нажимания соседних больших клавиш.
Техническим результатом по обеспечению оптимального перехода с клавиш нот на клавиши производных ступеней нот и обратно достигается тем, что клавиши нот и клавиши производных ступеней нот лежат в одной горизонтальной, восходящей или нисходящей плоскостях, что не требует подъема кистей рук вверх в вертикальной плоскости, с последующей ориентировкой кистей рук на клавиатуре.
Технический результат по подготовке пользователей к переходу к игре на классической клавиатуре фортепианного проектирования достигается тем, что устройство снабжено насадками на дополнительные малые клавиши нот. В переходном периоде тренинга для подготовки игры на классической клавиатуре, сначала устанавливают насадки небольшой ширины, постепенно доводя их до ширины больших клавиш нот. По мере тренировок в переходный период, у обучаемого формируется четкое тактильное восприятие нот, а отсутствие сбоя при исполнении, связанное со случайным нажимом на соседние большие клавиши нот, не ведет к прерыванию исполнения музыкального произведения, сохраняя его целостность.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КЛАВИША НОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА ФОРТЕПИАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ | 2022 |
|
RU2799657C1 |
ГУСЛИ | 2023 |
|
RU2811337C1 |
КЛАВИАТУРА МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА | 2019 |
|
RU2705143C1 |
ГУСЛИ | 2023 |
|
RU2810610C1 |
ГУСЛИ | 2023 |
|
RU2811664C1 |
ГУСЛИ | 2023 |
|
RU2810608C1 |
ГУСЛИ | 2023 |
|
RU2810616C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПИСИ НОТ | 2019 |
|
RU2694079C1 |
КЛАВИШНЫЙ МЕХАНИЗМ ЯЗЫЧКОВОГО ПНЕВМАТИЧЕСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА | 2022 |
|
RU2795366C1 |
ГУСЛИ | 2023 |
|
RU2810611C1 |
Изобретение относится к музыкальным инструментам и, в частности, к клавишам фортепьяно, роялей и аккордеонов, и предназначено для людей с пониженным зрением и нарушениями координации движений. Техническим результатом является обеспечение возможности игры на клавиатуре фортепианного проектирования людям с нарушениями зрения и координации движений, обеспечение оптимального перехода с клавиш нот на клавиши производных ступеней нот и обратно, а также подготовка пользователей к переходу игре на классической клавиатуре фортепианного проектирования. Технический результат достигается тем, что клавиатура музыкального инструмента представлена клавиатурой фортепианного проектирования, с большими белыми клавишами нот и малыми черными клавишами производных ступеней нот, причем она снабжена дополнительными малыми клавишами и сменными съемными насадками на клавиши, дополнительные малые клавиши установлены на больших клавишах нот, а сменные съемные насадки выполнены с возможностью их установки на дополнительные малые клавиши, причем верхние поверхности дополнительных малых клавиш и верхние поверхности малых клавиш находятся в одной горизонтальной, восходящей или нисходящей плоскости. 7 ил.
Клавиатура музыкального инструмента, представленная клавиатурой фортепианного проектирования, с белыми большими клавишами нот и черными малыми клавишами производных ступеней нот, отличающаяся тем, что она снабжена дополнительными малыми клавишами и сменными съемными насадками на клавиши, дополнительные малые клавиши установлены на больших клавишах нот, а сменные съемные насадки выполнены с возможностью их установки на дополнительные малые клавиши, причем верхние поверхности дополнительных малых клавиш и верхние поверхности малых клавиш находятся в одной горизонтальной, восходящей или нисходящей плоскости.
US 20090199699 A1, 13.08.2013 | |||
US 7629527 B2, 08.12.2009 | |||
CN 106205280 A, 07.12.2016 | |||
US 1598813 A, 07.09.1926. |
Авторы
Даты
2023-07-04—Публикация
2022-10-25—Подача