Изобретение относится к дорожно-строительным материалам, в частности к горячим мелкозернистым асфальтобетонным смесям, и может быть использовано при строительстве автомобильных дорог, мостов, аэродромов.
Известна асфальтобетонная смесь, содержащая битум 5,8 - 7,1%, отход гальванического производства 6,0 - 12,3%, нейтрализованный шлам травильного производства 3,5 - 6,4%, щебень 32,0 - 48,0%, песок остальное (патент РФ №2074277, дата публикации 27.02.1997).
Недостатком известной асфальтобетонной смеси является низкая прочность при 20°C (предел прочности при сжатии равен 2,0-2,1 МПа) и низкая водостойкость (коэффициент водостойкости равен 0,71-0,80).
Известна асфальтобетонная смесь, состоящая из серобитумного вяжущего с активирующей добавкой в виде аминов, отходов песчано-гравийной смеси, песчано-гравийной смеси и доломитовых высевок. Состав смеси отходы песчано-гравийной смеси 43,5%, песчано-гравийная смесь 33,5% высевки доломитовые 13,7%, серобитум (сера, битум в пропорции 1:1, в качестве катализатора используют анилин (ч) в количестве 1,0 г (2% по отношению к сере) 13-9,3% (патент РФ №2452748 C1, дата публикации 10.06. 2012).
Недостатком известной асфальтобетонной смеси, получаемой на основе серобитумного вяжущего, является низкая водостойкость (коэффициент водостойкости равен 0,9), небольшая прочность при 50°C (предел прочности - 1,25 МПа) и большая прочность при 0°C (предел прочности - 11,5 МПа), что характеризует низкую морозостойкость смеси.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является асфальтобетон, содержащий, мас.%: природный песок 11-14, щебень 45-48, песок из отсевов дробления 35-39, в качестве минерального порошка буровой шлам 4-8, битум 5-5,3 сверх 100 мас.% минеральной части (патент РФ № 2755172 от 13.09.2021г.). Данный состав принят в качестве прототипа.
Признаками прототипа, совпадающими с существенными признаками заявляемого изобретения, являются - природный песок 11-14 мас.%, щебень 45-48 мас.%, песок из отсевов дробления 35-39мас.%, минеральный порошок 4-8 мас.%, битум.
Недостатком известного асфальтобетона, взятого за прототип, является низкий предел прочности, низкую водостойкость, теплостойкость.
Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является расширение арсенала средств дорожно-строительных материалов за счет получения асфальтобетона с использованием измельченных отходов полиэтилена низкого давления и моторного масла, используемым в качестве вяжущего и структурорегулирующего материала, с соответствующими нормативным документам эксплуатационными характеристиками и физико-механическими свойствами: плотностью и прочностью материала, пористостью минерального состава, водостойкостью и водонасыщением.
Поставленная задача была решена за счет того, что известный асфальтобетон, содержащий щебень, природный песок, песок из отсевов дробления, минеральный порошок и битум, согласно изобретению в качестве вяжущего и структурорегулирующего материала дополнительно он содержит измельченный до размера частиц от 0,5 до 35мм полиэтилен низкого давления, загрязненный моторными маслами при следующем соотношении ингредиентов, мас. %:
Отличительными признаками предлагаемого изобретения от заявляемого по прототипу являются: использование в качестве вяжущего битума в количестве 4,8-5,5% сверх 100 мас.% минеральной части и измельченного до размера частиц от 0,5 до 35 мм отходов полиэтилена низкого давления в количестве 2-3 сверх 100 мас.% битума, содержащего моторное масло в количестве от 0,1 до 5% от массы полиэтилена низкого давления.
Введение в состав асфальтобетонной смеси предварительно измельченных отходов полиэтилена в количестве 2-3 сверх 100 мас.% битума, содержащих остатки моторного масла в количестве 0,1 - 5% от массы полиэтилена низкого давления обеспечивает повышение устойчивости минерального остова асфальтобетона к внешним сдвиговым нагрузкам. Моторное масло ускоряет процесс равномерного распределения измельченных отходов полиэтилена низкого давления в асфальтобетонной смеси при перемешивании.
Содержание моторного масла в количестве более 5% от массы полиэтилена нецелесообразно, т.к. это будет изменять начальную вязкость битума и снизит прочностные характеристики асфальтобетона.
Отличительные признаки в совокупности с известными, позволяют понизить стоимость асфальтобетона, обеспечив при этом соответствие асфальтобетона требованиям нормативных документов по эксплуатационным характеристикам и физико-механическим свойствам. Кроме того, это позволит снизить техногенную нагрузку на окружающую среду, а также будет расширен арсенал средств дорожно-строительных материалов.
Для приготовления асфальтобетона используют следующий компонентный состав:
1. Природный песок, фракция от 0 до 5 мм в соответствии с ГОСТ 8735-2014 «Песок для строительных работ. Методы испытаний».
2. Щебень, фракция от 5 до 20 мм в соответствии с ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия».
3. Песок из отсевов дробления, фракция от 0 до 5 мм в соответствии с ГОСТ 8735-2014 «Песок для строительных работ. Методы испытаний».
4. Полиэтилен низкого давления, загрязненный моторными маслами (содержание от 0,1 до 5%, крупность отдельных частиц не более 35 мм.
5. Битум 90/130 (сверх 100% МЧ), в соответствии с ГОСТ 22245-90 «Битумы нефтяные дорожные. Технические условия». Глубина проникания иглы 0,1 мм при 25°С - 90.
Использование отходов полиэтилена в составе асфальтобетона не изменяет технологическую схему его производства. Технологический процесс получения асфальтобетонной смеси с добавлением полиэтиленовых отходов проходит следующим образом:
Предварительно измельченные отходы полиэтилена низкого давления смешивают с минеральными компонентами (щебень, природный песок, песок из отсева дробления). Затем в смесь вводят битум, разогретый до температуры 165-175°С. После перемешивания всех компонентов и доведения температуры смеси до требуемой, в зависимости от вида производимого асфальтобетона, осуществляют выпуск готовой смеси. Технология допускает использование штатного оборудования, применяемого на серийно выпускаемых асфальтобетонных заводах.
Технический результат подтвержден испытаниями на соответствие требованиям ГОСТ 9128-2013 «Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия», для проведения которых были использованы асфальтобетонные смеси при следующем соотношении компонентов, мас. %:
Смесь 1 - природный песок 11, щебень 47, песок из отсевов дробления 38, минеральный порошок 4, битум БНД 90/130 4,8 (сверх 100 мас.% минеральной части), полиэтилен низкого давления 2 (сверх 100 мас.% битума) с содержанием моторного масла 0,1%.
Смесь 2 - природный песок 11, щебень 47, песок из отсевов дробления 38, минеральный порошок 4, битум БНД 90/130 5,5 (сверх 100 мас.% минеральной части), полиэтилен низкого давления 3 (сверх 100 мас.% битума) с содержанием моторного масла 1%.
Смесь 3 - природный песок 14, щебень 45, песок из отсевов дробления 35, минеральный порошок 6, битум БНД 90/130 5,0 (сверх 100 мас.% минеральной части), полиэтилен низкого давления 2,5 (сверх 100 мас.% битума) с содержанием моторного масла 2%.
Смесь 4 - природный песок 11, щебень 45, песок из отсевов дробления 39, минеральный порошок 5, битум БНД 90/130 5,5 (сверх 100 мас.% минеральной части), полиэтилен низкого давления 3 (сверх 100 мас.% битума) с содержанием моторного масла 4%.
Смесь 5 - природный песок 13, щебень 48, песок из отсевов дробления 35, минеральный порошок 4, битум БНД 90/130 5,3 (сверх 100 мас.% минеральной части), полиэтилен низкого давления 3 (сверх 100 мас.% битума) с содержанием моторного масла 5%.
Дополнительно была приготовлена асфальтобетонная смесь (исходная), содержащая традиционное битумное вяжущее для сравнения результатов физико-механических показателей при следующем соотношении компонентов, мас. %: природный песок 12, щебень 46, отсев дробления 38, минеральный порошок 4, битум БНД 90/130 (сверх 100% минеральной части) 5,3.
Составы смесей и результаты их испытаний приведены в таблице:
Таким образом, создана горячая мелкозернистая асфальтобетонная смесь типа Б II марки с добавлением предварительно измельченных отходов полиэтилена низкого давления, содержащих остатки моторных масел, обладающая требуемыми прочностными характеристиками, что позволило расширить номенклатуру материалов используемых в дорожно-строительной отрасли, понизить стоимость асфальтобетона, а также снизить техногенную нагрузку на окружающую среду.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АСФАЛЬТОБЕТОН | 2023 |
|
RU2814397C1 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ (ВАРИАНТЫ) | 2017 |
|
RU2648895C1 |
РЕЗИНИРОВАННАЯ ЩЕБЕНОЧНО-МАСТИЧНАЯ АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2009 |
|
RU2415165C1 |
Способ получения холодной асфальтобетонной смеси на основе модифицированной полимерно-битумной композиции | 2023 |
|
RU2824525C1 |
РЕЗИНИРОВАННАЯ ДРЕНИРУЮЩАЯ АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2012 |
|
RU2483037C1 |
РЕЗИНИРОВАННАЯ ВИБРОЛИТАЯ АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2010 |
|
RU2435743C1 |
РЕЗИНИРОВАННАЯ АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ ДЛЯ ОСНОВАНИЙ И НИЖНИХ СЛОЕВ ПОКРЫТИЙ | 2012 |
|
RU2500636C1 |
АСФАЛЬТОБЕТОН | 2019 |
|
RU2697468C1 |
АСФАЛЬТОБЕТОН | 2020 |
|
RU2755172C1 |
Асфальтобетонная смесь | 2021 |
|
RU2777276C1 |
Изобретение относится к дорожно-строительным материалам, в частности к составам смесей для изготовления асфальтобетонов, и может быть использовано при строительстве автомобильных дорог, мостов, аэродромов. Технический результат заключается в расширении арсенала средств с одновременным снижением техногенной нагрузки на окружающую среду отхода - емкостей из полиэтилена низкого давления, содержащих остатки моторных масел. Асфальтобетон содержит компоненты при следующем соотношении, мас.%: природный песок 11-14, щебень 45-48, песок из отсевов дробления 35-39, минеральный порошок 4-8, битум 4,8-5,5 сверх 100 мас.% минеральной части, измельченный до размера частиц от 0,5 до 35 мм полиэтилен низкого давления 2-3 сверх 100 мас.% битума, моторное масло от 0,1 до 5% от массы полиэтилена низкого давления. 1 табл.
Асфальтобетон, содержащий природный песок, щебень, песок из отсевов дробления, минеральный порошок, битум и измельченный до размера частиц от 0,5 до 35 мм полиэтилен низкого давления, загрязненный моторными маслами, при следующем соотношении ингредиентов, мас.%:
АСФАЛЬТОБЕТОН | 2020 |
|
RU2755172C1 |
РЕЗИНИРОВАННАЯ АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ ДЛЯ ОСНОВАНИЙ И НИЖНИХ СЛОЕВ ПОКРЫТИЙ | 2012 |
|
RU2500636C1 |
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ | 1997 |
|
RU2123988C1 |
CN 110357495 A, 22.10.2019 | |||
US 2871212 A, 27.01.1959. |
Авторы
Даты
2023-07-14—Публикация
2023-02-13—Подача