СИСТЕМА ДЕФЛЕКТОРОВ СТРУЙ ВЫБРОСА ВОЗДУХА ТЕПЛООБМЕННИКА Российский патент 2023 года по МПК B64D33/04 B64C1/38 F01N13/14 

Описание патента на изобретение RU2801984C1

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к системам воздухообмена на борту летательного аппарата, и может быть использовано при проектировании самолетов с пониженной радиолокационной заметностью для снижения массы конструкции.

На современные летательные аппараты (далее - ЛА) военного назначения накладываются жесткие требования к массовым характеристикам, а также ужесточаются требования по уровню радиолокационной (далее - РЛ) и инфракрасной (далее - ИК) заметности. Мероприятия по снижению РЛ заметности должны быть выполнены, в том числе, при организации горячих выхлопов из теплообменников и вспомогательной силовой установки (далее - ВСУ).

Из уровня техники известны различные варианты выведения воздушных выбросов. Для обеспечения теплового баланса ЛА применяются воздушные каналы с пластинчато-ребристыми теплообменниками (далее - ТО). При этом на выходные отверстия каналов устанавливаются решетки, снижающие РЛ заметность, но ухудшающие газодинамические характеристики системы продува ТО, выступая в роли дросселя.

Из уровня техники известно техническое решение по патенту CN 211223890 U, опубликованному 11.08.2020, согласно которому используют воздушный канал с теплообменным аппаратом и эжектором для выброса воздуха из системы кондиционирования, которое снижает РЛ заметность ЛА.

Существенным недостатком известной системы выброса воздуха является попадание струи горячего воздуха на внешнюю поверхность ЛА, главным образом, на сверхзвуковых и высотных режимах полета, что приводит к необходимости применения в конструкции планера жаростойких материалов, обладающих большим удельным весом и высокой стоимостью.

Таким образом, задачей заявленного изобретения является устранение недостатков известного уровня техники.

Техническим результатом, на достижение которого направлено заявленное изобретение, является исключение высокотемпературного воздействия на внешнюю поверхность ЛА, что способствует снижению веса ЛА, РЛ и ИК заметности ЛА при обеспечении эффективной работы ТО на всех режимах полета ЛА.

Система дефлекторов струй выброса воздуха теплообменника содержит расположенные на хвостовой балке ЛА последовательно против направления полета дефлектор, отверстие канала высокотемпературного выхлопа вспомогательной силовой установки, отверстие канала выхлопа высокотемпературного теплообменника и отверстие канала выхлопа низкотемпературного теплообменника. В канале высокотемпературного теплообменника перед самим высокотемпературным теплообменником выполнено ответвление дополнительного смежного канала с выводом струи воздуха на поверхность летательного аппарата сбоку по направлению полета смежно с отверстием канала высокотемпературного теплообменника.

В канале высокотемпературного теплообменника перед самим высокотемпературным теплообменником выполнены два ответвления дополнительных смежных каналов с выводом струй воздуха на поверхность летательного аппарата по бокам по направлению полета смежно с отверстием канала высокотемпературного теплообменника.

На поверхности летательного аппарата на отверстиях каналов теплообменников расположены решетки.

На поверхности летательного аппарата на отверстии канала высокотемпературного выхлопа вспомогательной силовой установки установлена решетка.

На поверхности летательного аппарата на отверстии канала высокотемпературного выхлопа вспомогательной силовой установки установлена откидная створка.

Дефлектор выполнен клиновидным.

Далее более подробно заявленное изобретение поясняется фигурами:

На фиг.1 схематично изображено расположение элементов заявленного изобретения.

На фиг.2 изображено расположение элементов заявленного изобретения на поверхности ЛА.

На фиг.3 изображен разрез А-А фиг.1.

На фиг.4 изображен разрез Б-Б фиг.1.

Заявленная система содержит канал воздухозаборника (на фиг. не показано), разделенный на входы в высокотемпературный ТО и низкотемпературный ТО, сами высокотемпературный ТО (15) и низкотемпературный ТО, канал выхлопа В СУ, канал выхлопа высокотемпературного ТО, канал выхлопа низкотемпературного ТО, отверстия (каналов выхлопов теплообменников и канала выхлопа ВСУ) на поверхности (1) ЛА, решетки отверстий теплообменников, откидную створку (2) отверстия выхлопа ВСУ и дефлектор клиновидный (3) типа «галка».

Дефлектор (3), отверстие (4) выхлопа ВСУ, отверстие (5) выхлопа высокотемпературного ТО и отверстие (6) выхлопа низкотемпературного ТО расположены на поверхности ЛА в указанной последовательности против направления (7) полета ЛА на хвостовой балке (10) между мотогондолой (11) и постаментом (12) вертикального оперения (13) (см. фиг.2).

Использование дефлектора типа «галка» позволяет обеспечить необходимую степень перемешивания холодных струй наружного обтекания и горячих струй выброса, которая исключает попадание высокотемпературного газа на внешнюю поверхность планера ЛА.

Продольное позиционирование приведенных элементов системы указанным образом в хвостовой части ЛА обусловлено перемешиванием холодных струй наружного обтекания и горячих струй выбросов, которое исключает попадание высокотемпературного газа на внешнюю поверхность ЛА и избегания излишней тепловой нагрузки планера ЛА. На фиг.3 позицией (13) обозначены границы областей температур газов.

На отверстиях (5 и 6), расположенных на поверхности ЛА расположены решетки (8) с конфигурацией отверстий, обеспечивающей малый уровень РЛ заметности, через которые осуществляется выброс воздуха ТО.

На отверстии (4) выхлопа ВСУ установлена откидная створка (2).

Кроме того, для экранирования элементов конструкции ЛА в канале высокотемпературного ТО осуществляется отбор воздуха перед высокотемпературным ТО путем ответвления в дополнительный смежный канал (9) с образованием через смежное отверстие (14) узкой струи воздуха меньшей температуры для обеспечения охлаждения выброса высокотемпературного ТО и создания газодинамического дефлектора (см. фиг.4) сбоку по направлению полета от выброса высокотемпературного ТО. Причем на фиг.4 указано наличие одного смежного канала, образовывающего струю отработанного воздуха меньшей температуры, но в конструкции может быть предусмотрено наличие двух смежных каналов, обеспечивающих экранирование элементов конструкции ЛА, расположенных по бокам от отверстия выброса высокотемпературного ТО.

Таким образом в заявленной системе обеспечивается снижение теплового нагружения планера ЛА с обеспечением малых уровней РЛ и ИК заметности, а также продольное позиционирование выходных каналов от теплообменников в хвостовой части ЛА и их расположение позади канала выброса газа от ВСУ обеспечивает возможность использования в конструкции планера ЛА материалов, обладающих пониженной жаростойкостью, а, соответственно, и меньшим удельным весом. При этом, использование совмещенного воздухозаборника с последующим разделением потоков по теплообменникам разного температурного уровня дополнительно повышает плотность компоновки системы.

Похожие патенты RU2801984C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ПОДАВЛЕНИЯ ИНФРАКРАСНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ 2006
  • Чапкович Джон С. Iii
  • Фиттс Ричард Алан
  • Зак Дэвид
RU2413085C2
СИСТЕМА ПРОДУВА НЕПОДВИЖНОЙ НЕСЪЕМНОЙ ПУШЕЧНОЙ УСТАНОВКИ 2021
  • Стрелец Михаил Юрьевич
  • Булатов Алексей Сергеевич
  • Аленин Андрей Борисович
  • Алферов Кирилл Евгеньевич
  • Барабанов Александр Владимирович
  • Каиров Валерий Черменович
  • Шкурлатов Иван Викторович
  • Животов Андрей Александрович
  • Корнев Александр Владимирович
  • Останко Денис Андреевич
RU2770886C1
Модель воздухозаборного устройства вспомогательной силовой установки летательного аппарата для испытания в аэродинамической трубе 2022
  • Акинфиев Владимир Олегович
  • Решетин Владислав Олегович
  • Ливерко Дмитрий Вадимович
RU2793637C1
Сверхзвуковой нерегулируемый воздухозаборник 2021
  • Стрелец Михаил Юрьевич
  • Аленин Андрей Борисович
  • Косицин Александр Анатольевич
  • Мелех Дмитрий Игоревич
  • Булатов Алексей Сергеевич
  • Кравцов Владимир Александрович
  • Казеннов Сергей Константинович
RU2779515C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОГРАНИЧНЫМ СЛОЕМ НА АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2012
  • Пеков Алексей Николаевич
RU2508228C1
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ВОЗДУШНОГО СУДНА 2010
  • Кузнецов Виктор Иванович
  • Шпаковский Денис Данилович
RU2462398C2
ГИПЕРЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ, ОБОРУДОВАННЫЙ КОМБИНИРОВАННОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ, И СПОСОБ ЕЕ РАБОТЫ В ПОЛЕТЕ 2023
  • Бендеров Валерий Владимирович
  • Байков Алексей Анатольевич
  • Куплинов Денис Михайлович
  • Арапов Александр Польевич
RU2805427C1
Способ и летательный аппарат для перемещения в атмосфере планет со скоростями выше первой космической и высокоинтегрированный гиперзвуковой летательный аппарат (варианты) для осуществления способа 2012
  • Александров Олег Александрович
RU2618831C2
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ С АЭРОДИНАМИЧЕСКИМ ЭЛЕМЕНТОМ И СПОСОБ ЕГО ПОЛЕТА 2012
  • Арвин Шмилович
  • Абдоллах Кходадоуст
RU2597046C2
Летательный аппарат короткого взлета и посадки с газодинамическим управлением 2018
  • Сычев Владимир Борисович
  • Амброжевич Александр Владимирович
  • Пшиченко Дмитрий Викторович
  • Карташев Андрей Сергеевич
  • Корнев Алексей Владимирович
  • Караваев Николай Андреевич
  • Сычев Сергей Владимирович
  • Куликов Борис Михайлович
  • Грищенко Александр Владимирович
  • Мигалин Константин Валентинович
  • Сиденко Алексей Ильич
  • Середа Владислав Александрович
RU2711760C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 801 984 C1

Реферат патента 2023 года СИСТЕМА ДЕФЛЕКТОРОВ СТРУЙ ВЫБРОСА ВОЗДУХА ТЕПЛООБМЕННИКА

Изобретение относится к системам воздухообмена на борту летательного аппарата. Система дефлекторов струй выброса воздуха теплообменника содержит расположенные на хвостовой балке летательного аппарата последовательно против направления полета дефлектор, отверстие канала высокотемпературного выхлопа вспомогательной силовой установки, отверстие канала выхлопа высокотемпературного теплообменника и отверстие канала выхлопа низкотемпературного теплообменника. В канале высокотемпературного теплообменника перед высокотемпературным теплообменником выполнено по меньшей мере одно ответвление дополнительного смежного канала с выводом струи воздуха на поверхность летательного аппарата сбоку по направлению полета смежно с отверстием канала высокотемпературного теплообменника. Изобретение направлено на исключение высокотемпературного воздействия на внешнюю поверхность летательного аппарата с пониженной радиолокационной заметностью при снижении массы конструкции и обеспечение эффективной работы теплообменника на всех режимах полета. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 801 984 C1

1. Система выбросов воздуха теплообменников, характеризующаяся тем, что содержит расположенные на хвостовой балке летательного аппарата последовательно против направления полета дефлектор, отверстие канала высокотемпературного выхлопа вспомогательной силовой установки, отверстие канала выхлопа высокотемпературного теплообменника и отверстие канала выхлопа низкотемпературного теплообменника, причем в канале высокотемпературного теплообменника перед самим высокотемпературным теплообменником выполнено по меньшей мере одно ответвление дополнительного смежного канала с выводом через смежное отверстие струи воздуха на поверхность летательного аппарата сбоку по направлению полета смежно с отверстием канала высокотемпературного теплообменника.

2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что в канале высокотемпературного теплообменника перед самим высокотемпературным теплообменником выполнены два ответвления дополнительных смежных каналов с выводом струй воздуха на поверхность летательного аппарата по бокам по направлению полета смежно с отверстием канала высокотемпературного теплообменника.

3. Система по п. 1, отличающаяся тем, что на поверхности летательного аппарата на отверстиях каналов теплообменников расположены решетки.

4. Система по п. 1, отличающаяся тем, что на поверхности летательного аппарата на отверстии канала высокотемпературного выхлопа вспомогательной силовой установки установлена откидная створка.

5. Система по п. 1, отличающаяся тем, что дефлектор выполнен клиновидным.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2801984C1

US 8371522 B2, 12.02.2013
WO 2009083074 A1, 09.07.2009
CN 102673793 B, 29.04.2015
US 9435224 B2, 06.09.2016
US 5746047 A1, 05.05.1998
US 4662174 A1, 05.05.1987
WO 1998059163 A1, 30.12.1998
WO 2009083074 A4, 09.07.2009
WO 2017066126 A1, 20.04.2017
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТЕПЛОВЫМИ ВЫБРОСАМИ, ГЕНЕРИРУЕМЫМИ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ, И УСТРОЙСТВО ОХЛАЖДЕНИЯ ДЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, ПОЗВОЛЯЮЩЕЕ ПРИМЕНЯТЬ УПОМЯНУТЫЙ СПОСОБ 2008
  • Бюлен Гийом
  • Диттмар Ян
RU2478805C2

RU 2 801 984 C1

Авторы

Ардеев Денис Юрьевич

Сорокин Юрий Анатольевич

Останко Денис Андреевич

Солдатов Евгений Сергеевич

Косицин Александр Анатольевич

Даты

2023-08-22Публикация

2022-12-28Подача