Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано, например, в транспортном машиностроении. Более конкретно изобретение относится к элементам трансмиссии транспортных средств различного рода назначения, для раздачи мощности от одного входного на другие выходные валы, с возможностью изменения частоты вращения каждого из них. Наличие бесступенчатого регулирования частоты вращения выходных валов, позволяет применить данную модель в других различных механических устройствах.
Известен «Бесступенчатый привод транспортного средства». Бесступенчатый привод автомобиля, содержащий два клиноременных вариатора и два редуктора, каждые из которых установлены на отдельных валах, каждый ведомый шкив клиноременной передачи кинематически связан с редуктором, связанным кинематически с валом колеса, а ведущие шкивы клиноременной передачи установлены на едином валу, отличающийся тем, что единый вал является валом двигателя, а кинематическая связь ведомого шкива клиноременной передачи выполнена посредством нагрузочной муфты и установлена на валу редуктора, который связан вертикальным валом с главной передачей для передачи усилия на колесо (Патент RU №2086429, МПК B60K 17/32, опубл. 09.08.1995).
Недостатком изобретения является ограниченная нагрузка на конические шкивы, быстрый износ ременной передач, сложное техническое обслуживание
Бесступенчатый привод состоит из параллельно расположенных валов входного, двух соосных промежуточных, с которыми жестко связаны зубчатые колеса, и двух соосных выходных, расположенных в одной плоскости, и блока управления трансмиссией. На входном и промежуточном валах установлен ременный вариатор (Патент RU №2737401 С1 МПК B60K 17/32, F16H 9/06, опубл. 30.11.2020 г).
Недостатком изобретения является ограниченная нагрузка на конические шкивы, быстрый износ ременной передач, сложное техническое обслуживание
В качестве прототипа выбран фрикционный планетарный вариатор, содержащий корпус, входной и выходной валы, установленные на входное валу с возможностью осевого перемещения водило с сателлитами и взаимодействующую с последними внутренней поверхностью неподвижную коническую оболочку, связанную с корпусом, отличающуюся тем, что с целью увеличения нагрузочной способности вариатора, он снабжен закрепленной на выходном валу и взаимодействующей наружной поверхностью с сателлитами конической оболочкой с конусностью, противоложной конусности неподвижной оболочки.
(Патент SU №1208379 А1 МПК F16H 15/50, опубл. 30.01.1986 г).
Недостатком изобретения является ограниченная нагрузка на конические шкивы, быстрый износ фрикционов.
Задачей настоящего изобретения является обеспечение жесткой связи водила и ступицы для передачи большего крутящего момента на выходной вал и обеспечения надежной работы.
Технический результат заключается в плавном повышении скорости вращения выходного вала и нагрузки на редуктор и увеличения ресурса редуктора.
Указанный технический результат достигается за счет применения схемы соединения водила с изменяемым радиусом контакта, установленного на входном валу вариатора, со ступицей, расположенной на выходном валу с неизменным радиусом, связанных подпружиненными пальцами, установленные одним концом в шарнирах проушин ступицы равномерно по окружности ступицы, другим концом в радиальных пазах водила.
Количество движения механической связи водила и ступицы без учета потерь на трение определяются равенством mвvв=mсvс. Линейные скорости вращающихся тел равны vв=ωвRв, vc=ωcRc, где ω - угловая скорость, R - радиус. Отсюда mв ωвRв=mс ωcRc. Массы вращающихся тел mв, mс, а также угловая скорость водила ωв и радиус ступицы не меняются (постоянны), тогда при изменении радиуса водила Rв, учитывая равенство количества движения, должна меняться угловая скорость ступицы ωс. Таким образом, при увеличении радиуса водила Rв при неизменной его угловой скорости ωв=const, будет увеличиваться угловая скорость ступицы ωс при неизменном радиусе Rc. Предложенная схема вариатора позволяет плавно менять скорость вращения выходного вала, при неизменной скорости вращения входного вала. Подпружиненные пальцы выполнены из прочного материала (металла) обеспечивают передачу максимального механического момента и обладают большим ресурсом.
На чертеже фиг. 1 представлен вид сбоку вариатора, на фиг. 2 вид сзади (разрез). Дисковый вариатор содержит корпус 1, входной 2 и выходной 12 валы, установленные в подшипниках 3,11 в корпусе 1 водила 5 с радиальными пазами 13 ограниченные косынками 6, свободно перемещающееся на шлицах 14 входного вала при помощи упорной втулки 15 с приводным рычагом 4, ступицы 10 жестко установленной на выходном валу 12, соединенной с водилом 5 прочными (метеллическими) подпружиненными пальцами 8, связанными с одной стороны шарнирно со ступицей 10 в радиальных проушинах 9, с другой стороны с водилом 5 скользящей посадкой с радиальными пазами 13, опирающиеся на каток 7.
Дисковый вариатор работает следующим образом. Двигатель (не показан) вращает входной вал 2 на подшипниках 3. Соответственно вращается на шлицах 14 вала водило 5 в радиальных пазах 13 которого на скользящей посадке установлены подпружиненные пальцы 8, другим концом шарнирно связанные с проушинами 9 ступицы 10. Ступица 10 жестко связана с выходным валом 12, вращающегося в подшипниках 11. Изменяя положение упорной втулки 15 при помощи приводного рычага 4 (перемещая упорную втулку по шлицам входного вала), соответственно сдвигается на шлицах 14 и водило 5. При этом перемещаясь на катках 7 подпружиненные пальцы 8 изменяют угол наклона относительно оси водила 5, увеличивая или уменьшая радиус Rв контакта водила 5 и подпружиненных пальцев 8 в радиальных пазах 13 соответственно меняя количество движения водила 5. Это количество движения передается через подпружиненные пальцы 8 ступице 10, меняя ее количество движения. Поскольку радиус ступицы неизменный Rc=const, то по закону сохранения количества движения будет меняться угловая скорость ступицы ωс.
Применение предложенной схемы дискового вариатора обеспечивает плавное изменение скорости вращения выходного вала при неизменной скорости вращения входного вала. Применение простой конструкции и прочных пальцев, обеспечит повышение ресурса и надежности системы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОВЕРХНОСТНЫЙ ПРИВОД ПОГРУЖНОГО ВИНТОВОГО НАСОСА | 2000 |
|
RU2170368C1 |
ВАРИАТОРНАЯ ЦЕПНАЯ ПЕРЕДАЧА | 1998 |
|
RU2157933C2 |
УСТРОЙСТВО ПРИВОДА | 2020 |
|
RU2748081C1 |
МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ДЛЯ БЕССТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ | 2011 |
|
RU2584635C2 |
ШИРОКОДИАПАЗОННАЯ РЕВЕРСИВНАЯ ТРАНСМИССИЯ | 2020 |
|
RU2729847C1 |
Бесступенчатая коробка передач с повышенным диапазоном передаточных отношений | 2019 |
|
RU2716396C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2146010C1 |
Механизм привода мотовила жатки | 1983 |
|
SU1132837A1 |
РЕВЕРСНЫЙ РЕДУКТОР | 2022 |
|
RU2794601C1 |
КЛИНОЦЕПНОЙ ВАРИАТОР | 2003 |
|
RU2321786C2 |
Изобретение относится к области машиностроения. Дисковый вариатор содержит корпус, входной и выходной валы, установленные в подшипниках в корпуса, водило, ступицу. Водило имеет радиальные пазы ограниченные косынками и опорные катки в соответствии с радиальными пазами, может свободно перемещается на шлицах входного вала при помощи упорной втулки с приводным рычагом, а ступица жестко установлена на выходном валу и соединена с водилом прочными, металлическими, подпружиненными пальцами, связанными с одной стороны шарнирно со ступицей в радиальных проушинах, а с другой стороны с водилом скользящей посадкой с радиальными пазами, опирающимися на каток. Обеспечивается плавное изменение скорости вращения выходного вала при неизменной скорости вращения входного вала, а также повышение ресурса и надежности устройства. 2 ил.
Дисковый вариатор содержит корпус, входной и выходной валы, установленные в подшипниках корпуса, водило, ступицы, отличающийся тем, что водило имеет радиальные пазы, ограниченные косынками и опорные катки в соответствии с радиальными пазами, может свободно перемещаться на шлицах входного вала при помощи упорной втулки с приводным рычагом, а ступица жестко установлена на выходном валу и соединена с водилом прочными, металлическими, подпружиненными пальцами, связанными с одной стороны шарнирно со ступицей в радиальных проушинах, с другой стороны с водилом скользящей посадкой с радиальными пазами, опирающимися на каток.
Фрикционный планетарный вариатор | 1984 |
|
SU1208379A1 |
SU 914265 A1, 26.03.1982 | |||
SU 1820097 A3, 07.06.1993 | |||
DE 102016109551 A1, 30.11.2017 | |||
ВЫСОКОМОМЕНТНЫЙ ВАРИАТОР НЕФРИКЦИОННОГО ТИПА | 2005 |
|
RU2313019C2 |
Авторы
Даты
2023-10-24—Публикация
2023-03-06—Подача