Изобретение относится к средствам натяжения втулочной цепи, преимущественно, привода механизма газораспределения поршневого двигателя внутреннего сгорания, а также в других областях техники, где используется цепной привод механизмов различного назначения, требующий постоянного натяжения цепи привода.
Известен натяжитель цепи цепной передачи, содержащий размещенный в отверстии корпуса, подпружиненный относительно последнего, ползун с упором, одна из торцевых поверхностей предназначена для передачи воздействия пружины, взаимодействующей с упором ползуна, для натяжения цепи (см. RU104268U1, опуб., 10.05.2011).
В известном устройстве ползун снабжен средством его фиксации относительно корпуса для зарядки натяжителя при помощи съемной чеки. Недостатками устройства являются сложность конструкции и увеличенная материалоемкость из-за наличия дополнительного элемента (съемной чеки), а также сложность и неудобство эксплуатации из-за необходимости обеспечения сохранности элемента, без которого невозможна перезарядка натяжителя.
Технической проблемой является создание простого устройства, не требующего дополнительных приспособлений, усложняющих как изготовление, так и эксплуатацию, а также приводящих к увеличению материалоемкости изделия.
Техническим результатом является упрощение подготовки натяжителя, в котором используется заявленное устройство, к установке в цепную передачу и упрощение перезарядки натяжителя, удобство и компактность транспортировки собранных натяжителей, а также уменьшение материалоемкости устройства.
Техническая проблема решается и технический результат достигается тем, что натяжитель цепи цепной передачи содержит размещенный в отверстии корпуса подпружиненный относительно последнего, ползун с упором, одна из торцевых поверхностей предназначена для передачи воздействия пружины, взаимодействующей с упором ползуна, для натяжения цепи, при этом, согласно изобретению, в отверстии корпуса выполнен радиально ориентированный уступ, а на ползуне выполнена выемка с осевой длиной, превышающей осевую длину уступа, при этом ползун размещен в отверстии корпуса с радиальным зазором, обеспечивающим возможность вхождения радиального уступа в выемку ползуна при принудительном смещении последнего относительно продольной геометрической оси отверстия, в котором он размещен.
Технический результат достигается также тем, что пружина может быть расположена вокруг ползуна, взаимодействуя при этом одним своим концом с упором ползуна, а другим концом - с уступом корпуса.
Технический результат достигается также тем, что уступ может быть выполнен кольцевым, а выемка ползуна - в виде кольцевой проточки
Технический результат достигается также тем, что на торцевой поверхности корпуса, в зоне расположения уступа может быть выполнено углубление с глубиной, превышающей расстояние от выемки ползуна до его торцевой поверхности. При этом углубление может быть выполнено в виде паза.
Технический результат достигается также тем натяжитель может быть снабжен толкателем, размещенным в отверстии корпуса, посредством которого ползун передает цепи воздействие пружины для ее натяжения.
Изобретение поясняется при помощи чертежей.
На фиг. 1 показана разрезанная модель корпуса натяжителя с размещенными в его отверстии ползуном и пружиной;
На фиг. 2 - то же, укрупненный местный вид части корпуса на фиг. 2;
На фиг. 3 показана разрезанная модель на фиг. 1 со стороны торцевой поверхности корпуса.
Описываемое изобретение содержит корпус 1 натяжителя цепи (на чертежах не показана). В корпусе 1 выполнено отверстие 2, имеющее продольную геометрическую ось 3. Внутри отверстия 2, вдоль его геометрической оси 3, размещены толкатель (на чертежах не показан), ползун 4, и расположенная вокруг него пружина 5 сжатия, упирающаяся одним своим концом в радиально ориентированный уступ 6 корпуса 1, а другим своим концом - в упор 7 ползуна 4. Пружина 5 выжимает из отверстия 2 ползун 4 с толкателем, контактирующим одним своим концом с торцевой поверхностью 8 ползуна 4. Другой конец толкателя предназначен для взаимодействия с нажимным элементом цепи (на чертежах не показаны). Толкатель и нажимной элемент передают воздействие пружины 5 на цепь для ее натяжения. Толкатель также может быть снабжен храповым механизмом (на чертежах не показан), предназначенным для обеспечения гарантированного натяга цепи независимо от величины ее растяжения и износа.
На конце ползуна 4, противоположном торцевой его поверхности 8, на внешней поверхности выполнена выемка 9, например, в виде кольцевой проточки. Осевая длина (вдоль геометрической оси 3) «А» выемки 9 выполнена большей, чем осевая длина «Б» уступа 6 для обеспечения гарантированного вхождения уступа 6 в выемку 9.
Для обеспечения возможности вхождения уступа 6 в выемку 9 ползун 4 размещен в отверстии 2 корпуса 1 с радиальным зазором с возможностью его принудительного радиального и/или углового смещения относительно продольной геометрической оси 3 отверстия 2. Указанный радиальный зазор складывается из суммы радиальных зазоров в сопряжении ползун 4 - пружина 5 и пружина 5 - стенки отверстия 2. Если упор 7 выполнен в виде выступа с наружной цилиндрической поверхностью, как показано на чертежах, то диаметр этого выступа выполнен меньше диаметра отверстия 2 для обеспечения гарантированного зазора, позволяющего смещать ползун 4 на величину, необходимую для его зацепления с уступом 5, вошедшим в выемку 9.
На торцевой поверхности 10 корпуса 1, в зоне расположения уступа 6, выполнено углубление 11 с глубиной, превышающей расстояние от выемки 9 ползуна 4 до его торцевой поверхности 12. Как показано на чертеже, углубление 11 может быть выполнено в виде паза.
Устройство используется следующим образом.
Перед установкой корпуса 1 натяжителя в сборе в отверстие изделия, в котором используется цепная передача, толкателем или иным стержневым элементом нажимают на ползун 4 против действия пружины 5, упирающейся в уступ 6, до появления конца ползуна 4 из отверстия 2 над торцевой поверхностью 10 корпуса 1 или над поверхностью углубления 11.
Не снимая осевого воздействия на ползун 4 смещают выступающий из отверстия 2 конец ползуна 4 в направлении, поперечном геометрической продольной оси 3 отверстия 2, наклоняя или сдвигая таким образом ползун 4 в отверстии 2 и вводя при этом уступ 6 в выемку 9 ползуна 4. Пружина 5 обеспечивает натяг в зацеплении уступа 6 с ползуном 4 и удерживает таким образом ползун 4 с корпусом 1 в зацепленном состоянии. После установки корпуса 1 в штатное отверстие цепной передачи выводят ползун 4 из зацепления с корпусом 1, сдвигая выступающий из отверстия 2 конец ползуна 4 в радиальном направлении к геометрической оси 3 и обеспечивая таким образом постоянное давление пружины 5 через ползун 4 и толкатель на элемент натяжения цепи. Операции вхождения выемки 9 в зацепление и выведения ее из зацепления осуществляются нажатием пальца оператора на выступающий из отверстия 2 конец ползуна 4.
Углубление 11 обеспечивает занижение торцевой поверхности 12 зацепленного ползуна 4 относительно торцевой поверхности 10 корпуса 1, например, в целях предохранения от расцепления ползуна 4 с корпусом 1, в частности, при транспортировке натяжителя.
При выполнении «перезарядки» натяжителя в процессе эксплуатации цепной передачи все указанные действия повторяются, при этом не требуется поиск дополнительных устройств для обеспечения зацепленного состояния ползуна 4 с корпусом 1.
Таким образом, описываемое устройство имеет простую конструкцию. Изделие обладает уменьшенной материалоемкостью за счет уменьшения количества элементов и их габаритов. Габариты уменьшены за счет укорочения ползуна и отказа от размещения в его отверстии отдельного элемента фиксации. Кроме того, в процессе эксплуатации не требуется хранение и использование дополнительных приспособлений для выполнения фиксации, например, при перезарядке натяжителя.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
НАТЯЖИТЕЛЬ ЦЕПИ ЦЕПНОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2023 |
|
RU2799549C1 |
СПОСОБ НАТЯЖЕНИЯ ЦЕПИ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ И НАТЯЖИТЕЛЬ ЦЕПИ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ | 2012 |
|
RU2511764C1 |
СПОСОБ НАТЯЖЕНИЯ РЕМНЯ ПРИВОДА МЕХАНИЗМА ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ (ВАРИАНТЫ) | 2016 |
|
RU2619347C1 |
УСТРОЙСТВО НАТЯЖЕНИЯ РЕМНЯ ПРИВОДА МЕХАНИЗМА ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ | 2010 |
|
RU2452885C1 |
ВАРИАТОРНАЯ ЦЕПНАЯ ПЕРЕДАЧА | 1998 |
|
RU2157933C2 |
ТРАНСМИССИЯ СНЕГОХОДА | 2022 |
|
RU2794007C1 |
ЧЕТЫРЕХЦИЛИНДРОВЫЙ ОППОЗИТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ПЕРЕМЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ СЖАТИЯ | 2016 |
|
RU2638241C1 |
ГИДРОНАТЯЖИТЕЛЬ ДЛЯ УСТРОЙСТВА НАТЯЖЕНИЯ ЦЕПИ | 2003 |
|
RU2255257C2 |
ЦЕПНАЯ ПЕРЕДАЧА (ВАРИАНТЫ) И СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ | 2007 |
|
RU2439398C2 |
ЛИНЕЙНЫЙ ПРИВОД ДЛЯ НАТЯЖИТЕЛЯ РЕМНЯ БЕЗОПАСНОСТИ | 1993 |
|
RU2053146C1 |
Изобретение относится к средствам натяжения втулочной цепи. Натяжитель цепи цепной передачи содержит размещенный в отверстии (2) корпуса (1) подпружиненный относительно последнего ползун (4) с упором (7). Одна из торцевых поверхностей ползуна (4) предназначена для передачи воздействия пружины (5), взаимодействующей с упором (7) ползуна (4), для натяжения цепи. В отверстии (2) корпуса (1) выполнен радиально ориентированный уступ (6). На ползуне (4) выполнена выемка (9) с осевой длиной, превышающей осевую длину уступа (6). Ползун (4) размещен в отверстии (2) корпуса (1) с радиальным зазором, обеспечивающим возможность вхождения радиального уступа (6) в выемку (9) ползуна (4) при принудительном смещении последнего относительно продольной геометрической оси отверстия, в котором он размещен. Техническим результатом является упрощение подготовки натяжителя, в котором используется заявленное устройство, к установке в цепную передачу и упрощение перезарядки натяжителя, удобство и компактность транспортировки собранных натяжителей, а также уменьшение материалоемкости устройства. 5 з.п. ф-лы, 3 ил.
1. Натяжитель цепи цепной передачи, содержащий размещенный в отверстии корпуса подпружиненный относительно последнего ползун с упором, одна из торцевых поверхностей предназначена для передачи воздействия пружины, взаимодействующей с упором ползуна, для натяжения цепи, отличающийся тем, что в отверстии корпуса выполнен радиально ориентированный уступ, а на ползуне выполнена выемка с осевой длиной, превышающей осевую длину уступа, при этом ползун размещен в отверстии корпуса с радиальным зазором, обеспечивающим возможность вхождения радиального уступа в выемку ползуна при принудительном смещении последнего относительно продольной геометрической оси отверстия, в котором он размещен.
2. Натяжитель по п. 1, отличающийся тем, что пружина расположена вокруг ползуна и взаимодействует одним своим концом с упором ползуна, а другим концом – с уступом корпуса.
3. Натяжитель по п. 1, отличающийся тем, что уступ выполнен кольцевым, а выемка ползуна выполнена в виде кольцевой проточки.
4. Натяжитель по п. 1, отличающийся тем, что на торцевой поверхности корпуса в зоне расположения уступа выполнено углубление с глубиной, превышающей расстояние от выемки ползуна до его торцевой поверхности.
5. Натяжитель по п. 1, отличающийся тем, что углубление выполнено в виде паза.
6. Натяжитель по п. 1, отличающийся тем, что он снабжен толкателем, размещенным в отверстии корпуса, посредством которого ползун передает воздействие пружины для натяжения цепи.
EP 1496290 B1, 03.05.2006 | |||
US 5037357 A, 06.08.1991 | |||
DE 102012219596 A1, 30.04.2014 | |||
0 |
|
SU199295A1 | |
СПОСОБ НАТЯЖЕНИЯ ЦЕПИ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ И НАТЯЖИТЕЛЬ ЦЕПИ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ | 2012 |
|
RU2511764C1 |
Авторы
Даты
2024-06-28—Публикация
2023-12-20—Подача