Изобретение относится к термоэлектрической технике, в частности к термоэлектрическим устройствам для интенсификации теплообмена между потоками жидкостей или газов (средами) с различной температурой.
Прототипом является конструкция описанная в [1]. Устройство состоит из термоэлектрической батареи, составленной из идентичных по размерам и физическим свойствам термоэлементов, одна поверхность которой через разделяющую стенку первой транспортной зоны обтекается средой с более низкой температурой, а другая также через разделяющую стенку второй транспортной зоны - средой с более высокой температурой. Термоэлектрическая батарея выполняет функции интенсификатора теплопередачи между двумя потоками жидкости или газа за счет поглощения и выделения теплоты Пельтье на спаях термоэлементов, находящихся в тепловом контакте с ними. В транспортных зонах, перпендикулярно направлению движения сред выполнены сквозные воздуховоды, причем над воздуховодами обоих транспортных зон устанавливаются вентиляторные агрегаты, количество которых варьируется от трех до пяти, запитываемые от дополнительного источника электрической энергии, осуществляющие продув воздуха в воздуховоды таким образом, чтобы поток воздуха шел от поверхностей термоэлектрической батареи, причем скорость вращения вентиляторных агрегатов увеличивается в направлении к концу транспортных зон. Внутри сквозных отверстий располагаются дозаторы, наполненные водой и впрыскивающие ее в окружающее пространство в момент работы устройства.
Недостатком устройства является невысокая интенсивность теплообмена между спаями термоэлементов, составляющих термоэлектрическую батарею, и соответствующими средами. Данное обстоятельство связано с относительно небольшой площадью теплового сопряжения сред в транспортных зонах с источниками теплоты.
Целью изобретения является интенсификация теплообмена между источником теплоты в виде термоэлектрической батареи и обтекающими ее средами за счет увеличения площади теплообмена между ними.
Цель достигается тем, что параллельно движению сред в транспортных зонах выполнены в один ряд несквозные воздуховоды, расстояние между началом и концом которых от торцевых поверхностей транспортных зон составляет значение, равное 1/10 длины транспортных зон.
Конструкция термоэлектрического интенсификатора теплопередачи приведена на фиг. 1. Устройство состоит из термоэлектрической батареи 1, составленной из идентичных по размерам и физическим свойствам термоэлементов, питаемой основным источником электрической энергии (на фиг. не показан), обе поверхности которой имеют непосредственный тепловой контакт со стенками 2 транспортных зон 3 с движущимися в них средами 4. В транспортных зонах 3, перпендикулярно направлению движения сред 4, выполнены сквозные воздуховоды 5. Также параллельно движению сред в транспортных зонах выполнены в один ряд несквозные воздуховоды 6, расстояние между началом и концом которых от торцевых поверхностей транспортных зон составляет значение, равное 1/10 длины транспортных зон. При этом сквозные воздуховоды 5 и несквозные воздуховоды 6, как следует из фиг. 1, пересекаются и образуют единую систему для циркуляции в ней воздушного потока.
Над сквозными воздуховодами 5 обоих транспортных зон устанавливаются вентиляторные агрегаты 7, количество которых варьируется от трех до пяти, запитываемые от дополнительного источника электрической энергии (на фиг. не показан). Вентиляторные агрегаты 7 осуществляют продув воздуха в сквозных отверстиях 5 таким образом, чтобы поток воздуха шел от поверхностей термоэлектрической батареи 1. При этом скорость вращения вентиляторных агрегатов увеличивается в направлении к концу транспортных зон. Внутри сквозных отверстий располагаются специальные дозаторы 8, наполненные водой и впрыскивающие ее в окружающее пространство в момент работы устройства.
Термоэлектрический интенсификатор теплопередачи работает следующим образом. При пропускании через термоэлектрическую батарею 1 постоянного электрического тока от источника энергии на одних спаях термоэлементов будет поглощаться теплота Пельтье, а на других - выделяться. Если холодные спаи термоэлементов будут находиться в непосредственном контакте со стенкой 2 транспортной зоны 3 с горячей движущейся средой 4, а горячие спаи термоэлементов - со стенкой 2 транспортной зоны 3 с холодной движущейся средой, то за счет имеющегося перепада температур будет происходить интенсификация обмена тепловой энергией между двумя потоками сред. Продув воздуха в единой системе для циркуляции воздушного потока, образованной пересекающимися сквозными 5 и несквозными 6 воздуховодами посредством вентиляторных агрегатов 7 дает возможность дополнительно к кондуктивному теплообмену между поверхностями термоэлектрической батареи 1 и стенками 2 транспортных зон добавить конвективный теплообмен между воздушным потоком, направленным от холодной и горячей поверхностей термоэлектрической батареи 1 и транспортными зонами 3. При этом значение коэффициента теплообмена в случае конвективного теплообмена при увлажненном воздухе будет выше, чем в случае конвективного теплообмена при сухом воздухе. Одновременно также увеличение скорости вращения вентиляторных агрегатов 7 в направлении к концу транспортных зон позволяет скомпенсировать уменьшение температурного напора между средами в данном направлении за счет увеличения интенсивности теплообмена между ними (увеличения коэффициента теплопередачи). Увеличение площади теплообмена между источником теплоты (термоэлектрической батареей 1) и средами 4 в транспортных зонах 3 за счет наличия воздуховодов 5, 6 в предложенном исполнении также интенсифицирует теплообмен между ними.
Источник литературы
Патент РФ на изобретение № 2788025 Термоэлектрический интенсификатор теплопередачи между потоками сред с различной температурой / Магомадов Р.А.-М., Дебиев М.В., Абдулхакимов У.И., Алиева Х.А., Зениев Ш.З., опубл. 16.01.2023, Бюл. № 2.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Термоэлектрический интенсификатор теплопередачи между потоками сред с различной температурой | 2023 |
|
RU2823841C1 |
Термоэлектрический интенсификатор теплопередачи между потоками сред с различной температурой | 2023 |
|
RU2823839C1 |
Термоэлектрический интенсификатор теплопередачи между потоками сред с различной температурой | 2023 |
|
RU2823840C1 |
Термоэлектрический интенсификатор теплопередачи между потоками сред с различной температурой | 2023 |
|
RU2825039C1 |
Термоэлектрический интенсификатор теплопередачи между потоками сред с различной температурой | 2023 |
|
RU2823843C1 |
Термоэлектрический интенсификатор теплопередачи между потоками сред с различной температурой | 2023 |
|
RU2820572C1 |
Термоэлектрический интенсификатор теплопередачи между потоками сред с различной температурой | 2023 |
|
RU2820249C1 |
Термоэлектрический интенсификатор теплопередачи между потоками сред с различной температурой | 2023 |
|
RU2820257C1 |
Термоэлектрический интенсификатор теплопередачи между потоками сред с различной температурой | 2023 |
|
RU2820251C1 |
Термоэлектрический интенсификатор теплопередачи между потоками сред с различной температурой | 2023 |
|
RU2818412C1 |
Изобретение относится к термоэлектрической технике, в частности к термоэлектрическим устройствам для интенсификации теплообмена между потоками жидкостей или газов (средами) с различной температурой. Термоэлектрическая батарея состоит из идентичных термоэлементов, питаемых основным источником электрической энергии. Поверхности батареи имеют непосредственный тепловой контакт со стенками транспортных зон с движущимися в них средами. В транспортных зонах перпендикулярно направлению движения сред выполнены сквозные воздуховоды. Параллельно движению сред в транспортных зонах выполнены в один ряд несквозные воздуховоды, расстояние между началом и концом которых от торцевых поверхностей транспортных зон равно 1/10 длины транспортных зон. Техническим результатом является интенсификация теплообмена за счет увеличения площади теплообмена. 1 ил.
Термоэлектрический интенсификатор теплопередачи между потоками сред с различной температурой, состоящий из термоэлектрической батареи, составленной из идентичных по размерам и физическим свойствам термоэлементов, питаемой основным источником электрической энергии, одна поверхность которой через разделяющую стенку первой транспортной зоны обтекается средой с более низкой температурой, а другая также через разделяющую стенку второй транспортной зоны - средой с более высокой температурой, причем в транспортных зонах перпендикулярно направлению движения сред выполнены сквозные воздуховоды, над которыми устанавливаются вентиляторные агрегаты, количество которых варьируется от трех до пяти, запитываемые от дополнительного источника электрической энергии, осуществляющие продув воздуха в воздуховодах таким образом, чтобы поток воздуха шел от поверхностей термоэлектрической батареи, причем скорость вращения вентиляторных агрегатов увеличивается в направлении к концу транспортных зон, при этом внутри сквозных отверстий располагаются дозаторы, наполненные водой и впрыскивающие ее в окружающее пространство в момент работы устройства, отличающийся тем, что параллельно движению сред в транспортных зонах выполнены в один ряд несквозные воздуховоды, расстояние между началом и концом которых от торцевых поверхностей транспортных зон составляет значение, равное 1/10 длины транспортных зон.
ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ИНТЕНСИФИКАТОР ТЕПЛОПЕРЕДАЧИ МЕЖДУ ПОТОКАМИ СРЕД С РАЗЛИЧНОЙ ТЕМПЕРАТУРОЙ | 2022 |
|
RU2788025C1 |
ПЛИТОВЫЙ ХОЛОДИЛЬНИК ДОМЕННОЙ ПЕЧИ | 2014 |
|
RU2557437C1 |
ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ИНТЕНСИФИКАТОР ТЕПЛОПЕРЕДАЧИ МЕЖДУ ПОТОКАМИ СРЕД С РАЗЛИЧНОЙ ТЕМПЕРАТУРОЙ | 2021 |
|
RU2759307C1 |
КОНДИЦИОНЕР | 2001 |
|
RU2219441C2 |
WO 2017216147 A1, 21.12.2017 | |||
CN 105091328 B, 02.01.2018. |
Авторы
Даты
2024-07-30—Публикация
2023-11-15—Подача