Противообледенительная система Российский патент 2024 года по МПК B64D15/12 

Описание патента на изобретение RU2824413C1

Изобретение относится к оборудованию для борьбы с обледенением и, в частности, в области авиации может быть использовано для устранения льда на крыле летательного аппарата, а также с солнечных батарей.

Обледенение несущих поверхностей летательных аппаратов уменьшает подъемную силу, увеличивает сопротивление, изменяет моментные характеристики, что может привести к аварийной ситуации. Проблема обледенения весьма является актуальной для беспилотных летательных аппаратов, для которых ограничен выбор противообледенительных систем их весом, занимаемым местом и энергетическими затратами. Обледенение солнечных батарей затрудняет проникновение солнечных лучей к фотоэлектрическому слою полупроводниковых пластин, что может привести к снижению ее мощности или полному прекращению работы.

Известна электроимпульсная система (Т.П. Мещерякова, Проектирование систем защиты самолетов и вертолетов // Москва «Машиностроение» 1977 г., С.67), которая часто используется на самолетах, в том числе и на беспилотных летательных аппаратах. Электроимпульсная система состоит из генератора электрических импульсов, электросистемы-трансформатора, выпрямителя, накопителя энергии в паузах между импульсами (в виде конденсатора), формирующего электроимпульсы элемента, и преобразователей -индуктора вихревых токов, служащих для преобразования электрических импульсов в импульсы упругих деформаций в зоне, защищаемой от импульсов в импульсы упругих деформаций в зоне, защищаемой от обледенения обшивки. Индукторы укрепляют в непосредственной близости на внутренней стороне обшивки в пределах зоны захвата переохлажденных капель. Недостатком данной системы является большой вес для беспилотных летательных аппаратов и пиковое энергопотребление.

Известно изобретение «Противообледенительная система», патент №2583111. Изобретение относится к области авиации в частности к противообледенительным системам летательных аппаратов. Эта противообледенительная система композиционных аэродинамических поверхностей летательного аппарата содержит систему датчиков контроля температуры, провода соединения с системой электроснабжения выведенные на внутреннюю поверхность обшивки, электронагревательный элемент, встроенный во внешнюю поверхность обшивки, выполненный из углеродного волокна и расположенный параллельно линии максимального обледенения передней кромки аэродинамических поверхностей летательного аппарата. В качестве проводника тока используется углеволокно или углеродное волокно, которое проводит электрический ток и при этом нагревается. Недостатками этого изобретения являются: 1) то, что борьба со льдом происходит только путем нагрева и при этом рассеивается значительное количество энергии, 2) при таянии льда образуется талая вода, стекающая по потоку и образующая так называемый «барьерный лед» на верхней поверхности крыла.

Задачей и техническим результатом данного изобретения является устранение обледенения в процессе нарастания льда.

Решение задачи и технический результат достигаются тем, что данная противообледенительная система, содержит на внешней поверхности, подверженной обледенению, открытые электро-проводники, расположенные заподлицо с поверхностью, таким образом, чтобы в активной зоне рядом с каждым анодом был катод и наоборот. При этом, расстояние между анодом и катодом должно быть таким минимальным, чтобы во влажном воздухе не создавать короткое замыкание.

При попадании воды между анодом и катодом вода собой замыкает электрическую цепь. Между анодом и катодом за счет действия электрического тока вода нагревается и затем испаряется. При этом в том же участке воды между анодом и катодом под действием электрического тока происходит процесс электролиза, разбивающий эту воду на водород и кислород. В результате чего вода исчезает с этой поверхности, тем самым размыкает цепь и прекращает расход энергии. В случае наличия льда, он, аналогично воде, также замыкает электрическую цепь, а образовавшиеся между ним и поверхностью пар и водород с кислородом отталкивают его от поверхности. Таким образом, вся поверхность всегда остается чистой, а расход энергии происходит только при наличии льда или воды.

Объектом воздействия данного изобретения может быть не только лед и вода, но и какие-либо загрязнения, способные проводить электрический ток. Например, это может быть грязь, как смесь неких частиц с водой, либо насекомые (проблема борьбы с которыми актуальна для крыла летательных аппаратов).

Побочным положительным эффектом данной противообледенительной системы будет выделение в атмосферу чистого кислорода.

Предлагаемое изобретение поясняется следующей схемой.

На фигуре 1 показан общий вид противообледенительной системы.

В предлагаемом изобретении введены следующие обозначения: отрицательно заряженный проводник 1, положительно заряженный проводник 2.

В статике данная противообледенительная система представляет собой набор близко расположенных, но непересекающихся плоских проводников, расположенных на поверхности, подверженной обледенению. При этом они расположены заподлицо с поверхностью, то есть не выступают над ней и не заглублены в нее. Проводники подключены поочередно то к аноду, то к катоду.

Данная противообледенительная система работает следующим образом: на отрицательно заряженный проводник 1 и близко расположенный к нему положительно заряженный проводник 2 попадает вода и замыкает электрическую цепь, по которой идет ток, который дезинтегрирует воду и цепь размыкается. Таким образом, эта противообледенительная система работает только при наличии воды.

Преимущество данной противообледенительной системы в том, что она легкая, экономичная и имеет небольшие энергетические затраты.

Похожие патенты RU2824413C1

название год авторы номер документа
Способ изменения характеристик органа аэродинамического управления беспилотного летательного аппарата 2022
  • Павленко Ольга Викторовна
  • Корнушенко Александр Вячеславич
RU2819376C1
ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 2014
  • Гомзин Александр Владиславович
  • Лачугин Владислав Александрович
  • Федотов Виталий Станиславович
RU2583111C1
Способ снижения влияния обледенения на аэродинамическую поверхность 2019
  • Павленко Ольга Викторовна
  • Пигусов Евгений Александрович
RU2724026C1
ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО 1997
  • Попов В.А.(Ru)
RU2112708C1
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ЭЛЕКТРОИМПУЛЬСНОЕ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО 2016
  • Гельвер Андрей Андреевич
  • Гельвер Фёдор Андреевич
RU2648656C2
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И УДАЛЕНИЯ ЛЬДА 2020
  • Данилаев Максим Петрович
  • Дорогов Николай Васильевич
  • Зуева Екатерина Михайловна
  • Карандашов Сергей Алексеевич
  • Куклин Владимир Александрович
  • Михайлов Сергей Анатольевич
RU2756065C1
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОБЛЕДЕНЕНИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2002
  • Кулалаев Виктор Валентинович
  • Науменко Павел Олегович
  • Крахмалева Татьяна Игоревна
RU2233232C2
КОМБИНИРОВАННАЯ ПРОТИВООБЛЕДИНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 2013
  • Потапов Юрий Федорович
  • Миллер Алексей Борисович
  • Левченко Владимир Сергеевич
RU2536419C1
Электроимпульсная система для удаления льдообразований с обшивки агрегатов летательного аппарата 2019
  • Полякова Людмила Александровна
RU2704699C1
СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПОВЕРХНОСТИ ОБЪЕКТА ОТ ОБЛЕДЕНЕНИЯ 2006
  • Исаков Валерий Алексеевич
  • Кашелевский Олег Наумович
RU2329182C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 824 413 C1

Реферат патента 2024 года Противообледенительная система

Изобретение относится к противообледенительным системам летательных аппаратов, а также с солнечных батарей. Противообледенительная система содержит провода соединения с системой электроснабжения летательного аппарата, выведенные на внутреннюю поверхность обшивки аппарата. На внешней поверхности, подверженной обледенению, и заподлицо с ней, содержится набор открытых проводников (1,2). При этом, в активной зоне рядом с каждым анодом (1) имеется катод (2) и наоборот. Расстояние между анодом (1) и катодом (2) должно быть таким минимальным, чтобы во влажном воздухе не создавалось короткое замыкание. Достигается снижение массы и энергетических затрат. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 824 413 C1

Противообледенительная система, содержащая провода соединения с системой электроснабжения летательного аппарата, выведенные на внутреннюю поверхность обшивки аппарата, отличающаяся тем, что содержит на внешней поверхности, подверженной обледенению, и заподлицо с ней, набор открытых проводников таким образом, чтобы в активной зоне рядом с каждым анодом был катод и наоборот, причем расстояние между анодом и катодом должно быть таким минимальным, чтобы во влажном воздухе не создавалось короткое замыкание.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2824413C1

ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 2014
  • Гомзин Александр Владиславович
  • Лачугин Владислав Александрович
  • Федотов Виталий Станиславович
RU2583111C1
ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО 1997
  • Попов В.А.(Ru)
RU2112708C1
СИСТЕМА И СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО АНТИОБЛЕДЕНИТЕЛЬНОГО ПОКРЫТИЯ 2000
  • Петренко Виктор Ф.
  • Дереш Лев
RU2218291C1
CN 107889335 A, 06.04.2018
Устройство для управления телеграфным аппаратом 1979
  • Любинский Александр Иосифович
SU943782A1

RU 2 824 413 C1

Авторы

Дружинин Олег Владимирович

Корнушенко Александр Вячеславич

Павленко Ольга Викторовна

Даты

2024-08-07Публикация

2023-10-31Подача