Изобретение относится к области неразрушающего контроля, а именно к способу вихретокового контроля, и может быть использовано для выявления изменения символов заводской маркировки кузова автотранспортного средства.
Известен «Способ магнитографического контроля ферромагнитных материалов» (Патент RU 2154818, опубл. 20.08.2000), заключающийся в намагничивании объекта контроля вместе с лентой, осуществляемое путем перемещения полюса постоянного магнита или электромагнита непосредственно по поверхности ленты, ориентируя магнит таким образом, чтобы обеспечивался линейный контакт между полюсом магнита и лентой. При этом меньший из углов, образованных поверхностью изделия и гранями полюса, не превышает 35°.
Наиболее близким к предлагаемому способу является исследование, описанное в статье «Обнаружение измененных номеров кузовов автомобилей с помощью визуализирующей магнитные поля пленки» (Обнаружение измененных номеров кузовов автомобилей с помощью визуализирующей магнитные поля пленки / В.А. Новиков, А.В. Шилов, А.В. Кушнер, С.Г. Ислевский // Дефектоскопия. - 2019. - №3. - С. 50-57. - DOI 10.1134/S0130308219030096. - EDN YYTMBN), которое выбрано в качестве прототипа, заключающееся в том, что на контролируемую поверхность устанавливают магнитную ленту, намагничивают контролируемую область вместе с прижатой к его поверхности магнитной лентой, намагничивание осуществляют путем перемещения полюса постоянного магнита или электромагнита непосредственно по поверхности ленты, ориентируя магнит таким образом, чтобы обеспечивался линейный контакт между полюсом магнита и лентой, а меньший из углов, образованных поверхностью изделия и гранями полюса, не превышал 35°, считывают запись с магнитоносителя, получая информацию о магнитном рельефе, по которой судят о наличии изменения заводской маркировки кузова автотранспортного средства.
Недостатком известного способа магнитографического контроля изделия по прототипу является невозможность контроля объектов из парамагнитных металлов.
Техническая проблема заключается в создании такого способа, который позволяет выявить изменение символов заводской маркировки кузова автотранспортного средства из любого типа металла.
Технический результат в предлагаемом способе выявления изменения символов заводской маркировки кузова автотранспортного средства заключается в возможности контроля изменения маркировки, нанесенной на кузов автотранспортного средства, состоящего из любого типа металла.
Технический результат в предлагаемом способе выявления изменения символов заводской маркировки, включающем размещение устройства контроля на поверхность кузова автотранспортного средства с нанесенной заводской маркировкой, достигается тем, что в качестве устройства контроля используют вихретоковый преобразователь, установленный на опорно-направляющий стержень, обеспечивающий соприкосновение вихретокового преобразователя по нормали с контролируемой поверхностью, на расстоянии 1 мм или более от углубления, образующего символ заводской маркировки кузова автотранспортного средства, далее перемещают вихретоковый преобразователь, установленный на опорно-направляющий стержень, повторяя контур символа заводской маркировки кузова автотранспортного средства, и при этом непрерывно считывают значение резонансной частоты колебательного LC контура образованного индуктивностью вихретокового преобразователя, установленного на контролируемой точке символа заводской маркировки, и емкостью конденсатора, установленного в блоке обработки информации, определяют участки символа с измененной заводской маркировкой по невхождению считанного значения резонансной частоты, в контролируемой точке, в предварительно определенный диапазон допустимых значений резонансных частот колебательного LC контура, образованный измененной индуктивностью вихретокового преобразователя, установленного в области, визуально не имеющей следов изменений и нарушения целостности контролируемого объекта, и емкостью конденсатора, установленного в блоке обработки информации.
На фиг. 1 представлена схема устройства для осуществления предлагаемого способа выявления изменения символов заводской маркировки кузова автотранспортного средства.
На фиг. 2 представлен алгоритм калибровки блока обработки информации 4 для осуществления предлагаемого способа выявления изменения символов заводской маркировки кузова автотранспортного средства.
На фиг. 3 представлена алгоритм работы блока обработки информации 4 для осуществления предлагаемого способа выявления изменения символов заводской маркировки кузова автотранспортного средства.
На фиг. 1 представлены: 1 - контролируемая поверхность, 2 - вихретоковый преобразователь, 3 - опорно-направляющий стержень, 4 - блок обработки информации, причем вихретоковый преобразователь 2 установлен в опорно-направляющий стержень 3 и соединен со входом блока обработки информации 4.
Рассмотрим осуществление способа выявления изменения символов заводской маркировки кузова автотранспортного средства с помощью устройства, представленного на фиг. 1, в блок обработки информации 4 которого предварительно загружают программы, алгоритмы которых приведены на фиг. 2 и фиг. 3. На контролируемой поверхности 1 с нанесенной заводской маркировкой размещают вихретоковый преобразователь 2, установленный на опорно-направляющем стержне 3, обеспечивающем соприкосновение вихретокового преобразователя 2 по нормали с контролируемой поверхностью 1, на расстоянии 1 мм или более от углубления, образующего символ заводской маркировки кузова автотранспортного средства, далее перемещают вихретоковый преобразователь 2 установленный на опорно-направляющем стержне 3, повторяя контур символа заводской маркировки кузова автотранспортного средства, и при этом непрерывно считывают значение резонансной частоты колебательного LC контура, образованного измененной индуктивностью вихретокового преобразователя 2, установленного на контролируемой поверхности 1, и емкостью конденсатора, установленного в блоке обработки информации 4 (конденсатор на фиг. 1 не показан), определяют участки символа с измененной заводской маркировкой по невхождению считанного значения резонансной частоты в контролируемой точке в предварительно определенный диапазон допустимых значений резонансных частот колебательного LC контура, образованного измененной индуктивностью вихретокового преобразователя 2, установленного в области визуально не имеющей следов изменений и нарушения целостности контролируемого объекта 1, и полученным значением резонансной частоты колебательного LC контура, образованного измененной индуктивностью вихретокового преобразователя 2, установленного на контролируемой поверхности 1.
Технический результат в предлагаемом способе выявления изменения символов заводской маркировки кузова автотранспортного средства заключается в возможности контроля изменения маркировки, нанесенной на кузов автотранспортного средства, состоящего из любого типа металла.
Технический результат достигается за счет изменения резонансной частоты LC контура, образованного измененной индуктивностью вихретокового преобразователя 2, установленного на контролируемой поверхности 1 и емкостью конденсатора, установленного в блоке обработки информации 4, который определяет участки символа с измененной заводской маркировкой по невхождению измененного значения резонансной частоты в контролируемой точке в предварительно определенный диапазон допустимых значений резонансных частот колебательного LC контура, образованного измененной индуктивностью вихретокового преобразователя 2, установленного в области визуально не имеющей следов изменений и нарушения целостности контролируемого объекта 1, и полученным значением частоты колебательного LC контура в контролируемой точке символа заводской маркировки.
При осуществлении способа выявления изменения символов заводской маркировки кузова автотранспортного средства:
- определяют диапазон допустимых значений резонансных частот колебательного LC контура посредством множественных измерений измененной индуктивности вихретокового преобразователя 2, установленного в эталонной области, визуально не имеющей следов изменений и нарушения целостности контролируемого объекта 1, согласно алгоритму, представленному на фиг. 2, в соответствии с которым определяют эталонную область кузова автотранспортного средства, визуально не имеющую изменений с последующим получением и сохранением значений резонансных частот LC контура для эталонной области, далее рассчитывают среднее значение частот и среднеквадратическое отклонение эталонной области, определяют диапазон допустимых значений резонансных частот колебательного LC контура, сохраняют диапазон допустимых значений резонансных частот колебательного LC контура в памяти блока обработки информации 4;
- определяют участки символа с измененной заводской маркировкой по невхождению считанного значения резонансной частоты, в контролируемой точке, в предварительно определенный диапазон допустимых значений резонансных частот колебательного LC контура, согласно алгоритму, представленному на фиг. 3, в соответствии с которым получают значение резонансной частоты колебательного LC контура в контролируемой точке, далее определяют принадлежность полученного значения резонансной частоты к диапазону допустимых значений частот, если полученное значение резонансной частоты не входит в предварительно определенный диапазон допустимых значений, происходит звуковое оповещение о наличии изменений в контролируемой точке, иначе производят переход к следующему измерению.
Для выявления изменения символов заводской маркировки кузова автотранспортного средства считывают значение резонансной частоты колебательного LC контура, образованного измененной индуктивностью вихретокового преобразователя 2 и конденсатором, установленным в блоке обработки информации 4. LC контур входит в состав LC генератора, установленного в блоке обработки информации 4, импульсы которого преобразуются в последовательность логических импульсов, с уровнем сигнала соответствующим логическим 0 и 1, с помощью логического элемента 74HC00D или аналогичного, последовательность импульсов, соответствующая логическим 0 и 1, поступает на вход счетчика микроконтроллера PIC16F877A или аналогичного, в котором вычисляется резонансная частота и проверяется невхождение считанного значения резонансной частоты, в контролируемой точке, в предварительно определенный диапазон допустимых значений резонансных частот колебательного LC контура, записанных в микроконтроллере по алгоритму, показанному на фиг. 2. При выявлении невхождения считанного значения резонансной частоты, в контролируемой точке, в предварительно определенный диапазон допустимых значений резонансных частот колебательного LC контура, происходит звуковое оповещение посредством звукового излучателя EMX-7TA12SPA или аналогичного, установленного в блоке обработки информации 4 и подключенного к микроконтроллеру PIC16F877A или аналогичному. Соединение микроконтроллера и других элементов блока обработки информации 4 может быть выполнено по стандартной схеме в соответствии с технической спецификацией производителя.
Вихретоковый преобразователь 2 состоит из корпуса карандашного типа и установленной в него катушкой индуктивности с ферритовым сердечником, выполненным в форме конуса, для уменьшения площади соприкосновения с поверхностью, что обеспечивает повышение точности контроля исследуемой поверхности, позволяя выявить дефекты сопоставимые с площадью соприкосновения датчика с контролируемой поверхностью. Вихретоковый преобразователь 2 устанавливается на опорно-направляющий стержень 3, представляющий собой С-образную опорную направляющую, с цилиндрическим креплением (не показанном на фиг. 1) вихретокового преобразователя 2 и заостренным основанием для размещения опорно-направляющего стержня 3 в углублении образующем символ маркировки, точного позиционирования и перемещения вихретокового преобразователя 2 с обеспечением соприкосновения вихретокового преобразователя 2 по нормали с контролируемой поверхностью 1, на расстоянии 1 мм или более от углубления образующего символ маркировки.
Согласно ГОСТ 33990-2016, введенным от 2018.02.01, высота знаков кода VIN при нанесении на раму, шасси или часть кузова транспортных средств категорий М, N и О - не менее 7 мм. Для исключения влияния края углубления на значение индуктивности вихретокового преобразователя 2 применяется оснастка в виде опорно-направляющего стержня 3, представленная на фиг. 1, позволяющая расположить вихретоковый преобразователь 2 с прилеганием по нормали к контролируемой поверхности 1, на расстоянии 1 мм или более от углубления образующего символ маркировки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВИХРЕТОКОВЫЙ СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ И ВИХРЕТОКОВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1990 |
|
RU2006025C1 |
СПОСОБ ВИХРЕТОКОВОГО ИЗМЕРЕНИЯ ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ | 2020 |
|
RU2747916C1 |
Вихретоковый дефектоскоп | 1991 |
|
SU1826052A1 |
ДВУХПАРАМЕТРОВЫЙ СПОСОБ КОНТРОЛЯ ИЗДЕЛИЙ | 2006 |
|
RU2305280C1 |
Измеритель линейных перемещений | 2015 |
|
RU2624844C2 |
Вихретоковый преобразователь | 1982 |
|
SU1075142A1 |
ВИХРЕТОКОВЫЙ СПОСОБ ДВУХЧАСТОТНОГО КОНТРОЛЯ ИЗДЕЛИЙ | 2000 |
|
RU2184931C2 |
СПОСОБ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО КОНТРОЛЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ПРОЧНОСТИ КРЕПЛЕНИЯ СИДЕНИЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 2011 |
|
RU2478945C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОЙСТВ ОБЪЕКТА ИЗ ЭЛЕКТРОПРОВОДЯЩИХ МАТЕРИАЛОВ | 2008 |
|
RU2371672C2 |
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ГАЗОНАСЫЩЕННЫХ СЛОЕВ НА ТИТАНОВЫХ СПЛАВАХ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2115115C1 |
Использование: для выявления изменения символов заводской маркировки кузова автотранспортного средства. Сущность изобретения заключается в том, что осуществляют размещение устройства контроля на поверхности кузова автотранспортного средства с нанесенной заводской маркировкой, при этом в качестве устройства контроля используют вихретоковый преобразователь, установленный на опорно-направляющий стержень, обеспечивающий соприкосновение вихретокового преобразователя по нормали с контролируемой поверхностью на расстоянии 1 мм или более от углубления, образующего символ заводской маркировки кузова автотранспортного средства, далее перемещают вихретоковый преобразователь, установленный на опорно-направляющий стержень, повторяя контур символа заводской маркировки кузова автотранспортного средства, и при этом непрерывно считывают значение резонансной частоты колебательного LC контура, образованного индуктивностью вихретокового преобразователя, установленного на контролируемой точке символа заводской маркировки, и емкостью конденсатора, установленного в блоке обработки информации, определяют участки символа с измененной заводской маркировкой по невхождению считанного значения резонансной частоты, в контролируемой точке, в предварительно определенный диапазон допустимых значений резонансных частот колебательного LC контура, образованный измененной индуктивностью вихретокового преобразователя, установленного в области, визуально не имеющей следов изменений и нарушения целостности контролируемого объекта, и емкостью конденсатора, установленного в блоке обработки информации. Технический результат: обеспечение возможности контроля изменения маркировки, нанесенной на кузов автотранспортного средства, состоящего из любого типа металла. 3 ил.
Способ выявления изменения символов заводской маркировки кузова автотранспортного средства, включающий размещение устройства контроля на поверхности кузова автотранспортного средства с нанесенной заводской маркировкой, отличающийся тем, что в качестве устройства контроля используют вихретоковый преобразователь, установленный на опорно-направляющий стержень, обеспечивающий соприкосновение вихретокового преобразователя по нормали с контролируемой поверхностью, на расстоянии 1 мм или более от углубления, образующего символ заводской маркировки кузова автотранспортного средства, далее перемещают вихретоковый преобразователь, установленный на опорно-направляющий стержень, повторяя контур символа заводской маркировки кузова автотранспортного средства, и при этом непрерывно считывают значение резонансной частоты колебательного LC контура, образованного индуктивностью вихретокового преобразователя, установленного на контролируемой точке символа заводской маркировки, и емкостью конденсатора, установленного в блоке обработки информации, определяют участки символа с измененной заводской маркировкой по невхождению считанного значения резонансной частоты, в контролируемой точке, в предварительно определенный диапазон допустимых значений резонансных частот колебательного LC контура, образованный измененной индуктивностью вихретокового преобразователя, установленного в области, визуально не имеющей следов изменений и нарушения целостности контролируемого объекта, и емкостью конденсатора, установленного в блоке обработки информации.
В.А | |||
Новиков, А.В | |||
Шилов, А.В | |||
Кушнер, С.Г | |||
Ислевский | |||
Обнаружение измененных номеров кузовов автомобилей с помощью визуализирующей магнитные поля пленки, Дефектоскопия, 2019, N 3, с | |||
Устройство для выпрямления многофазного тока | 1923 |
|
SU50A1 |
Ewa Jedrych et al | |||
Verification of the authenticity of identification numbers, FORENSIC PRACTICE, ISSUES OF FORENSIC SCIENCE 316(2) 2022, pp | |||
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
2024-09-02—Публикация
2024-04-01—Подача