Преобразующееся трёхсредное транспортное средство пятнадцатиместное предназначено для перевозки пассажиров и багажа по воздуху, как самолёт. Способно передвигаться по воздуху, грунту, воде, снегу, автомобильным дорогам и прилегающим к ним территориям, что даёт возможность подъезжать, а также подплывать к необходимым объектам и отъезжать, отплывать от них, посадка и взлёт возле которых будут невозможны. Может использоваться на местных воздушных линиях, для работы в санитарной авиации, при чрезвычайных ситуациях и гражданами в личных целях. В уменьшенном в несколько раз от полноразмерной величины варианте, может использоваться как беспилотный летательный аппарат. Представляет собой самолёт-амфибию со способностью взлёта и посадки на твёрдой, водной и снежной поверхности и управляемого преобразования, при необходимости, в наземное транспортное средство и обратно.
В результате проведенного патентного поиска выделен ближайший аналог (патент РФ №2531538 C1 B60F 5/02 от 25.01.2013 г.) из которого известно Преобразуемое транспортное средство, содержащее фюзеляж с трёхместной пассажирской кабиной и двухместной кабиной летчика, заднюю винтовую установку, убирающиеся передние и задние колеса шасси, складывающиеся правую и левую плоскости крыла и хвостовую часть, разъёмно соединенную с фюзеляжем при помощи шарниров, отдельные закрытые от внешней среды отсеки фюзеляжа для среднего двигателя, для механизмов привода на заднюю винтовую установку и задние колеса шасси, носовой отсек и два обтекаемой формы окна над пилотской кабиной для наблюдения и контроля направления на взлёте и при посадке. Взлётно-посадочное устройство расположено в центральной части фюзеляжа и имеет две убирающихся гидравлическими механизмами ноги с парами колес и амортстоек, находящихся в убранном положении в боковых отсеках между пилотской и пассажирской кабинами, и лыжи, которые в убранном положении находятся в футлярах перед колесами. Плоскости крыла снабжены передними и задними подкосами, винтовыми установками и двигателями, расположенными в передней части коренных секций. Плоскости крыла и хвостовая часть с управляемым стабилизатором выполнены с возможностью складывания при помощи тросовых механизмов для образования наземного транспортного средства. Достигается возможность передвижения по земле, воде, снегу и воздуху.
Выделен также патент РФ на изобретение №2791582 от 27.07.2022 г. Пятнадцатиместное трёхсредное транспортное средство, где имеется сходство по фюзеляжу, крылу, хвостовой части и способу преобразования.
Целью изобретения является создание трёхсредного транспортного средства, самолетного типа, с возможностью перевозить большее количество пассажиров, при улучшенных условиях работы лётчика или экипажа, что повышает эффективность пассажирских перевозок и безопасность полётов.
Поставленная задача достигается тем, что оно выполнено:
1. С увеличенной по объёму, по всей площади передней половины фюзеляжа, передней кабиной, ставшей десятиместной.
2. Рабочие места летчиков или экипажа перенесены в носовую часть передней кабины, где обеспечен полный обзор передней полусферы и местности перед собой.
3. С увеличенной по ширине задней пассажирской кабиной, до сложенных концевых секций крыла и с увеличенной длиной, до конца задней части фюзеляжа, что делает эту кабину пятиместной.
4. С увеличенным по ширине и высоте проходом между кабинами и отсеками для ног основного шасси, до возможности свободного прохода человека средней комплекции в полный рост.
5. Переносом передних винтомоторных установок с коренных секций крыла на центральные секции.
6. Отсутствием лыж, функцию которых выполняют направляющие рамы основного шасси и задняя часть днища фюзеляжа, что упрощает конструкцию.
7. Направляющие рамы ног основного шасси выполняют также функцию поперечного редана, при взлете с водной поверхности.
Конструкция преобразующегося трёхсредного транспортного средства пятнадцатиместного представлена на фигурах 1,2,3,4,5,6,7 и состоит из складывающихся плоскостей крыла, на каждой из которых, впереди центральной секции, размещена винтомоторная установка 1 фиг.1,2,3. Каждая плоскость крыла состоит из коренной 2, центральной 3 и концевой секций 4 фиг.1,3,4, в своей нижней части шарнирно соединенных между собой стыковочными узлами 5 и 6 фиг.1,3,4. Концевая секция 4 снабжена щелевым элероном 7 фиг.1. Центральная секция 3 снабжена щелевыми закрылкам 8 и 9 фиг.1 и в нижней части имеет два шарнирных стыковочных узла, передний 10 и задний 11 фиг.2 и 3, представляющие собой пару выступающих вниз кронштейнов, для шарнирного соединения с верхней частью переднего 12 и заднего 13 подкосов крыла фиг.2. Коренные секции 2 имеют шарнирные стыковочные узлы 14 фиг.1 для соединения с фюзеляжем. В коренных секциях крыла могут располагаться топливные баки. Фюзеляж представляет собой конструкцию обтекаемой формы для движения по воздуху фиг.2 и 3, с днищем для движения по водной поверхности и имеет переднюю, десятиместную кабину 15 фиг.1 и 2, с двумя передними местами для экипажа и заднюю пятиместную пассажирскую кабину 16 фиг.1,2,7, соединённую с передней кабиной прямоугольным проходом, в полный рост 17 фиг.1 и 3. Передняя кабина имеет двухстворчатые двери с левой стороны 18 фиг.2 и 6. Пол перед ногами экипажа имеет остекление 19 фиг.1. Пассажиры размещаются по правому и левому борту, лицом внутрь, на сидениях с наклонными спинками фиг.1,2,3,4. Ширина прохода в передней пассажирской кабине 15 фиг.3 - восемьдесят сантиметров, высота потолка - один метр восемьдесят сантиметров. Ширина прохода в задней пассажирской кабине 16 фиг.1 и 2 сужается по ходу назад в два раза и в конце кабины размещается одно пассажирское место фиг.1. Высота потолка здесь один метр семьдесят сантиметров фиг.2. Ширина прохода между кабинами - восемьдесят сантиметров, высота потолка - метр восемьдесят 17 фиг.1 и 3. Пол в проходе между рабочими местами экипажа приподнят относительно пола у пассажиров передней кабины на двадцать сантиметров фиг.2, 3 и 6, высота потолка составляет: один метр восемьдесят сантиметров. Входная дверь 18 фиг.2 и 6 двухстворчатая и открывается внутрь.
Вход в переднюю кабину осуществляется по съёмному трапу 20 в три ступени фиг.6, который хранится в проходе между кабинами. Наружная боковая часть фюзеляжа, с каждой стороны, имеет по два шарнирных стыковочных узла, передний 21 и задний 22 фиг.2, для шарнирного соединения с нижней частью передних 12 и задних 13 подкосов крыла. Для соединения с хвостовой частью 23 фиг.2, верхняя задняя часть фюзеляжа с каждой стороны имеет по одному поперечному шарнирному стыковочному узлу 24 фиг.2, расположенному на схождении вертикального 25 фиг.3, 4, 6 и горизонтального 26 фиг.4 силовых элементов задней части конструкции фюзеляжа. Днище фюзеляжа имеет ниши, где располагаются передние, задние и основные колеса шасси в убранном положении. Передние колеса убираются отклонением их стоек поперёк и внутрь фюзеляжа, а задние - отклонением вперёд и вверх. Опоры основного шасси состоят из правой и левой ноги и принимают на себя в работе основную часть нагрузки, так как центр тяжести в развёрнутом состоянии находится рядом, но сзади колес, а в сложенном впереди. Каждая нога основного шасси имеет пару ведущих колес 27 фиг.5 с электроприводом и тормозами, амортстойку совмещённую с гидроцилиндром 28, распорную тягу 29 фиг.3, 5 и направляющую раму 30 фиг 2, 5, 6, которая имеет выпуклую нижнюю поверхность (днище), для взлёта и посадки на снежной и водной поверхности. Ноги убираются вверх, поворачиваясь на стыковочных шарнирах 31 фиг.6 направляющих рам и фюзеляжа. Выпуск выполняется в обратном порядке. В верхней задней части фюзеляжа расположена третья винтомоторная установка 32 фиг.1,2,7. Хвостовая часть 23 фиг.2 представляет собой двухкилевую конструкцию, соединённую между собой разъединяющимся продолжением нижней задней части фюзеляжа 33 фиг.1,2, 6,7. В задней средней части кили соединены между собой осью 34, на которой находится основной отклоняющийся стабилизатор 35 фиг.1,2 и 6 с двумя боковыми, шарнирно с ним соединёнными отклоняющимися параллельно килям секциями 36 фиг.1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Стабилизатор отклоняется вниз на 20 градусов и имеет руль высоты 37 фиг.1 и 6. Отклонение стабилизатора необходимо для складывания и раскладывания хвостовой части и компактного расположения её над сложенными плоскостями крыла. Кили имеют по рулю направления 38 фиг.1, 2. Каждый киль имеет в своей передней верхней части поперечный, осевой стыковочный узел 39 фиг.1,6,7, для соединения с фюзеляжем. Передние 40 фиг.2, 4, 6 и задние 41 фиг.6, 7 опоры шасси состоят из колес, вертикальных амортстоек и поворачиваются в горизонтальной плоскости на триста шестьдесят градусов, имеют механизмы уборки и выпуска (не показано). Шасси позволяет конструкции маневрировать вперёд и назад и разворачиваться на месте, вокруг вертикальной оси центра тяжести на триста шестьдесят градусов на твёрдой поверхности.
Складывание частей конструкции с целью уменьшения размеров и преобразования в наземное транспортное средство происходит в следующем порядке: первоначально концевая секция крыла 4 фиг.4, при помощи тросового механизма, расположенного в коренной секции (не показано), поворачивается вокруг шарнирного стыковочного узла 6 фиг.4 прижимается к нижней стороне центральной секции крыла. Центральная секция крыла разъединяется с коренной секцией 2 фиг.4, поворачиваясь вокруг шарнирного стыковочного узла 5 фиг.4 сближается с ней, занимая вертикальное положение и совмещаясь с габаритами фюзеляжа. Аналогично складывается и вторая плоскость крыла. В результате этих действий, под воздействием задних подкосов крыла открываются замки хвостовой части с фюзеляжем (не показаны), и она разъединяется с ним.
При помощи механизма, расположенного в левом киле (не показано) и троса 42 фиг.1 и 2, идущего от верхней передней концовки левого киля до закрепления на верхней поверхности центральной секции левой плоскости крыла, хвостовая часть поворачивается вверх, вокруг осевых стыковочных узлов 39 фиг.6 до касания стабилизатором сложенных коренных и центральных секций крыла. Другой конец троса в это время удлиняется от закрепления 43 фиг.2, 6 на фюзеляже. Затем стабилизатор отклоняется, опуская при этом хвостовую часть на специальные упоры 44 фиг.4, 5 и (6 показано пунктиром), выходящие из центральных секций крыла, на которые сам и ложится. Боковые секции стабилизатора 36 фиг.5 и 6 под собственным весом поворачиваются на шарнирных соединениях 45 фиг.5 вниз, параллельно килям. Разворачивание конструкции в рабочее положение для полётов происходит в обратном порядке.
При полномасштабных размерах фюзеляж имеет водоизмещение своей нижней части, от днища до нижних шарниров подкосов крыла более шести кубических метров. Ширина: два метра шестьдесят сантиметров, длина: восемь метров, что обеспечит хорошую устойчивость на водной поверхности.
Наличие задней винтомоторной установки уменьшает длину разбега, а также даёт возможность маневра на водной поверхности при сложенных плоскостях крыла. Высота конструкции в сложенном положении равна четырём метрам.
Технический результат реализации изобретения заключается в улучшении эксплуатационных качеств ранее представленного изобретения, (патент РФ №2531538 C1 B60F 5/02 от 25.01.2013 г.).
Преобразуемое транспортное средство
1. Переносом передних винтомоторных установок с коренных секций на центральные, что позволит иметь воздушные винты большего диаметра.
2. Переносом рабочих мест экипажа в переднюю часть конструкции с улучшением обзора передней полусферы и перед собой, что повышает безопасность полётов.
3. Увеличением вместимости количества пассажиров, до тринадцати, что повышает рентабельность при пассажирских перевозках.
4. Упрощением конструкции отсутствием лыж, функцию которых выполняют направляющие рамы основного шасси, и днище задней части фюзеляжа 46 фиг.2 и 7.
Представленное устройство Преобразующееся трёхсредное транспортное средство пятнадцатиместное можно осуществить промышленным способом, с использованием стандартного оборудования.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПЯТНАДЦАТИМЕСТНОЕ ТРЁХСРЕДНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2022 |
|
RU2791582C1 |
ТРЕХСРЕДНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2020 |
|
RU2743310C1 |
Трансформируемый самолет-амфибия вертикального взлета и посадки | 2017 |
|
RU2662311C1 |
ПРЕОБРАЗУЕМОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2013 |
|
RU2531538C2 |
АВИАТРАНСФОРМЕР | 1998 |
|
RU2139795C1 |
ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ | 2023 |
|
RU2818261C1 |
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ ПОВЫШЕННОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ | 2020 |
|
RU2739451C1 |
АВИАТРАНСФОРМЕР | 2010 |
|
RU2444445C1 |
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ СПАСЕНИЯ ПАССАЖИРОВ, ЭКИПАЖА И ГРУЗОВ ПРИ АВАРИИ САМОЛЕТА В ВОЗДУХЕ | 1998 |
|
RU2152335C1 |
СВЕРХЛЕГКИЙ САМОЛЕТ | 2005 |
|
RU2336200C2 |
Изобретение относится к амфибийным транспортным средствам, способным трансформироваться в летательные аппараты самолётного типа. Преобразующееся трёхсредное транспортное средство пятнадцатиместное содержит переднюю и заднюю пассажирские кабины. Экипаж размещён в носовой части передней кабины. Убирающееся шасси состоит из передних и задних колёс и двух основных ног в центре с парами ведущих колёс. Транспортное средство содержит складывающиеся при помощи тросовых механизмов для образования наземного транспортного средства правую и левую плоскости крыла, хвостовую часть. Плоскости крыла снабжены передними и задними подкосами и винтомоторными установками. На задней части фюзеляжа имеется третья винтомоторная установка, для уменьшения длины разбега. Функцию лыж выполняют направляющие рамы основного шасси, имеющие выпуклое днище, а также задняя часть днища фюзеляжа. Обеспечивается возможность перевозки тринадцати пассажиров или груза по воздуху со взлётом и посадкой на грунт, воду и снег. 7 ил.
Преобразующееся трёхсредное транспортное средство пятнадцатиместное, содержащее фюзеляж с передней и задней кабинами, соединёнными проходом, с убирающимися передними и задними колёсами шасси, с убирающимся основным шасси, состоящим из двух ног с парами ведущих колёс, направляющими рамами, распорными тягами, амортстойками и механизмами их уборки и выпуска, находящимися в боковых отсеках фюзеляжа между передней и задней кабинами, складывающиеся правую и левую плоскости крыла и двухкилевую хвостовую часть, разъёмно соединённую с фюзеляжем при помощи шарниров, две винтомоторных установки, расположенные впереди крыла, третью винтомоторную установку в верхней задней части фюзеляжа, днище, приспособленное для движения по воде, плоскости крыла снабжены передними и задними подкосами и совместно с хвостовой частью с управляемым стабилизатором выполнены с возможностью складывания при помощи тросовых механизмов для образования наземного транспортного средства, колёса основного шасси имеют электрический привод и тормоза и вместе с передними и задними колёсами дают возможность конструкции разворачиваться на месте вокруг вертикальной оси центра тяжести на триста шестьдесят градусов на твёрдой поверхности, отличающееся тем, что передние винтомоторные установки расположены впереди центральных секций крыла, имеет десятиместную переднюю кабину, два первых места в которой занимает экипаж и пятиместную заднюю пассажирскую кабину, соединённую с передней расширенным прямоугольным проходом в полный рост, одну двухстворчатую входную дверь в передней кабине и съёмный трап, функцию лыж выполняют направляющие рамы основного шасси, имеющие выпуклое днище, а также задняя часть днища фюзеляжа.
ПРЕОБРАЗУЕМОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2013 |
|
RU2531538C2 |
АЭРОМОБИЛЬ | 2007 |
|
RU2385807C2 |
ПЯТНАДЦАТИМЕСТНОЕ ТРЁХСРЕДНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2022 |
|
RU2791582C1 |
EP 3698995 A1, 26.08.2020 | |||
СПОСОБ ТРАНСФОРМАЦИИ МОТОРНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ДЛЯ НАЗЕМНОЙ И ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ, МОТОРНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2018 |
|
RU2758223C2 |
US 20110042507 A1, 24.02.2011 | |||
ДВЕРЬ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2005 |
|
RU2300483C1 |
Авторы
Даты
2024-09-23—Публикация
2024-02-27—Подача