Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности, к способу жидкостного охлаждения электрических машин и касается особенностей конструктивного исполнения корпуса. Изобретение может быть полезно при создании электрических машин с жидкостной канальной системой охлаждения.
Известна электрическая машина с канальным охлаждением, Науменко В.И. и О.Г. Клочков «Авиационные электрические машины с интенсивным охлаждением». М., Машиностроение, 1977 г., с. 83. Для охлаждения статора на внутренней поверхности корпуса выполнены винтовые каналы, по которым циркулирует хладогент, охлаждая статор. Недостатком предложенной конструкции является низкая надежность и технологичность, так как ее герметичность обеспечивается за счет предварительной посадки с натягом статора в корпус, что требует более точного изготовления деталей и их контроля.
Наиболее близким по техническому решению к предлагаемой конструкции статора электрической машины с жидкостной системой охлаждения является статор электрической машины с жидкостным охлаждением проточным хладогентом, представленный в авторском свидетельстве №RU 2546964 С1 Н02К 1/20, Н02К 9/20, опубл. 10.04.2015 Бюл. №10. Для охлаждения статора в конструкции используются кольцевых каналы, выполненные в рубашке, которая запрессована в корпус.
Основным недостатком вышеназванного технического решения, принятого за прототип, является повышенная трудоемкость изготовления рубашки и корпуса, их сборка, а также более низкая эффективность теплоотвода с поверхности статора.
Цель заявляемого технического решения - повышение эффективности охлаждения при сохранении массогабаритные показателей изделия.
Технический результат достигается тем, что корпус электрической машины с жидкостной системой охлаждения, изготовленный методом 3D печати по металлу из алюминиевого сплава, содержит кольцевой входной и выходной коллекторы, соединенные системой винтообразных каналов прямоугольного сечения, причем угол подъема каналов α составляет от 15° до 30° и по крайней мере хотя бы один раз разрезается кольцевым каналом. Отличительной особенностью предложенного технического решения является изготовление корпуса электрической машины за одно целое с системой канального жидкостного охлаждения, обеспечивая при этом высокую герметичность и надежность устройства, повышенную эффективность теплоотвода с поверхности статора за счет увеличения скорости и турбулизации потока при выполнении винтообразных каналов с углом подъема α и разрезающих их кольцевых каналов.
Изобретение иллюстрируется рисунками, на которых показаны:
фиг. 1 - схема статора электрической машины с жидкостной системой охлаждения,
фиг. 2 - поперечное сечение статора электрической машины с жидкостной системой охлаждения в местах винтообразных каналов с углом подъема α,
фиг. 3 - поперечное сечение статора электрической машины с жидкостной системой охлаждения в местах разрезающих кольцевых каналах.
Статор электрической машины с жидкостной системой охлаждения (фиг. 1, фиг. 2, фиг. 3) состоит из корпуса 1 с кольцевыми каналами входного 2 и выходного 3 коллектора, соединенные между собой системой винтообразных каналов прямоугольного сечения 4 с углом подъема α, которые разрезаются кольцевыми каналами 5, магнитопровода с обмоткой 6.
Охлаждение осуществляется следующим образом, хладогент подается в корпус 1 через кольцевой коллектор входа 2 и проходит к кольцевому коллектору выхода 3 через систему винтообразных каналов прямоугольного сечения 4 с углом подъема α, что приводит к увеличению скорость движения хладогента, повышая эффективность теплоотдачи, дополнительное повышение турбулентности движения хладогента обеспечивается через сообщающиеся разрезающие кольцевые каналы 5. Исполнение корпуса 1 за одно целое с системой каналов 2, 3, 4 и 5 с помощью 3D печати по металлу позволяет значительно повысить надежность и технологичность электрических машин с жидкостной охлаждения по сравнению с ранее используемом способе изготовления, повысить их эффективность и уменьшить массогабаритные показатели.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН АВТОНОМНЫХ ОБЪЕКТОВ | 2013 |
|
RU2513042C1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ ПРОТОЧНЫМ ХЛАДАГЕНТОМ | 2013 |
|
RU2546964C1 |
УСТРОЙСТВО ОХЛАЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2014 |
|
RU2552532C1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 2019 |
|
RU2706016C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ СТАТОРА | 2004 |
|
RU2283525C2 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА ЗАКРЫТОГО ИСПОЛНЕНИЯ С ЖИДКОСТНОЙ СИСТЕМОЙ ОХЛАЖДЕНИЯ | 2019 |
|
RU2713195C1 |
КОМБИНИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОЙ ИНДУКТОРНОЙ МАШИНЫ | 2016 |
|
RU2695320C1 |
СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ СТАТОРОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН | 2009 |
|
RU2439768C2 |
Ротор с жидкостным охлаждением для генератора, интегрированного в газотурбинный двигатель | 2023 |
|
RU2819815C1 |
Синхронный генератор с трехконтурной магнитной системой | 2019 |
|
RU2711238C1 |
Изобретение относится к электротехнике, в частности к способу жидкостного охлаждения электрических машин с конструктивным исполнением корпуса с помощью 3D печати по металлу. Техническим результатом является повышение эффективности охлаждения при сохранении массогабаритных показателей изделия. Статор электрической машины с жидкостной системой охлаждения содержит корпус с кольцевыми коллекторными каналами входа и выхода хладагента, которые связаны между собой винтообразными каналами прямоугольного сечения с углом подъема α от 15° до 30°, обеспечивающим увеличение скорости движения хладагента. Дополнительное повышение турбулентности движения хладагента обеспечивается через сообщающиеся кольцевые каналы, которые разрезают винтовые каналы хотя бы один раз. 3 ил.
Статор электрической машины с жидкостной системой охлаждения, содержащий корпус с системой жидкостного канального охлаждения, состоящей из кольцевых коллекторных каналов входа и выхода хладагента, соединенных между собой винтообразными каналами прямоугольного сечения, отличающийся тем, что корпус выполнен за одно целое с системой жидкостного охлаждения, а винтообразные каналы имеют угол подъема от 15° до 30° и хотя бы один раз разрезаются кольцевым каналом.
US 2012080983 A1, 05.04.2012 | |||
ВЕНТИЛЬНО-ИНДУКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2022 |
|
RU2782339C1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ИНТЕНСИВНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 2023 |
|
RU2798501C1 |
Статор электрической машины | 1983 |
|
SU1116498A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ ПРОТОЧНЫМ ХЛАДАГЕНТОМ | 2013 |
|
RU2546964C1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2006 |
|
RU2347308C2 |
КОМБИНИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОЙ ИНДУКТОРНОЙ МАШИНЫ | 2016 |
|
RU2695320C1 |
Авторы
Даты
2024-11-21—Публикация
2023-12-08—Подача