Изобретение относится к области мелкого судостроения, а именно к гребным лодкам, предназначенным преимущественно для спортивных соревнований, и может быть использовано при конструировании спортивных байдарок, лодок каноэ и лодок академической гребли, в том числе многоместных, с настройкой положения относительно поверхности воды.
Для обеспечения скоростных характеристики и устойчивости хода лодки на воде необходима правильная установка дифферента - наклона лодки в продольной плоскости.
Известна байдарка по патенту на полезную модель RU 141558 U1, МПК В63 В 35/71, В63 В 35/73, опубл. 10.06.2014, которая выполнена из цельного корпуса, в том числе для повышения скоростных характеристик и устойчивости хода байдарки на воде. Недостатком известной байдарки является отсутствие точной регулировки дифферента, что снижает скоростные характеристики и устойчивости хода байдарки на воде.
Известна балластная система для каяка по международной заявке WO2007005395A2, МПК В63 В43/08, опубл. 11.01.2007. Балластная система для каяка состоит из опорного элемента, сконфигурированного для установки внутри каяка или другого плавсредства. Опорный элемент является приемным узлом для надежной установки груза. Груз представляет собой контейнер, имеющий по меньшей мере одно отверстие для заполнения контейнера материалом, например, песком, камнями или водой. Балластная система может располагаться по всей внутренней части каяка, включая переднюю часть кокпита, носовой и кормовой грузовые отсеки и переборки. Балластная система используется для увеличения веса каяка, увеличения центра тяжести и общей устойчивости каяка, однако из-за особенностей конструкции она не может обеспечить точную регулировку его дифферента.
Оборудование современных спортивных лодок, как правило, включает сиденье и подставку для ног с регулировкой по длине и высоте и управляемый руль (см., например, «Стандартная комплектации байдарок NOWING» URL:https://nowing.ru/shop/folder/baydarki-i-kanoe (дата обращения: 10.07.2024). Однако стандартное оборудование не обеспечивает регулировку дифферента лодки.
Известна регулировка дифферента в спортивной одноместной байдарке Nelo 7, разработанной португальской компанией Nelo (MAR Kayaks Ltda) (Руководство пользователя Nelo 7. URL: https://www.manualslib.com/manual/1662666/Nelo-7.html (дата обращения: 10.07.2024).
Устройство для регулировки дифферента (в дальнейшем будем использовать термин «балансирное устройство») содержит рейку, снабженную пазом, и набор утяжелителей (грузов), выполненных с возможностью их установки и крепления в пазе рейки. Рейка крепится на дне лодки, перед подставкой для ног или/и под сиденьем. Настройка дифферента производится за счет изменения положения рейки, изменения количества и положения утяжелителей на рейке (см., например, URL: https://www.youtube.com/watch?v=51ICqDyOThQ (дата обращения: 10.07.2024). Утяжелитель представляет собой набор грузов, установленных на шпильке с резьбой и закрепленных пластиковой гайкой. Вес утяжелителя составляет от 375 до 500 грамм с кратностью веса 125 грамм. Балансировка лодки с помощью известного устройства трудоемка и требует значительного времени.
Наиболее близкой к заявляемой спортивной лодке, принятой в качестве прототипа, является лодка Nelo с регулировкой дифферента за счет размещения балансных устройств в бачках, расположенных в носовых и/или кормовых частях лодки URL: https://www.youtube.com/watch?v=OE_R5QZvgqk (дата обращения: 10.07.2024). Люк бачка закрывается крышкой, которая удерживается на месте с помощью магнита. Балансирное устройство содержит винт, закрепленный на дне бачка и набор грузов, которые надеваются на винт и закрепляются пластиковой гайкой. Регулировка дифферента осуществляется путем нагружения или облегчения носа или кормы. После завершения регулировки крышка люка устанавливается на место и для обеспечения герметичности заклеивается водонепроницаемой пленкой. Наличие люков в носовой и кормовой частях корпуса лодки снижает прочность корпуса лодки.
В основу заявляемого изобретения «Лодка спортивная» поставлена задача расширения арсенала лодок с регулировкой дифферента путем нагружения или облегчения носа или кормы с пониженным снижением прочности корпуса лодки и с обеспечением герметичности лодки в местах установки балансирных устройств.
Задача в устройстве решается тем, что в лодке спортивной, содержащей, по меньшей мере, корпус, изготовленный из композитных материалов, управляемый руль, сиденье и подставку для ног, положение которых регулируется путем перемещения вдоль направляющих для сиденья и направляющих для подставки для ног, расположенных внутри по бортам лодки, и два балансирных устройства, которые расположены в носовой и кормовой части лодки и обеспечивают регулировку дифферента лодки путем нагружения или облегчения носа или кормы с помощью набора грузов, согласно изобретению, балансирное устройство содержит основание, жестко закрепленное в корпусе лодки, и съемную вставку, которая содержит снабженную уплотнительным кольцом ответную часть основания, с которой жестко соединена резьбовая шпилька, на которую надет состоящий из отдельных грузов утяжелитель, зафиксированный снизу гайкой-фиксатором, при этом удержание съемной вставки в основании выполнено резьбовым или безрезьбовым соединением ответной части основания с основанием.
Задача решается также тем, что:
- на поверхности ответной части основания с резьбовым соединением имеется крепежный шлиц;
- на поверхности съемной ответной части основания с безрезьбовым соединением имеется складывающаяся скоба с канавкой под нее и углубление для подъема скобы;
- груз выполнен в виде диска.
- груз выполнен из стали.
Предложенная конструкция балансирного устройства в меньшей степени снижает прочность корпуса лодки из-за меньшего установочного размера основания балансирного устройства по сравнению с размером люка, а также обеспечивает водонепроницаемость в месте его установки без дополнительной защиты.
Изобретение поясняется чертежами, на которых:
фиг. 1 изображает лодку, вид сверху;
фиг. 2 изображает разрез по А-А лодки, показанного на фиг. 1, аксонометрический
вид;
фиг. 3 изображает балансирное устройство с резьбовым соединением, вид сверху;
фиг. 4 изображает балансирное устройство с резьбовым соединением, вид сбоку с вырезом;
фиг. 5 изображает балансирное устройство с безрезьбовым соединением, вид сверху;
фиг. 6 изображает балансирное устройство с безрезьбовым соединением, вид сбоку с вырезом;
фиг. 7 изображает груз, вид сверху;
фиг. 8 изображает разрез груза по Б-Б, показанного на фиг. 7.
Лодка спортивная содержит по меньшей мере, корпус 1, изготовленный из композитных материалов, управляемый руль 2, сиденье 3 и подставку для ног 4, положение которых регулируется путем перемещения вдоль направляющих 5 для сиденья и направляющих 6 для подставки для ног, расположенных внутри по бортам лодки. В носовой и кормовой части лодки на расстоянии L2 и L1 от цента масс лодки расположены два балансирных устройства 7 и 8, которые обеспечивают регулировку дифферента лодки путем нагружения или облегчения носа или кормы. Балансирное устройство содержит жестко закрепленное в корпусе лодки основание 9 и съемную вставку 10. Удержание съемной вставки в основании может быть выполнено резьбовым или безрезьбовым соединением.
В балансирном устройстве с резьбовым соединением (см. фиг. 3 и фиг. 4) вставка содержит снабженную уплотнительным кольцом 11 ответную часть основания 12, с которой жестко соединена резьбовая шпилька 13. На резьбовую шпильку 13 надет утяжелитель 14, состоящий из отдельных грузов 15, зафиксированных снизу гайкой-фиксатором 16. Предпочтительным является изготовление груза 15 из стали в форме диска с нанесением на поверхность диска маркировки, содержащей информацию о массе груза и производителе (см. фиг. 7 и фиг. 8).
Соединение ответной части основания с основанием обеспечивается резьбовым соединением 17. На поверхности вставки имеется крепежный шлиц, предназначенный для выкручивания вставки, например углубление 18 под шестигранный ключ (см. фиг. 3).
При безрезьбовом соединении вставка удерживается за счет силы трения, действующей между соприкасающимися поверхностями основания 9 и ответной части основания 19 (см фиг. 6). Для вынимания вставки при безрезьбовом соединении на ее поверхности установлена скоба 20 и имеются канавка 21, предназначенная для ее нахождения в сложенном состоянии, и выемка 22 для удобства подъема скобы в рабочее положение.
Водонепроницаемость балансирного устройства в обоих случаях обеспечивается за счет уплотнительного кольца 11.
Для изменения массы утяжелителя вывинчивают (или вынимают) вставку из основания. Затем отвинчивают гайку-фиксатор и добавляют или уменьшают количество дисков на шпильке, после чего завинчивают гайку-фиксатор и устанавливают вставку в основание.
Лодку балансируют следующим образом. Гребец садится в лодку и регулирует положение сиденья и подставки для ног. Тренер визуально смотрит, как лодка себя ведет на воде. Тренер перемещает грузы в балансирных устройствах из кормы в носовую часть или наоборот, до тех пор, пока лодка не займет положение на воде, необходимое в конкретных условиях гонки, например, не встанет ровно или с заданным подъемом носа.
Отверстие в лодке, требуемое для установки балансирного устройства по заявляемому техническому решению, значительно меньше, чем размер люка, требуемого для установки известного балансирного устройства, что повышает прочность корпуса лодки в месте установки балансирного устройства. Кроме того, предложенное балансирное устройство выполнено водонепроницаемым и не требует дополнительной герметизации.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГРЕБНО-ПАРУСНАЯ ЛОДКА ПОЛЯ | 2019 |
|
RU2714378C1 |
НАДУВНАЯ ЛОДКА | 1996 |
|
RU2104205C1 |
ГРЕБНО-ПАРУСНАЯ МОТОЛОДКА ПОЛЯ | 2013 |
|
RU2529042C1 |
РАЗБОРНЫЙ КАЯК | 2004 |
|
RU2283258C2 |
Способ движения на "водной подушке" и глиссирующее судно для его осуществления | 2015 |
|
RU2615031C2 |
НАДУВНАЯ ЛОДКА (ВАРИАНТЫ) | 2010 |
|
RU2436703C2 |
МОТОРНОЕ МАЛОМЕРНОЕ СУДНО КАТАМАРАННОГО ТИПА | 2014 |
|
RU2575295C2 |
Устройство для тренировки эскимосского переворота | 1990 |
|
SU1741828A1 |
СПОРТИВНАЯ ЛОДКА МОШКОНОВА | 1995 |
|
RU2093409C1 |
ПЛАВСРЕДСТВО ДЛЯ ОБОРУДОВАНИЯ БРОНЕМАШИН | 2008 |
|
RU2371350C1 |
Изобретение относится к области мелкого судостроения, а именно к гребным лодкам, предназначенным преимущественно для спортивных соревнований. Лодка содержит корпус, изготовленный из композитных материалов, стандартное оборудование лодки и два балансирных устройства, которые расположены в носовой и кормовой части лодки и обеспечивают регулировку дифферента лодки путем нагружения или облегчения носа или кормы с помощью набора грузов. Балансирное устройство содержит основание, жестко закрепленное в корпусе лодки, и съемную вставку, которая содержит снабженную уплотнительным кольцом ответную часть основания, с которой жестко соединена резьбовая шпилька, на которую надет состоящий из отдельных грузов утяжелитель, зафиксированный снизу гайкой-фиксатором. Удержание съемной вставки в основании выполнено резьбовым или безрезьбовым соединением ответной части основания с основанием. Достигается регулировка дифферента путем нагружения или облегчения носа или кормы с пониженным снижением прочности корпуса лодки и с обеспечением герметичности лодки в местах установки балансирных устройств. 4 з.п. ф-лы, 8 ил.
1. Лодка спортивная, содержащая, по меньшей мере, корпус, изготовленный из композитных материалов, управляемый руль, сиденье и подставку для ног, положение которых регулируется путем перемещения вдоль направляющих для сиденья и направляющих для подставки для ног, расположенных внутри по бортам лодки, и два балансирных устройства, которые расположены в носовой и кормовой части лодки и обеспечивают регулировку дифферента лодки путем нагружения или облегчения носа или кормы с помощью набора грузов, отличающаяся тем, что балансирное устройство содержит основание, жестко закрепленное в корпусе лодки, и съемную вставку, которая содержит снабженную уплотнительным кольцом ответную часть основания, с которой жестко соединена резьбовая шпилька, на которую надет состоящий из отдельных грузов утяжелитель, зафиксированный снизу гайкой-фиксатором, при этом удержание съемной вставки в основании выполнено резьбовым или безрезьбовым соединением ответной части основания с основанием.
2. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что на поверхности ответной части основания с резьбовым соединением имеется крепежный шлиц.
3. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что на поверхности ответной части основания с безрезьбовым соединением установлена складывающаяся скоба и имеются канавка, предназначенная для ее нахождения в сложенном состоянии, и выемка для удобства подъема скобы в рабочее положение.
4. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что груз выполнен в виде диска.
5. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что груз выполнен из стали.
СПОРТИВНАЯ ЛОДКА МОШКОНОВА | 1995 |
|
RU2093409C1 |
Трубоукладчик на тракторе | 1961 |
|
SU149549A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛА КРЕНА ИЛИ ДИФФЕРЕНТА ПЛАВУЧЕГО СРЕДСТВА В УСЛОВИЯХ КАЧКИ | 1992 |
|
RU2035352C1 |
CN 205418043 U, 03.08.2016. |
Авторы
Даты
2024-11-25—Публикация
2024-07-25—Подача