СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ С ЭЖЕКТОРНЫМ НАДДУВОМ Российский патент 2024 года по МПК F02K3/02 

Описание патента на изобретение RU2831872C1

Изобретение относится к авиадвигателестроению.

Известен турбореактивный двигатель с эжекторным наддувом (ТРДэж), содержащий газовый эжектор, канал высокого давления которого закольцован через камеру смешения, диффузор и компрессор, а канал низкого давления с одной стороны соединен с атмосферой через входное устройство, а с другой стороны - с компрессором через камеру смешения и диффузор (патент RU № 2201518). Двигатель позволяет за счет ухудшения расходных характеристик на дозвуковых скоростях полета уменьшить (по отношению к ТРДФ) расходы топлива на сверхзвуковых скоростях полета (М=2…2,5) на 25…35%.

Существенным недостатком ТРДэж является то, что для обеспечения устойчивой работы компрессора необходимо регулировать сопловой аппарат турбины, а именно увеличивать площадь проходного сечения при уменьшении отбора воздуха на наддув компрессора, и наоборот.

Целью изобретения является устранение данного недостатка.

Поставленная цель достигается тем, что на выходе из канала высокого давления газового эжектора установлено регулируемое сопло, а уменьшение отбора воздуха на наддув компрессора и охлаждение турбины сопровождается уменьшением температуры газа перед турбиной в соответствии с зависимостью

где - исходная температура газа перед турбиной;

δотб - коэффициент отбора воздуха на наддув компрессора;

δохл - коэффициент отбора воздуха на охлаждение турбины;

δотбо - исходный коэффициент отбора воздуха на наддув компрессора;

δхло - исходный коэффициент отбора воздуха на охлаждение турбины,

при одновременном изменении площади критического сечения сопла двигателя до значений, при которых приведенная частота вращения ротора сохраняется максимально возможной (nпр=const).

Сущность изобретения заключается в том, что снижение температуры газа перед турбиной компенсирует (снижает) увеличение сопротивления со стороны соплового аппарата, вызванное увеличением расхода газа.

Турбина двигателя - одноступенчатая. В отличие от многоступенчатой, одноступенчатая турбина позволяет форсировать мощность путем изменения площади критического сечения сопла (повышение πт). Одноступенчатая турбина позволяет реализовать режим «холодной» раскрутки ротора - повышение частоты вращения ротора при снижении температуры газа перед турбиной.

На фиг. 1 изображена схема ТРДэж;

на фиг. 2 изображены высотно-скоростные характеристики ТРДэж.

ТРДэж (фиг. 1) состоит входного устройства 1, звукового газового эжектора 3, цилиндрической камеры смешения 4, диффузора 5, турбокомпрессора 6, выходного устройства (регулируемое сопло Лаваля) 8, При этом канал высокого давления газового эжектора закольцован через камеру смешения, диффузор и компрессор, а канал низкого давления с одной стороны соединен с атмосферой через входное устройство, а с другой стороны - с компрессором через камеру смешения и диффузор. Канал высокого давления газового эжектора имеет регулируемое (с помощью конусообразного внутреннего тела) звуковое сопло 2, установленное на выходе из канала высокого давления. Турбина - одноступенчатая, охлаждаемая. Отбор воздуха на охлаждение турбины осуществляется за последней ступенью компрессора, в магистрали подачи охлаждающего воздуха установлен отсечной кран 7.

Способ осуществляется следующим образом. На сверхзвуковых скоростях полета отбор воздуха на наддув компрессора уменьшается, что с одной стороны ведет к уменьшению темпов нарастания температуры воздуха на входе в компрессор (сдерживается рост приведенной частоты вращения ротора), а с другой - к увеличению расхода газа через турбину вследствие роста общего расхода воздуха через двигатель. Уменьшение отбора воздуха (на наддув компрессора, охлаждение турбины) сопровождается уменьшением температуры газа перед турбиной в соответствии с соотношением (1). Мощность турбины с одной стороны увеличивается благодаря увеличению расхода газа, а с другой - уменьшается из-за вынужденного уменьшения температуры газа перед турбиной. При этом уменьшение температуры газа и увеличение его расхода по степени влияния на мощность турбины, как правило, не совпадают. С целью компенсации этой разницы изменяют площадь критического сечения сопла двигателя так, чтобы приведенная частота вращения ротора не менялась (nпр=const).

При достижении крейсерской скорости полета отсечной кран 7 перекрывает подачу охлаждающего воздуха в турбину, температура газа перед турбиной уменьшается до минимальной, определяемой соотношением (1). Двигатель переводится в режим холодного форсирования: тяга снижается до потребной в условиях установившегося крейсерского полета, расход топлива уменьшается.

Перевод двигателя в условиях сверхзвукового полета на режим холодного форсирования позволяет существенно улучшить экономичность двигателя, а если принять во внимание, что сверхзвуковой (крейсерский) полет ЛА (типа Ту 144) занимает более 90% полетного времени, то экономичность двигателя в целом существенно улучшается.

Ниже приводятся высотно-скоростные характеристики ТРДэж (фиг. 1) с исходными данными: взлетная тяга 20 тонн; максимальная температура газа перед турбиной 2200 К; максимальная температура рабочих лопаток 1200 К; коэффициент отбора воздуха на наддув компрессора в условиях взлета δотбо=0,3; коэффициент отбора воздуха на охлаждение турбины δохло=0,1 (коэффициент интенсивности охлаждения рабочих лопаток 0,65); степень повышения давления компрессора в условиях взлета πко=4,5; степень понижения давления в турбине в условиях взлета πто=2, расход воздуха 200 кг/с, потери давления во входном устройстве, газовом эжекторе, камере сгорания, выходном устройстве - стандартные; коэффициенты полезного действия компрессора, турбины - стандартные. Эжектор - звуковой.

На фиг. 2 представлены высотно-скоростные характеристики ТРДэж (фиг .1) для типовой траектории полета (здесь Н - высота полета, R - тяга двигателя, Суд - удельный расход топлива, - температура газа перед турбиной, Тл - температура рабочих лопаток, n - частота вращения ротора, nпр - приведенная частота вращения ротора, πк - степень повышения давления в компрессоре, πт - степень понижения давления в турбине, πэж - степень повышения давления в эжекторе, ηо - общий к.п.д. двигателя).

Взлет, набор высоты и разгон ЛА осуществляется на режиме горячего форсирования . Приведенная частота вращения ротора поддерживается постоянной: до скорости М≈1,2 за счет уменьшения температуры окружающего воздуха (набор высоты 11 км), до скорости М≈1,8 за счет уменьшения подогрева воздуха в эжекторе, до скорости М≈2,2 за счет «холодной» раскрутки ротора. Температура рабочих лопаток на начальном участке разгона ЛА - максимальная (Тл=1200 К). По мере уменьшения отбора воздуха на наддув компрессора температура лопаток понижается до 950 К, при отключении охлаждения турбины температура лопаток равна к температуре газа перед турбиной ~ 1050 К. Перепад давлений в турбине на режиме взлета и разгона ЛА поддерживается постоянным πт=2,0, на режиме «холодной» раскрутки ротора повышается до πт=2,6.

Тяга двигателя по мере набора высоты и разгона до скорости М=1,8 снижается. При достижении скорости М=1,8 (высота не меняется) тяга двигателя растет. Удельный расход топлива по мере разгона ЛА снижается до Суд≈1,4 кг/кгс⋅ч. На скорости М=2,2 двигатель переходит на режим холодного форсирования (отключается охлаждение турбины), тяга и удельный расход топлива резко снижаются- R=4,5 т, Суд=1,1 кг/кгс-ч, что соответствует общему к.п.д. ηо=0,5.

Способ позволяет при нерегулируемом сопловом аппарате и температуре газа перед турбиной ~ 2200 К реализовать программу регулирования двигателя nпр=const в диапазоне скоростей полета М=0…2,5 с выходом на общий к.п.д. ~ 0,5.

Похожие патенты RU2831872C1

название год авторы номер документа
ТУРБОЭЖЕКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ И СПОСОБ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 2016
  • Письменный Владимир Леонидович
RU2645373C1
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ЭЖЕКТОРНЫМ НАДДУВОМ 2001
  • Письменный В.Л.
RU2201518C2
АВИАЦИОННАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА И СПОСОБ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ 2016
  • Письменный Владимир Леонидович
RU2616089C1
СПОСОБ ФОРСИРОВАНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2016
  • Письменный Владимир Леонидович
RU2616137C1
АВИАЦИОННАЯ СТЕХИОМЕТРИЧЕСКАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА И СПОСОБ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ 2016
  • Письменный Владимир Леонидович
RU2612482C1
ТРЕХКОНТУРНЫЙ ТУРБОЭЖЕКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2009
  • Письменный Владимир Леонидович
RU2392475C1
ТУРБОЭЖЕКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1999
  • Письменный В.Л.
RU2190772C2
ДВУХКАМЕРНЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ВАРИАНТЫ) 2000
  • Письменный В.Л.
RU2187009C2
ДВУХКОНТУРНЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2017
  • Письменный Владимир Леонидович
RU2661427C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСЕВОГО КОМПРЕССОРА В СИСТЕМЕ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2013
  • Письменный Владимир Леонидович
RU2535186C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 831 872 C1

Реферат патента 2024 года СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ С ЭЖЕКТОРНЫМ НАДДУВОМ

Изобретение относится к авиадвигателестроению, в частности к регулированию турбореактивных двигателей с эжекторным наддувом. Предложен способ регулирования турбореактивного двигателя с эжекторным наддувом, содержащего газовый эжектор, канал высокого давления которого закольцован через камеру смешения, диффузор и компрессор, канал низкого давления с одной стороны соединен с атмосферой через входное устройство, а с другой стороны - с компрессором через камеру смешения и диффузор, заключающийся в увеличении расхода воздуха через двигатель за счет уменьшения отбора воздуха на наддув компрессора. Вместе с тем, согласно способу уменьшают отбор воздуха на охлаждение турбины, причем на выходе из канала высокого давления газового эжектора установлено регулируемое звуковое сопло, уменьшение отбора воздуха на наддув компрессора и охлаждение турбины сопровождается уменьшением температуры газа перед турбиной. Более того, одновременно изменяют площадь критического сечения сопла двигателя до значений, при которых приведенная частота вращения ротора сохраняется максимально возможной. Таким образом, снижение температуры газа перед турбиной компенсирует (снижает) увеличение сопротивления со стороны соплового аппарата, вызванное увеличением расхода газа. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 831 872 C1

1. Способ регулирования турбореактивного двигателя с эжекторным наддувом, содержащего газовый эжектор, канал высокого давления которого закольцован через камеру смешения, диффузор и компрессор, канал низкого давления с одной стороны соединен с атмосферой через входное устройство, а с другой стороны - с компрессором через камеру смешения и диффузор, заключающийся в увеличении расхода воздуха через двигатель за счет уменьшения отбора воздуха на наддув компрессора, отличающийся тем, что уменьшают отбор воздуха на охлаждение турбины, причем на выходе из канала высокого давления газового эжектора установлено регулируемое звуковое сопло, уменьшение отбора воздуха на наддув компрессора и охлаждение турбины сопровождается уменьшением температуры газа перед турбиной в соответствии с зависимостью

,

где - исходная температура газа перед турбиной;

δотб - коэффициент отбора воздуха на наддув компрессора;

δохл - коэффициент отбора воздуха на охлаждение турбины;

δотбо - исходный коэффициент отбора воздуха на наддув компрессора;

δохло - исходный коэффициент отбора воздуха на охлаждение турбины,

при одновременном изменении площади критического сечения сопла двигателя до значений, при которых приведенная частота вращения ротора сохраняется максимально возможной (nпр=const).

2. Способ регулирования турбореактивного двигателя по п. 1, отличающийся тем, что турбина - одноступенчатая.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2831872C1

ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ЭЖЕКТОРНЫМ НАДДУВОМ 2001
  • Письменный В.Л.
RU2201518C2
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА В КАБИНЕ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2009
  • Копылов Геннадий Алексеевич
  • Ковалев Вячеслав Данилович
  • Баландина Наталья Викторовна
RU2401775C1
ВЕНТИЛЯЦИЯ И НАДДУВ КОМПОНЕНТОВ ТУРБОМАШИНЫ 2008
  • Беажель Лоран
  • Коа Паскаль
  • Пьерро Арно
  • Русселэн Стефан
RU2478811C2

RU 2 831 872 C1

Авторы

Письменный Владимир Леонидович

Даты

2024-12-16Публикация

2024-06-13Подача