Данное изобретение относится в целом к скобяным изделиям, и в частности к устройствам для запирания с опломбированием дверей железнодорожных вагонов, грузовых контейнеров и автофургонов, люков цистерн, штурвалов вагонов-хопперов, пакгаузов, складов, магазинов, торговых палаток и др. объектов длительного хранения.
Более конкретно изобретение относится к гибким запорно-пломбировочным устройствам (ЗПУ), в которых в качестве замыкателя используется гибкий элемент, например отрезок стального каната.
Обычно запорно-пломбировочные устройства используются для пломбирования объектов, содержащих значительные материальные ценности, поэтому к ним предъявляются повышенные требования по надежности.
Злоумышленники используют различные способы вскрытия ЗПУ, от взлома до негласного криминального вскрытия. Негласное вскрытие используется с целью скрыть место и время преступления. Чаще всего для такого вскрытия используют отмычки, которые вводятся внутрь корпуса ЗПУ через технологические зазоры между деталями устройства для воздействия на сепаратор или непосредственно на стопорные элементы.
Уменьшить технологические зазоры возможно с помощью селективной сборки ЗПУ, однако при крупносерийном производстве осуществить такую сборку сложно и дорого.
Для уменьшения технологического зазора между стенками входного отверстия и канатом было предложено предохранительное устройство (патент на ПМ № 179771), представляющее из себя втулку с фигурным отверстием, которое повторяет профиль поперечного сечения каната, а на его внутренней поверхности равномерно по периметру выполнены выступы и впадины, число которых равно числу прядей каната, а радиус впадин н которое е меньше радиуса пряди каната, причем впадины по длине втулки выполнены по винтовой линии с углом наклона равным углу наклона свивки прядей каната.
Такой предохранительный элемент ЗПУ был использован в техническом решении, описанном в патенте на ПМ RU № 209295 (Е05В 39/02) и содержащем корпус и канат, в корпусе выполнены два продольных отверстия, одно глухое, в котором размещен пассивный отрезок каната, а во втором продольном отверстии корпуса, в положении закрыто расположен рабочий отрезок каната, с которым взаимодействуют подпружиненные стопорные элементы, расположенные в наклонной плоскости, пересекающее сквозное продольное отверстие под острым углом, в корпусе со стороны входного отверстия выполнена выборка, диаметр которой больше диаметра продольного отверстия, в выборке размещена с возможностью вращения защитная втулка, отверстие которой повторяет профиль поперечного сечения каната и на внутренней поверхности которой выполнены винтовые канавки с шагом, равным шагу свивки прядей каната, а выборка закрыта запрессованной втулкой.
Данное устройство является надежным, однако в ряде случаев, при использовании каната имеющего диаметр, изготовленный по минусовому допуску, возможен доступ к механизму запирания через технологический зазор со стороны выходного отверстия.
Этот недостаток отсутствует у устройства (патент на ПМ RU № 111874 (G09F3/03)), которое содержит канат и корпус с пропускным каналом с основным предохранительным элементом, установленным у его входного отверстия с возможностью вращения, на внутренней поверхности которого равномерно по поперечному сечению расположены выступы и впадины, по крайней мере один, размещённый в корпусе подпружиненный стопорный элемент для фиксации каната, размещенного в пропускном канале, и дополнительный предохранительный элемент, выполненный по аналогии с основным и размещенный в корпусе, со стороны выходного отверстия пропускного канала, причем предохранительные элементы выполнены в виде втулки.
К недостаткам данного устройства следует отнести неудобство замыкания, так как при пропускании каната, необходимо добиться совмещения прядей каната не только с впадинами основной предохранительной втулки, установленной со стороны входного отверстия, но и такого же совмещения с впадинами дополнительной предохранительной втулки, установленной в корпусе со стороны выходного отверстия.
Известно также устройство (патент РФ на изобретение № 2295619), содержащее корпус с пропускным каналом для размещения в нем каната, пересекающее его резьбовое отверстие и фиксатор каната, на одном из концов которого, размещенном в резьбовом отверстии корпуса, выполнены резьбовой участок и кольцевая канавка, в корпусе выполнен дополнительный канал, в котором установлен подпружиненный стопорный элемент, обеспечивающий перекрытие резьбового отверстия после отделения резьбового участка фиксатора от удаляемой рукоятки.
Техническим результатом предлагаемого изобретения является устранение указанных недостатков, т.е. повышение надежности устройства при обеспечении удобства пропускания каната при замыкании устройства, а также обеспечение возможности проверки подлинности запорно-пломбировочного устройства от подмены или подделки.
Указанный технический результат достигается за счет того, что в запорно-пломбировочном устройстве, содержащем корпус и отрезок каната, один конец которого является пассивным и неразъемно зафиксирован в отверстии корпуса путем его пластической деформации с образованием пуклевок, а второй, рабочий отрезок, пропускается через входное и выходное отверстия пропускного канала и фиксируется в нем посредством механизма запирания, размещенного в корпусе и выполненного в виде подпружиненных стопорных элементов, взаимодействующих с канатом и расположенных в наклонной полости, пересекающей пропускной канал под острым углом, в корпусе со стороны входного отверстия выполнена выборка, диаметр которой больше диаметра пропускного канала, в выборке размещена с возможностью вращения защитная шайба, отверстие которой повторяет форму поперечного сечения каната, а выборка закрыта запрессованной втулкой, в корпусе перпендикулярно пропускному каналу, выполнено резьбовое отверстие, пересекающее пропускной канал, и в котором, в положении предварительной сборки, размещен стопорный винт, совмещенный с отделяемой рукояткой канавкой ослабленного сечения, а параллельно пропускному каналу выполнен дополнительный канал меньшего диаметра, пересекающий резьбовое отверстие, в дополнительном канале установлен подпружиненный предохранительный элемент, обеспечивающий перекрытие резьбового отверстия после отделения рукоятки стопорного винта, причем предохранительный элемент выполнен в виде штифта, твердость которого выше твердости материала корпуса и резьбовой части стопорного винта, наконечник рабочего отрезка каната выполнен в форме усеченного конуса путем термической сварки с одновременной скруткой прядей каната без нарушения шага его свивки, для обеспечения беспрепятственного прохождения наконечника рабочего отрезка каната через защитную шайбу, причем угол конусности наконечника α не более 15°, а дополнительный канал снаружи закрыт заглушкой, например, шариком, который завальцован путем пластической деформации элементами корпуса. В случае если шаг навивки каната при его скрутке будет нарушен, то ввести рабочий отрезок каната через профильное отверстие защитной шайбы не удастся. Требуемая геометрия наконечника рабочего отрезка каната обеспечивается путем его обработки после сварки с помощью редуцирования, т.е. ротационной ковки. В роторе по направляющим движутся бойки. При вращении ротора бойки передают удар на обрабатываемый стержень. Подбирая форму бойка и частоту вращения ротора, за счет всестороннего сжатия материала, удается добиться требуемого вида наконечника без нарушения шага свивки каната.
Выступы и впадины отверстия защитной шайбы, равномерно расположенные по ее периметру, имеют радиусные закругления, сами впадины защитных шайб вписаны в окружность, диаметр D которой не меньше диаметра каната, а выступы вписаны в окружность, диаметр d которой соответствует диаметру окружности, вписанной между впадинами прядей каната.
На канаты, используемые для изготовления запорно-пломбировочных устройств, для защиты от коррозии, обычно наносят цинковое покрытие. Одним из способов криминального вскрытия канатных ЗПУ, является обрезка рабочего отрезка каната, высверливание запрессованного участка из корпуса и замена отрезка каната на аналогичный с последующей вклейкой его в отверстие корпуса. Для защиты устройства от такой методики вскрытия, хотя бы одну из наружных прядей рабочего отрезка каната выполняют с покрытием, отличным от покрытия остальных прядей, например, с помощью латунирования. Найти такой канат на замену практически невозможно, так как он изготавливается небольшими партиями и поставляется только производителям по специальному заказу.
Для проверки подлинности устройства от подделки или подмены на его корпусе нанесено покрытие, с добавлением люминофора, имеющего спектр люминесценции в видимом диапазоне спектра под воздействием ультрафиолетового излучения, а на окрашенную таким образом поверхность корпуса помимо цифро-буквенной маркировки нанесен штриховой код, в котором закодированы данные для проверки подлинности устройства. В случае если у грузополучателей или правоохранительных органов имеются сомнения, не является ли запорно-пломбировочное устройство подделкой, то достаточно выяснить будет ли светиться люминофор, нанесенный при окраске корпуса, при освещении ультрафиолетовым излучением. Также, используя индивидуальный заводской номер устройства или отсканировав штрих-код, можно по базе данных ОАО «РЖД» проверить весь «жизненный цикл» устройства от его изготовления до утилизации.
Изобретение поясняется следующими чертежами:
- на фиг. 1 изображено предлагаемое устройство в открытом состоянии, общий вид;
- на фиг. 2 изображено устройство в навешенном на пломбируемом объекте состоянии (с незавернутым стопорным винтом);
- на фиг. 3 - общий вид устройства в замкнутом состоянии;
- на фиг. 4 - выносной элемент А фиг. 1 (увеличено);
- на фиг. 5 - внешний вид защитной шайбы в аксонометрии;
- на фиг. 6 - внешний вид защитной шайбы.
Предлагаемое запорно-пломбировочное устройство содержит корпус 1 и канат 2. Пассивный отрезок 3 каната неразъемно зафиксирован в отверстии 4 корпуса путем его пластической деформации с образованием пуклевок 5. Рабочий отрезок 6 каната, в положении закрыто, пропущен через входное отверстие 7, пропускной канал 8 и выходное отверстие 9. Рабочий отрезок каната зафиксирован в корпусе с помощью механизма запирания, размещенного в корпусе и выполненного в виде подпружиненных стопорных элементов, предпочтительнее шариков 10 и 11 различного диаметра. Пружина 12 и шарики расположены в наклонной полости 13, пересекающей пропускной канал под острым углом. Снаружи наклонная полость закрыта заглушкой 14. Диаметры шариков 10 и 11 выбраны таким образом, чтобы при закрытом ЗПУ они одновременно взаимодействовали с рабочим отрезком каната. В корпусе со стороны входного отверстия 7 выполнена выборка 15, в которой размещена с возможностью вращения защитная шайба 16. Снаружи выборка 15 закрыта запрессованной втулкой 17. Отверстие защитной шайбы 16 повторяет форму поперечного сечения каната. Впадины 18 и выступы 19 и отверстия защитной шайбы, равномерно расположенные по её периметру, имеют радиусные закругления, обозначенные на фиг. 6 значком R. Все впадины защитных шайб вписаны в окружность, диаметр D которой равен или чуть больше номинального диаметра каната, а выступы вписаны в окружность, диаметр d, которой соответствует диаметру окружности вписанной между впадинами прядей каната. Наконечник 20 рабочего отрезка 6 каната выполнен в форме усеченного конуса путем термической сварки с одновременной скруткой прядей каната без нарушения шага его свивки, для обеспечения беспрепятственного прохождения наконечника рабочего отрезка каната через защитную шайбу 16, причем угол α конусности наконечника не более 15°. В корпусе 1 перпендикулярно пропускному каналу 8, выполнено резьбовое отверстие 21, пересекающее пропускной канал, и в котором, в положении предварительной сборки, размещен стопорный винт 22, совмещенный с отделяемой рукояткой 23 канавкой 24 ослабленного сечения, а параллельно пропускному каналу выполнен дополнительный канал 25 меньшего диаметра, пересекающий резьбовое отверстие 21, в дополнительном канале установлен подпружиненный предохранительный элемент 26, обеспечивающий перекрытие резьбового отверстия 21 после отделения рукоятки 23 стопорного винта, причем предохранительный элемент выполнен в виде штифта, твердость которого выше твердости материала корпуса и резьбовой части стопорного винта, снаружи дополнительный канал 25 закрыт заглушкой 27, например, шариком, который завальцован путем пластической деформации элементами корпуса. Отделяемая рукоятка стопорного винта, для облегчения его закручивания, может быть выполнена, например, в виде барашка.
Для дополнительного облегчения замыкания ЗПУ в пропускной канал в положении предварительной сборки может быть установлен ориентатор (на фиг. 1 не показан), изготовленный в соответствии с патентом на полезную модель № 42124 от 10.08.2004 г.
Предлагаемое устройство используется следующим образом.
Рабочий отрезок 6 каната вводят во входное отверстие 7 пропускного канала 8. Наконечник 20 рабочего участка каната проходит через профильное отверстие защитной шайбы 16. Пряди каната при этом размещаются во впадинах шайбы, а выступы шайбы между прядями каната. При дальнейшем перемещении каната внутрь корпуса защитная шайба свободно вращается в выборке 15, не препятствуя его перемещению. Наконечник 20 рабочего отрезка каната, перемещаясь в пропускном канале 8, начинает взаимодействовать с шариком 10, перемещая его в наклонную полость. Следом за ним, сжимая пружину 12, перемещается шарик 11, освобождая пропускной канал для прохождения рабочего отрезка каната. Затягивают канат 2 до образования петли минимального размера. Затем вращают барашек стопорного винта 22 до момента отделения рукоятки 23 по канавке 24 ослабленного сечения. При этом предохранительный элемент (штифт) 26, перемещаясь под действием пружины 28 по дополнительному каналу 25, полностью перекрывает резьбовое отверстие 21, тем самым, исключая возможность высверлить стопорный винт из отверстия.
Попытке силового извлечения каната из корпуса, помимо стопорного винта, также препятствуют шарики, которые под действием пружины перемещаются в сторону пропускного канала, дополнительно стопоря канат.
Сравнение заявленного технического решения с уровнем техники, известным из научно-технической и патентной документации, не выявило устройство, которому присущи признаки, идентичные всем признакам, содержащимся в предложенной заявителем формуле изобретения, т.е. совокупность существенных признаков заявленного решения ранее не была известна и не тождественна каким-либо известным техническим решениям. Следовательно, оно соответствует условию патентоспособности «новизна» и «изобретательский уровень».
Заявленное техническое решение промышленно применимо, поскольку оно может быть изготовлено в условиях производства любого масштаба, т.е. оно работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, а отличительные признаки решения позволяют получить заданный технический результат.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Запорно-пломбировочное устройство (варианты) | 2023 |
|
RU2813843C1 |
ГИБКОЕ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО СО СРЕДСТВОМ КОНТРОЛЯ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ВСКРЫТИЯ | 2013 |
|
RU2530164C1 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНЫХ УСТРОЙСТВ ОТ НЕРАЗРУШАЕМОГО ВСКРЫТИЯ | 2020 |
|
RU2736676C1 |
Запорно-пломбировочное устройство | 2021 |
|
RU2772582C1 |
ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2008 |
|
RU2386771C2 |
ГИБКОЕ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2009 |
|
RU2404340C1 |
Комбинированное запорно-пломбировочное устройство (варианты) | 2020 |
|
RU2781364C2 |
ГИБКОЕ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2010 |
|
RU2434110C1 |
ГИБКОЕ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО С ПОВЫШЕННОЙ КРИМИНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ | 2016 |
|
RU2647246C1 |
СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ВСКРЫТИЯ ГИБКОГО ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОГО УСТРОЙСТВА | 2012 |
|
RU2499871C1 |
Запорно-пломбировочное устройство предназначено для запирания с опломбированием дверей железнодорожных вагонов, грузовых контейнеров и др. объектов длительного хранения. В корпусе с отрезком каната, один конец которого зафиксирован в корпусе, а второй отрезок пропущен через пропускной канал и зафиксирован в нем посредством механизма запирания. В корпусе со стороны входного отверстия размещена защитная шайба. В корпусе выполнено резьбовое отверстие, в котором размещен стопорный винт, а параллельно в дополнительном канале установлен подпружиненный предохранительный элемент. Наконечник рабочего отрезка каната выполнен в форме усеченного конуса с углом конусности наконечника не более 15°. Дополнительный канал снаружи закрыт заглушкой. Одна из наружных прядей рабочего отрезка каната выполнена с покрытием. На корпусе устройства нанесено покрытие, с добавлением люминофора, имеющего спектр люминесценции в видимом диапазоне спектра под воздействием ультрафиолетового излучения, а на окрашенную таким образом поверхность корпуса помимо цифробуквенной маркировки нанесен штриховой код, в котором закодированы данные для проверки подлинности устройства. Запорно-пломбировочное устройство обеспечивает повышение надежности устройства и удобство пропускания каната при замыкании устройства, обеспечивает возможность проверки подлинности запорно-пломбировочного устройства от подмены или подделки. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.
1. Запорно-пломбировочное устройство, содержащее корпус и отрезок каната, один конец которого неразъемно зафиксирован в корпусе, а второй, рабочий отрезок, пропущен через пропускной канал и зафиксирован в нем посредством механизма запирания, в корпусе со стороны входного отверстия выполнена выборка, в которой размещена с возможностью вращения защитная шайба, отверстие которой повторяет форму поперечного сечения каната, в корпусе перпендикулярно пропускному каналу выполнено резьбовое отверстие, пересекающее пропускной канал и в котором размещен стопорный винт, а параллельно пропускному каналу выполнен дополнительный канал меньшего диаметра, пересекающий резьбовое отверстие, в этом канале установлен подпружиненный предохранительный элемент, обеспечивающий перекрытие резьбового отверстия после отделения рукоятки стопорного винта, отличающееся тем, что наконечник рабочего отрезка каната выполнен в форме усеченного конуса путем сварки с одновременной скруткой прядей каната с последующим формообразованием путем редуцирования, причем угол конусности наконечника α не более 15°, а дополнительный канал снаружи закрыт заглушкой, например шариком, который завальцован путем пластической деформации элементами корпуса.
2. Запорно-пломбировочное устройство по п. 1, отличающееся тем, что хотя бы одна из наружных прядей рабочего отрезка каната выполнена с покрытием, отличным от покрытия остальных прядей, например, с помощью латунирования.
3. Запорно-пломбировочное устройство по любому из пп. 1, 2, отличающееся тем, что на корпусе устройства нанесено покрытие, с добавлением люминофора, имеющего спектр люминесценции в видимом диапазоне спектра под воздействием ультрафиолетового излучения, а на окрашенную таким образом поверхность корпуса помимо цифробуквенной маркировки нанесен штриховой код, в котором закодированы данные для проверки подлинности устройства.
ГИБКОЕ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО СО СРЕДСТВОМ КОНТРОЛЯ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ВСКРЫТИЯ | 2013 |
|
RU2530164C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТЕТРАФЕНИЛДИПИРАНИЛОВОГО ЭФИРА | 1967 |
|
SU225212A1 |
Способ построения двухтактных схем магнитных цепочек | 1957 |
|
SU111874A1 |
ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2005 |
|
RU2295619C1 |
АППРЕТ, НЕ СОДЕРЖАЩИЙ СИНТЕТИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТНО-АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ, ЛИСТ С АППРЕТОМ, НЕ СОДЕРЖАЩИМ СИНТЕТИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТНО-АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ, ИЗДЕЛИЯ, ИМЕЮЩИЕ ЛИСТ С АППРЕТОМ, НЕ СОДЕРЖАЩИМ СИНТЕТИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТНО-АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ, И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СПОСОБЫ | 2015 |
|
RU2710620C2 |
US 5538300 A1, 23.07.1996. |
Авторы
Даты
2025-01-28—Публикация
2024-06-24—Подача