Надувная моторная лодка Российский патент 2025 года по МПК B63B7/08 

Описание патента на изобретение RU2834118C1

Изобретение относится к области маломерного судостроения, а именно к надувным моторным лодкам.

Известна надувная моторная лодка, содержащая надувные борта, герметично соединенные с гибким днищем, и расположенный между ними на надувном киле жесткий настил.

Недостатком известной надувной лодки является недостаточная продольная жесткость корпуса, что приводит к снижению мореходных качеств и безопасности плавания.

Известны надувные моторные лодки РИБ (от англ. rigid inflatable boat – жестко надувная лодка). Это моторные лодки, имеющие прочный и жесткий корпус и расположенный по периметру надводного борта надувной баллон [Интернет сайт http//www.ru.m.wiripedia.org]. Данные лодки отличаются высокой устойчивостью, безопасностью и отличным поведением на волне.

Недостатками лодок РИБ являются: большой вес, сложность изготовления и ремонта. Для наземного транспортирования таких лодок нужны специальные средства, например автоприцепы.

Известна надувная моторная лодка, содержащая корпус, состоящий из U – образного надувного баллона и днища, соединяющего противоположные борта указанного надувного баллона, выполненных из эластичного материала, съемного жесткого днища, установленного в крепежном элементе, расположенном на нижней поверхности надувного баллона. Съемное жесткое днище состоит из двух или более секций, соединенных между собой посредством разъемного замкового соединения. Боковые кромки указанных секций, по меньшей мере, на части своей длины расположены под углом к примыкающей к ним внешней поверхности корпуса днища и выполнены с возможностью съемного размещения в крепежном элементе, расположенном на нижней внешней поверхности надувного борта указанной лодки [Патент на изобретение RU 2711524, B63B 7/08, опубл.17.01.2020 Бюл. № 2].

По сравнению с лодками РИБ у известной надувной моторной лодки снижены вес и транспортировочные размеры. Конструкция известной моторной лодки позволяет эксплуатировать ее как с жестким днищем, так и без него, с эластичным днищем.

Недостатком известной надувной моторной лодки является недостаточная плавучесть, которая обеспечивается только за счет ее надувных бортов. Съемное жесткое днище не повышает плавучести лодки, а, наоборот, снижает ее, так как секции съемного жесткого днища не герметично соединены с надувным баллоном и между собой. Недостаточная плавучесть снижает мореходные качества известной надувной моторной лодки.

Другим недостатком известной надувной моторной лодки является недостаточно надежное закрепление секций съемного жесткого днища на корпусе с помощью крепежного элемента из эластичного материала, расположенного на нижней внешней поверхности надувного баллона. Это снижает безопасность плавания известной надувной моторной лодки.

Техническим результатом заявляемого изобретения является повышение мореходных качеств и безопасности плавания.

Технический результат достигается тем, что в надувной моторной лодке, состоящей из корпуса, образованного надувными бортами, выполненными из эластичного материала, и транцем, съемного жесткого днища, состоящего из двух или более секций, секции съемного жесткого днища выполнены в виде полых внутри герметичных тел обтекаемой призматической формы и установлены вдоль оси лодки на нижней поверхности расположенных друг за другом поперечных жестких пластин, герметично соединенных с надувными бортами в их нижней части, между собой и с транцем, причем каждая секция съемного жесткого днища верхней гранью прикреплена одновременно не менее чем к двум смежным жестким пластинам с перекрытием соприкасающихся краев пластин, а основания секций съемного жесткого днища плотно прилегают друг к другу, при этом кормовая секция днища жестко связана с транцем.

На фиг. 1 изображена надувная моторная лодка – вид снизу.

На фиг. 2 показан разрез А-А на фиг. 1 Разрез А-А на фиг. 2 повернут.

На физ. 3 показан разрез Б-Б на фиг. 2.

Надувная моторная лодка состоит из корпуса, образованного U – образными надувными бортами 1, выполненными из эластичного материала, и транцем 2, секций съемного жесткого днища 3, установленных вдоль оси лодки на нижней поверхности расположенных друг за другом поперечных жестких пластин 4, которые приклейкой лент 5, 6, 7 и 8 из эластичного материала неразъемно и герметично соединены с надувными бортами 1 в их нижней части, между собой и с танцем 2. Ширина лент 5 и 6 соответствует ширине пластин 3. Секции съемного жесткого днища 3 выполнены в виде полых внутри герметичных тел обтекаемой призматической формы. Каждая секция съемного жесткого днища 3 верхней гранью прикреплена одновременно не менее чем к двум смежным пластинам 4 с перекрытием соприкасающихся краев пластин, а основания секций съемного днища 3 плотно прилегают друг к другу. Остальные грани секций формируют обводы съемного жесткого днища 3. В предлагаемом варианте конструкции надувной моторной лодки днище имеет V – образное поперечное сечение (фиг. 2). К кормовой секции съемного жесткого днища 3 прикреплены, по меньшей мере, две пластины 9 с отверстиями для соединения с транцем 2, например посредством резьбовых элементов.

Для крепления секций съемного жесткого днища 3 на пластинах 4 в предлагаемом варианте конструкции надувной моторной лодки использовано разъемное шиповое соединение типа «ласточкин хвост». Для этого на пластинах 4 в зоне контакта с секциями съемного днища 3 выполнен сквозной паз трапециевидной формы a, а на поверхности верхней грани секций съемного днища 3 – шипы b соответствующей формы. Данное соединение отличается высокой прочностью и надежностью. При этом пластины 4 и секции съемного жесткого днища 3 должны быть изготовлены из соответствующих материалов: жесткого пластика, алюминиевых сплавов или композиционного материала. Секции съемного днища 3 могут также быть прикреплены к пластинам 4 с помощью резьбовых элементов, либо каким-то иным способом.

При сборке днища лодки сначала в паз a кормовой пластины 4 со стороны со стороны транца 2 вставляют шип b носовой секции днища 3 и перемещают его по пазам остальных пластин 3 до упора в ограничитель в конце паза a носовой пластины (не показан). Вместе с ним на нос лодки перемещается и носовая секция днища 3. Затем в паз a кормовой пластины 4 со стороны транца 2 последовательно вставляют шипы b центральных секций днища 3 и перемещают их по пазам пластин до упора центральных секций в носовую секцию и друг в друга. Затем в паз a кормовой пластины 4 вставляют шип b кормовой секции днища 3 и перемещают его по пазам кормовой и ближайших к ней пластин 4 до упора кормовой секции в последнюю центральную секцию. После этого кормовую секцию днища 3 с помощью резьбовых элементов, установленных в отверстия пластин 9, соединяют с транцем, окончательно закрепляя съемное днище на надувной моторной лодке. При этом для плотного прилегания секций съемного жесткого днища 3 друг к другу между кормовой и последней центральной секциями съемного жесткого днища 3 установлена прокладка из эластичного материала 10.

Разборка съемного днища производится в обратном порядке.

Для транспортировки лодки ее борта 1 сдувают, днище 3 разбирают и конструкцию складывают по местам стыка пластин 4. Секции съемного жесткого днища также могут быть выполнены разборными.

В заявляемой надувной моторной лодке, по сравнению с известной лодкой по патенту RU 2711524, секции съемного жесткого днища выполнены в виде полых внутри герметичных тел. Причем, если придать обводам днища форму «глубокое V» или «гидролыжа», суммарный объем внутренней полости секций днища 3 будет сопоставим с объемом одного борта лодки. Это значительно увеличивает плавучесть лодки повышая ее мореходные качества.

В заявляемой надувной моторной лодке секции съемного жесткого днища достаточно надежно соединены с ее корпусом, так как прикреплены к нижней поверхности жестких пластин, прикрепленных друг за другом к бортам лодки, причем каждая секция днища верхней гранью прикреплена не менее чем к двум смежным пластинам с перекрытием соприкасающихся краев пластин, а кормовая секция днища жестко соединена с транцем – одним из основных элементов корпуса лодки. При этом секции съемного жесткого днища плотно прилегают друг к другу. Таким образом в заявляемой лодке сформировано прочное и жесткое днище, которое надежно соединено с корпусом лодки. Это значительно повышает продольную жесткость корпуса лодки. Поэтому, при использовании подвесных моторов повышенной мощности, скорость и курсовая устойчивость заявляемой лодки может быть сравнима с жесткокорпусными лодками и катерами, при почти полном сохранении всех преимуществ надувной лодки: существенно меньшем весе и большей плавучести, а также возможности более удобной транспортировки.

Заявляемая надувная моторная лодка может эксплуатироваться и без съемного жесткого днища. Съемное днище может быть выполнено и надувным, состоящим, по меньшей мере, из двух независимых надувных баллонов. Для этого на нижней поверхности каждой из жестких пластин 4 дополнительно должны быть установлены «пластины» для крепления указанных баллонов надувного днища на ликтрос-ликпаз. Однако съемное жесткое днище предлагаемой конструкции, как было показано выше, значительно повышает мореходные качества и безопасность плавания надувной моторной лодки.

Похожие патенты RU2834118C1

название год авторы номер документа
НАДУВНАЯ МОТОРНАЯ ЛОДКА И СЪЁМНОЕ ЖЁСТКОЕ ДНИЩЕ ДЛЯ ТАКОЙ ЛОДКИ (ВАРИАНТЫ) 2019
  • Голицин Александр Борисович
RU2711524C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ДНА ЛОДКИ 2010
  • Телегин Леонид Алексеевич
RU2429987C1
Жестконадувная моторная лодка 2022
  • Мартинович Виталий Николаевич
RU2805586C1
Складная жесткая надувная лодка 2019
  • Веретенников Сергей Александрович
  • Чилингаров Андрей Дмитриевич
RU2715815C1
НАДУВНАЯ МОТОРНАЯ ЛОДКА 2007
  • Котляр Игорь Семенович
  • Молин Евгений Аркадьевич
  • Мухаметшин Наиль Абдуллович
  • Тертичный Александр Николаевич
RU2541746C1
НАДУВНАЯ МОТОРНАЯ ЛОДКА 2007
  • Мухаметшин Наиль Абдуллович
  • Тертичный Александр Николаевич
RU2360824C1
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО С ИМПЕЛЛЕРОМ ДЛЯ ПОДВОДА СЖАТОГО ВОЗДУХА ПОД ДНИЩЕ 2023
  • Голубенко Михаил Иванович
RU2818372C1
НАДУВНАЯ МОТОРНАЯ ЛОДКА 2003
  • Жаворонков Р.Р.
  • Лыжин В.С.
  • Кузнецов А.А.
RU2247054C2
МОТОРНАЯ НАДУВНАЯ ЛОДКА (ВАРИАНТЫ) 2002
  • Королев А.Н.
  • Жаворонков Р.Р.
  • Лыжин В.С.
  • Жохов В.П.
  • Игнатьева М.Л.
RU2237593C2
НАДУВНАЯ ЛОДКА С ЖЁСТКИМ ПАЙОЛОМ, СПОСОБЫ ЕЁ СБОРКИ И РАЗБОРКИ 2021
  • Голицин Александр Борисович
RU2763072C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 834 118 C1

Реферат патента 2025 года Надувная моторная лодка

Изобретение относится к области маломерного судостроения, а именно к надувным моторным лодкам. Надувная моторная лодка состоит из корпуса, образованного надувными бортами, выполненными из эластичного материала, и транцем, съемного жесткого днища, состоящего из двух или более секций. Секции съемного жесткого днища выполнены в виде полых внутри герметичных тел обтекаемой призматической формы. Они установлены вдоль оси лодки на нижней поверхности расположенных друг за другом поперечных жестких пластин, герметично соединенных с надувными бортами в их нижней части, между собой и с транцем. Причем каждая секция съемного жесткого днища верхней гранью прикреплена одновременно не менее чем к двум смежным жестким пластинам с перекрытием соприкасающихся краев пластин, а основания секций съемного жесткого днища плотно прилегают друг к другу. При этом кормовая секция днища жестко связана с транцем. Достигается повышение мореходных качеств и безопасности плавания. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 834 118 C1

Надувная моторная лодка, состоящая из корпуса, образованного надувными бортами, выполненными из эластичного материала, и транцем, съемного жесткого днища, состоящего из двух или более секций, отличающаяся тем, что секции съемного жесткого днища выполнены в виде полых внутри герметичных тел обтекаемой призматической формы и установлены вдоль оси лодки на нижней поверхности расположенных друг за другом поперечных жестких пластин, герметично соединенных с надувными бортами в их нижней части, между собой и с транцем, причем каждая секция съемного жесткого днища верхней гранью прикреплена одновременно не менее чем к двум смежным жестким пластинам с перекрытием соприкасающихся краев пластин, а основания секций съемного жесткого днища плотно прилегают друг к другу, при этом кормовая секция днища жестко связана с транцем.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2834118C1

НАДУВНАЯ МОТОРНАЯ ЛОДКА И СЪЁМНОЕ ЖЁСТКОЕ ДНИЩЕ ДЛЯ ТАКОЙ ЛОДКИ (ВАРИАНТЫ) 2019
  • Голицин Александр Борисович
RU2711524C1
US 6003465 A1, 21.12.1999
НАДУВНАЯ ЛОДКА С ЖЁСТКИМ ПАЙОЛОМ, СПОСОБЫ ЕЁ СБОРКИ И РАЗБОРКИ 2021
  • Голицин Александр Борисович
RU2763072C1
RU 196940 U1, 23.03.2020
Складная жесткая надувная лодка 2019
  • Веретенников Сергей Александрович
  • Чилингаров Андрей Дмитриевич
RU2715815C1
US 4251893 A1, 24.02.1981.

RU 2 834 118 C1

Авторы

Белоусов Юрий Вениаминович

Даты

2025-02-03Публикация

2024-08-28Подача