ДИСТАНЦИОННЫЙ СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МОСТОВОГО СООРУЖЕНИЯ Российский патент 2025 года по МПК G01M7/08 G01M5/00 

Описание патента на изобретение RU2834275C1

Изобретение относится к способам неразрушающего контроля несущей способности строительных конструкций, в частности к способам оценки технического состояния пролетных строений мостовых сооружений при пропуске по ним сверхнормативных войсковых нагрузок [G01B 21/22].

Актуальность заявляемого способа обусловлена возрастающей необходимостью принятия решения о возможности пропуска сверхнормативной нагрузки по пролетному строению автодорожного моста с учетом его фактического эксплуатационного состояния в короткие сроки, а также необходимостью сохранения безопасности персонала при этом. Основными недостатками известных способов являются высокая трудоемкость при их осуществлении, а также недостаточный уровень безопасности персонала, осуществляющий оценку технического состояния мостового сооружения в условиях возможного воздействия противника высокоточным оружием в зоне конфликтов.

Из уровня техники известен СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ПРОЛЕТНОГО СТРОЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА КОНЕЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ [Секулович М. Метод конечных элементов. - Москва: Стройиздат, 1993, 661 с.], принятый в качестве аналога. Способ предполагает следующую последовательность: проведение обмеров балок пролетного строения, определение толщины и материалов каждого слоя дорожной одежды, составление конечно-элементной модели пролетного строения, загружение модели постоянной и подвижной нагрузкой, получение деформаций и напряжений в элементах пролетного строения. Для реализации расчета созданы программные комплексы MIDAS и Sofistic, которые содержат блоки, специально ориентированные на мостовые конструкции.

Основным недостатком указанного аналога является большая трудоемкость и сложность построения конечно-элементной модели пролетного строения, а также недостаточный уровень безопасности персонала, осуществляющий обмер балок пролетного строения.

Из уровня техники также известен, принятый в качестве прототипа, СПОСОБ ОПЕРАТИВНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОПУСКА СВЕРХНОРМАТИВНОЙ НАГРУЗКИ ПО ПРОЛЕТНОМУ СТРОЕНИЮ [RU 2808099 (C1), опубл. 23.11.2023], характеризующийся тем, что первоначально датчиком измерения угловых перемещений измеряют угловые отклонения опорного сечения пролетного строения под воздействием на него пробной нагрузки, расположенной на пролетном строении в положении, соответствующем максимальному от нее изгибающему моменту на пролетном строении, рассчитывают прогиб от пробной нагрузки в середине пролетного строения, допустимый прогиб и максимальные напряжения в нижней и верхней кромках, отличающийся тем, что в качестве пробной нагрузки используют нагрузку с массой, соответствующей нормативной, прогиб от пробной нагрузки рассчитывают с учетом коэффициента угла поворота, учитывающего влияние системы пролетного строения на угловые отклонения, прогиб от сверхнормативной нагрузки рассчитывают путем произведения прогиба от пробной нагрузки на отношение изгибающих моментов от сверхнормативной нагрузки к пробной, а максимальные напряжения в нижней и верхней кромках рассчитывают от сверхнормативной нагрузки с последующим их сравнением с расчетными значениями материалов нижней и верхней кромок, при этом прогиб от сверхнормативной нагрузки сравнивают с допустимым прогибом.

Основной проблемой указанного прототипа является недостаточный уровень безопасности персонала, осуществляющего на пролетном строении оценку технического состояния мостового сооружения.

Задачей изобретения является устранение недостатков прототипа.

Техническим результатом, на достижение которого направлено предлагаемое изобретение, является обеспечение возможности создания дистанционного способа оценки технического состояния мостового сооружения, повышающего безопасность персонала в условиях возможного воздействия противника высокоточным оружием по мостовому сооружению.

Указанный технический результат достигается за счет того, что дистанционный способ оценки технического состояния мостового сооружения, характеризующийся тем, что измеряют угол наклона опорного сечения пролетного строения под воздействием пробной нагрузки, расположенной в положении, соответствующем максимальному от нее изгибающему моменту на пролетном строении, с использованием датчиков измерения угловых перемещений, рассчитывают прогиб от пробной нагрузки в середине пролетного строения по углу наклона опорного сечения, рассчитывают прогнозируемый прогиб от сверхнормативной нагрузки, максимально допустимый прогиб и максимально допустимые напряжения в верхней и нижней кромках пролетного строения от сверхнормативной нагрузки, прогиб в середине и напряжения в верхней и нижней кромках пролетного строения с последующим их сравнением с максимально допустимыми, при этом установку датчиков измерения угловых перемещений осуществляют с использованием роботизированных средств, в качестве пробной нагрузки используют роботизированную нагрузку, выполненную с возможностью движения и остановки по сигналу с дистанционного пульта управления, а в качестве датчиков измерения угловых перемещений используют инклинометры, выполненные с возможностью автоматического выравнивания относительно горизонта земли и дистанционной передачи результатов измерения в мобильный переносной компьютер.

В частности, установку датчиков измерения угловых перемещений осуществляют с использованием беспилотных летательных аппаратов.

Осуществление изобретения

Первоначально на испытываемое пролетное строение устанавливают с использованием, например, беспилотного летательного аппарата с одного из его края датчик измерения угловых перемещений, причем беспилотный летательный аппарат выполнен с захватом, обеспечивающим удерживание инклинометра при его транспортировке с исключением возможности его повреждения при захвате и транспортировке. Управление беспилотным летательным аппаратом, оснащенным камерой видеонаблюдения, осуществляют с мобильного переносного компьютера дистанционно. При достижении беспилотным летательным аппаратом заданного положения места установки инклинометра (края пролетного строения) беспилотный летательный аппарат опускают вниз до положения, при котором исключается падение и опрокидывание инклинометра при отпускании захвата, после чего инклинометр устанавливают на опорную поверхность, расслабляя захват. Управление захватом осуществляют дистанционно с мобильного переносного компьютера. В автоматическом режиме инклинометр выравнивают в горизонтальное положение относительно поверхности земли. С использованием мобильного компьютера проверяют работоспособность инклинометра и текущие значения угловых отклонений опорного сечения пролетного строения.

После чего определяют положение пробной нагрузки на пролетом строении, при котором будет максимальный изгибающий момент Мпроб от нее с использованием, например, построения линии влияния с расчетом ординат Yi осей пробной нагрузки и изгибающего момента Мпроб от нее по всей длине пролетного строения с заданным шагом расчета, например, через каждые 0,2 м, с последующим выбором максимального его значения по зависимостям:

где: Yt - ордината линии влияния i-й оси нагрузки;

St - расстояние от исходной опоры до i-й оси нагрузки;

l - длина пролетного строения;

Pt - нагрузка на i-й ось;

β - коэффициент неразрезности пролетного строения.

Затем, аналогично расчету максимального изгибающего момента от пробной нагрузки Мпроб, рассчитывают максимальный изгибающий момент от сверхнормативной нагрузки Мов.

После чего пробную роботизированную нагрузку, выполненную с возможностью движения и остановки по сигналу с дистанционного пульта управления, располагают на пролетом строении в положении, соответствующим максимальному от нее изгибающему моменту Мпроб. Для обеспечения момента остановки пробной нагрузки на пролетном строении используют камеру видеонаблюдения, установленную на беспилотном летательном аппарате, находящегося в режиме видеонаблюдения в воздухе, в положении, обеспечивающем видимость расчетного положения. В качестве роботизированной пробной нагрузки используют груженный самосвал с общей массой 45 т, выполненный с возможностью движения и остановки, и управления (вправо-влево) по дистанционному сигналу с мобильного переносного компьютера.

Затем измеряют с использованием инклинометра угловые отклонения опорного сечения пролетного строения, регистрируя их среднее значение и определяют расчетным путем прогиб ƒпроб в середине пролетного строения с учетом коэффициента угла поворота δ, учитывающий влияние системы пролетного строения 1 на угловые отклонения, по зависимости:

θ - угловые отклонения.

При этом коэффициент угла поворота δ принимают в зависимости от статической системы пролетного строения и положения датчика измерения угловых перемещений на нем:

для разрезных пролетных строений - 1;

для левого края неразрезных пролетных строений на одной опоре (первый и последний пролет) - 0,77;

для правого края неразрезных пролетных строений на одной опоре (первый и последний пролет) - 0,54;

для неразрезных пролетных строений на двух опорах - 0,36.

Затем расчетным путем определяют прогиб ƒсв в середине пролетного строения от сверхнормативной нагрузки по зависимости:

После этого расчетным путем определяют напряжения от сверхнормативной нагрузки для нижних и верхних кромок в центре пролетного строения по зависимостям:

где: α - коэффициент, зависящий от положения нейтральной оси пролетного строения;

ρ - коэффициент, зависящий от схемы его загружения, (пробная нагрузка приводится к эквивалентной равномерно-распределенной нагрузке ρ=48/5=9,6);

h - высота балок пролетного строения моста;

Ен, Ев - модули упругости материала нижней и верхней кромки соответственно, кгс/см2.

Далее рассчитывают изгибную жесткость EI в середине пролетного строения с учетом фактического эксплуатационного состояния по зависимости:

Момент инерции для нижних и верхних кромок в центре пролетного строения из любых конструкционных материалов определяют по зависимостям:

Момент сопротивления для нижних и верхних кромок в центре пролетного строения рассчитывают по зависимостям:

Далее определяют напряжение от собственного веса для нижних и верхних кромок в центре пролетного строения 1 по формулам:

Поле этого определяют суммарные напряжение по формуле:

Суммарные напряжения сравнивают с расчетным сопротивлением материалов нижних и верхних кромок (или с напряжениями верхних и нижних кромок пролетного строения, полученными заранее расчетным путем в программно-расчетном комплексе, основанном на методе конечных элементов), а прогиб с допустимым:

где: Rн, Rв - расчетное сопротивление материала нижней и верхней кромки соответственно, кгс/см2;

don] - допустимый прогиб, определенный расчетным путем по зависимости:

В случае выполнения всех неравенств пропуск сверхнормативной нагрузки по пролетному строению разрешают со скоростью, обеспечивающей исключение динамических колебаний пролетного строения во время ее проезда. В случае превышения напряжения или прогиба в центре пролетного строения по сравнению с расчетными сопротивлениями и допустимым прогибом пропуск сверхнормативной нагрузки по пролетному строению запрещают.

Благодаря возможности установки инклинометров в заданное положение, установки пробной нагрузки в расчетное положение, измерения угловых отклонений опорного сечения пролетного строения мостового сооружения - обеспечивается возможность оценки технического состояния мостового сооружения дистанционно, что способствует повышению безопасности персонала ввиду отсутствия необходимости его нахождения непосредственно на пролетном строении в условиях возможного воздействия противника высокоточным оружием по мостовому сооружению.

Таким образом, технический результат заявленного изобретения, заключающийся в обеспечении возможности создания дистанционного способа оценки технического состояния мостового сооружения, повышающего безопасность персонала в условиях возможного воздействия противника высокоточным оружием по мостовому сооружению, достигается с использованием заявленного изобретения.

Похожие патенты RU2834275C1

название год авторы номер документа
Измерительный комплекс для экспресс-оценки возможности пропуска сверхнормативной нагрузки по пролетному строению 2024
  • Уталиев Карим Николаевич
  • Луговцев Евгений Анатольевич
  • Шевчук Александр Борисович
RU2827483C1
СПОСОБ ОПЕРАТИВНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОПУСКА СВЕРХНОРМАТИВНОЙ НАГРУЗКИ ПО ПРОЛЕТНОМУ СТРОЕНИЮ 2023
  • Уталиев Карим Николаевич
  • Луговцев Евгений Анатольевич
  • Крюковских Александр Ильич
RU2808099C1
КОМПЛЕКТ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ ДЛЯ ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКИ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ АВТОДОРОЖНЫХ МОСТОВ 2022
  • Луговцев Евгений Анатольевич
  • Шевчук Александр Борисович
  • Уталиев Карим Николаевич
RU2809812C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ПРОЛЕТНОГО СТРОЕНИЯ 2021
  • Луговцев Евгений Анатольевич
  • Герасименя Валерий Павлович
  • Саламахин Павел Михайлович
  • Антюфеев Вячеслав Владимирович
  • Крюковских Александр Ильич
RU2771598C1
СПОСОБ МОНИТОРИНГА МОСТОВОГО ПЕРЕХОДА В ПРОЦЕССЕ ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИИ 2002
  • Шульман Зиновий Иосифович
  • Ликверман А.И.
  • Распоров О.Н.
  • Теплов А.А.
  • Макаров В.Н.
RU2250444C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТАЛЕЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ 2009
  • Бокарев Сергей Александрович
  • Снежков Игорь Иванович
  • Соловьев Леонид Юрьевич
  • Цветков Дмитрий Николаевич
  • Яшнов Андрей Николаевич
RU2411478C2
СПОСОБ ВИБРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ МОСТОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ 2005
  • Селиванова Татьяна Валентиновна
  • Бочкарев Николай Николаевич
  • Картопольцев Андрей Владимирович
RU2284489C1
Информационно-аналитическая система мониторинга механической безопасности конструкций сложного инженерного сооружения 2020
  • Березенцев Михаил Михайлович
  • Васильев Алексей Ильич
  • Калинин Сергей Юрьевич
RU2751053C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ БАЛОК ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ АВТОДОРОЖНЫХ МОСТОВ ПО ИХ ПРОГИБАМ 2020
  • Белый Андрей Анатольевич
  • Ященко Андрей Иванович
RU2767165C2
ТРУБОБЕТОННАЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАПРЯЖЕННАЯ БАЛКА 2017
  • Парышев Дмитрий Николаевич
  • Копырин Владимир Иванович
  • Моисеев Олег Юрьевич
  • Овчинников Игорь Георгиевич
  • Харин Валерий Васильевич
  • Овчинников Илья Игоревич
  • Харин Алексей Валерьевич
RU2669814C1

Реферат патента 2025 года ДИСТАНЦИОННЫЙ СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МОСТОВОГО СООРУЖЕНИЯ

Изобретение относится к способам неразрушающего контроля несущей способности строительных конструкций, в частности к способам оценки технического состояния пролетных строений мостовых сооружений при пропуске по ним сверхнормативных войсковых нагрузок. Технический результат - повышение безопасности персонала в условиях возможного воздействия противника высокоточным оружием по мостовому сооружению. Дистанционный способ оценки технического состояния мостового сооружения характеризуется тем, что измеряют угол наклона опорного сечения пролетного строения под воздействием пробной нагрузки, расположенной в положении, соответствующем максимальному от нее изгибающему моменту на пролетном строении, с использованием датчиков, рассчитывают прогиб от пробной нагрузки в середине пролетного строения по углу наклона опорного сечения, рассчитывают прогнозируемый прогиб от сверхнормативной нагрузки, максимально допустимый прогиб и максимально допустимые напряжения в верхней и нижней кромках пролетного строения от сверхнормативной нагрузки, прогиб в середине и напряжения в верхней и нижней кромках пролетного строения с последующим их сравнением с максимально допустимыми, при этом установку датчиков измерения угловых перемещений осуществляют с использованием роботизированных средств, в качестве пробной нагрузки используют роботизированную нагрузку, выполненную с возможностью движения и остановки по сигналу с дистанционного пульта управления, а в качестве датчиков измерения угловых перемещений используют инклинометры, выполненные с возможностью автоматического выравнивания относительно горизонта земли и дистанционной передачи результатов измерения в мобильный переносной компьютер. 1 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 834 275 C1

1. Дистанционный способ оценки технического состояния мостового сооружения, характеризующийся тем, что измеряют угол наклона опорного сечения пролетного строения под воздействием пробной нагрузки, расположенной в положении, соответствующем максимальному от нее изгибающему моменту на пролетном строении, с использованием датчиков измерения угловых перемещений, рассчитывают прогиб от пробной нагрузки в середине пролетного строения по углу наклона опорного сечения, рассчитывают прогнозируемый прогиб от сверхнормативной нагрузки, максимально допустимый прогиб и максимально допустимые напряжения в верхней и нижней кромках пролетного строения от сверхнормативной нагрузки, прогиб в середине и напряжения в верхней и нижней кромках пролетного строения с последующим их сравнением с максимально допустимыми, при этом установку датчиков измерения угловых перемещений осуществляют с использованием роботизированных средств, в качестве пробной нагрузки используют роботизированную нагрузку, выполненную с возможностью движения и остановки по сигналу с дистанционного пульта управления, а в качестве датчиков измерения угловых перемещений используют инклинометры, выполненные с возможностью автоматического выравнивания относительно горизонта земли и дистанционной передачи результатов измерения в мобильный переносной компьютер.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что установку датчиков измерения угловых перемещений осуществляют с использованием беспилотных летательных аппаратов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2834275C1

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ПРОЛЕТНОГО СТРОЕНИЯ 2021
  • Луговцев Евгений Анатольевич
  • Герасименя Валерий Павлович
  • Саламахин Павел Михайлович
  • Антюфеев Вячеслав Владимирович
  • Крюковских Александр Ильич
RU2771598C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ БАЛОК ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ АВТОДОРОЖНЫХ МОСТОВ ПО ИХ ПРОГИБАМ 2020
  • Белый Андрей Анатольевич
  • Ященко Андрей Иванович
RU2767165C2
EP 4273529 A1, 08.11.2023
CN 201364143 Y, 16.12.2009
Nepomuceno D.T
et al
Development of a schema for the remote inspection of bridges // Proceedings of the Institution of Civil Engineers-Bridge Engineering
- Thomas Telford Ltd, 2022
- С
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

RU 2 834 275 C1

Авторы

Уталиев Карим Николаевич

Даты

2025-02-04Публикация

2024-09-03Подача