Заявляемое техническое решение относится к устройствам для сжигания топливного газа в камерах сгорания стационарных газотурбинных установок.
Из существующего уровня техники известна конструкция малоэмиссионной горелки по полезной модели к патенту RU №198755, содержащая форсунку, корпус с соплом и штоком подвода топлива в основную и дежурную зоны горения; уступ-турбулизатор, расположенный перед завихрителем воздуха, завихритель воздуха, в полых лопатках которого имеются отверстия для подачи топлива, центральное тело с каналами для подвода топлива и воздуха в дежурную зону, элементы конструкции горелки, подверженные высокотемпературной эрозии: топливная форсунка, насадок центрального тела, выполнены съемными, и детали горелки соединяются между собой посредством посадок с натягом и резьбовых пар, уступ - турбулизатор выполнен съемным, а сопло крепится на жаровую трубу камеры сгорания и сопрягается с корпусом горелки посредством телескопического соединения.
Недостатками известной малоэмиссионной горелки является то, что не обеспечивает надежность из-за возникновения локального перегрева носика форсунки под воздействием рабочих температур, что приводит к прогару горелки.
Не обеспечивает жаростойкость форсунки.
Не обеспечивает технологичность изготовления и сборки.
Не обеспечивает устойчивого процесса горения.
Известна конструкция двухконтурной форсунки газотурбинного двигателя по патенту на изобретение RU №94665, имеющая основной и вспомогательный контуры, включающая соосно расположенные корпус форсунки, корпус вспомогательного контура, установленный между корпусами осевой завихритель воздуха с каналами и отверстиями для подачи топлива и распылитель вспомогательного контура.
Недостатками известной двухконтурной форсунки газотурбинного двигателя является:
Не обеспечивает технологичность изготовления и сборки.
Не обеспечивает жаростойкость форсунки.
Из исследованного уровня техники выявлено техническое решение, совпадающее с заявленным техническим решением по совокупности признаков и достигаемому техническому результату, взятый за прототип по патенту на изобретение RU №2442932 сущность заключается в том, что малоэмиссионная горелка, содержит корпус, завихритель с полыми лопатками и отверстиями подачи топлива в основную зону содержащий центральное тело в которое установлена форсунка с каналами подвода топлива.
Недостатками известной малоэмиссионной горелки являются:
Подвержена локальному перегреву форсунки под воздействием рабочих температур приводящему к прогару.
Не обеспечивает регулировку проходного сечения сопла.
Не обеспечивает жаростойкость форсунки при завышенных температурах.
Не обеспечивает технологичность изготовления и сборки.
Не обеспечивает устойчивый процесс горения на всех режимах работы двигателя.
Не обеспечивает подачу в форсунку до 50% от суммарного расхода топлива.
Не обеспечивает выравнивание поля скоростей и давлений в топливных каналах.
Задачей заявленного изобретения является устранение недостатков прототипа, а именно:
Обеспечить регулировку проходного сечения сопла.
Обеспечить жаростойкость форсунки при завышенных температурах.
Обеспечить технологичность изготовления и сборки.
Обеспечить устойчивый процесс горения на всех режимах работы двигателя.
Обеспечить подачу в форсунку до 50% от суммарного расхода топлива. Обеспечить выравнивание поля скоростей и давлений в топливных каналах.
Сущностью заявленного технического решения является, малоэмиссионная двухконтурная горелка, содержащая корпус, завихритель с полыми лопатками и отверстиями подачи топлива в основную зону содержащий центральное тело в которое установлена форсунка с каналами подвода топлива.
Предложенная малоэмиссионная двухконтурная горелка содержит завихритель изготовлен методом аддитивных технологий с внутренними топливными каналами треугольной формы и выравнивающей решеткой, форсунка изготовлена из керамического материала, содержит внутреннюю цилиндрическую полость с нишевой частью, фиксируется с помощью распорных колец размещенных в кольцевых пазах центрального тела, представляет собой цилиндр со ступенькой переходящей в конус с козырьками и скруглением на котором нанесены сквозные отверстия расположенные под углом параллельно конусу, корпус содержит бобышку и втулку, в которой устанавливается гибкая трубка фиксируемая бобышкой, корпус с завихрителем соединен при помощи сварки, на выходе из завихрителя приварено сопло имеющее трактовый выступ, толщина которого может меняться в зависимости от условий формирования проходного сечения, внутри центрального тела герметично установлена пустотелая втулка содержащая канал подвода топлива через которую подается до 50% от суммарного расхода топлива. Поставленная задача в целом достигается тем, что:
Для исключения локального перегрева форсунки под воздействием рабочих температур приводящему к прогару, форсунка содержит внутреннюю цилиндрическую полость с нишевой частью.
Для обеспечения регулировки проходного сечения сопла оно имеет трактовый выступ, толщина которого может меняться в зависимости от условий формирования проходного сечения.
Для обеспечения жаростойкости форсунки она изготовлена из керамического материала.
Для обеспечения технологичности изготовления и сборки завихритель изготовлен методом аддитивных технологий, форсунка фиксируется с помощью распорных колец размещенных в кольцевых пазах центрального тела, корпус содержит бобышку и втулку в которой устанавливается гибкая трубка фиксируемая бобышкой, корпус с завихрителем соединен при помощи сварки, на выходе из завихрителя приварено сопло.
Для обеспечения устойчивого процесса горения на всех режимах работы двигателя форсунка представляет собой цилиндр со ступенькой переходящей в конус с козырьками и скруглением на котором нанесены сквозные отверстия расположенные под углом параллельно конусу, внутри центрального тела герметично установлена пустотелая втулка содержащая канал подвода топлива через которую подается до 50% от суммарного расхода топлива.
Для обеспечения подачи в форсунку до 50% от суммарного расхода топлива внутри центрального тела герметично установлена пустотелая втулка содержащая канал подвода топлива через которую подается топливо.
Для обеспечения выравнивания поля скоростей и давлений в топливных каналах завихритель имеет внутренние топливные каналы треугольной формы и выравнивающую решетку.
Анализ известных технических решений, проведенный по научно-технической и патентной документации, показал, что совокупность существенных признаков заявляемого технического решения не известна из исследованного заявителем уровня техники, следовательно, оно соответствует условиям патентоспособности «новизны» и «изобретательский уровень».
Заявляемое техническое решение поясняется чертежом: На фиг. 1 представлен продольный разрез малоэмиссионной двухконтурной горелки;
Малоэмиссионная двухконтурная горелка, содержащая корпус 1, завихритель 2 с полыми лопатками 3 и отверстиями 4 подачи топлива в основную зону содержащий центральное тело 5 в которое установлена форсунка 6 с каналом подвода топлива 7.
Заявленная малоэмиссионная двухконтурная горелка характеризуется наличием существенных конструктивных изменений по сравнению с известными аналогами, обеспечивающими конструкции возможность реализовать поставленные цели, а именно, завихритель 2 изготовлен методом аддитивных технологий с внутренними 8 топливными каналами треугольной формы и выравнивающей решеткой 9, форсунка 6 изготовлена из керамического материала, содержит внутреннюю цилиндрическую полость 10 с нишевой частью 11, фиксируется с помощью распорных и стопорных колец 12 размещенных в кольцевых пазах 13 центрального тела 5, представляет собой цилиндр 14 со ступенькой 15 переходящей в конус 16 с козырьками 17 и скруглением 18 на котором нанесены сквозные отверстия 19 расположенные под углом параллельно конусу 16, корпус 1 содержит бобышку 20 и втулку 21, в которой устанавливается гибкая трубка 22 фиксируемая бобышкой 20, корпус 1 с завихрителем 2 соединен при помощи сварки, на выходе из завихрителя приварено сопло 23 имеющее трактовый выступ 24, толщина h которого может меняться в зависимости от условий формирования проходного сечения, внутри центрального тела 5 герметично установлена пустотелая втулка 25 содержащая канал подвода топлива 26 через которую подается до 50% от суммарного расхода топлива.
Основываясь на изложенном выше представляется возможным сделать выводы о достижении заявленных целей, а именно:
Обеспечено исключение локального перегрева форсунки под воздействием рабочих температур приводящему к прогару тем, что форсунка содержит внутреннюю цилиндрическую полость с нишевой частью.
Обеспечена регулировка проходного сечения сопла тем, что оно имеет трактовый выступ, толщина которого может меняться в зависимости от условий формирования проходного сечения.
Обеспечена жаростойкости форсунки тем, что она изготовлена из керамического материала.
Обеспечена технологичность изготовления и сборки тем, что завихритель изготовлен методом аддитивных технологий, форсунка фиксируется с помощью распорных колец размещенных в кольцевых пазах центрального тела, корпус содержит бобышку и втулку в которой устанавливается гибкая трубка фиксируемая бобышкой, корпус с завихрителем соединен при помощи сварки, на выходе из завихрителя приварено сопло.
Обеспечен устойчивый процесс горения на всех режимах работы двигателя тем, что форсунка представляет собой цилиндр со ступенькой переходящей в конус с козырьками и скруглением на котором нанесены сквозные отверстия расположенные под углом параллельно конусу, внутри центрального тела герметично установлена пустотелая втулка содержащая канал подвода топлива через которую подается до 50% от суммарного расхода топлива.
Обеспечена подача в форсунку до 50% от суммарного расхода топлива тем, что внутри центрального тела герметично установлена пустотелая втулка, содержащая канал подвода топлива через которую подается топливо.
Обеспечено выравнивание поля скоростей и давлений в топливных каналах тем, что завихритель имеет внутренние топливные каналы треугольной формы и выравнивающую решетку.
Таким образом, по сравнению с прототипом заявленное техническое решение обеспечивает в целом более эффективное использование по назначению, то есть заявленное техническое решение обеспечивает за счет внесения изменений в конструкцию малоэмиссионной двухконтурной горелки их более эффективное использование в камерах сгорания газотурбинных двигателей, а именно: обеспечена регулировка проходного сечения сопла, обеспечена жаростойкость форсунки при завышенных температурах, обеспечена технологичность изготовления и сборки, обеспечена устойчивый процесс горения на всех режимах работы двигателя, обеспечена подача в форсунку до 50% от суммарного расхода топлива, обеспечено выравнивание поля скоростей и давлений в топливных каналах.
Заявленное техническое решение соответствует критерию «новизна» предъявляемому к изобретениям. Заявленное техническое решение соответствует критерию «изобретательский уровень» предъявляемому к изобретениям, т.к. не является очевидным для специалиста.
Заявленное техническое решение соответствует критерию «промышленная применимость» предъявляемому к изобретениям, т.к. конструкция апробирована в АО КМПО и результаты испытаний показали реализацию поставленных целей.
При работе предложенной малоэмиссионной двухконтурной горелки реализуется сжигание перемешанной топливно-воздушной смеси в основной зоне горения и дежурной зоны горения представляющей собой диффузионный факел.
Для подачи в основную зону горения топливо подается в гибкую трубку 22 расположенную в корпусе 1 фиксируемую бобышкой 20 и установленную во втулку 21. Затем через топливные каналы треугольной формы подается в выравнивающую решетку 9 и попадает в завихритель 2 с полыми лопатками 3, после чего выходит из отверстий 4 подачи топлива.
Воздух проходит через полые лопатки 3 завихрителя 2 и смешивается с топливом выходящим из отверстий 4, тем самым формируя топливновоздушную смесь движущуюся через сопло 23 имеющее трактовый выступ 24, толщина h которого может меняться в зависимости от условий формирования проходного сечения. К примеру, если необходимо уменьшить расход воздуха в комплекте горелок, то толщина h увеличивается, а если необходимо увеличить расход воздуха, то толщина выполняется минимальной, соответствующей толщине стенки сопла.
Для подачи в дежурную зону горения до 50% от суммарного расхода топлива, оно подается во внутреннюю часть корпуса 1. Затем через топливные каналы треугольной формы поступает в герметично установленную пустотелую втулку 25 содержащую канал подвода топлива 26, пройдя через которую попадает в форсунку 6 изготовленную из керамического материала, которая зафиксирована с помощью распорных и стопорных колец 12 размещенных в кольцевых пазах 13 центрального тела 5. Форсунка 6 представляет собой цилиндр 14 со ступенькой 15, переходящей в конус 16 с козырьками 17 и скруглением 18. Топливо движется во внутреннюю цилиндрическую полость 10 с нишевой частью 11, на котором нанесены сквозные отверстия 19 расположенные под углом параллельно конусу 16 и формирует диффузионный факел. Нахождение топлива во внутренней нишевой части 11 позволяет обеспечить конвективное охлаждение форсунки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Малоэмиссионная двухконтурная горелка | 2023 |
|
RU2812558C1 |
ДВУХКОНТУРНАЯ ГОРЕЛКА МАЛОЭМИССИОННОЙ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2019 |
|
RU2763964C1 |
Малоэмиссионная двухконтурная горелка | 2024 |
|
RU2823541C1 |
МАЛОЭМИССИОННАЯ ГОРЕЛКА КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ | 2023 |
|
RU2808326C1 |
Газовоздушная горелка кольцевой камеры сгорания | 2024 |
|
RU2823503C1 |
СПОСОБ СЖИГАНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ПОДГОТОВЛЕННОЙ "БЕДНОЙ" ТОПЛИВОВОЗДУШНОЙ СМЕСИ ЖИДКОГО И (ИЛИ) ГАЗООБРАЗНОГО ТОПЛИВА И ВОЗДУХА В ТРЕХКОНТУРНОЙ МАЛОЭМИССИОННОЙ ГОРЕЛКЕ (ВАРИАНТЫ) | 2021 |
|
RU2761713C1 |
МАЛОЭМИССИОННАЯ ГОРЕЛКА | 2010 |
|
RU2442932C1 |
ТОПЛИВОВОЗДУШНАЯ ГОРЕЛКА И ФОРСУНОЧНЫЙ МОДУЛЬ ТОПЛИВОВОЗДУШНОЙ ГОРЕЛКИ | 2018 |
|
RU2698621C1 |
Горелочное устройство малоэмиссионной камеры сгорания и способ регулирования расхода воздуха, поступающего в него | 2021 |
|
RU2781670C1 |
ТОПЛИВОВОЗДУШНАЯ ГОРЕЛКА КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2003 |
|
RU2264584C2 |
Изобретение относится к устройствам для сжигания топливного газа в камерах сгорания стационарных газотурбинных установок. Предложена малоэмиссионная двухконтурная горелка, содержащая корпус (1), завихритель (2) с полыми лопатками (3) и отверстиями (4) подачи топлива в основную зону, содержащий центральное тело (5), в которое установлена форсунка (6) с каналом подвода топлива (7). Завихритель (2) изготовлен методом аддитивных технологий с внутренними (8) топливными каналами треугольной формы и выравнивающей решеткой (9). Форсунка (6) изготовлена из керамического материала, содержит внутреннюю цилиндрическую полость (10) с нишевой частью (11), фиксируется с помощью распорных и стопорных колец (12), размещенных в кольцевых пазах (13) центрального тела (5), представляет собой цилиндр (14) со ступенькой (15), переходящей в конус (16) с козырьками (17) и скруглением (18), на котором нанесены сквозные отверстия (19), расположенные под углом параллельно конусу (16). Корпус (1) содержит втулку (21), в которой устанавливается гибкая трубка (22), фиксируемая бобышкой (20). На выходе из завихрителя приварено сопло (23) имеющее трактовый выступ (24), толщина h которого может меняться в зависимости от условий формирования проходного сечения. Внутри центрального тела (5) герметично установлена пустотелая втулка (25), содержащая канал подвода топлива (26), через которую подается до 50% от суммарного расхода топлива. Изобретение позволяет обеспечивать регулировку проходного сечения сопла, жаростойкость форсунки при завышенных температурах, технологичность изготовления и сборки форсунки, устойчивость процесса горения на всех режимах работы двигателя и подачу в форсунку до 50% от суммарного расхода топлива. 1 ил.
Малоэмиссионная двухконтурная горелка, содержащая корпус, завихритель с полыми лопатками и отверстиями подачи топлива в основную зону, содержащий центральное тело, в которое установлена форсунка с каналами подвода топлива, отличающаяся тем, что завихритель изготовлен методом аддитивных технологий с внутренними топливными каналами треугольной формы и выравнивающей решеткой, форсунка изготовлена из керамического материала, содержит внутреннюю цилиндрицескую полость с нишевой частью, фиксируется с помощью распорных и стопорных колец, размещенных в кольцевых пазах центрального тела, представляет собой цилиндр со ступенькой, переходящей в конус с козырьками и скруглением, на котором нанесены сквозные отверстия, расположенные под углом параллельно конусу, корпус содержит бобышку и втулку, в которой устанавливается гибкая трубка, фиксируемая бобышкой, корпус с завихрителем соединен при помощи сварки, на выходе из завихрителя приварено сопло, имеющее трактовый выступ, толщина которого может меняться в зависимости от условий формирования проходного сечения, внутри центрального тела герметично установлена пустотелая втулка, содержащая канал подвода топлива, через которую подается до 50% от суммарного расхода топлива.
Малоэмиссионная двухконтурная горелка | 2023 |
|
RU2812558C1 |
МАЛОЭМИССИОННАЯ ГОРЕЛКА | 2010 |
|
RU2442932C1 |
МАЛОЭМИССИОННАЯ ГОРЕЛКА КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ | 2023 |
|
RU2808326C1 |
Газовоздушная горелка кольцевой камеры сгорания | 2024 |
|
RU2823503C1 |
WO 2020245572 A1, 10.12.2020. |
Авторы
Даты
2025-06-06—Публикация
2024-09-02—Подача